А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 39-40

                Глава 37. МИРЫ КОСМОСА.

                «Миры не только соприкасаются,
                но даже заходят друг на друга.
                ...Не будем разделять там,
                где можно группировать законно». 
                (Агни-Йога, АУМ, стр. 62.) 

      Единство Космоса не исключает его условное разделение на определенные составляющие. Подобно тому, как мы разделяем нашу Вселенную на условные структурные составляющие такие как планеты, системы, созвездия, Галактики, Метагалактики, также можно разделить и сам Космос. Если говорить о Космосе, то кроме уже известного нам деления на различные совокупности небесных тел, его можно разделить и по другим  признакам.
      Деление это не означает проведение или установление каких-то пространственных границ между составляющими, понимая под ними строго определенное разделение: здесь одно, а здесь другое. Даже если мы попытаемся провести границы между планетами нашей солнечной системы, то и здесь их нельзя отождествлять с поверхностью планет, поскольку кроме чисто физических границ у каждой из планет существуют свое тонкие тела, к которым применять понятие граница практически невозможно. Условные границы планеты одного плана взаимопроникают в границы предыдущих и последующих, не говоря уже о том, что самые тонкие тела планет пронизывают все более грубые тела. Об этом мы будем говорить, когда будем вести речь о планах Бытия.
       Сейчас речь пойдет о дифференциации различных областей Космоса по определенным критериям, согласно которым может быть произведено разделение.
      Чаще всего, исходя из принятых принципов разделения, используют разделение Вселенной на живую и неживую природу. При этом в основу положено понимание живой  природы исходя из биологического понимания жизни: микроорганизмы, растения, животные и человекоподобные. Все остальное принято относить к неживой природе. Однако, если хотя бы допустить, что жизнь может иметь не только биологическую основу, но и какую-либо другую, то границы живой природы значительно расширяться.
Еще один подход, существующий ныне, связан с разделением природы на разумную и неразумную. Связывая разумность со свойством высокоорганизованной, как правило,  живой, материи к разумным существам все также относятся вышеуказанные живые организмы, а отдельные представители включают в эту схему еще и отдельные минералы. Все  же остальное относится к неразумной природе. Исходя из сказанного в предыдущих главах о разумности существования, само разделение на разумную и неразумную природу очевидно становится несостоятельным.
      Таким образом, в основе рассмотренных разделений природы на различные миры  лежат некие произвольные и достаточно относительные категории, что не позволяет представить всю сложную и, в то же время, гармоничную картину Миров Космоса.
      Разделяя известную нам природу, Вселенную и Космос на различные Миры, необходимо использовать наиболее значимые, принципиальные критерии, которые бы позволили увидеть многообразие и Единство Всего Сущего.
      Одним из таких подходов может быть разделение Вселенной по Вселенским Принципам, чему, в основном, и будет посвящена данная глава.

      Обратившись к уровню проявления Первого Вселенского Принципа, Первого Логоса, трудно говорить о многообразии Космоса, поскольку первичное проявление Вселенной может больше характеризовать Единство Мира, чем множество Миров. Вместе с тем и даже на этом уровне можно говорить, как минимум, о двух Мирах: Мире непроявленном (Космические Принципы) и Мире проявляющемся.

     Проявление Второго Вселенского Принципа, символизирующего Вселенский Разум, Вселенскую Мысле-Основу, можно рассматривать как первичное проявление во Вселенной первых Семи Миров. Их можно отождествить с семью Дхиан-Коганами, совокупность которых и образует Вселенский Разум.

      Настало время несколько иначе взглянуть на ранее сказанное о Втором Вселенском Принципе и семи Дхиан-Коганов.
      При анализе Второго Вселенского Принципа мы на рисунке 28 (1-3) изображали принципиальный процесс проявления Вселенских Принципов. При этом Второй Вселенский Принцип (рисунок 28, 2) был изображен в виде двух кругов с точками, находящиеся внутри одного большого круга, как бы символизируя процесс «разлета» центров или проявления Принципов.
      Если же рассматривать этот процесс более тщательно, то, памятуя о том, что пространственный «разлет» центров должен происходить во все основные направления пространства, то есть как бы в трех осях ординат, то мы можем получить схему, которая уже применялась нами ранее на рисунке 38 (Пятый Вселенский Принцип).
Изобразим ее еще раз:


               а)                б)                в)


 
                где:  - Дхиан-Коганы.

   Рисунок 73

(При этом необходимо помнить, что приведенная схема также достаточно условна и столь значительное разнесение центров относительно друг друга вызвано необходимостью показать сам принцип, а не реальное взаиморасположение их. При попытке изобразить это максимально близко к тому, что происходит, все бы центры находились практически в одной точке, что затруднило бы восприятие самого механизма)

      Данная схема «разлета» центров при проявлении является наиболее оптимальной, поскольку все 7 центров взаимопроникают друг в друга и обозначая проявление во все стороны с единым центром в средине. При любом другом количестве центров менее 7, например, 2,3,4,5,6 (с одним средним центром) взаимодействие было бы менее оптимальным, а при количестве центров более 7, например, 8,9,10 и т.д. модель была бы уже более сложной, а значит менее устойчивой. В дальнейшем, при анализе Планов Бытия мы так же будем говорить о 7 Планах. Очевидно не случайно «7» символизирует принцип совершенства, оптимальности.

      В основе формирования различных материальных Миров лежат начала Третьего Вселенского Принципа (Корень-Субстанции), а также следующие за ним Четвертый, Пятый, Шестой и Седьмой Вселенские Принципы: свойства, связанные с различной степенью проникновения Корень-Субстанций друг в друга.

      «Из этих семи только один, самый низший и самый материальный из этих Глобусов, доступен нашему познаванию; шесть других лежат вне его и потому невидимы земному глазу. Каждая подобная Цепь Миров является порождением и созданием другой низшей и мертвой Цепи - ее воплощением, так сказать».(1,т.1,с.205)

      При этом, подобно тому как при проявлении Вселенских Принципов за духовными основами будут следовать материальные, так и при проявлении Миров за материальными Мирами будут проявляться духовные, затем вновь материальные и т.д..
Ни на уровне Первого Вселенского Принципа (Духа, Логоса), ни на уровне Второго Вселенского Принципа (Вселенского Разума) разделение на материальные Миры еще не происходит, хотя эти два последних Принципа во многом предопределяют возникновение различных Миров.
      Тем более мы не можем говорить о разделении на Миры на уровне Седьмого Космического Принципа (Вечный Атом, Сумма Всего, Лайа-Центр), когда сама Вселенная еще находится в состоянии Пралайи.

      Если обратимся к главе 25, то увидим, почему именно на этом этапе проявления Вселенной начинают формироваться материальные Миры: с этого момента начинается развертывание материальной Вселенной, еще более сильный «разлет» Корень-Субстанций. Но сам этот «разлет» не есть простое разделение Корень-Субстанций и отдаление друг от друга. Возвращаясь к схеме на рисунке 28, можно заметить, что изображенный процесс выражает не только процесс разделения, но и уменьшения размеров Корень-Субстанций. Это будет обусловлено тем, что проявившиеся Семь Вселенских Принципов на последующем этапе проявления будет выступать в качестве самостоятельного Логоса следующего порядка проявления Вселенной, вплоть до уровня проявления отдельной Планетарной Цепи, а следовательно и для его первых проявлений будет свойственен аналогичный процесс «разлета».
 
      Если на первом этапе этот размер максимальный, то на последующих двух этапах размер изображаемых Корень-Субстанций уменьшается. При этом важное значение имеет степень проникновения Корень-Субстанций друг в друга. Именно от этого зависит не только состояние и свойства одной Корень-Субстанции, но и, в конечном итоге, причина формирования различных Миров.

      В действительности речь идет не столько о количестве Корень-Субстанций, сколько о том, что они проявляются уже на последующих, нежели начальные, этапах. До этого они находились в предшествующих им Корень-Субстанциях первичного проявления Вселенских Принципов и были растворены (непроявлены) в них. Первый этап можно рассматривать как состояние Вселенной, когда все Миры (духовные и материальные) еще были недифференцированы, находились в непроявленном состоянии. Второй этап соответствует первичному разделению первоначального проявления Вселенной, то есть на два (дифференцированный и дифференцирующийся) взаимосвязанных, а где-то и взаимопроникающих друг в друга мира, но продолжающих оставаться в Едином Мире. Они не есть нечто отдельное от Единого Мира, а лишь его определенной области.
      (Здесь можно было бы использовать символ «Тай-цы», который мы использовали во втором разделе книги. Этот символ более отражает суть разделения Миров, подчеркивая их единство.)
       Затем этот процесс дифференциации продолжается множество этапов, в зависимости от степени проявления Вселенной, уровня космических построений и др. Но и на этом этапе эти дифференцированные Миры продолжают оставаться не только в Едином мире, но и соответственно в его первичных дифференциациях. Фактически же они очень тесно взаимосвязаны и не разделены. В отдельных случаях можно говорить о преобладании одного, в других - о преобладании другого, но все это лишь есть их определенные сочетания.

      «Каждый мир имеет свою матерь Звезду и сестру Планету. Так Земля, усыновленное чадо и младший брат Венеры, но обители ее принадлежат к своему роду. Все сознательные, законченные существа (завершенные семеричные люди или высшие существа) получают с самого начала формы и организмы в полной гармонии с природой и состоянием Сферы, ими обитаемой.
      Сферы Бытия или Центры Жизни, являющиеся отдельными нуклеями,  порождающими своих людей и своих животных, бесчисленны; ни одна из них не имеет сходства со своей сестрой-спутницей или какой-либо другой планетой, что касается до ее собственного или особого потомства.
      Все обладают двоякой природой, физической и духовной.
      Нуклеолы вечны и постоянны; нуклеи периодичны и конечны. Нуклеолы составляют часть Абсолюта. Они, как бы амбразуры в этой черной непроницаемой крепости, навсегда сокрытой от человеческого или даже Дхианического зрения. Нуклеи являются светом вечности, из нее исходящим.
      Именно этот СВЕТ, который конденсируется в Формы - «Владык Бытия» - первые и высочайшие среди них представляют коллективно ДЖИВАТМА (которая, говоря символично, исходит от Параматма. Это и есть Логос греческих философов - появляющийся при начале каждой новой Манвантары). От них, в нисходящем порядке, - облеченные в вечноуплотняющиеся волны того Света, который становится грубой Материей на объективном плане - происходят многочисленные Иерархии Творческих Сил: некоторые из них не имеют форм, другие обладают определенной формой, иные же, самые низшие (Элементалы), не имеют принадлежащих им форм, но облекаются в любую форму, согласно окружающим условиям.
      Итак, в духовном смысле существует лишь единое Абсолютное Упадхи (Основа), от которого и в котором слагаются для манвантарных целей бесчисленные основные центры, где совершаются мировые, цикловые и индивидуальные Эволюции на протяжении периода деятельности.
      Вдохновляющие Разумы, оживотворяющие эти различные Центры Бытия, именуются людьми, за пределами Великой Горной Цепи, без всякого разбора, как Ману, Риши, Питри, (Боги Огня), Бодхисаттвы и другие по сю сторону. Истинно-невежественные называют их Богами; непосвященные ученые - Единым Богом; Мудрые же, Посвященные, почитают в них лишь Манвантарные проявления ТОГО, что ни наши Создатели (Дхиан-Коганы), ни их твари не только не могут обсуждать, но даже что-либо знать. АБСОЛЮТ не может быть определен, и ни один смертный или бессмертный никогда не видел и не постигал его на протяжении периодов Существования. Изменяемое не может знать Неизменяемое, также как не может то, что живет, постичь Абсолютную Жизнь».
      «Потому человек не может знать более высоких Существ, нежели своих собственных Прародителей». «Также он не будет поклоняться им», но он должен познать, каким образом явился он на свет».(1,т.2,с.46-48)

      Первичная дифференциация на два Мира может пониматься как выявление Мира Духовного и Мира Материального. В нашей Вселенной нет раздельно существующих таких Миров: отдельно только Духовного или только Материального. Они взаимосвязаны, взаимопроникающий друг в друга и постоянно взаимодействующие.
Сам же Единый Мир можно рассматривать как Вместилище всех иных Миров, проявляемых в нем или как Пространство, в котором происходят все последующие проявления Вселенной.

      Не трудно заметить, что подобно тому, как Единый Мир является своеобразным источником проявления Миров Духовного и Материального, то есть является своеобразным Лайа-Центром, из которого возникают Миры, так и сами последующие образующиеся Миры можно рассматривать в качестве таких же своеобразный Лайа-Центров, из которых из Логоса этого плана возникают новые Миры все более плотного уровня. Если сами Духовный и Материальный Миры на первом этапе их формирования соответствуют уровню выявления Второго и Третьего Вселенских Принципов, то последующие Миры, возникающие из них (то есть выявление с Четвертого по Седьмой Вселенских Принципов) являются каждый  семеричным, а они, в свою очередь, также могут быть разделены еще на семь составляющих, своеобразных под-Миров.

      «Философия позволяет нам усматривать смутные метафизические очертания «Семи Сынов» Жизни и Света, Семи Логосов герметистов - начинается дифференциация Элементов, входящих в строение нашей Солнечной Системы. ...Ибо, как человеческое существо состоит из семи принципов, так и дифференцированная материя в солнечной системе существует в семи различных состояниях».(1,т.1,с.189)

      Из этого становится понятным, почему говорят о Семи Дхиан-Коганах, семеричности Фохата, Акаши, Души или Жизни и Центральной Точки, Лайа-Центров.
«Миры созидаются ни над, ни на, ни в Лайа-Центрах, ибо нулевая точка ЕСТЬ СОСТОЯНИЕ, но НЕ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТОЧКА. ...Фохат принуждает рождаться время от времени, каждый раз, как двое из его «Сынов-Братьев» слишком приблизятся друг к другу, будет ли то для объятия или для сражения; чтоб избежать это, он соединяет и связывает вместе тех, кто различен по природе, и разъединяет тождественных по темпераменту. Это, как каждому ясно, относится, конечно, к электричеству, порожденному от трения, и к закону притяжения между двумя объектами различной полярности и отталкиванию между принадлежащими к одинаковой полярности. Семь Сыновей-Братьев представляют и олицетворяют семь форм космического магнетизма, именуемые в Практическом Оккультизме «Семью Началами», активным и сотрудничающим потомством которых, среди других энергий, являются электричество, магнетизм, звук, свет, теплота, сцепление и т.д.. ...Электричество, свет, тепло и т.д., были остроумно названы, как «Призраки или Тени Материи в Движении», то есть сверхчувствительными состояниями Материи, лишь следствия которых мы можем постичь».(1,т.1,с.196)

      Приведенный выше принцип формирования Миров не означает кажущуюся возможность высчитать общее количество существующих или допустимых Миров. Это может быть возможным только для одной линии проявления Миров, для одной цепи последовательных этапов. Но учитывая, что таких Цепей может быть множество, циклы их возникновения и сворачивания разнесены как во времени, так и в пространстве, все попытки высчитать количество существующих во Вселенной Миров обречены на неудачу, ибо количество Миров во Вселенском масштабе поистине бесконечно. Но общая схема возникновения Миров, думаю может быть понята, ибо общий принцип их проявления остается схожим. (Именно схожим, то есть аналогичным, но не тождественным).


                Раздел 5. ПРОЯВЛЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ

                Глава 38. ПЛАНЫ БЫТИЯ.

                «...Начала нет у Бытия.
                Что Безначально - Бесконечно».

      Ранее мы рассматривали общую схему проявления Космоса и Вселенной, основанную на проявлении Космических и Вселенских Принципов и касались энергетической характеристики этих процессов. Но указанная схема не является окончательной и может быть представлена иначе, будучи основана на других характеристиках.

      В данной главе речь пойдет об общей схеме проявления Вселенной, рассматриваемой с позиций Планов1) Бытия и Сознания, как своеобразный Принцип эволюции Вселенной. Данная схема приемлема как для характеристики проявления материи, так и для характеристики проявления сознания.
      Как мы уже говорили ранее, один и тот же уровень Бытия можно рассматривать как Бытия и как Небытие, в зависимости от того, способен ли исследователь воспринимать его. Даже уровень проявляющейся Вселенной, который, исходя их ранее рассмотренных Вселенских Принципов, было принято именовать Бытием (Сат), с таким же успехом можно рассматривать и как Небытие (Асат), поскольку для нас, людей, этот уровень восприятия недоступен.
      Отвечая на вопрос, что из себя представляют «планы бытия», Е.П. Блаватская поясняет:
      «Используя словосочетание «планы небытия», необходимо помнить, что эти планы являются сферами небытия только для нас, но для разумных существ выше нас это планы бытия и материи. Высшие Дхиан-Коганы Солнечной Системы могут не иметь представления о том, что существует в более высоких Системах, то есть на втором семеричном Космическом плане, который для Существ вечно невидимой Вселенной абсолютно субъективен».(4,с.98)
      Данное высказывание позволяет понять относительность понятия Планы Бытия и Сознания.
      В предыдущих главах мы неоднократно говорили о семеричности исчисления различных структур или явлений. Именно об одном из основных пониманий этого исчисления и пойдет речь в этой главе.
      «Вся система каббалистических чисел основана на Божественной Семеричности, исходящей из Триады, образуя, таким образом, Декаду и ее превращения 7, 5, 4, 3, которые, в конце концов, все погружаются во Единого; в бесконечный и беспредельный Круг».(1,т.1,с.300)
      Наиболее удачным видится рассмотрение Планов Бытия и Сознания исходя из принятых понятий макрокосма и микрокосма. В соответствии с этим сначала рассмотрим Планы Бытия макрокосма.
      Три Высших Плана представляют собой сферу Непознаваемого, к которой можно отнести Непроявленный Логос или состояние перед самым началом проявления Вселенной. Символически они изображены в виде треугольника. [Их можно назвать еще и по другому: Абсолют и три духовно-материальных циклов ( рисунок 15).] Линия, отделяющая треугольник от круга с глобусами - это и есть грань «Не преступи!», преодолеть которую суждено лишь Высшим Разумным Существам первых звеньев Вселенской Иерархии.
      За ними следует проявление Первого, Второго и Третьего Вселенских Принципов, символизирующих проявление Логоса, формирование Вселенского Сознания, то есть Вселенский Разум (Мыслеоснова) приобретает свой носитель (Вселенскую Корень-Субстанцию).
      Далее следует проявление Четвертого и Пятого Вселенского Принципа (Фохата, как продукта Вселенского Сознания, и Акаши - Вселенской Материи).
И завершается проявление Вселенских Принципов проявлением Шестого и Седьмого Принципов (Вселенской Души и Прообраза Вселенной или Лайа-Центра).

Семь Планов Бытия макрокосма
                А
            
               Одно
      B      в трех     C                Высшая Триада, План Непознаваемого

                A       G                Духовный План или План Прообразов
               
        B                F                Ментальный План, План Разума и Творчества
               
       С                Е                План Чувств и Желаний, Астральный План
               
                D                Физический План, Материальный План

где: A, B, C, D, E, F, G - глобусы
Рисунок 74. 

      При этом проявление формирование глобусов происходит последовательно: А;B; ;C; D; E;F;G, причем каждый из этих глобусов имеет также по 7 малых глобусов, расположенных внутри больших.
      Эту схему можно сравнить со схемой, изображенной на рисунке 19 а), изображающей весь цикл Манвантары Вселенной (Махаманвантары), состоящий из 10 циклов, разделенных на 3 высших (1,2,10) и 7 низших (4-9). Кстати, именно через схему цикла Манвантары Вселенной можно выйти на множество других схем, в том числе и на разгадку некоторых текстов Библии.;
      Такая последовательность проявления Планов Бытия позволяет увидеть весь цикл проявления Вселенной от начала ее проявления из Пралайи и до полного свертывания с последующим переходом в состояние Пралайи.
      Здесь сразу необходимо сделать небольшое отступление.  При анализе Вселенских Принципов, когда мы отслеживали схему их проявления от Первого до Седьмого, их можно бы было рассматривать как Первое проявление Семи Планов Бытия проявляющейся Вселенной. Но эти Планы совершено отличаются от Планов второго, третьего и последующих Планов Бытия, соответствующих различным космическим построениям. Последние как бы заключены в этих первоначальных глобусах, являясь от малых до мельчайших глобусов каждого из них. Те же самые духовные, психические, астральные и ментальные планы, хотя и присущи каждому из последующих, но являются лишь очередным этапом проявления Вселенной.
      Например, когда мы говорим о формировании Материального Плана Бытия первичного проявления, то это означает формирование плана Материи изначальной Вселенной, а не материи, которую мы воспринимаем, то есть не материи нашего Плана Бытия. Причем изначальные Планы Бытия существуют весь период существования Вселенной, в то время как Планы Бытия различных космических построений (от Метагалактик до отдельных Планетарных Цепей и др.) могут завершать свое существование по окончании соответствующей Манвантары.

      «Бесполезно говорить о «законах возникающих, когда Божество готовится творить, ибо «законы», или, вернее, ЗАКОН, вечны и несотворены, и Божество есть Закон. Кроме того, единый вечный Закон развертывает в Природе (которая должна быть) проявленной, все сущее на семеричном принципе; среди прочего и бесчисленные круги Цепей Миров, составленных из Семи Глобусов, в порядке постепенности, на четырех низших планах Мира Формирования (три другие принадлежат к Миру Прообразов). Из этих семи только один, самый низший и самый материальный из этих Глобусов, доступен нашему познаванию; шесть других лежат вне его и потому невидимы земному глазу. Каждая подобная Цепь Миров является порождением и созданием другой низшей и мертвой Цепи - ее воплощением, так сказать».(1,т.1,с. 205)
      «Когда Планетарная Цепь находится в своем последнем Круге, ее Глобус А, прежде чем окончательно замереть, высылает всю свою энергию и все принципы в нейтральный центр латентной силы, лайа центр, и тем самым оживотворяет новый нуклей недифференцированной субстанции или материи, то есть вызывает его к деятельности или даем ему жизнь».(1,т.1,с.208)

      Аналогичным образом можно рассмотреть и Планы Сознания, используя такую же схему. Подобно тому, как мы подразделяли Планы Бытия на Первичный План и последующие Планы, таким же образом можно подразделить и Планы Сознания на Первичный (Вселенский) План и Планы Сознания различных космических построений. При этом необходимо помнить, что Планы Бытия и Планы Сознания Вселенной нераздельны друг от друга. Любое Сознание или сознание присуще Бытию, точно также как и любое Бытие, даже на самом первом этапе проявления Вселенной, можно считать обладающим Сознанием более изначального уровня (Сознание Космических Принципов или Сознание Непроявленной Вселенной). Другое дело, что последнее Сознание отличается от любого Сознания или сознания проявляющейся или проявленной Вселенной.

  Семь Космических Планов Бытия и Сознания
                План 1 Ади            
 
                План II Анупадака
                План III Атма, План Нирваны

                A        G                План IV Буддхи, Духовный План или План Прообразов
               
        B                F                План V Манас, Ментальный План, План Разума и Творчества
               
          С                Е                План VI Кама, План Чувств и Желаний, Астральный План
               
                D                План VII Стхула, Физический План, Материальный План

Рисунок 75.    

(Эта схема во многом схожа со схемой, изображенной на рисунке 74, различаясь лишь обозначением  Планов Высшей Триады и, частично, названием четырех нижних Планов.)
Как видим в данной схеме одновременно упоминаются духовные и физические Планы, а также Планы, относящиеся к сознанию. В данном случае под духовным и физическим понимаются различные этапы проявления, отличающиеся по своим качественным характеристикам. Физический или Материальный План в данной схеме означает наиболее грубое плотное состояние Бытия. Это не должно вызывать у читателей особых сложностей в понимании, ибо ранее мы уже говорили об относительности разделения на духовное и материальное.

      Если обратимся к понятиям Корень-Материя и Пре-Космическая Материя, относящимся, соответственно, к Третьему и Пятому Космическим Принципам, то увидим, что все, относящееся к уровню проявления Вселенной, уже  имеет материальную основу, что не лишает их соответствующих качеств, присущих духовному уровню. Необходимо также помнить, что все рассматриваемое нами, есть проявления Абсолюта.
«Все, что имеет бытие, исходит  от АБСОЛЮТА, который, в силу одного этого определения, стоит, как Одна и Единая Реальность - следовательно все, чуждое этому Абсолюту, зарождающемуся и причинному Элементу, несомненно, должно быть Иллюзией».(1,т.1,с.364)

      Мы, останавливаясь на разделении определенных уровней на духовные и материальные, лишь кратко касались исследования такого аспекта, как Сознание.
      Если обратимся к схеме на рисунке 75, то увидим, что три первых Плана (Ади2), Анупадака3), Атма4) или Нирвана5)) как раз и относятся к Высшим Планам Сознания, а следующий за ними Четвертый План относится к Духовному Плану. Это порой вызывает различное определение мест Духа, Сознания, Души, Духовного и Материального в общей схеме понимания Мира, вносит определенную путаницу и противоречивость в их толкование.
      Хотелось бы вновь напомнить, что на уровне Первого Космического Принципа, снимается всякая двойственность и в том числе разделения на Бытие и Не-Бытие, Сознание и Не-Сознание. Уровень понимания, соответствующий Духу начинается со Второго Космического Принципа, и не случайно мы говорили, что Высший Свет (именуемый Духом) - есть Бесконечный Разум, а Бесконечный Разум - есть Высший Свет (Дух). Однако уровень выявления Духа - не есть Духовный План, поскольку, как мы видим на рисунке 75, Духовный План соответствует только Четвертому Плану Бытия и Сознания. Поэтому было бы правильно говорить не о Духовном Плане (Духовный - от «Дух», а о «Душевном Плане» - от «Душа», поскольку именно на этапе Выявления Четвертого Космического Принципа образуется Превышняя Душа, а на этапе проявления Четвертого Вселенского Принципа - Мировая Душа.

      Мы также говорили о существовании Разума и носителей Разума, а также о возможности их раздельного существования. В данном случае можно говорить о Разуме и Сознании, ибо последнее являет собой как раз соединение Разума и Носителя. Первичным таким соединением или существованием Сознания можно считать проявление Третьего Космического Принципа, когда Разум (Второй Космический Принцип), вместивший в себя Высший Свет или Дух, выявляет Корень-Природу или Корень-Материю, по сути и являющуюся соединением Разума с Носителем, а потому и Сознанием. (Именно поэтому спор о первичности Материи или Сознания безоснователен: пока нет Материи, как носителя Разума, нет и Сознания). И не случайно следующим проявлением Космических Принципов будет выявление Четвертого Космического Принципа, именуемого как Пре-Космическая Воля, то есть первичный продукт Высшего Сознания. Души, не обладающей сознанием, не может быть, но Сознание, не воплощенное в Душу - есть! Тот, кто достиг Третьего Плана Бытия и Сознания, то есть состояния Нирваны или Монадического уровня, обладает Сознанием, а Душа, для данного уровня характеризуется как «освобожденная Душа».
      Из этого, думаю, становится понятным, почему, с одной стороны, на схемах Планов Бытия и Сознания к последнему относят три Высших Плана, опережающих и Духовный План и План Разума (понимая под «Разумом»  лишь Ментальный План), а, с другой стороны, само по себе Сознание формируется уже после выявления Духа и Бесконечного (Мирового или Божественного) Разума.
      В рассматриваемой нами схеме речь идет о Планах Бытия, а само Бытие (Sat), или как его иначе именуют - Иллюзия, как мы уже говорили ранее, относится к уровню Третьего Вселенского Принципа (Вселенской Корень-Субстанции).
      «Майа или Иллюзия является элементом, входящим во все конечные предметы, ибо все, что существует, имеет не абсолютную, но лишь относительную реальность, так как видимость, в которую облекается скрытый нумен для данного наблюдателя, зависит от познавательных способностей последнего. ...Ничто не постоянно, за исключением единого, скрытого, абсолютного Бытия, заключающего в себе нумены всех реальностей. ...Тем не менее, все вещи относительно реальны, ибо познающий также есть отражение и потому все постигаемые им вещи являются для него такими же реальными, как и он сам».(1,т.1,с.84)
      Следовательно, все, что будет говориться далее о Планах Бытия и Сознания будет относиться к уровню Вселенских Принципов.
Ранее, при анализе Вселенских Принципов, мы так же говорили, что начиная с Четвертого Вселенского Принципа - Фохата, каждый из последующих Принципов, то есть 4-7 Вселенские Принципы, могут быть подразделены на 7 подпринципов. Относительно рассматриваемой выше схемы, начиная с IV Плана, каждый из них также состоит из 7 подпланов.
      Изображенная выше схема содержит в себе также 7 Сфер или Глобусов (от А до G), образующих Семеричную Цепь или Круг, одной из разновидностей которых может быть и Планетарная Цепь. Во главе такой цепи, как мы говорили ранее, находятся Владыки соответствующих звеньев Иерархии. Для Планетарной Цепи этих Владык принято именовать Планетарными Логосами, Высшими Существами, Дхиан-Коганами, а также связанными с ними Липиков, Дхиан-Будд, Планетарным Духом и др..
 Под Кругом обычно принято понимать периодическую эволюцию нарождающейся материальной Природы семи Глобусов, в том числе и нашей Цепи, с их минеральными, растительными и животными и последующими царствами, где человек включен в последнее. Иначе говоря, это есть одно обращение «Колеса» (наша Планетная Цепь), состоящего из Семи Глобусов или семи отдельных «Колес».
      «Семь Колес» составляют нашу Планетарную Цепь. Под «Колесами» подразумеваются вообще различные сферы и центры сил».(1,т.1,с.195)
      «Когда эволюция прошла в нисходящем порядке в материю от Глобуса А до Глобуса G, этим закончился один Круг. В середине четвертого кругообращения, являющегося нашим настоящим Кругом, «Эволюция» достигает своей кульминационной точки физического развития и увенчала свой труд совершенным физическим человеком и, от этой точки она начинает свою работу в духовном направлении».(1,т.1,с.293)
      В этой цитате указана одна из закономерностей эволюции, которая может быть изображена в виде Планов Бытия и Сознания: от глобуса А до середины глобуса D идет наработка (развитие) физического уровня (формы), а с середины глобуса D  и до завершения круговращения в глобусе G происходит постепенное избавление от наработанных физических и иных плотных тел Тонкого уровня,  формируя новые духовные качества, пока объект эволюции не перейдет в нирванический уровень существования.
      Возможно у читателей возникает вопрос: «Почему на четырех нижних Планах эволюция проходит не линейно, а циклично, переходя из Глобуса в Глобус и вновь возвращаясь в Высшую Триаду Планов?»
      Если бы мы попытались представить Планы Бытия или Сознания линейно, то тогда бы завершение эволюции на уровне Седьмого Глобуса предполагало переход на некий более низкий План существования: Восьмой и последующие Планы, либо переход на совершенно новый уровень понимания Планов Бытия и Сознания, чего действительно в Природе не происходит. Семеричная система Глобусов позволяет сохранить принцип цикличности, а самое главное, понять смысл эволюции: проходя поочередно все семь Глобусов объект эволюции приобретает тот дополнительный опыт (наработки), которые будут привнесены им в свою изначальную основу. Этот принцип присущ любому объекту эволюции от Вселенной, до самой простой ее составляющей.

      Е.П. Блаватская в «Тайное Доктрине» так описывает прохождение этих Кругов:
«1. Все в метафизическом и в физическом мире семерично. Следовательно и каждое звездное тело, каждая планета, видимая или невидимая, имеет шесть Глобусов-собратьев. Эволюция жизни происходит на этих семи глобусах или телах, от Первого вплоть до Седьмого, на протяжении семи Кругов или Семи Циклов.
2. Эти Глобусы формируются процессом, называемым оккультистами «возрождением Планетных Цепей (или Колец)». Когда Седьмой и последний Круг одного из таких Колец начался, высший (или первый) Глобус А, и с ним все другие в последовательности от последнего, вместо того, чтобы вступить в более или менее длительный период покоя, как это было в предшествующих Кругах - начинает умирать. Планетное Разложение (Пралайя) приближается и час ее пробил; каждый Глобус должен передать свою жизнь и энергию другой планете.
3. Наша Земля, как видимая представительница своих невидимых, высших Глобусов-собратьев, ее «Владык» или «Принципов», должна существовать так же, как и другие на протяжении семи Кругов. В течение первых трех она формируется и твердеет; в течение четвертого она устанавливается и затвердевает; в течении последних трех она постепенно возвращается к своей первичной форме; она становится, так сказать, одухотворенной.
4. Ее человечество вполне развивается лишь в Четвертом - нашем настоящем Круге. До этого Четвертого Цикла-Жизни это «человечество» называется так лишь в силу недостатка более надлежащего термина. Человек, вернее то, что становится Человеком, проходит через все формы и царства в течение Первого Круга, и через все человеческие формы в течение двух последующих кругов. Достигнув нашей Земли в начале Четвертого, в настоящих сериях Жизненного Цикла и Рас, Человек появляется, как первая форма на ней, будучи предшествующим лишь минеральным и растительным царствам - даже последнее должно развиваться и продолжать  свою дальнейшую эволюцию через посредство человека. В течение будущих трех Кругов, человечество, подобно Глобусу, на котором оно живет, будет постоянно стремиться снова принять свою первоначальную форму Воинства Дхиан-Коганов. Человек, как и каждый атом во Вселенной, стремится стать Богочеловеком и затем - Богом.
5. Каждый Жизненный Цикл на Глобусе D (нашей Земле) состоит из семи Коренных Рас. Они начинаются в эфирной и кончают духовной, следуя по двойной линии физической и моральной эволюции - от начала Земного Круга и до его конца. Один Круг, от Глобуса А к Глобусу G, седьмому, называется «Планетарным Кругом»; другой - «Кругом Глобуса» или Земным Кругом.
6. Первая Коренная Раса, то есть первые «Люди» на Земле были потомством «Небесных Человеков», правильно названных в индусской философии «Лунными Предками», которые имеют Семь Степеней или Иерархий».(1,т.1,с.212-214)
Хотелось бы сделать некоторое пояснение относительно приведенной цитаты.
Так, в пункте 1 говорится о семеричности и одновременно говорится о «шести Глобусах собратьях». Здесь не следует видеть противоречий, поскольку в данном случае, говоря о звездном теле или планете, как уже существующих уровнях проявления, одновременно говорится именно о шести Глобусах-собратьях, как соответствующих этапах эволюции. Сумма этих этапов (1+6) как раз и образует семеричность.
Через 7 Кругов можно рассматривать не только то, что мы обычно считаем материальной картиной возникновения Вселенной, но и формирование Сознания, Жизни, Элементов, различных космических построений, планет, становление человечества и др..
«Ведические Учения утверждают, что «существуют три Земли, соответствующие трем Небам, и наша Земля (четвертая) называется Бхуми». Таково объяснение, данное нашим экзотерикам западными востоковедами. Но эзотерическое значение этой фразы и намек на это в Ведах относятся к нашей Планетарной Цепи: «Три Земли» на нисходящей дуге и «Трое Небес» показывают, что есть также три Земли или Глобуса, только гораздо более эфирные на восходящей или духовной дуге. Тремя первыми мы спускаемся в материю, тремя другими мы восходим к Духу. Низшая Бхуми, наша земля, образует поворотный пункт, так сказать, и содержит потенциально столько же Духа, сколько и Материи.
...Общее учение Комментариев сводится к тому, что каждый новый Круг развивает один из Сложных Элементов, как они известны сейчас науке, отвергающей примитивную номенклатуру, предпочитая подразделять их на составные части. Если Природа находится в «вечном становлении» на проявленном плане, то эти Элементы должны быть рассматриваемы в том же свете; они должны развиваться, прогрессировать и усилиться до Манвантарического конца.

      Таким образом, Первый Круг развил лишь один Элемент и природу, и человечество в том, что может быть названо одним аспектом Природы - называемом некоторыми очень ненаучно, хотя фактически это может быть и так, «пространством одного измерения».
Второй Круг выявил и развил два Элемента - Огонь и Землю; и его человечество, приспособленное к этим условиям Природы, если только можно дать наименование человечества существам, живущим в условиях, ныне незнакомых людям, было - снова употребляя знакомую фразу в точно фигуративном смысле и в единственном смысле, в котором это может быть употреблено - существами «двух измерений».
      ...Теперь мы вернемся к обсуждению материальной эволюции на протяжении Кругов. Было сказано, что материя во Втором Круге может быть иносказательно названа, как обладающая двумя измерениями. Но здесь новое предостережение должно быть сделано. Это свободное и фигуральное выражение может быть рассматриваемо - на одном плане мышления, как мы это видели - как эквивалентное второму свойству материи, соответствующему второй познавательной способности или чувству человека. Но эти две связанные скалы эволюции касаются процессов, происходящих в пределах одного Круга. Последовательность первичных аспектов Природы, с которыми связана последовательность Кругов, касается, как было уже сказано, развития Элементов - в оккультном смысле - Огня, Воздуха, Воды и земли. Мы находимся еще только в Четвертом Круге и наш список пока что обрывается. Порядок, в котором эти Элементы упомянуты в предыдущей фразе, правилен с точки зрения эзотерических целей и Тайных Учений.
      «Глобус», говорят Комментарии, был «огненен, холоден и лучист» так же как и его эфирные люди и животные на протяжении Первого Круга» - противоречие или парадокс по мнению нашей современной науки - «светящимся, более уплотненным и тяжелым на протяжении Второго Круга; водянистым в течении Третьего». Таким образом, мы видим здесь обратный порядок Элементов.
      Центры сознания Третьего Круга, предназначенные к развитию в человечество, каким мы его знаем, достигли познавания третьего Элемента Воды.
Центры сознания Четвертого Круга прибавили Землю, как состояние материи, к своему запасу, так же как и три других Элемента в их настоящей трансформации. Короче говоря, ни один из так называемых Элементов в трех предыдущих Кругах не был таким, как мы знаем его сейчас. Насколько мы знаем,  ОГОНЬ мог быть чистою Акашей - Первичной Материей Создателей и Строителей,  Астральным Светом».(1,т.1,с.314-317)

      Более подробно на этапах формирования различных форм Бытия и Сознания мы еще будем останавливаться в дальнейшем. Сейчас же мы лишь кратко остановимся на характеристике Планов.
      Как мы уже говорили, в начале схемы Планов Бытия и Сознания находится План Логоса (План I или Ади - первый, первозданный) соответствующего уровня его понимания ( от Вселенского до Планетарного и др.). Сам Логос, являясь одним из Семи Духов или Лучей более высокой Семеричной Цепи, продолжает принцип семеричности, и создает Семь своих Лучей, именуемых Высшими Существами, образуя тем самым Второй План Сознания - План Анупадака (без родителей). Те, в свою очередь, аналогично формируют еще 7 Лучей, именуемых Вторичными, и этот План Сознания является Третьим и именуется Планом Нирваны. Этот План является Высшим, Свет которого может быть доступен восприятию современного человека при его соответствующей подготовленности.
      Эти три Высших Плана Сознания именуют иногда Миром Духа или Божественным  Планом, Арупа (не имеющим формы). Если мы обратимся к  рассмотренным ранее Вселенским Принципам, то можно понять, почему уровни 1-3 Вселенских Принципов являются Высшим Планом Бытия и Сознания, и почему на этих этапах действительно еще нельзя вести речь о какой-то форме (Корень-Субстанции еще не дифференцированы и находятся в состоянии максимального взаимопроникновения). Но ранее мы также говорили о том, что Иерархия существует не только на уровне проявляющейся Вселенной, но и на уровне Космических Принципов, и для них существует свое понимание воплощенного Духа, Разума и Жизни, недоступное для нашего обычного понимания. Следовательно, наименование Высших Трех Планов как Арупа (не имеющих формы), можно считать условным и допустимым лишь с позиций обычного нашего понимания.
Четвертый План (или План Прообразов, Духовный) непосредственно связан с проявлением Четвертого Вселенского Принципа - Фохат или Единой Энергии или Воли. Ранее мы говорили о семеричности Фохата, о том, что он формирует определенное соотношение энергий в первичных дифференциациях Корень-Субстанций, которые в последующем образуют Акашу - Вселенскую Материю. Уровню Фохата соответствуют Глобусы А и G. Именно с этого этапа, с Глобуса А и начинается формирование Духовного Плана, а высшего состояния этот План достигнет в Глобусе G.

      «Фохат, делающий «Пять Продвижений», относится здесь к пяти высшим планам Сознания и Бытия, шестой и седьмой (в нисходящем порядке) будут астральным и земным или двумя низшими планами».(1,т.1,с.172)
      В Глобусе А Фохат, проходя 7 этапов или подпланов формирует свои 7 состояний, а в Глобусе G, при завершении Манвантарного Цикла, вбирает в себя эти состояния, проходя также 7 этапов или подпланов при возвращении в свое исходное состояние.
После завершения формирования семеричного Фохата, происходит формирование следующего - V Плана (Плана Ментального, Разума и Творчества). Само формирование начинается с Глобуса В и также проходит 7 подпланов, в ходе которых формируются 7 состояний Акаши. В данном случае, формируются не только первичные совокупности Корень-Субстанций как физические структуры, но и ментальные структуры - мыслеоснова, каковой является додекаэдрон. Именно поэтому данный этап считается Ментальным Планом. Здесь же закладывается основа и последующих форм вихреобразований и мыслеформ. С другой стороны, учитывая, что  Акаша относится к материальному уровню, мы можем говорить о формировании на данном этапе еще одного уровня Сознания, как приобретение духовной основой материального носителя. Именно в этом плане можно понимать Ментальный План как План Разума. (Это не есть тот изначальный Вселенский Разум о котором мы говорили ранее, это «Разум» более низкого уровня.)
      При завершению Круга, когда эволюция достигает уже Глобуса F, происходит обратный процесс: от додекаэдрона до отдельных дифференцированных Корень-Субстанций.
По завершению эволюции в Глобусе В, этот процесс переходит в Глобус С, соответствующий VI Плану (Плану Чувств, Желаний или Астральному). На этом этапе, который также протекает в 7 подпланах, происходит формирование вихреобразований, формы облекаются эфирными оболочками, совокупность которых и составляет астральный план.
      Завершение этапа эволюции, связанного с формированием новых форм, иногда именуемого как «нисходящего этапа эволюции», заканчивается в Глобусе D, соответствующем VII Плану (Физическому или Материальному). Создав все основные формы, именно на этом этапе начинается этап, именуемый «восходящим этапом эволюции», в ходе которого создаются условия для высвобождения сформировавшихся в этих формах новых состояний Духа или, как можно сказать иначе, происходит процесс перехода кинетической энергии одного уровня в потенциальную другого. Этот этап протекает последовательно от Глобуса D до Глобуса G.

      «Когда эволюция прошла в нисходящем порядке в материю от Глобуса А до Глобуса G, этим заканчивается один Круг. В середине четвертого кругообращения, являющегося  нашим настоящим Кругом, «Эволюция» достигает своей кульминационной точки физического развития и увенчала свой труд совершенным физическим человеком и, от этой точки она начинает свою работу в духовном направлении».(1,т.1,с.292-293)
Е.П. Блаватская так описывает процесс преобразования материи на протяжении этих Кругов:
      «Семь основных превращений Глобусов или небесных Сфер или, вернее, составляющих их частицы материи, описаны следующим образом:
1. Однородное;
2. Воздухообразное и сияющее - газообразное;
3. Подобное сгусткам (туманности);
4. Атомичное, эфирное - начало движения, следовательно, дифференциации;
5. Зародышевое, огненное -дифференцированное, но еще составленное лишь из зерен Элементов в их ранних состояниях, и имеющих семь состояний, когда они вполне развиты на нашей земле;
6. Четверичное, парообразное - будущая Земля;
7. Состояние охлаждения - и зависящее от Солнца для Жизни и Света».(1,т.1,263)
Подобное описание показывает не только внешнюю картину преобразования материи, но и дает основную внутреннюю характеристику каждого этапа.
По завершении процессов формирования и становления всех Планов Бытия и Сознания к концу Манвантары, после завершения цикла в Глобусе G, все предыдущие планы вновь возвращаются в три Высших Плана, а затем последовательно возвращаются в I План, в соответствующий Логос, после чего процесс в конечном итоге, по окончании Махаманвантары, переходит из уровня Первого Вселенского Принципа на уровень Седьмого Космического Принципа, то есть происходит своеобразное «сворачивание» всей Вселенной. Относительно Планов Бытия и Сознания отдельных космических построений этот процесс можно рассматривать как «сворачивание» определенной части (сферы) Вселенной. Этот, в зависимости от периода Махаманвантары, этап может либо повлечь за собой возникновение новых Планов Бытия и Сознания других космических построений (при проявлении Вселенной), либо устремленным к состоянию Пралайи Вселенной. Этим, в частности, объясняется тот факт, что, говоря об эволюции Вселенной, мы отмечаем как явления сворачивания Бытия отдельных систем или Всей Вселенной, так и возникновение новых структур. Передача импульса от предшествующих систем вновь зарождающимся позволяет проследить смысл существования этих систем: предыдущая система (Планы Бытия и Сознания) привносят в новую систему (новые Планы Бытия и Сознания) опыт и накопления прежней эволюции.

      «Когда Планетная Цепь находится в своем последнем Круге, ее Глобус А, прежде чем окончательно замереть, высылает свою энергию и все принципы в нейтральный центр латентной силы, лайа центр, и тем самым оживотворяет новый нуклей недифференцированной субстанции или материи, то есть вызывает его к деятельности или дает ему жизнь».(1,т.1,с.208)
      Подобно тому, как Логос возглавляет и руководит всеми процессами на уровне общей схемы формирования Планов, так и на каждом ее последующем этапе, на каждом Глобусе руководство процессами, протекающими в каждом Глобусе, осуществляет соответствующее Высокое Существо или Дхиан-Коган, Дхиан Будды (Ману) и др..
«Эзотерически каждый Ману, как очеловеченный покровитель своего особого цикла (или Круга), есть лишь олицетворенная мысль «Божественной Мысли» (как Герметический Пэмандр); потому каждый Ману является особым богом, создателем и формировщиком всего того, что является в продолжении его соответствующего цикла бытия или Манвантары. Фохат исполняет поручение Ману (или Дхиан-Коганов) и побуждает идеальные прототипы развертываться изнутри, то есть пройти постепенно, по нисходящей скале, все планы от нуменов до низшего феноменального, чтобы, наконец, расцвести на последнем в полную объективность, - в высшую степень Иллюзии, или грубейшую материю».(1,т.1,с.109)
      «Существуют другие и бесчисленные Манвантарические Цепи Глобусов, на которых обитают разумные Существа, как в нашей Солнечной Системе, так и вне ее.» Но ни Марс, ни Меркурий не принадлежат к нашей Цепи. Они являются наравне с другими семеричными Единицами во множестве Цепей нашей Системы и все они настолько же видимы, насколько их высшие Глобусы невидимы».(1,т.1,с.218)
Более подробно о процессе формирования Земли, как планеты, читатель сможет ознакомиться в «Тайной Доктрине». Мне бы не хотелось повторяться, чрезмерно цитируя Е.П. Блаватскую, ибо лучше ее трудно описать этот процесс.

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 15 сентября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии