У кого что, а у нас свадьба

Времена текут, меняются, но человек, задуманный Творцом, как половина целого, всегда ищет свою вторую половинку. Кто-то находит, кто-то убеждает себя, что нашёл. И тогда люди женятся. В наш прагматичный век — это простой ритуал: загс ресторан. А, как раньше?

ВЫБОР НЕВЕСТЫ. Выбор невесты зависел не только от жениха, но и от желания родителей. Бывало, венчали и без согласия жениха и невесты, но, как показывала практика, чаще оказывались правы родители. «Не боязно жениться, а боязно ошибиться». «Хороша невеста Аннушка, хвалят мать да бабушка».

ПОМОЛВКА. Помолвкой являлось определенное время, которое начиналось с решения жениться и до начала свадьбы. Именно во время неё обсуждается сама свадьба и подготовка к ней. Кроме того, многие пары в это время пытались пожить вместе и посмотреть, уживутся ли они под одной крышей (не путать с сексуальными отношениями). «Человек к человеку жмётся, так и брак удаётся».

СВАТОВСТВО. Проходило совершенно не так, как теперь. То, что теперь мы называем сватовством, на самом деле — сговор. А тогда сватовство проходило без участия родителей жениха и без молодых. Отец жениха выбирал свата из числа родственников или соседей, который и шёл свататься. Обычно, это происходило поздно вечером, чтобы меньше кто знал (на случай отказа). Если сват видел, что родители невесты согласны — он угощал их водкой и уходил. «Как засватали, так и спрятали».

ЗАПОЙ или ПОМЕНЯЛИСЬ ПИРОГАМИ. На другой день, вечером, сват снова шёл в дом невесты с водкой и пирогами. После застолья он обменивался с родителями невесты хлебом. И те, и другие сохраняли этот хлеб до окончания свадьбы. Это был символ нерушимости договора, или, как тогда говорили, «выговора». Время до сговора использовался для того, чтобы родственники поближе познакомились. Вначале родственники невесты с угощением приходили в дом жениха на СМОТРИНЫ ПОДВОРЬЯ ЖЕНИХА. На другой день наносился ответный визит — ОПОХМЕЛ СВАТОВ. Тогда и договаривлись о свадьбе. «Девку ПроПИли, да к мужу сопровоДИли».

СГОВОР. На сговор собирались в доме невесты. Присутствовали и гости. Жених приходил с богатым угощением, другая сторона тоже не скупилась. Жених за стол не садился. После сытного застолья проходили СМОТРИНЫ невесты, которую выводили подруги. Родители спрашивали молодых: «Согласны ли они вступить в законный брак?» На, что те отвечали: «Воля ваша родительская; если вы согласны, то и мы согласны. После чего они целовались и садились за стол. «Как сговорились, так и за стол садились».

ДЕВИЧНИК. К невесте приходили её подруги, которые помогали ей шить подарки жениху и его родных, пели свадебные песни. В это время сюда могли приходить и жених с парнями. Вместе они устраивали «вечерки» за чаем и молодёжными играми. На девичнике происходил ключевой момент всего свадебного обряда — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизировало окончание прежней жизни девушки. Важным элементом являлось также купание невесты в бане. «Как девке косу не заплетать, а расплетать — не миновать».

СВАДЬБА. В то время свадьба — включала больше, чем просто бракосочетание, это был ещё и цикл знаменательных обрядов: одевание невесты, выкуп, венчание, свадебный каравай, застолье.

ОДЕВАНИЕ НЕВЕСТЫ происходило с раннего утра. Подружки наряжали и причёсывали невесту, пели обрядовые песни — причеты, провожая невесту в новую трудную жизнь. Невеста, уже готовая к приезду суженого, садилась в святой угол под иконами. В это время свадебный поезд во главе с женихом выезжал со двора. «Длинная коса до венчания, а девичья краса — до свадьбы».

ВЫКУП. Возле дома невесты жениха поджидали подружки и родственники невесты во главе с ее отцом. Они встречали гостей приветственной свадебной песней. Жениха с его свитой могли встретить и крепко запертые ворота в дом невесты. Тогда не переговоры отправлялся дружка. Дружке и жениху, которых все же с наигранной неохотой впускали в дом, приходилось как разгадывать загадки, так и платить выкуп. В ответ родители невесты звали их за стол. По окончании всех расчетов и поборов к гостям выходила невеста. Жениха и невесту ставили рядом и осыпали их хмелем или зернами, смешанными с деньгами, чтобы жизнь молодых была богатой. После этого ехали венчаться. «Как жених не богат, а семи невест не купит».

ВЕНЧАНИЕ. Венчание в церкви — православная традиция, уходящая вглубь веков. Это таинство, подчеркивающее нематериальную, духовную основу брака, как союза двух любящих сердец. Поэтому к венцу молодые люди приходили, чтобы закрепить союз перед Богом. Невеста была одета в подвенечное платье, которое должно было закрывать руки, плечи, спину и грудь, либо должно было укрываться сверху накидкой. Венчание в церкви самое незабываемое и впечатляющее действие, которое навсегда скрепляет любящие сердца. По церковным правилам сегодня венчание происходит только после регистрации. «Была под венцом — и дело с концом». «С кем венчаться, с тем и кончаться».

КАРАВАЙ. Каравай, которым встречали новобрачных, был на Руси непременным атрибутом свадебного торжества. Круглая форма каравая олицетворяет солнце. Считалось, что тот из новобрачных, кто откусит самый большой кусок свадебного каравая, будет хозяином в доме. «Солнце греет, а каравай кормит».

ЗАСТОЛЬЕ. Застолье начинал самый уважаемый гость, он произносил здравницу в честь молодых. После наступал черед гостей, а затем родителей. Все, кроме молодых, которым обычай предписывал на свадьбе воздерживаться от еды и питья, пили-закусывали от души. «Добрая свадьба — неделю». «-Что красен? — Жениться хочу. — Что бледен? — Да женился».

Не потому ли, что мы позабыли эти старинные обряды и всё упростили — так много сегодня разводов?

Май 2013
Эссе написано с использованием литературы: 1. Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа, Выпуск Х11, Тифлис, 1893 год, разд. Ставропольская губерния, - (составитель – учитель А. Бубнов) 2. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Народная мудрость. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.


Рецензии