Через тернии к звездам. Per aspera ad astra

21.01.2003
Кредо философа (ХХ-ХХІ ст., контекст мировоззренческих позиций):
Первое: катастрофа – это вид компромисса, природно-социальные события, опасность для жизни и прогресса. В течении многих тисячелетей люди страдали от катастроф. В идейных конструкциях цивилизаций «катастрофизм» представлен философией, наукой, исскуством, религией. Многочисленные «всемирные» потопы напоминают носителям разума  - «будь готов к худшему», но « лучшее – враг хорошего».
Второе: вся история человеческого рода – это не до конца осознанный компромисс в отношениях лучшего и худшего, богатства и нищеты, универсальности гениальных людей и невежественной однобокости фелистиров, добряка и скупердяя, героя и подлица. Пьер Жан Беранже (1780—1857) писал:
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Третье: весь комплекс созданных людьми духовных и материальных ценностей, реальность с ее стихиями, тайнами и неожиданностями, обязуют человека, подталкивают его к мысле – «опереди свой век»! Шло время. Человек спросил себя: «как увидеть и объяснить мир, Ойкумену»; «как войти в бесконечность событийного ряда и не затеряться в нем - в каменных лабиринтах городов, в рекламном однообразии идеологий»? «Мир – в целом» был создан поколениями земледельцев и ремесленников, инженеров ученых, судьей и учителей, врачующих гуманистов и бесхитростных художников.
Посмотрите на «Джоконду» великого Леонардо да Винчи, ей – 26 лет, она жена флорентийского нотариуса. Сложены ее руки и она внимательно смотрит на зрителей. Ренессанс уже выработал доктрину «высшей ценности человека». Вместо богов и богинь на картинах живописцев появятся люди, земные существа, не в чем не уступающие небесным существам – херувимам, серафимам и т.д.
Четвертое: Благо – в пространствах мира и в диалогах с ним, раскрываются новые феноменальные ресурсы человека, он отрывает для себя совершенство и красоту, гармонию пропорций и неисчерпаемость природной атрибутики растительного и животного царства. Конечно же его не щадят кризисы, войны, примитивизм социальной иерархии, согласно которой есть высшие и низшее слои общества, знать и простолюдины, утонченно мыслящие схоласты и дети судьбы – профаны, прорицатели и лжецы, оптимисты и нытики, скряги и транжиры.
Пятое: Из близких нам событий мирового масштаба, отметим появление в мировом пространстве огромный советской народной собственности, которая будет подвергаться порчи и просто раскрадываться новой буржуазией, «сильными мира сего» и бессильными – тоже. Становиться обладателем того, что ты не создавал. Вот типичный вариант в истории возникновения богатых украинцев, миллиардеров и миллионеров. Не угасающая страсть к наживе, вряд ли, представлена в генетическом коде человека, но в каких-то других кодах она представлена достаточно широко, в зародышевых матрицах и в зрелых формах собственнического фундаментализма. Указав на такой фрагмент мировой истории, мы можем найти сходство между ним и подобным ему – паразитарным мироощущением, субъектами которого выступали и выступают рабовладельцы, феодалы, капиталисты и друге подобные им стяжатели.
Шестое. Существуя как единое целое наш мир, поражает своей хаотичностью, и какой-то искалеченностью многовекторного расширения. Он существует для того, чтобы исчезнуть в многочисленных копиях безобразного, в падениях человека. Человек падает, срываясь с вершин гуманизма, и попадает в объятья жадности и цинизма. Мир страданий господствует, мир блаженства и неги уродуется черными силами Армагеддона. Значит, еще раз и еще раз мы обречены, повторяться в своей открытости горю, продолжая свой путь через тернии к звездам. «Per aspera ad astra». Демонические силы маразма безжалостны, пожирая всех без разбора. Но радость бытия находит в себе силы не дрогнуть. Она поет бесхитростная и святая: иногда наивно категоричная.
Один раз в год сады цветут,
Весну любви один раз ждут,
Всего один лишь только раз
Цветет весна в душе у нас.
Один лишь раз, один лишь раз.
(Рябинин М.)
В земном пространстве происходят катаклизмы большей разрушительной силы, но им противостоит многовековой порядок вещей, и говорить об этом порядке нужно с позиции превосходства разума над хаосом и злом. Что и делает замечательный интеллектуал Редьярд Киплинг (1865 – 1936). Он обращается к своему сыну и рассказывает ему о том, что было, что есть, что будет и что должно отстаивать человеку, оставаясь защитником прекрасного. Вот они эти строки, дорогой читатель:
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело.
И только Воля говорит: "Иди!"

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и с друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,--
Тогда весь мир ты примешь, как владенье
Тогда,мой друг,ты будешь Человек!
Будем же людьми!
21.09.2013


Рецензии