По 83 Большому конкурсу

http://www.stihi.ru/2013/04/26/3253  Большой 83 Конкурс Фонда
http://www.stihi.ru/2013/09/20/5835. Итоги Большого 83 Конкурса Фонда

Сказать, что пакет 83 конкурса был слабым, значит ничего не сказать. Вновь повторилась ситуация Конкурса 82: опять мои члены жюри смиряли в своей душе возмущение и вырабатывали терпимость - высшими баллами приходилось номинировать не «отличные» стихи, а лучшие из того, что есть, те, за технику исполнения которых было не слишком стыдно.  Номинировали они (и это правильно!)  не «десятками» и чаще всего даже и «не девятками», а оценками, начиная от 8 очков и ниже. Более того, очками, не выше 3, номинировались даже стихи с небольшими ошибками речи, если они всё же выгодно отличались в лучшую сторону от прочей безликой массы произведений - правильной, но скучной рифмовки.

Итак, ни один  из номинантов, не исключая и Победителя, не получил ни от одного судьи 10 очков (первого места):  для членов жюри - такое решение было правильным и честным, но для участников - факт  печальный. Пятерка призеров определилась только наибольшей суммой очков.  Печально даже не от качества стихов призеров, а от того, что в серии Больших номерных конкурсов среди участников нет серьезной конкуренции. Нормально пишущему начинающему поэту очень просто стать там  лауреатом, но вот обрадует ли его это? 

Мой совет победителям: не почивать на лаврах и как можно скорее подтвердить свою победу победой на других конкурсах Фонда...

Чтобы показать вам уровень произведений пакета, приведу пример одного из произведений,причем, далеко не самого плохого:

Его ГЛАЗА СИЯЛИ, КАК АЛМАЗЫ,
Играли искорки в них пламенной любви.
ТЕПЕРЬ ОНИ лишь ГОЛУБЫЕ СТРАЗЫ
НА ЛЕТНЕЙ КОФТОЧКЕ МОЕЙ СУДЬБЫ.

СУДЬБА ВЗЯЛА ЕЕ И В ШКАФ ПОВЕСИЛА
И ПЕСТРОЕ НАКИНУЛА ПАЛЬТО.
НО ПОЧЕМУ-ТО ЕЙ СОВСЕМ НЕВЕСЕЛО.
Осенний дождь стучит давно в окно.

И ПО СТЕКЛУ слезинка за слезинкой,
Как по щекам, сбегают НА КАРНИЗ. (?)
Ну, а судьба, как раненная птица,
Безудержно падает все вниз.                (изменился ритм?)

И НА РЯБИНЕ ЗААЛЕЛИ КАПЕЛЬКИ
ОТ СЛОМАННОГО КРЫЛЫШКА СУДЬБЫ.
А ведь хотела я всего лишь маленький
КУСОЧЕК НЕЖНОСТИ и теплоты

Я не говорю о том, что слово «судьба» здесь повторяется в каждой строфе, что не красит язык поэзии, я просто тихо "радуюсь" приему олицетворения автором его Судьбы, которая ведет себя странно: сначала она помещает глаза любимого в виде голубых страз на свою кофточку, потом эта затейница-судьба зачем-то эту кофточку вешает в шкаф, накидывая на нее пестрое пальто (почему именно пестрое?). После этого начинается короткое  лирическое отступление: кто-то «по стеклу» сбегает «на карниз» (карниз - часть крыши - что же это за стекло такое?), причем, сбегает во множественном числе («сбегают»!) - и это не дождь, до этого речь шла о дожде, но  он - в единственном числе. Судьбе ЛГ от этого становится плохо и она, «как раненая птица», «падает вниз» и от ее «сломанного крылышка» …алеют рябины. Но автор, оказывается,  совсем не этого хотел, а просто «кусочка нежности и тепла» (нежность и тепло режут кусками?).

Пусть на меня не сердится автор за эту мою наглую иронию: я обращаюсь  не столько к нему, сколько ко всем участникам 83-го конкурса. Если ваши стихи - это заявка на конкурс, то всегда полезно посмотреть на них отстраненно - глазами такого вот, как я, язвительного читателя. Это очень помогает.

Но не все так ужасно. Есть и светлые моменты. Обращу ваше внимание  на некоторые стихи из пакета, которые мне захотелось прокомментировать.

№1 Стихи -победитель - «ВерОника»:

В мире увядших цветов и поломанных кукол
Влажные крошки рассвета клюют сизари.
Звуки вобрав, тишина отзывается гулко
Эхом глухих коридоров и дрожью перил.

Музыка старой шкатулки пульсирует в пальцах,
Чувствуя плавность движений слепых балерин.
Бредит Вероника грустью скользящего танца,
Прячет Вероника манкую бездну внутри,

Где затаились пугливые, кроткие бесы.
Ждут темноты и сражаются сами с собой.
Мерит Вероника сутки ступенями лестниц,
Сгустками вдохов, считает по градусам боль.

Ветер межмирья, впитавший стихии столетий,
Стынет за дверью, неистов и сладок на вкус.
Молча, на ощупь бредут безымянные дети,
Сыплют у входа рубины разорванных бус.

В такт их походке шкатулка фальшивит и стонет
Гаснущим звуком, достигшим предельных высот.
Ищет Вероника в линиях тонких ладоней
Завтрашний день, где никто никого не спасёт.

Красивые стихи. Не все понятно, но очень красиво и мелодично.  И написано профессионально.

№2.
Зонт сломался, лопнули все спицы,
Вывернуты хрупкие суставы,
И на дождь, что в темноте резвится,
Не осталось никакой управы.

Взрослые давно и смотрим хмуро,
Без зонта не мыслим непогоды
И, под крышей скрючившись понуро,
Провожаем скомканные годы.

Сколько дней проходит по привычке,
Скольких звёзд, увы, не замечаем.
Сколько нам ещё до переклички? -
А уже оградку размечаем.

Зонт сломался? Завтра будет новый! -
Новый зонт себе позволить можно.
А сейчас, как этот лист кленовый,
Поживём давай неосторожно!

Очень мужские стихи - без лишних красивостей, но с мыслью. Милые стихи. Меньше всего мне здесь понравились строки:  «Сколько нам ещё до переклички? - А уже оградку размечаем». Разговорно как-то, без попытки точного и ясного оформления мысли.  Для беседы такое  нормально, а для поэзии - маловато, тем более, если рядом есть претензия на романтизм: «скольких звезд, увы, не замечаем». А концовка милая.

№3. Стихи, почему-то вошедшие по сумме баллов в первую пятерку:

 В дымном зареве утра не видно восхода.
Небо сеет рассвет сквозь туманное сито.
И как «манны небесной», дождя ждёт природа,
Но на десять замков непогода закрыта.

Где-то громко грохочет и грозно сверкает,
Обещая пролиться желанной прохладой.
Но три капли дождя, что к земле долетают,
Превращаются в пар, не давая пощады.

А как ливнем обрушатся свежие струи,
Все насытятся вдоволь – природа и люди,
Так по солнышку сердце опять затоскует,
Про удушливый жар мы как будто забудем.

Сколь ни вчитываюсь, не вижу здесь  сияния призового произведения.  Не слишком точные и к тому же, ожидаемые  рифмы, никакого намека на авторское видение и на поэтический язык - скорее рифмованное сообщение о том, что небо в дымке, а дождя все нет, и что дождя очень хочется. Стихи, как стихи. И поругаться не на что, но и сердце не ёкает. А что делать? Другие в пакете были  еще хуже…

№4.
Средиземное море, как сердце В СРЕДИНЕ ЗЕМЛИ,
Бьётся волнами, пульсы столетий ушедших сверяя…
В эти воды, Эллады лелеявшие корабли,
Я вхожу, как в дворец Посейдона, гордыню смиряя.

Странник-ветер, ведь ты не играешь с кипучей волной –
Обсуждаешь с ней вести со всех перекрёстков планеты!
И, не в силах Икаром взлететь, чтобы мчаться с тобой,
Преподносит она всю себя берегам безответным.

Я желала бы слиться с волной, переняв её боль,
С волосами из пены, с влекущимся к берегу телом…
Я плыву. На лице и губах моих горькая соль –
Это знанье и мудрость веков, что постичь так хотела.

Я стремилась на Крит, и горела мечта, как заря, –
Очутиться в той сказке, что в детстве пропелась так складно:
Устрашающий Кронос, рождение Зевса-царя,
Лабиринт Минотавра, заветная нить Ариадны…

Разгадать бытия своего я стремлюсь лабиринт –
Как мне выйти на свет, где клубочек спасительной нити?
Ты веками исследовал тайны Дедала, о Крит,
Помоги разобраться в концах и началах событий!

Здесь нельзя побывать, не услышав созвучье времён!
Здесь нельзя не понять: твой конец – это чьё-то начало…
И несёт сквозь века средиземной волны перезвон
То, что волн бесконечность всегда для людей означала…

А вот эти стихи много баллов не набрали, видимо из-за  «средины земли», что очень жаль (жаль, что автор не доработал текст!), потому что здесь есть и авторское лицо, и мелодия звучания, и фантазия, и переданный дух древней Эллады.

№5.
Не часто приведет дорога в храм
В безумной круговерти будних дней.
Но- ведь крещен!- сегодня был я там,
И, побывав, стал чуточку светлей.

Лукавить не могу и не хочу,
Сеня крестом свой непутевый лоб.
Лишь постою и просто помолчу,
В душе заслышав бой колоколов…

Так с праздником! Так пусть они гремят!
И если Он глядит сейчас с небес,
Наверное, услышит и меня:
«Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Стихи, которые мне очень понравились - искренностью, подкупающей простотой изложения темы, которая, в отличие от многих других стихов пакета, здесь есть - четкая и ясно выраженная. К тому же, стихи написаны легко и профессионально. Много баллов они не получили, а жаль. Зато стихи

№6 почему-то вошли в первую пятерку:

Говорят иногда: золотая пора
В переносном значении чаще,
А сегодня, представьте, буквально с утра,
Стала эта пора настоящей.

Расцвели одуванчики дружно вокруг,
Словно с неба упали монетки,
Золотистыми сделались пустошь и луг,
И земля возле детской беседки.

Золотая земля, золотые деньки,
Золотые веснушки на лицах,
И девчонки плетут золотые венки,
Смутно грезя о мальчиках-принцах.

Милые стихи, написаны они хорошо, но, на мой взгляд, не тянут на  звание произведения-лауреата: 6 повторов слова «золотой» в трех коротких строфах, а по теме - легкая пейзажная зарисовка без особой претензии на новизну… Глубина темы на порядок меньше, чем в предыдущем произведении №5, но это - на мой взгляд.  Читателей, видимо, больше привлекает то, что меньше нагружает…

№7.  Еще один призер конкурса:

Запутался ветер в косичках берёзки
И просит её: «Не держи, отпусти!»
Берёзка – простой сарафанчик в полоску –
Листвой шелестит: «Что ж, бродяга, лети!

Счастливчик! Увидишь чудесные дали,
Погладишь песок на морском берегу…
В своих путешествиях вспомнишь едва ли
Берёзку простую на дальнем лугу».

И ветер умчался, ведь это понятно.
Свободный и лёгкий, над миром летал.
… А после вернулся к берёзке обратно
И долго в листве ей о чём-то шептал.

Быть может, о море?.. О шумном прибое?..
О чём он любимой листвою шуршит?
Открой своё сердце и с чистой душою
Послушай истории ветра в тиши.

Вновь осень. Зима. И весны расцветанье.
И вот снова лето стоит у дверей.
А ветер-бродяга из вечных скитаний
Всегда возвратится к берёзке своей.

Наверно, от ветра – история эта.
Точнее сказать вам, друзья, не могу.
Но знает огромного мира секреты
Берёзка простая на дальнем лугу.

Единодушие членов жюри относительно этого средненького  (на фоне многих) произведения меня удивило: не тянет оно на три оценки в 8 баллов, как ни смотри… Ничего выдающегося, да и просто поэтичного, авторского я в нем не увидела, а вот  лексические неточности - нашла. С чего вдруг «Берёзка – простой сарафанчик в полоску»? Речь здесь о дереве, не о девушке! Даже «пестрый сарафанчик (черные пятна на белой коре)» и то был бы лучше, но почему вдруг береза «в полоску» да еще  похожа на «сарафанчик»?  И где члены жюри увидели поэзию в обилии пустых строк заполнителей:
 
- «И ветер умчался, ВЕДЬ ЭТО ПОНЯТНО»,
- «вернулся к берёзке ОБРАТНО»,
- «Послушай истории ветра В ТИШИ»,
- «Вновь осень. Зима. И весны РАСЦВЕТАНЬЕ.
   И вот снова лето СТОИТ У ДВЕРЕЙ».
И т.д.

А обилие простейших ожидаемых определений и притяжательных: шумный прибой, чистой душой, вечных скитаний, на дальнем лугу… Практически ни одного яркого авторского образа-взгляда - ни на что… Словом,
«Наверно, от ветра – история эта.
Точнее сказать вам, друзья, не могу». А ведь это- второе место в конкурсе, между прочим…

№8.
Вечером ты говоришь "До завтра. Я люблю тебя, не скучай",
Но у меня настроение такое, что впору купить алкоголь...
Ты должен быть рад, что я пью всего лишь мятный зеленый чай,
Но ты несчастлив - оттого, что я пью его не с тобой.

И вроде привычно: кружка зеленого чая уже допита,
Телефон остыл, и уныло повисло на вешалке серое платье...
Ты должен быть рад, что я спать ложусь, а не пью по клубам мохито,
Но ты несчастлив - оттого, что я не с тобой в кровати.

И вот уже сонно трепещут уставшие за день ресницы,
Хочется спать, и внутри разливается тихое теплое счастье...
Ты должен быть рад, что мне вообще ночами хоть что-то снится,
Но ты несчастлив - оттого, что сны не с твоим участием.

И вот рассвет, и солнце будит меня, лучами касаясь,
А утро лениво сидит на балконе, как курица на насесте...
Ты должен быть рад за то, что каждое утро я просыпаюсь,
Но ты несчастлив - оттого, что мы проснулись не вместе.

И я дышу, учусь, смотрю мелодрамы, готовлю спагетти,
Курить не пробую даже, а праздники - в тихом семейном кругу...
Ты должен быть рад за то, что я просто живу, что я есть на свете,
Но ты несчастлив - оттого, что я жить без тебя могу.
 
Тоже произведение- призер, но это стихотворение, хоть и с ошибками, меня заинтересовало куда больше. Интересная композиция, интересный ритм,  содержательность, поэтический язык, ненавязчиво, но точно передающий атмосферу происходящего: «Телефон остыл, и уныло повисло на вешалке серое платье», «А утро лениво сидит на балконе, как курица на насесте»…

К сожалению, есть здесь лексический ляп, неправильное согласование слов: «должен быть рад ЗА ТО, что я…» (слово «рад» здесь  требует дательного падежа -  рад чему? Тому, что…)

На этом кончаю. Мне грустно. Прошу участников конкурса и особенно, его призеров, на меня не обижаться. К вам - ничего личного: мы ведь даже не знакомы! Но вот за стихи, и за честь быть призером Конкурса Фонда мне обидно. 

С уважением и надеждой на правильное понимание, Алкора


Рецензии
Здравствуйте Алла. Не совсем понятно почему " средина земли" нехороша, а "бой колоколов" и "косички березки" да. Абсолютно вразрез с тем, что у вас читала в статьях. Спасибо.

Блоха   05.01.2014 10:34     Заявить о нарушении
"Средина земли" - это почти единственный лексический изъян у автора номер 4, а что касается остальных, то они - у номера 8. Вы невнимательно читали статью: я в ней оцениваю то, что мне понравилось, и то, что мне не понравилось, но почему-то отобрали члены жюри (я не голосовала), стихотворение номер 8 мне в целом не понравилось. "Косички березы" (как метафора) - не самый плохой образ среди имеющихся там. "Бой колоколов" хуже, - видимо, я пропустила его в списке неудачных фраз.

А вообще, серия конкурсов "Больших № Фонда" - это конкурсы начинающих авторов. Там человеку, владеющему азами, победить проще: слабые соперники. Поэтому всех, у кого пока еще менее 1500 читателей, я усиленно приглашаю участвовать... Заявки принимаются постоянно.

Творческая Мастерская Алкоры   05.01.2014 13:52   Заявить о нарушении
Алла, простите, неясно выразилась. Непонятно почему "средина земли" - лексический изъян, а "косички березы" как метафора неплоха. В чем разница? Спасибо.

Блоха   05.01.2014 22:31   Заявить о нарушении
Нет слова "средина", есть "середина". И даже если эта "средина" где-то и употреблялось какими-то поэтами, то надо смотреть, в каком именно жанре и в каком контексте. Здесь - лирика, которая требует только литературных форм, без разговорных или жанровых сокращений и упрощений, здесь - лексический изъян (а не изъян употребления образа, как в других примерах

Алкора   06.01.2014 19:34   Заявить о нарушении
Спасибо, с Рождеством вас!:-)

Блоха   06.01.2014 22:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.