Почему читать полезно?
Чтение основано на линейности человеческого мышления. Мы читаем слова один за другим, предложение за предложением, таким образом постепенно выстраивая смысл написанного. Смысл становиться остаточно явным и понятным лишь в конце, когда все прочитано. Мы не можем охватить все слова целиком в один миг - внимание так не работает. Поэтому основой чтения является последовательность распознавания образов, и эту последовательность схематически можно изобразить как линию. Отсюда и понятие линейность мышления, другими словами - последовательное мышление.
Однако по другому обстоят дела с пониманием. Одно слово понять легко. Если же слов больше одного, то линейное мышление, которое позволяет выстраивать некую умозрительную конструкцию в виде линии из образов, сменяется другим способом мышления - объемным, которое эти образы связывает между собою. Линия сгибается, усложняется и превращается как минимум в трехмерную голограмму. Понимание происходит скачкообразно, в один миг, когда связи в голограмме установлены.
Подобным образом работает и память. Невозможно сказать почему именно в данную конкретную долю секунды мы вспоминаем то, что хотели вспомнить. То, о чем еще секунду назад мы имели лишь смутное представление. Будто из туманного моря мы ожидаем увидеть долгожданный корабль. Слово "ожидаем" - это именно та направленность внимания, которую мы формируем, чтобы что-то вспомнить. Но пока мы ждем, перед внутренним взором стоит некое бесформенное облако, мы будто хотим просочиться в него, разглядеть его лучше. Это облако не является плоскостью, потому-то мы чувствуем вовлеченность в него, мы видим, как происходят некие попытки разогнать его нашими мысленными усилиями. И в какой-то момент это случается - мы либо вспоминаем, либо нет. Одно остается очевидным - работает объемное мышление.
Теперь небольшое уточнение.
Есть некая область нашего отождествления с самим собой, которая называется сознанием. Сознание имеет одно фундаментальное свойство - оно может создавать в самом себе неоднородности, колебания, которые называются не иначе как мыслями. Эти колебания происходят от того, что сознание отображает в самом себе окружающую реальность. Это становится возможным благодаря вниманию и воле. Внимание фокусирует волю, а воля совершает действие.
Есть внимание произвольное и непроизвольное, то есть автоматическое. Произвольное позволяет человеку мыслить логически, прогнозировать на много ходов вперед, сопоставлять множество точек зрения, создавать нечто новое и наслаждаться другими плодами высшей нервной деятельности. Учитывая то, что каждый человек наделен обеими видами внимания, произвольное делает каждого индивидуума потенциально настоящим творцом, который может сотворить очень многое. И творит. Посмотрите на животных - все особи одного вида практически одинаковы. Мы же не видим, как макаки делают себе пирсинг. Или как рыбы обмениваются фотками о проведенном отдыхе в теплых водах Амазонки. Или как саранча мимикрирует летчиков-камикадзе и штурмует лобовые стекла встречных машин, чтобы заработать статус чудаков в своей стае. Такого не бывает, поскольку у животных коллективное сознание, они следуют четкой программе выживания, программе естественного отбора. Их многообразие поведения намного меньше многообразия всего того, что может и уже сделал человек благодаря произвольному вниманию.
И как это касается чтения? Самым прямым образом.
Читая, мы тренируем стабильность внимания. Экран телевизора или компьютера навязывает нам некий образ, тем самым делая нас пассивными наблюдателями и не тренирует внимание. При чтении мы выступаем и наблюдателями, и создателями, то есть совершаем волевое усилие. Это усилие развивает воображение, другими словами способность создавать, опять же, как минимум трехмерные голограммы, идеи. А это в свою очередь тренирует способность мыслить линейно и объемно, работать с абстрактными понятиями. Важность этих способностей переоценить очень трудно.
Литература бывает разной. По жанру, по стилистике, по оформлению. Идеи, заложенные в тексте, могут быть как простыми, так и сложными, не очевидными для первого взгляда, многоуровневыми. Поэтому скорость и полнота понимания заложенного смысла будет для каждого разная. Каждый может выбрать ту сложность, которая ему таковой представляется. Степень сложности текста напрямую влияет на то, какие усовершенствования ты хочешь в себе развить. Бульварное чтиво не изобилует новыми или хорошо продуманными старыми идеями. Продуманные, отточенные, отфильтрованные идеи вообще редкость и на дороге не валяются. Их создание - серьезный труд, и как правило стоит денег. Пример - энциклопедии, где каждое слово несет точно высчитанный угол построения трехмерной голограммы и связей в ней. Иначе говоря, делает текст понятным и наименее двусмысленным. Чем более сложным кажется текст, тем более мастерски человек сможет управлять своим вниманием. И наоборот, если текст кажется простым, то особых улучшений он не принесет, а при длительном и регулярном чтении может и вовсе отучить человека мыслить более сложными, чем в самом тексте, понятиями и атрофировать ранее наработанные навыки. Вопрос лишь в том какую сложность человек для себя выберет.
Свидетельство о публикации №113091701336