Водились Пушкины с царями
(но по-секрету, между нами-
узнает бдительный Гэ_Бэ:
язык укоротИт тебе...)
непонятно, чем объяснить-
все, посвящённые этой теме сайты
(исключение- два приведенных)-
закрыты для просмотра...
ИЗ ИНТЕРНЕТА
http://www.museum.ru/N48566
«Водились Пушкины с царями…».
Пушкин и семья Романовых
Новый выставочный проект Государственного музея А.С. Пушкина приурочен к 400-летию монархической династии Романовых. Михаил Федорович Романов был избран русским царем 21 февраля 1613 года. Восхождением на трон первого из рода Романовых завершилось в России время Смуты.
Насыщенная уникальными документальными и художественными материалами, произведениями искусства и предметами эпохи XVII – XX веков, выставка увлекательно рассказывает о взаимоотношениях двух старинных российских родов – Пушкиных и Романовых – в разных сферах бытия: политических, общественных, культурных, личных.
На протяжении столетий жизненные пути представителей родов Пушкиных и Романовых не раз пересекались, переплетая их отношения замысловато, неожиданно, порой, весьма драматически – от возведения на трон Михаила Романова до женитьбы внуков Николая I на внуках А.С. Пушкина.
В выставке, основу которой составляют экспонаты фондовых собраний музея А.С. Пушкина, приняли участие несколько крупных музеев и архивов России. Исторические реликвии и документы поступили на выставку, в том числе, из Исторического музея, музеев-заповедников «Петергоф» и «Царское Село», из Архива древних актов. Залы выставки объединены оригинальным пространственным и цветовым решением. По проекту художника выставки идейной доминантой экспозиции стал образ знаменитого памятника Петру I в Петербурге – символ монаршей силы. Могучая тень императора на вздыбленном коне и игра цветовых оттенков патины, покрывшей Медного всадника за столетия – важные элементы художественного проекта.
Первый раздел выставки с условным названием «Моя родословная» рассказывает о предках поэта, оставивших свой след в истории России – теме, которая очень интересовала и волновала А.С. Пушкина. Подлинные царские грамоты и указы, жалования дворянством, донесения и другие ценнейшие документы ушедшей эпохи вместе с насыщенной портретной галереей исторических персонажей и предметами эпохи представляют яркую картину истории России от Смутного времени до расцвета царствования Екатерины II.
События, в которых Пушкины сыграли важную роль, представлены здесь как через уникальные документальные свидетельства, так и сквозь призму взгляда поэта – его произведения: «Моя родословная», «Арап Петра Великого», «Борис Годунов», «Медный всадник», статьи, письма…
Вторая часть экспозиции посвящена взаимосвязи поэта и власти, отношениям самого А.С. Пушкина с самодержцами, в царствование которых он жил.
При каких обстоятельствах мог встречаться Пушкин-ребенок с Павлом I, почему «не жаловал» Александр I молодого поэта и почему тот, при этом, был так внимателен в своем творчестве к царю-победителю; каковы были взаимоотношения Пушкина и Николая I, ставшего личным цензором поэта и попечителем семьи после его гибели?.. Материалы выставки помогут ответить на многие интересные вопросы, некоторые из которых до сих пор полны тайн.
Третий раздел расскажет зрителям о том, какую роль Романовы сыграли в оценке творчества Пушкина и популяризации великого русского поэта. Особое внимание выставка уделяет деятельности великого князя Константина Романова, по инициативе которого в России широко отмечалось столетие рождения поэта. При личном участии члена царской фамилии было подготовлено первое академическое издание произведений Пушкина; утверждено «Положение о Пушкинском доме» и основан фонд, объединивший бесценное наследие поэта; учрежден разряд изящной словесности при отделении русского языка Академии наук; приобретено в казну имение Михайловское…
Заключительным аккордом выставки станет страница истории, когда волею судьбы ветви двух знаменитых российских фамилий не просто пересеклись, но и кровно объединились. Прямые потомки Пушкина трижды породнились с династией Романовых. В первый раз это произошло, когда младшая дочь поэта вторым и счастливым браком вышла замуж за принца Николая Вильгельма Нассауского (брата супруга великой княжны Елизаветы Михайловны, внучки Николая I), получив титул баронессы Меренберг. Кровно же родство Пушкиных с Романовыми закрепили два брака внуков поэта, детей Натальи Александровны и Николая Нассауского. Их дочь Софья (по первому браку графиня де Торби) в 1891 году вышла замуж за великого князя Михаила Михайловича Романова, внука Николая I. А сын их, Георг Николай Меренберг, женился в 1895 году на княжне Ольге Юрьевской, дочери Александра II от его морганатического брака с княжной Екатериной Долгорукой…
Для сегодняшних потомков принадлежность к знаменитым русским фамилиям не только предмет гордости, но для многих еще и миссия. Так, например, праправнучка А.С. Пушкина и правнучка Александра II, немецкая баронесса Клотильда фон Ринтелен, ведет огромную общественную работу по популяризации пушкинского творчества за рубежом.
Будучи большим другом и частым гостем пушкинских музеев Москвы и Петербурга, она передала на родину своих великих предков немало семейных реликвий. Ее многочисленные дары московскому дому Пушкина, в числе которых и великолепный скульптурный прижизненный портрет дочери поэта, Натальи Александровны Меренберг, можно будет увидеть на выставке, открывающейся в музее А.С. Пушкина на Пречистенке (Выставочные залы «Под сводами»).
В выставочном проекте принимают участие:
Государственный Архив РФ, Государственный Исторический музей, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село», Государственный музей городской скульптуры, Российская государственная библиотека, Российский государственный Архив древних актов, Российский государственный архив кино- и фотодокументов, частные коллекционеры.
www.museum.ru/N48566
Ваше мнение »»
фото из интернета
(другой сайт)
http://tennis-history.ru/index.php/stati-/108-kannskiikorol
Каннский король
Автор: Борис Фоменко
Posted in Статьи о теннисе
Когда речь заходит о теннисных увлечениях династии Романовых, то, в первую очередь, вспоминаются Великие князья Романовы – дети императора Александра II, Великий князь Кирилл Владимирович и, наконец, сам император Николай II. Великие князья известны как пионеры лаун-тенниса в России, Кирилл Владимирович был почетным председателем элитного «Санкт-Петербургского кружка спортсменов», а император прославился, прежде всего, своей печально известной дуэлью на кортах Ливадии с неоднократным чемпионом России графом Михаилом Сумароковым-Эльстоном. Во время этой злополучной дуэли императора сильно ушибли, и он был вынужден провести в постели целых три дня.
И все же в династии теннисных Романовых есть еще одно имя, которое на десятилетия предано забвению. Это - Великий князь Михаил Михайлович – внук царя Николая I, того самого Николая, который подавил восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге (1825) и был личным цензором Александра Пушкина до самой его смерти. Правда, лет 6-7 назад это имя всплыло в нашей печати, но в связи не с теннисом, а с возвращением из Англии на родину чудо-тиары, украшенной бриллиантами и рубинами стоимостью 4 млн. фунтов стерлингов, которую Великий князь подарил в честь помолвки своей невесте в 1891г.
Михаил Михайлович родился в октябре 1861 года, в Петербурге, в семье Великого князя Михаила Николаевича – младшего сына Николая I. Маленький Миша и его сестра Анастасия – впоследствии Великая герцогиня Мекленбургская, выросли в Тифлисе, куда их отец был направлен в ранге наместника. Анастасия была старше своего брата на год и держала над ним шефство.
Жизнь в Тифлисе протекала тихо, мирно пока не приключилась беда: Миша безнадежно влюбился в дочь одного из местных генералов. Увы, его любовь оказалась неразделенной, и тогда Миша отправился на известный немецкий курорт Висбаден в поисках средств излечения от любовного недуга и для того, чтобы хоть немного прийти в себя. Однако судьба-злодейка распорядилась иначе и поставила для него там новый капкан. Не успел Миша отойти от своих любовных переживаний в Тифлисе, как вновь схватил «катар или насморк» – именно так называли тогда в Висбадене балагуры любовный роман. На этот раз этим катаром стала молодая графиня Софья Меренберг – дочь принца Николауса фон Нассау и внучка Пушкина.
Среди мужчин Софья пользовалась бешеным успехом – за ней волочились почти все представители европейской знати, отдыхавшей тогда в Висбадене. Но здесь фортуна, наконец-то, улыбнулась Мише. «Блистательная красотка», как называли тогда Софью, выбрала из всех претендентов на ее руку именно его, Великого русского князя. Ну что ж, парню, как говорится, наконец-то, повезло – живи теперь и радуйся.
Ан, нет! Судьба вновь преподнесла сюрприз: отец Миши, Великий князь Михаил Николаевич, и сам русский царь Александр III были категорически против этой избранницы и ее брака с Мишей. Почему против? По-видимому, считали Софью недостойной партией для представителя царствующей династии. Сам же Миша повел себя в этой ситуации как настоящий рыцарь. В 1891 году любовная парочка обвенчалась в Сан-Ремо, вопреки воле отца и царя. Обвенчалась тайно в надежде на лучшее.
Узнав о такой неслыханной дерзости, отец предал Мишу анафеме, и тот был вынужден, начиная с 1893 года, постоянно жить в Лондоне, оказавшись фактически в положении эмигранта. Там, за границей, имея уйму свободного времени, Миша и пристрастился к лаун-теннису и стал поигрывать на самых известных площадках Европы.
Правда, Миша играл в лаун-теннис еще и раньше. Молва утверждает, что молодой русский, наряду с громкими княжескими фамилиями Европы, неоднократно участвовал в 1880-х и 1890-х годах в теннисных турнирах, проводимых в небольшом старинном городке-курорте Бад-Хомбурге близ Франкфурта. В том самом Бад-Хомбурге, где за год до первого Уимблдона (1877), состоялся самый первый турнир в Германии, где, ровно сто лет спустя после этого турнира (1976), сборная СССР одолела команду Германии в драматическом поединке Кубка Дэвиса. Помните: как Теймураз Какулия, проигрывая по сетам – 0:2 лидеру немцев Карлу Майлеру, все же оказался победителем.
Хомбургские турниры всегда отличались особым колоритом. Вот как, к примеру, описывает болбойсов победитель турнира 1889 года англичанин Кларенс Хобарт: «В Бад-Хомбурге мячи игрокам подают хорошо тренированные мальчики. Одетые в ярко-красные куртки, они являют собой красочное зрелище. У каждого из них на рукаве крупная цифра, соответствующая номеру площадки, к которой он приставлен. На игру выдаются 6 мячей, и на каждом мяче проставлен номер площадки. Мальчики несут ответственность за мячи, и если, не дай Бог, какой-либо мяч затеряется, это грозит вычетами из их скромного вознаграждения. Для возвращения мячей в целости и сохранности мальчики проявляют усердие, граничащее с комичным. Их старания нередко сопровождаются излишней спешкой. В них просыпается инстинкт футболиста – догнать мяч во что бы то ни стало. При смене мячей у них появляется непреодолимое желание – выскочить вперед и схватить мяч, лежащий рядом с сеткой, как раз в тот момент, когда подающий игрок начинает замах.
Поскольку мальчики говорят только по-немецки – продолжает Хобарт, - то все, говорящие на других языках, испытывали в общении с ними немалые трудности… Чтобы не попасть в неловкое положение, я перед каждой игрой заручался поддержкой кого-нибудь знающего немецкий язык и собирал мальчиков для инструктажа на немецком. При этом я особенно подчеркивал недопустимость их вторжения на мою половину площадки, пока не завершится розыгрыш мяча».
На французской Ривьере, в Каннах, у Михаила была роскошная вилла «Казбек» (чувствовалась ностальгия по Кавказу, по юности) с собственным кортом, где он часами шлифовал свое теннисное мастерство. Успешно выступал он и в проводимых тогда лаун-теннисных состязаниях, за что и получил прозвище «Каннский король».
Нередко заглядывал Михаил и на виллу своей сестры Анастасии, которая находилась там же, на Ривьере. Кстати, Анастасия тоже была большой поклонницей лаун-тенниса и преданной болельщицей своего брата. За эти визиты брата на Анастасию сыпался град упреков со стороны царствующих родственников из России, которые подозревали ее участие в связях брата, непозволительных с точки зрения его положения.
И все же, несмотря на все «грехи», Михаила на Родине не забывали. В 1910 году он был произведен Высочайшим Указом в полковники, коим и числился до большевистского переворота в России.
Парадоксально, но именно отлучение Михаила от царствующей династии, от России и спасло ему жизнь. Живи он в России, он, несомненно, разделил бы трагическую судьбу семьи Романовых.
Умер Михаил Михайлович 26 апреля 1929 года, в Лондоне, в возрасте 68-ми лет. Сейчас можно без малейшего преувеличения сказать, что он был первым полпредом российского лаун-тенниса за рубежом. Это случилось задолго до появления там таких посланцев нашего тенниса, как петербуржцы Алексей и Сергей Рафаловичи, Борис Струве и Владимир Шмитц, талантливого самородка из Екатеринославской губернии Василия Гладкого. Сколько лет прошло, сколько сменилось поколений теннисистов, а зарубежные старожилы тенниса при упоминании имени Михаила Михайловича до сих пор говорят с нескрываемым пиететом: «О, князь Мишель! Настоящий «Каннский теннисный король»!
Свидетельство о публикации №113091902478