Интересно...

Нам всем приходится проститься,
Когда окончен путь земной,
Когда дописана страница
Уже нетвёрдою рукой.

И, хлопнув выцветшей обложкой
Затёртой книги о себе,
Мы удалимся по дорожке,
Что ждёт нас при любой судьбе.

По серебру холодных бликов —
В просвет загадочной луны,
Её пятно — манящий выход —
Порог невидимой страны.

А за порогом — неизвестность:
Эдем, Нирвана или Ад,
И бесконечно интересно —
Что там про Землю говорят?

© Aндрей Корсаров


Рецензии
Обзор от И.Т. Капелюшного, судьи на "Конкурсе Памяти Андрея Головина" 12.03.2018.

Андрей Корсаров «Интересно»

С этим стихотворением все проще. И бесконечно сложнее. Стихотворение написано «чисто». Это та самая простота, которая уже не примитив, но одна из граней настоящей поэзии. Но… Наверное, эталоном такой простоты являются лучшие стихи Есенина. И если мы вспомним их, то увидим, что эта простота очень и очень хорошо сделана: во-первых, в ней нет ни единого слова, которое можно было бы беспрепятственно выкинуть или заменить. Именно поэтому самые обычные слова там не вызывают чувства «замыленности». Здесь же… Возьмем хотя бы первое четверостишие: «Нам всем приходится проститься, / Когда окончен путь земной, / Когда дописана страница / Уже нетвёрдою рукой...» - да, стилистика простоты требует здесь «пути земного» и «нетвёрдой руки». Но, не знаю, согласитесь Вы со мной или нет, есть здесь, в этих строках, какая-то легкая необязательность, что-то недошлифованное. Почему-то кажется, что возможны варианты: «уже слабеющей рукой», «нетвердой старческой рукой» - это из самого примитива, можно и получше чего-нибудь предложить. Но вот ощущения цельности и незаменимости, невозможности «выкинуть слово из песни», у меня нет…
А во-вторых… В лучших стихах Есенина кристальную простоту всегда оттеняет какой-нибудь красивый образ: ну ведь должна же красивая простота куда-то смотреться и видеть свое прекрасное отражение? И такого вот красивого образа мне в стихотворении Андрея очень не хватает.
И если бы у меня было право голоса, я бы очень посоветовал автору еще немножко поработать с этим стихом: дошлифовать его так, чтобы стыков вообще не было заметно и чем-нибудь украсить. Конечно, проще сказать, чем сделать это, но мы-то потенциал автора знаем…

Андрей Корсаров   18.03.2018 20:25     Заявить о нарушении
Благодарю за подробный и вдумчивый разбор, уважаемый Иван Терентьевич!
Мои ответы:

1. "Уже нетвёрдою рукой" нельзя заменить на «уже слабеющей рукой». "Уже слабой" или "уже ослабшей" -- можно было бы, по смыслу, но не подходит по размеру и по звучанию. Звук "с" тут был бы лишним. Ведь, кроме ритма и рифмы, стихотворение должно звучать. Тема философско-умиротворённая и я хотел, чтобы звучание было плавным, как спокойное дыхание. А две буквы "с" рядом: "страница" и "слабеющей" эту плавность нарушат. Напомню, что Довлатов, к примеру, избегая подобного нарушения созвучий, которые он "слышал" в своей строке, даже заменил одно географическое название на другое (пойдя против факта), чтобы строка звучала "нормально", согласно его авторскому ощущению. И это -- в прозе! И для меня, как автора, в данной последовательности "звучит" именно такое, выбранное мной, сочетание звуков.
Для большей наглядности, представим себе вариант: "Когда дописана страница Уже ослабшею рукой" -- и по размеру бы подошло, и по смыслу, но вот звукоряд -- совершенно диссонирующий -- всё вдруг засвистело-зашипело, сами послушайте: с - ж - с - ш. В варианте с "уже слабеющей" получается ещё хуже: с - ж - с - щ. Надеюсь, мне удалось донести разницу.

2. Также нельзя заменить эту строку на «нетвердой старческой рукой». Без "уже" меняются оттенки -- УЖЕ нетвёрдою: было -- стало, завершение процесса, жизнь заканчивается, п о д х о д и т к концу.
А в варианте с просто "нетвёрдой" процесса нет, лишь "механическая" констатация факта - приехали, освободите вагоны! Это совсем другое ощущение.

К тому же, умирают не только в старости -- снова неподходящее слово "старческой". Неслучайно во всём стихотворении нет ни слова о возрасте.

Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту, "выкинуть" или заменить в этой строфе (как и во всём стихотворении) ничего нельзя без нарушения смысла, звучания, настроения.
Высоцкий однажды заметил, что писать простыми словами -- это очень непростое дело, и я с ним солидарен в этом. Если же ставить замены "навскидку", исходя лишь из размера и приблизительного смыслового подобия, стихотворение из цельного превратиться в некий несообразный набор слов на заданную тему, что лишит его поэзии. Ведь для поэзии стихов недостаточно.
По моим рассуждениям и подробной аргументации Вы можете видеть, что "шлифовке" текста я посвятил немало времени. Вы, конечно, правы, что можно было бы ещё и ещё пошлифовать, но ведь нам с Вами, как людям творческим, хорошо известно, что идеал недостижим, а лучшее часто становится врагом хорошего.

3. Про "красивый образ" -- так вот же он: "По серебру холодных бликов -- В просвет загадочной луны, Её пятно -- манящий выход -- Порог невидимой страны". Разве не красиво? Даже картинку подходящую добавил, чтобы образ стал более явным, чтобы помочь это представить. А по такой красоте и "уходить" уже не боязно, и даже сама смерть не так страшна, как и н т е р е с н а -- а что же там, за тем порогом? За той загадочной Луной? И что там думают те, кто ушёл до нас? А ведь они и есть о т р а ж е н и е нашего мира, всех нас -- разве нет?

Так что, как мне кажется, есть тут и красивый образ, и отражение нас, живущих до момента, пока не допишем свою последнюю страницу...

Отдельная благодарность -- за приятные слова об авторском потенциале -- ведь это значит, что лучшее твоё стихотворение -- всегда впереди, что и окрыляет, и вдохновляет на новое творчество :) Спасибо Вам, Иван Терентьевич!

Андрей Корсаров   14.03.2018 23:27   Заявить о нарушении
Обзор от Шефа, судьи на "Конкурсе Памяти Андрея Головина" 18.03.2018.

www.litsovet.ru/index.php/litobzor.view?litobzor_id=10662

Мне нравится – книжное такое стихотворение для «книжных» людей (снова ВСВ вспоминается). Спокойное, без надрыва – дай бог каждому так уйти, не суетясь. И всё ещё сохраняя любопытство – к этой Земле, и к тому, что про неё «говорят»…
«Лунная дорожка» булгаковская не нова? Так и что ж? Это кесарю кесарево, а литератору – литераторово, заимствованное. Половина европейской литературы состоит из заимствований сочинителей друг у дружки, да ещё и 90 процентов всего этого «взаимозачёта» – из Библии… понатырили (в хорошем смысле этого слова).
Я, кстати прочитал отзыв Капелюшного, не заранее, а вот прямо сейчас, в процессе написания отзыва своего. Впечатление схожее – огонька мне тоже не хватило, слишком всё гладко. Как там у М.Булгакова то… «Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс» - пёс, понимаете ли – как атрибут, как символ, как связующее звено персонажа с читателем и мира литературного произведения с миром реальным, а также и нашего земного мира с тем миром, «залунным». Пёс это всё вышеперечисленное связывает воедино по магически мастерской воле автора, а также оживляет литературного героя, своего хозяина, ставит его на одну доску с нами. В результате мы живём вместе с ним(и), читая.
Здесь же вместо пса бесконечное любопытство – такой вот спутник в последний путь…
Человеку в силу особенностей восприятия и мышления очень трудно представить себе что либо бесконечное и в то же время реально существующее. Возникает холодность отношения и даже недоверие к этому образу-словосочетанию – «бесконечное любопытство»… ну, да, мол – рассказывай, автор, сказки… бесконечное, как же.
Это я не к тому, конечно, чтоб сюда собачку в стих вставить, или черепашку :)
Так – чтоб пояснить свою мысль.
Стих примерно на 7-8 в свете вышеизложенного, по прочтении всех уточню и определюсь точнее.
А практически поправить в данном конкретном тексте, не меняя его кардинально (что ни к чему, да и невозможно) я бы порекомендовал две вещи: убрать многоточия в окончании катренов и «ж» из последней строки – «что там про землю говорят». Это придаст цельности восприятию произведения – нечего тут особо размазывать задумчивостью и снижать градус разговорным этим «ж», уверенность и серьёзность пойдут на пользу, ИМХО.

Андрей Корсаров   18.03.2018 20:27   Заявить о нарушении
Уважаемый Шеф, благодарю за такой подробный и прочувствованный обзор!

Согласен практически со всеми замечаниями. Многоточиями грешу, есть такое дело, и не только в этом стихе, надо как-то с этим бороться. По поводу последней строчки тоже Вы правы, убрал эту жужжащую букву -- зазвучало по-другому и на слух и на ощущение.
Вот "про черепашку" такие мысли: сущность человеческая -- это познание, на моё ИМХО, и движет нами, по большому счёту, именно любопытство. Поэтому, пройдя известный нам мир и покидая его, человеку (мне -- определённо) интересно -- а что там в следующем мире, за порогом этого? За всех говорить не могу, но моё ощущение и моя философия -- нет страха смерти, есть интерес -- что же дальше? И поэтому для меня это не последний путь, но -- предыдущий, скорее. И -- да, именно бесконечно интересно :) Ведь после того мира будет ещё какой-то? Или -- раз нас кто-то создал, то кто создал нашего создателя? А кто создал создателя создателя, et cetera?

Это любопытство не оставляет меня, писал и раньше на эту тему: стих "В ТЕМНОТЕ", например:

http://www.stihi.ru/2015/04/05/11939

Перестаёшь познавать -- перестаёшь быть собой, такое кредо.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути..."
Для красоты, "для литературы", тут, наверное, нужна "черепашка", но на деле по лунной дорожке каждому из нас уходить в одиночестве. (усилием воли удержал себя от многоточия :) )

Спасибо Вам ещё раз!

Андрей Корсаров   18.03.2018 20:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.