Благодать Слова
Любая страна разговаривает на родном языке. Не так ли?
На каких языках разговаривают страны современного мира? На родных языках.
Для языков - социализм – это цивилизационная неизбежность, потому что он есть. И они также есть.
Сколько же может быть языков, функционирующих на равных в той или другой стране? Уточним: В Швейцарии таких языков четыре, в Финляндии – два, в Индии – тридцать девять. Если человек говорит на двух языках, это его культурный позитив. И боятся разделения страны по языковому принципу, значит попадать в объятия невежества. Значит два языка лучше, чем один? Ответ приходит из прошлого: «Одна голова хорошо, а две лучше».
Резюме: В мире существует около двенадцати тысяч языков. На их создание ушли тысячи лет. У каждого языка есть свои жизнетворящие силы. Языки никогда не воюют, но – сосуществуют. Проблемами языков занимаются филологи. Они могут спорить между собой, что-то уточняя для себя. Да, так часто бывает. Правильно говорят те, кто считает, что спор о языках начинают филологи, а продолжают и заканчивают его – армии.
Несколько раньше великая Леся Украинка скажет по этому поводу:
Слово, чому ти не твердая криця,
Що серед бою так ясно іскриться?
В ретроспективе нашей темы имеется и такая мысль, высказанная Федором Ивановичем Тютчевым:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Всегда ли человеку нужно слово, для того чтобы оформить полет мысли. Существует ли бессловесная мысль. Как мыслят дети? И в этой связи, спросим себя, что такое феномен «маугли». Детское существо, попав в общество животных не умело говорить. Рядом с ним были представители другого мира, сигнальные системы которых по сравнению с человеческими сигнальными системами - примитивны. Этот момент и отразился на коммуникативном потенциале «дикого человека - Маугли». Вокруг него не было людей, и его не было кому научить великому искусству разговора.
Правомерно поставить и такой вопрос. Каким был период бессловесного развития рода Homo Sapiens. Выше мы уже отмечали, что эволюционная парадигма опирается на феномен многоэтапности антропосоциогенеза, что рамапитек и австралопитек были, скорее всего, бессловесными существами, что мимика и жесты человека – многофункциональный ресурс, что человеческий мозг, представляя собой сверхсложную информационно-биологическую систему и только он может создавать предсловесные и бессловесные конструкции.
Величие мировой музыкальной культуры, грандиозный знаковый космос математики - шедевры космогенеза, о которых мы говорим с помощью слова. Но эти шедевры тяготеют к инословесному варианту саморазвития. Еще один аспект понимания особенностей «человекоговорящего» состоит в том, что он является героем разума и что только с помощью его возрастающих умственно-вербальных возможностей могла быть создана наша словоцентричная цивилизация. Вспомните, дорогой читатель, замечательную скульптуру Огюста Родена «Мыслитель». Спросим себя: Что чувствует мыслитель, что он мыслит, и каким языком он при этом пользуется?
А как складывается язык ребенка, как быстро научается маленький человек пользоваться слово-формами? Переход от «мыслителя» к ребенку, человеческому дитяти имеет свои особенности, о которых ничего нельзя сказать, пользуясь жестами и мимикой.
Миллионы лет понадобились природе, чтобы запустить свой фантастический конвейер – производство человека. Только с помощью все более возрастающего в объеме мозга природа подтолкнула людей к их фаворитизму – в мире живых существ. И этот взлет на вершину «лестнице живых существ» человеку помогло осуществить слово. Так что же оно собой представляет – особую космическую стратегию, оригинальный земной продукт, поэтическую субстанцию гомеров и шекспиров или божественный атрибут, архаическую иллюзию, докибернетическую ветошь, предтечу завтрашнего триумфа молчания или бесконечность состоящую из разбухающего конгломерата словарей и грамматик? Ответы уже даны, движение мысли в будущее не остановимо и слово продолжает служить бессмертной Атлантиде Разума.
***
На одной из лекций которую я слушал, будучи учеником 10-ой средней киевской школы меня поразил спич умницы-учителя. Стоя перед нами он произнес слова, в которых господствовала чарующая сила мастерства . Он сказал:
То, что ясно понято,
Четко произносится
И слова для этого
Находятся легко
От эпизода школьной жизни, сделаем шаг в мировое пространство.
Великая Библия утверждает:
Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Таковы мы.
Добавим что, миром правит истина и вожди. В определенный момент истории на эту роль претендует как раз истина вождя, его зажигательные речи то есть язык убеждений. Прочувствовав событийный ряд прошлого и настоящего и будучи в состоянии поэтического озарения Владимир Маяковский сформулирует одну из важнейших позиций революционной диалектики (умение мыслить):
Да будь я хоть негром преклонных годов,
И то б без унынья и лени
Я русский бы выучил только за то
Что им разговаривал Ленин.
***
Русская революция не ушла в календарный архив, не закончилась ноябрьской паникой уменьшающегося дня и осталась в душе не согласной с осенней печальной репликой Сергея Есенина. Вот эти несколько замечательно-важных слов – магических и близких нашему русскоязычию:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком
Власть слова опять – ликующе безмерна:
Французский драматург и поэт Поль Клодель в полной мере ощутил на себе влияние информационной словоцентричной культуры начала ХХ столетия. Именно слово – как основной ее ресурс пронизывает романтическую ткань переживаний автора драмы «Жанна д'Арк на костре» побуждая его сказать:
«Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали. Нужно говорить тихо, чтобы тебя послушали».
19.09.2013
Свидетельство о публикации №113091906934