Созвездие пса в человеческой псарне

(на фото: Яна Жемойтелите)
 http://avtor.karelia.ru/elbibl/zemojtelite/sobaka.pdf
А вот ссылка на поветь Яны:
http://avtor.karelia.ru/elbibl/zemojtelite/sobaka.pdf

Мои впечатления от рассказа "1 в созвездии... ПСА"

   20 сентября в Национальной библиотеке Карелии прошла презентация книги Яны Жемойтелите «На краю рая». В ней много интересных рассказов, повестей, эссе.   
     Описать всю книгу «На краю рая» невозможно: это получился бы огромный философский трактат. Но чтобы читателю стало понятно, с автором какого уровня ему предстоит познакомиться, остановлюсь на рассказе, распотрошившим на ниточки всё моё внутреннее спокойствие. Это рассказ с первоначальным названием «Один в созвездии… Пса». В книге он называется «Золотарь и Перчаточник». Но я считаю, что первоначальное  – самое настоящее. Именно под таким названием читала я этот рассказ, ещё до книги…
      Бросив взгляд на название, сразу представляешь, как сейчас окунёшься во что-то романтическое, неземное, но едва начинаешь читать, как возникает ощущение, будто автор прилаживает к твоей собственной  шее поводок и уводит в другую сторону от звёзд. Ты сам превращаешься в того сторожевого пса, который покорно, почти «по уставу» сторожит ржавое небо своего питомника и не понимает, за что в его созвездии так уничтожающе ярко, так целенаправленно мерзко самовыражается человеческое зло? И почему так пронзительно растекаются лучи безысходного, сливающегося в одно целое - собачьего лая внутри человеческой души и человеческой брехни внутри души собочьей?
   Такая есть особенность в творчестве Яны – выворачивать душу …  Как бы вытряхивать её, опрокидывать напрочь! Вытряхивать так, чтобы не оставалось в ней ни одной пылинки, ни одной сорной мысли, не задержалась хоть какая-нибудь каверза, там, на дне сознания! Полный катарсис – очищение через боль!
    У самой Яны был такой период, когда пришлось покинуть должность редактора одного литературного журнала и  пойти работать в собачий питомник на полуразвалившийся завод. Больше никуда на работу не брали. Не сложно представить себе ощущения высокообразованного, культурного литератора  в среде разрухи, как внешней, так и внутренней. Именно такое состояние она и передаёт через героя своего рассказа.
    В этом земном созвездии ржавого хлама, именуемого заводом «Вперёд» строго несут службу полуголодные, но верные и преданные псы, терпящие порой истязание своих хозяев, опустивших ниже понимания «человекообразная сущность». Пример тому, племянник директора завода Кизил. С точки зрения настоящего породистого пса Чезара, человек Кислый.
   Надо заметить, что у Яны очень тонко и проникновенно получается входить в сознание «уничтожаемого», унижаемого обстоятельствами жизни существа, будь то собака или человек. И в стилистике переживаний ошейник здесь постоянно давит горло:
«Малыш Чезар злился оттого, что ничего не мог поделать, когда к вольеру подходил этот, от которого несло кислятиной. Подобным образом пахла заскорузлая плесневелая колбаса, и все же человеческая кислятина с примесью мужского пота была еще противней. Кислятиной всегда несло от натур трусливых, в случае с этим парнем кисловатый запах не мог перебить даже табачный дух, въевшийся в его одежду, кожу и волосы. Подходя к клетке, Кислый всегда  присаживался на корточки и, прикурив, что-то говорил Чезару сквозь зубы, как будто плевался. Чезар понимал, что Кислый говорит что-то очень обидное, причем без причины: Чезар ведь ничего плохого не делал. Пес злился, щелкал зубами перед самой белесой рожей, которая маячила возле самой сетки, но Кислому было хоть бы что. Наконец, когда Чезар с налитыми кровью глазами, раздув ноздри от праведного гнева, броском кидался на сетку, в этот самый момент Кислый с силой выдувал ему прямо в морду струю табачного дыма. Это было самое плохое. Дым проникал в ноздри, глотку, в глаза. Задохнувшись, Чезар застывал с открытой пастью, потом принимался чихать, яростно тряся головой и, в невозможности лаять, потому что противный дым успевал проникнуть в гортань, издавал хриплые грудные звуки»
В то же созвездие ёмкого понятия заводской ПСАРНИ попадает и молодой интеллигентный парень Лёша, всей силой души полюбивший Чезара, однажды спасший его, но как ни парадоксально, своим спасением и косвенно убивший. Ведь это он, своим благородством, своей непохожестью на царящее здесь отребье, своей любовью к сторожевым псам, добрым отношением и заботой, вызвал лютую ненависть у «кисловонного» персонажа Кизила. И этому ничтожному, дрянненькому «гадёнышу в фаворе» с невероятной силой, путём  самых грязных подстав, захотелось убить самое красивое, что только существует в живом мире - любовь. Убить Чезара, чтобы отнять любовь Лёши к псу. Чтобы путём физического уничтожения отнять у Чезара его преданность к новому работнику, непохожему на всех. Именно с такой силой все неучи и недоноски ненавидят носителей интеллигентности, образованности, словом, саму генетически прекрасную породу, колющую им глаза и как бы невольно указывающую на команду: «Место!»
   Лёша, как и Чезар, словно бы оказывается в таком же ошейнике принижающих обстоятельств. Он готов терпеть откровенные доносы бывшего уголовника, написанные чудовищно безграмотным языком. Конечно, он  негодует, возмущается, не может понимать законов здешней морали:
«Но разве можно так жить, хлебать в бытовке суп из одной кастрюли, вместе кормить собак, разводить их в караул, убирать вольеры – тоже вместе, бок о бок, и при этом денно и нощно сечь друг за другом. А ну как ошибется товарищ! И стучать, стучать, стучать, писать доносы при каждом удобном случае… Это как же теперь называется — пролетарская мораль?»
Не от хорошей жизни пришёл он сюда. Но он готов смириться и с подленькой моралью здешних работников, и с пакостями Кизила, лишь бы ухаживать за псами и выводить на прогулку полюбившегося Чезара, так поверившего в него и в свою, возможно лучшую собачью участь. Чезар так трогательно  хранил приятно пахнувшую перчатку, однажды стянутую с Лёшиной руки, так по-детски трепетно, что никогда с ней не расставался. Перчатка была его единственной любимой игрушкой.
Яна – великолепный мастер детализации. Через такую деталь, как перчатки на руках Лёши ( а он раньше был музыкантом) она сумела выразить ненависть работников питомника к чистоте и показать уважение к той же чистоте простой собаки. Перчатка, с которой теперь играет Чезар, - это такая ненавязчивая нить, пропитанная чувством брезгливости даже не к заводскому хламу, а к хламу низшего сознания людей, работающих здесь и заставляющих собак охранять этот хлам. Охранять, как пережиток социализма и как пережиток собственной деградированной личности.
Разве не деградированная личность – сторожиха-пьяница, таскающаяся по тем закоулкам объекта, где её не должно быть, и криком своим спровоцировавшая пса. Она же работает здесь и знает инструкцию, гласящую о том, что при виде сторожевого пса, который здесь тоже работает, нельзя орать и размахивать руками. Но с неё спроса нет. Спрос – с собаки. С Кизила, сначала огревшего пса шокером, а потом открывшего вольер, чтобы досадить  Лёше, тоже спроса нет. Спрос с Лёши, за то, что подхватил пса на полпути к дворничихе.
«Услышав возглас Перчаточника, Чезар внезапно опомнился. Оставив жертву в покое, он развернулся к Леше, лизнул его в лицо и в ухо, слегка боднул в плечо, чтобы подбодрить: вставай, сейчас мы вдвоем ей покажем! Обхватив собаку снизу, Лешка вцепился в ошейник, ничуть не думая о том, что, если клыкастая пасть сомкнется на его запястье, руки у него точно не будет. И так держал Чезара, пока сторожиха,  удирая на полусогнутых, не скрылась за углом.»
Конечно, опять очередной донос с привычным искажением происходящего. Но, казалось бы, хоть на этом может зло успокоиться? Нет, зло подобно жалу, которое пока не вонзится и не убьёт, будет преследовать жертву. А в состоянии жертвы обстоятельств одинаково беспомощно порой выглядят, что человек, что собака.
И вот кульминация – самое больное! Заступая на смену, Лёша, как всякий интеллигентный человек, переживает возможную встречу со своим антиподом, уходящим со смены. Его поражает картина, где в инквизиторском плаще уголовник Колян сжигает с мусорным хламом и томик Рабиндраната Тагора… Не находя своего любимого Чезара среди других сторожевых псов, Лёша спрашивает насчёт него у «инквизитора». Колян объясняет, что Кизил увёз Чезара на военный аэродром.  Лёша, хоть через боль, но  постепенно успокаивается, думая, что хоть там , среди культурных военных, жизнь пса будет лучше… И читатель тоже начинает потихонечку смиряться и успокаиваться. Хотя подсознательно, уже полностью сливаясь с переживаниями героя, ожидает неминуемость какого-то страшного подвоха. И подвох вскрывается, когда бывшая сотрудница министерства культуры Д…, недовольная тем коллективам до такой степени, что ушла в собачий питомник, вдруг ворвалась в процесс «инквизиции», растрёпанная, взволнованная с негодующим криком:
«— Скоты, настоящие скоты! — она выкрикивала в лицо Коляну. — Я-то надеялась, что хоть в собачнике скроюсь от этого всеобщего скотства, так нет, и здесь достали меня…»
Тут и узнал Лёша, что Кизил вызвал военных для того, чтобы застрелить пса…. И того застрелили. Ведь из докладной явствовало, что он покусал дворничиху. Сам же пёс никому не мог сказать в ту ночь, что это не правда… И это было последней каплей, разорвавшей Лёшино терпение…
Потрясающе тонкая и глубоко философская концовка рассказа:
  « Спорткомплекс, обшитый металлосайдингом, казался межгалактическим кораблем-ковчегом, силуэт питомника вообще тоже напоминал ковчег, только уже земной, сработанный на скорую руку. А ведь действительно, питомник и был ковчегом, в котором людям и животным — собакам, кошкам, воронам и крысам — предстояло переплыть через… что? Через зиму? Или через эпоху безвременья, в которую кинуло их помимо воли, а желанный берег все никак не обозначался на горизонте. Да и кто бы знал, к какому берегу пристать…
Утро разгоралось, туман со стороны Соньнаволока порозовел, потом прямо над забором, над «колючкой» повис огромный раскаленный шар, дышащий каким-то неземным, холодным жаром. И казалось так, что это теперь так и будет всегда, что Землю занесло в пространство галактического тумана, который способен развеять только холодный космический ветер…
Потом, уже за калиткой, он услышал, как пронзительно-тонко завела песню Вьюга. Вой ее подхватил красивым баритоном Алмаз, вслед за ним вступили Чук и Зубр, а затем и прочие обитатели ковчега. Лешка все-таки обернулся и так с минуту стоял, прощаясь с теми, кого он любил.»
*****
«На краю рая». Невольно хочется задаться вопросом: «Так где же этот край?» И сам  по себе напрашивается ответ: «Он в нашем сознательном и бессознательном отношении к миру живущих. Он там, где высоко в небе сияет созвездие ПСА, которое никогда не ассоциируется с понятием «человеческой ПСАРНИ». Он там, где прекрасное никогда не бывает одиноким, а нелюди не плодятся с геометрической прогрессией и так искусно не сбиваются в стаи, чтобы ярыми глазами своими и смердящими пастями безнаказанно уничтожать дарованные людям свыше - ЧИСТОТУ и СВЕТ!


Рецензии
Я прочитал Янин рассказ. Очень достойное произведения. Я к этому прихожу довольно просто - если не возникает желания читать по диагонали, значит читать стоит! Вообще, приятно осознавать, что горизонт расширяется. То один замечательный автор появится, то другой... Тяжко всё время чувствовать себя Робинзоном Крузо!

Валерий Крайцев   25.09.2013 14:48     Заявить о нарушении
Как правило, это сам себя считаешь Робинзоном, а у племени папуасов - всегда предводители свои!:)

Вера Линькова 2   25.09.2013 15:19   Заявить о нарушении
Сижу на острове, отдыхаю странным способом...

Валерий Крайцев   25.09.2013 16:13   Заявить о нарушении
Я тоже на своём острове думаю, куда бы "Петроглиф" пристроить?:) Кучу всего в инете перелопатила. Кругом - сплошная коммерция!:)Хотела в "Книжное обозрение" про выход Яниной книги... Нигде там нет обратной связи. Только пишут, сколько стоит реклама:) Наверное теперь везде публикация нештатника - это реклама! Господи, как же времена изменились!:)

Вера Линькова 2   25.09.2013 16:40   Заявить о нарушении
Поищи получше. Наверняка что-то есть.

Валерий Крайцев   25.09.2013 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.