БЛК. Заметки посторонней

Полемический шквал, вызванный августовским экспертным обзором Коли Сулимы, не позволяет остаться в стороне от дискуссии даже робкому новичку, кем я на этом сайте, безусловно, являюсь.
Насколько удалось заметить по многочисленным комментариям, претензии к автору обзора (а так же – рикошетом – и друг к другу) делятся на две группы: по форме и по содержанию, причём первая группа превалирует. Хотелось бы остановиться на отдельных моментах.

Литераторы обижаются на обилие ненормативной лексики в обзоре. Не поспоришь – её там много. Но за два с половиной месяца чтения рецензий, замечаний, критических разборов, авторских резюме и, кстати, стихов я пришла к выводу, что изящная словесность (в общении, понятно) – это не то, что легко можно найти на сайте, собравшем людей, пишущих стихи. Поговорку про трамвайных хамов давно пора переделать ввиду неактуальности трамваев и актуальности интернет-общения, а форумы спортивных фанатов так просто бледнеют рядом с тем, на что способны настоящие поэты! Поэтому сами по себе нецензурные слова – даже в таком количестве – не способны нагреть этот кипяток ни на градус. (Наоборот, после замечания одного автора по поводу утерянной сакральности этих слов мне пришла в голову мысль, что, возможно, эксперт хочет «сиять заставить заново / Величественнейшее слово…» –  там у классика слово другое, но то слово, о котором идёт речь, в привычку вошло и обветшало ещё больше! Отсюда и сугубое внимание, и буквы большие. И пора уже вернуть этому слову сакральное значение – глядишь, и урожаи вырастут, и демографическая картина улучшится, и школьники с депутатами материться перестанут! Но это я отвлеклась, закрываю скобки). А в целом, по общему тону проходящих дискуссий можно сказать, что настоящее уважение и хороший тон встречаются здесь редко, а вульгарность, панибратство, снобизм и хамство – часто. И, судя по тому, сколько  существует сайт, большинство присутствующих уже должны были, как броненосцы в процессе эволюции, обрасти непробиваемым панцирем, если не получается, по совету другого классика, хвалу и клевету принимать равнодушно. А обижаться  не на что – эксперт использовал тот стиль, который здесь обычен. Скажу ему спасибо за то, что он не использовал, по крайней мере, албанский ( или олбанский, извините, сама не владею) язык – а то по пять раз приходится перечитывать, пока до смысла – если он есть – докопаешься!

Литераторы обижаются на замечание, что они хвалят других литераторов в надежде на ответную похвалу. Но на что же тут обижаться – это ведь так по-человечески! Если вы делаете комплимент симпатичному вам автору и рассчитываете на ответное вежливое внимание – это совершенно естественно. А, если вы делаете комплимент автору, к которому равнодушны, и рассчитываете на увеличение своего рейтинга – это тоже совершенно естественно и понятно, и никак особенно участников не характеризует. Несмотря на весь авторитет баснописца Крылова.

Литераторы обижаются на эксперта и друг на друга за аргументацию по принципу «сам дурак». Но давайте скажем честно: после лома, против которого, как известно, нет приёма, «сам дурак» - следующий по силе аргумент. И здесь используют его практически все.

Это всё были обиды на форму, которую выбрал эксперт. А вот насчёт содержания высказались не все, и высказались гораздо осторожнее. В упрощённом виде претензия выглядит так: эксперт предпочитает понятные стихи, а сложный поэтический язык не понимает, потому что он вообще ничего не понимает. Будучи, как я уже говорила, абсолютным новичком в этой среде, я много времени провела за чтением рецензий – и, как я вижу, не все они доживают до чтения посторонними. И вот одна из рецензий на одно из стихотворений одного из жестоко раскритикованных экспертом авторов выглядит так: « Гениально! Только я ничего не понял. Можно перевести?» Автор рецензии – рядовой местного литературного сообщества. Автор обзора Коля Сулима, как я понимаю, если не генерал, то уж точно старший офицер (я тут ни с кем не знакома и субординацию местную представляю слабо, но вряд ли сильно ошибаюсь). Но и тот, и другой высказали, по сути, одну мысль, только эксперт сделал это в более яркой форме.
Классик (вижу, что классиков уж слишком много, но куда без них!) написал: «Есть речи – значенье / Темно иль ничтожно, / Но им без волненья / Внимать невозможно». Есть такие речи, точно. Но большинство здешних стихотворений, написанных сложным поэтическим языком и разбираемых не менее сложным литературоведческим языком, попадают, по-моему, в другую категорию. О ней другой классик сказал так: «Отрывок, взгляд и нечто». Поизящней, чем термины, которые выбрал эксперт Сулима, но о том же. Может, эксперту из его прекрасного далека лучше видно? А, может, в детстве у эксперта любимой была сказка Андерсена «Новое платье короля?» Во всяком случае, уверена, что эксперт написал то, с чем многие согласны, но о чём не говорят, и сделал это таким  образом, какой не является здесь чем-то невиданным. Что уж тут обижаться…

А если отвлечься от этой дискуссии… Та лексика, тот стиль и тот общий тон, который здесь принят, ничем не отличается от того, что принято, к сожалению, в нашем обществе – достаточно просто посмотреть вокруг и послушать. И жаль, что люди, которые по роду деятельности своей могли бы способствовать очищению общественной атмосферы от вульгарности и безграмотности, не видят в этом своей задачи.

P.S. Корявый лимерик об изящной словесности

В могиле глубокой и тесной
Изящно лежала словесность,
И авторы рядом
Кол мазали ядом,
Чтоб ей, не дай бог, не воскреснуть.

 
 


Рецензии
покорили. (почти всем, кстати). и умозаключение Ваше подкупает. даже не столько актуальностью, сколько безысходностью.
боже мой, тема - говорить и говорить, вещать, увещевать, стучать, кричать, орать до опупения! всю грешную жизнь мою доставала грязь улиц да подворотней смрад, но не думалось не гадалось, что грязь словесная доконает!.. заглядывал попервах на этот, подобные сайты, диву давался, глаза на лбу искал, чтобы в орбиты вернуть - все от того же, от изящной словесности современного лит общества... как же гниль-то все разъела, искарежила, как народец, именуемый себя пишущим и еще не все буквы запамятовавший, - как этот народец выжить собирается?! ведь утонет все его будущее в этом смраде словесном, а значит душевном, духовном...
но вот печаль в радость: почему Вы - не мимо, почто Вам болит? почему так верно диагностируете, замечаете, выводы делаете, а себя новичком и посторонним считаете? неумелостью какой-то?
молодцом Вы, вот уж все читать стану Вашего, свет мой Елена. (все таки красивое лицо - красивая душа - красивые мысли - это приятнейшая находка)

Анастасий Руликовский   12.01.2014 17:46     Заявить о нарушении
За комплимент спасибо, буду рада видеть Вас среди читателей!

В этой статье аттестовалась посторонней потому, что написала её - статью - после трёхмесячного здесь пребывания. Так что, конечно, новичок. (Сейчас, ещё через три месяца, уже нет).

То, что Вам понравился этот лимерик, мне приятно. Но всё же это стихотворение - больше шутка, чем выражение безысходности. Я не считаю ситуацию такой уж безысходной, потому что свято верю в эффективность личных усилий. Усилий не в смысле перевоспитания окружающего мира - нет ничего бесполезнее, а в смысле поиска бревна в своём глазу. Каждый сам выбирает язык, на котором ему говорить - если мы о языке. Так что мир сильно изменится, если мы будем подметать свои собственные подворотни, а не страдать, какая вокруг грязища.

Здесь, на сайте, на котором находятся - предположительно - литераторы, удивительно, конечно, встречать такое "олбанско"-вульгарное косноязычие. Но сайт открытый, и это хорошо. И вообще хорошо, что люди пишут стихи. И даже учитывая все минусы, нельзя не признать, что этот сайт выгодно отличается от себе подобных (нет времени углубляться в подробный анализ, но, поверьте, я его проделала). А наполняем его мы сами, в меру своих способностей. Вот и получается некий срез нашего общества, с очень разнообразным ландшафтом, конечно, но сколько человек в пушкинские времена стихи писали? А у нас тут зарегистрировано поэтов... реальная цифра меньше, но всё равно много. И все вышли из своей, очень разной, среды. И это - хорошо!

Я за то, чтобы видеть плюсы, а не искать минусы. Изящная словесность, конечно, не вернётся, но в наших силах сделать её более грамотной и хоть сколько-нибудь любезной!
С уважением, Елена.

Елена Албул   13.01.2014 16:51   Заявить о нарушении
вот тему зацепили! думалось, кому по временам нынешним да по ценностям это надобно?! а поди ж ты! и талантлива, и умна, и небезразлична, и молода, и красива, и комсомолка!.. и профессионально не в тему, - ее (Вас!) вопросы речи волнуют, да глубоко так, да эмоционально так, да с надеждой!
а вот перед Вами пессимист замшелый: уж если призиденты изъясняются!.., да министры! да "думцы-безумцы"! да вся ихняя челядь! а уж народ-то, кормилец и хранитель ентой речи - вот где титаны скверно-... всякого!!. неееет! хорошо, красиво, поэтично, человечно на землях наших заговорит, видать, племя иное, новое, незнакомое крови нашей!..
так хочется не быть навязчивым, прилипалой, да уж больно мне по душе ваше все о речи человеческой, о языке русском, мне, как и Вам, так далеко стоящем от него профессионально, - но не безразлично нам все, его касающееся... а тут ведь говорить да вещать, да кричать, да орать!...... (вот, пол-которой-стихи-ру матом творят и как пыжатся от этого! здесь, где, как, извините великодушно, в супе - так и в речи поэтической - не должно быть мухам место, и словесному д...му, и гязи... простите еще раз)
рад бесконечно Вашему пребыванию здесь, Ваш слуга покорный

Анастасий Руликовский   17.01.2014 13:13   Заявить о нарушении
Спасибо, Анастасий.

Елена Албул   17.01.2014 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.