Симфония. Стихи о композиторах, музыкантах
___________
Регине
ВИВАЛЬДИ
Великий итальянский композитор
Антонио Вивальди родился и большую
часть своей жизни провёл в Венеции.
Стал по настоянию матери священником
и многие годы преподавал музыку
в основанном францисканским монахом
приюте для девочек-сирот.
Создал около 90 опер, в постановке
которых сам участвовал. Автор много-
численных симфонических произведений.
За необычный для венецианцев цвет волос
был прозван жителями Венеции
"рыжим священником".
В предчувствии, должно быть, альты
И скрипки словно только ждут,
Когда от имени Вивальди
Им слуги ноты раздадут.
А наш маэстро,
рыжим гунном,
летит, весь - рук взметённых жест.
И дирижируют лагуной
Две чайки
кружевных манжет.
И так он к этому причастен,
так вдохновеньем
дышит грудь,
что, кажется,
ногам лишь ясен
к театру выверенный путь.
Здесь свой театр:
толпы густой,
каналов, фонарей,
мостов.
А маски лиц!
А лица в масках!
Шум тесных улиц. Крик менял.
Гондолы. Синь...
Копируй, мастер,
С готовой партитуры
дня.
Запомнить бы.
Ведь перепето,
прошепчено
сто раз подряд
и на Сан Марко,
с парапета,
взметнулись голуби
не зря.
А вы? Вы даже
не кивайте.
Он не увидит,
не услышит.
Посмотрит в небо,
будто свыше
сам Бог позвал его:
"Вивальди!"
__
АМАДЕУС
В штормовую ночь (шёл дождь со снегом)
7 декабря 1791 г. тело Моцарта,
зашитое в мешок, было сброшено в общую
могилу и засыпано известью. На кладбище,
кроме возницы, не было никого.
Австрия забыла о Моцарте.
Здесь - яма известковая. А там -
Больная роща в кислоте тумана.
И никого. Возницы окрик пьяный
Под музыку то ливня, то кнута.
(Бог "Реквием" в ту ночь
читал с листа).
Дремала императорская Вена.
Гипноз дождя ль сморил её мгновенно,
Иль выдан был, по случаю, устав:
"Закрыть все двери, окна и уста"?
Дремала Вена и, держу пари,
Дремал Сальери, набок сбив парик.
Наш капельмейстер принял что-то впрок
И спал в ту ночь
спокойно, как сурок.
Не спали только
в слякоти колёса
Да катафалк, как сущий дьявол, нёсся.
И он пронёсся, чёрный фаэтон,
Сквозь дождь и снег,
Туда, к предместьям Вены.
Никто в тот день не перерезал вены
И не издал над страшной ямой стон.
И в грудь вошёл
обиды острый нож.
Хотя, казалось,
мёртвых не проймёшь,
душа ждала,
не отлетая прочь,
за тело зацепившись ниткой нерва,
пока, безумствуя, -
от горя выла
ночь
и всем в укор -
с ума сходило
небо.
___
ПАГАНИНИ
"...душа его оказалась
совершенно опустошённой,
в ней царили лишь
бесконечное одиночество
и великая усталость".
Мария Тибальди-Кьеза
"ПАГАНИНИ"
Был сон-полубред: влетали паяцы,
От скрипки ладошки с трудом отдирали.
Шептались, что эти тончайшие пальцы
в утробе
вытачивал сам Страдивари.
А ручки тянулись к игрушке певучей.
И знал только дьявол - бесспорный маэстро,
Какой ещё мУкой дитя он навьючит
Сиесты, лемурно-изнеженной, вместо.
Исчезнуть бы ярким,
беспечным каприччо.
Но плоть раньше скрипки
судьбу отыграла.
Под занавес
всё, что ты прОжил, как притча
о дерзкой мечте
под взглядом Дедала.
_
Вопреки совету Дедала не приближаться к солнцу,
Икар, словно завороженный лучезарным светилом,
взметнулся именно к нему.
Солнце растопило воск,
на котором держались его крылья,
и он рухнул вниз.
(Из древнегреческого мифа "Дедал и Икар")
___
ПОСЛЕ КОНЦЕРТА
ОРГАННОЙ МУЗЫКИ
Мудрость построила себе дом
И вытесала для него семь столбов...
Притчи Соломоновы
(IX,I)
Иоганну Себастьяну Баху
Сочинять, как возводить собор.
Стань в сторонку,
подивись размаху,
всё, что слышал - забери с собой.
Голубем взлетит душа под купол.
К фрескам ближе, ближе к витражам.
Там, глядишь, и день отмерит скупо
солнца малость,
пальцы туч разжав.
Вскормлен дух, подпитан и, наверно,
В этом "виноват" частично Бах.
Где-то есть,
поверх тоски безмерной,
свет и мудрость
на семи столбах.
___
БЕТХОВЕН
(экспромт, навеянный
стихотворением Людмилы Свирской)
«Я часто проклинал своё существование...
Ещё немного, и я покончил бы с собой.
Меня удержало только одно – моё искусство...»
Людвиг ван Бетховен
«Я вытяну всю музыку из пауз
И до последней ноты вам верну».
Людмила Свирская
«Бетховен»
Удел иных полегче и получше.
Но плещет в стёкла
неба лунный плёс.
И звук – распят, под пальцами расплющен,
А всё силён и ветром бьёт взахлёст.
Пускай же в дверь дубовую стучится
Сама судьба могучим кулаком,
Душа готова. Всё в ней вымыл чисто,
Волною завершающей, аккорд.
Земную жизнь я так наполнил плотно,
Так переделал музыку её,
Что время мне уйти – походкой Лота.
Кто не мудрец,
отмаявшись с моё?
____
ПИАНИСТ
Он был, казалось, частью фортепьяно,
когда касались клавиш эти руки
и чистый звук,
с огранкой, без изъяна,
самозабвенно гибнул
в общем звуке.
Всей мощью
необузданных вибраций
он втянут был
в игру другого сорта.
Не в ту,
в которой можно отыграться,
а в ту,
где кровью
полнится аорта.
Везувий звуков.
Зал всё ближе к лаве.
Два-три аккорда
до финальной бури.
И вот, по роще
чёрно-белых клавиш
несутся пальцы
в бешеном аллюре.
Крещендо нарастающих созвучий...
Миг тишины.
И терпкий мёд итогов:
Встать у рояля,
шумом слух измучив,
и маяться -
заложником восторгов.
___
ФАНТАСМАГОРИЧЕСКИЙ
КОНЦЕРТ
Играет Моцарт.
Радостно. Легко.
Чуть слышен скрип дверей
и шепоток придворных.
Но входит Гендель.
Властный жест рукой -
и к скрипкам подключаются валторны.
Всё явственней, всё громче
клавесин.
И пусть звучит
жеманно и манерно -
Так император лично попросил,
поскольку скрипки
слишком бьют по нервам.
Не знал Его Величество,
не знал,
что музыка - не паж
в его семействе.
И что Вивальди
пОдал тайный знак,
который ждал, как видно,
капельмейстер
Свидетельство о публикации №113091709082
Александр Немков 06.02.2025 16:51 Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за отклик!
С уважением,
Яков
Яков Рабинер 06.02.2025 19:16 Заявить о нарушении