Фатальный вальс

Как легко (трудно?) неправильно понять это стихотворение,
и как трудно (легко?) понять его правильно.
***
В глухую безлунную ночь, заблудившись в долине,
Бродил в одиночку я. Вышел на замок, скитаясь.
На цыпочках я подошел, и в окне мне картина:
Фигуры две в зале стеклянном танцуют нелепый свой танец.
Чья злая и добрая воля свела их двоих в этом мире?
И кто они есть, и кто эти двое друг другу?
Вдруг ветер подул, и, как шторы раздвинулись шире,
Увидел я то, что танцуют фигуры по кругу.
На лицах их маски (а будто бы с ними - не видно!)
А краешком глаза все видят другого движенья,
Все вроде бы чинно-красиво, но как-то обидно-
неловко мне стало от этого их положенья.
Один замирает, увидев второго коленца,
Второй продолжает, не может он остановиться,
Не в силах я взгляд оторвать, успокоить неловкое сердце -
Вдруг кто-то из них не удержится? Может разбиться?
Они приближаются - я понимаю, что танец совместный,
Секунда - и взгляд - и вновь по углам отдаляться,
Мне хочется крикнуть, что так танцевать -разве честно?
Ну толку с того, что кружатся, кружатся, кружатся?
Здесь слишком уж много зеркал и опасно кружиться,
Какими изящными не были б их пируэты.
Луна появилась на миг - я увидел их лица,
Когда же и чем - говорят они - кончится это?
Как долго танцуют они? Сколько далее этому длиться?
Кто первым споткнется из них - и подхватит второй ли?
Все это - не просто их способ вот так веселиться,
Ведь все эти па - это шифры, задачки, пароли.
Мне кажутся глупыми для выражения средства,
Когда на глазах и не маски, а будто бы шоры.
Им кажется: не репетиция это, а действо,
А лучшие зрители сами себе - это те же танцоры.
Они в этом танце то так далеки друг от друга,
То близко до кончиков пальцев, то вновь осторожны.
Безмолвны они, и я этим, признаюсь, напуган,
Как долго без крика молчать в этом танце возможно?
Когда-нибудь кто-то не выдержит (танец затем им и нужен?)
На соревнование, правда, все это совсем не похоже...
Какой же вулкан этим зрелищем будет разбужен?
Танцуют для боли, для радости или для дрожи?
Я глаз оторвать не смогу. Это страшно и столь же прекрасно.
Движенья отточены, сосредоточены лица.
Я понял, что цель им важней, раз не важно, насколько опасно
Вот так вот дуэтом кружиться,
кружиться,
кружиться.
 
22-25 сентября 2013 года.


Рецензии