В Нилову пустынь

   Моя бабушка по отцу Евдокия Федоровна Иванова (1896-1979г.г.) родилась в деревне Горка Валдайского уезда Новгородской губернии (ныне Фировского района Тверской области). Грамоте её не учили, но она была наделена незаурядным умом, набожна по воспитанию и в молодости даже хотела уйти в монастырь. В 1910 году она совершила паломничество в Нилову пустынь, о чем рассказала мне в 1974 году. Я записал ее повествование на магнитофон. При литературной обработке записанного я постарался сохранить, насколько это возможно, самобытную речь рассказчицы, никогда не читавшей книг. В рассказе упоминается фамилия Синельниковых и монах Алексей из деревни Бель. Это родина бабушкиной матери. В те времена Бель была довольно большой, а теперь о её былых размерах напоминают лишь развалины большого храма. Несколько лет назад я узнал, что в этой деревеньке Синельниковых  нет, и никто не расскажет о судьбе монаха Алексея. Но, благодаря рассказу моей бабушки, не всё с той поры быльём поросло.
                Сергей Фёдорович Иванов
               
                На богомолье век назад

    Я и в Нилову Пустынь ходила и к Иверской Божией Матери тоже. Этот, второй, монастырь - под Валдаем под нашим. Километр от Валдая. Там два раза в год молебствие было Елене, матери царю Константину. В июле ай в августе этот праздник был. Потом в Лаврово ходила, в девичий монастырь. Это в Новгородской области – Демьянск, слыхал ? Вот, под Демьяном. А в Ниловой пустыни я ещё была молодой девчонкой.
    Полтора дня мы ишли. Нас человек пять было с Горки. А руководящая была моя крёстная Татьяна. Утром вышли из дому, а ночевали в деревне Котчище, я помню хорошо. В этой деревне встали мы рано и к обеду уже пришли в Нилову пустынь. В тыи-то года та сторона богатая сильно была: дома каменные, заборы каменные – не похоже, что деревня. И вот, помню, подходим к Ниловой пустыни, и стоит дуб. От этого дуба ковыряли щепочки, брали в карман. Если зуб разболится, эту щепочку положи, и бросит болеть. В этом  дубу Нил Столобенский спасался.
  Потом шли и шли – и такой теремок, часовенка выстроена. В часовенке пристроена иконка, и с этой иконки капает водица. Это мы все знали, пузыречки у нас были с собой. Водицы этой набрали, помылись, попили, отдохнули. И уже последнюю-то упряжку тихо подходили.
  Пришли к озеру Селигер… Там мост. На каких-то бочках этакий мост. Перешли мы его и вот – в Ниловой пустыни. Пришли, сели обуваться. Шли мы в лапотках, чтобы ногам мягче, и намяли вот такие волдыри. Нам крёстная говорит: трите крапивой. Мы натерли, обулись в ботиночки, а лапти – в шелгун.
   Подходит монах. Вы, говорит, дальние? Мы отвечаем: дальние. С какой вы, говорит, местности? (Идет в церковь этакий монах). А крёстная: «Да мы оттуля: Жабны слыхивали?» Слышал, говорит, а от Жабен куды? А она: Мартюшино.
 - А от Мартюшина какие места пойдут?
 - Да туды пойдет Софейка да Бель.
 - Вот, я из самой Бели, из деревни. Вы знаете ли Ивана Иваныча по фамилии Синельников?
   А я ходила в Бель и в этом-то доме много раз бывала, там у него племянницы две. Уж он иначе меня маленькую там видывал и теперь признал? Ну вот, говорит, я – земляк, звать Алексеем. Я давно уж тут, а в Бель редко, но езжу. Вот вам ключик мой. А то пойдемте, я вас сведу на ночлег, иначе вам на улице придется ночевать.
    Вот он нас привел в келью эту. Так вот: нет на свете ничова! Один стоит такой топчан, матрасишко худенький да одеяло черненькое. Ни ложки, ни стола – как в сарае! Вот, говорит, вам ключик, кладите его на это место, если куды пойдете. Тут мы и ночевали. Мы три дня там были, молились Богу и все наевшись были – вот так! И постное всё. Капуста с квасом деревенским. Хороший квас!
    А ели в тряпезе. Там специальный дом, называется тряпеза. Пришли мы утром туда, а там очередь. И большие такие выручки. И ольховые чашки выдолбанные. Нальют тебе чашку щей, так лучше нет! Вот ты эту чашку возьмешь, хлеба два ломтя – вот таких! – тебе отрежут, и выходишь на лужок (летом были аккурат). Поедим,  эти чашечки сдадим… Три раза в день нас кормили. А когда домой возвращаться, подходишь к этакой выручке: корзины плетеные и нарезан вот такими, большущими, толстыми ломтями, хлеб. И тебе в путь – сколько ты хочешь, нету нормы, по своей душе бери. И зачем же все монастыри порешили, они столько крещеным пользы давали!
    Ты бы взглянул – что ж это!? – сколько там народу было! Когда служба кончилась, пошли крестным ходом. Монахи научили: когда гробницу с мощами Нила Столобенского понесут, глядите вверх. Мы и глядели, и увидели через такое-то очко его спину в белом коленкоре. Потом стали встречать крестный ход со Знаменья (это девичий монастырь, как Селигер переедешь). Ты бы только взглянул, такой красы в свете я не видывала! Пароходы, баржи – и все изуцвечены, все кресты монастыря  блестят, горят, как луч огня. И они, скоро ли по озеру приплыли, всё пели. Наш крестный ход им встречу поет. Когда встретились ( а там близко-то не подойти, так мы, чтобы увидеть, на ограду  влезли, девчонки-то легонькие были), все поздоровались и все вместе опять в Нилову пустынь пошли.
    Вот где краса-то! Вот где я побывала! Отправила меня туда моя бабушка, она набожная была, и я на всю жизнь запомнила, вот как на ладошке, все вижу. Туда даже из Боровичей ходили богомольцы пешим  ходом Богу молиться. Однажды пришёл из Боровичей бабушкин племянник, ночевал у нас. Стёр он ноги сапогами, и ему лапти в запас дали. Обул он их, а сапоги оставил у нас. И дал нам слово, что оттуль вернется. И что с ним случилось? Сапоги остались, а он так и не пришёл и ни письма не прислал. Где-нибудь погиб в пути...
    А мой дедушка Павлуша ходил пешом под Москву, в Сергиев монастырь молиться. Так его, говорят, провожали, оплакивали, прощались с ним. Он взял хлебца в вещевочек и пошёл. И вернулся. Вот какие богомольцы были.
               


Рецензии
Красиво у Вас о монастырях, но очень уж грустно заканчивается! "Один стоит такой топчан, матрасишко худенький да одеяло черненькое. Ни ложки, ни стола – как в сарае! Вот, говорит, вам ключик, кладите его на это место, если куды пойдете". - зачем тогда ключик? ☺
С уважением,

Николай Бузунов   15.06.2017 10:59     Заявить о нарушении
Вы прочитали не моё сочинение, а рассказ моей бабушки. И она рассказала не о доме отдыха, но о монастырском нестяжательном быте того времени. Вам надо просвещаться в религиозном отношении. И в первую очередь, в данном случае, надо узнать о суровом быте великого аскета преподобного Нила Столобенского, заложившего такой Устав монашеской жизни. Читайте больше ради спасения своей души, не подгоняя свои представления под действительность. Всего вам доброго.

Сергей Федорович Иванов   16.06.2017 20:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.