***
***
22.01.2003
А мы-то думали, что будем упираться,
Непобедимые во всем,
И - устоим.
XIX век попытался создать образ «красивого богатства» и сам же себя толкнул в вихрь противостояний.
Закономерно, что в произведениях Бальзака, литературного гения XIX века, часто заходит речь о том, как стать богатым и не потерять чести.
В этой же тематике прекрасен и великий русский драматург Александр Николаевич Островский. Его Лариса Огудалова из «Бесприданницы» хороша собой , но не может справиться со своей раздвоенностью. Она понимает, что унизительность нищеты объяснима только для человека, который не согласен со своим бедственным положением. Однако путь к богатству таит в себе многие опасности, суть которых – в потере нравственной чистоты. По формуле этического максимализма богатство всегда безнравственно, но и бедность также разрушительна для человека. Лариса Огудалова готова пожертвовать многим ради того, чтобы оказаться в светлой нише благополучия. Ошиблась ли она?
- Нет. Ей открывается и другое – обреченность человека, для которого достаток закрыл все радости мира. В конце пьесы ее убьет один из богатых людей города Бряхимова, и вопрос драматурга к публике звучит парадоксально. Он вытекает не из реплик героев этой пьесы, а подготовлен всем ходом событий – в русском XIX веке, в котором тогда прозвучало «бедность не порок?» Да, порока в бедности нет. В этом случае через «нет» дается положительный ответ, который означает, что общество согласно с выводом. Но каким! Бедность-то по сути своей порочна и унизительна. Это почти евангельская максима. И так радикализм отрицания скрыт в непроизнесенных словах . Однако история бедствий человеческого рода уже написана, а свобода путника жизни не связана с толстым кошельком, с высокими властными полномочиями, с беззаботностью и роскошью.
Еще раз уточним, что в картинном ряду христологии сам Спаситель одет как бедняк. Это значит, что отрицание бедности - правомерно, как и отрицание богатства – революционно.
Ироничный, почти молчаливый укор звучит из прошлого: не в деньгах счастье. Если же сакраментальное «а в их количестве» прозвучит, вспомним Ларису Огудалову и тех известных нам героев, которые сделали целью своей жизни освобождение от дьявольских щупальцев богатства. Согласимся, что в сложном мире все так сложно… Диоген просит: «Отойдите, заслоняющие солнце!» И не отнимайте самое главное богатство людей – у них.
Резюме: в украинском общество сейчас миллиардеров больше в десятки раз, чем в Польше. А по численности населения Польша только немногим уступает численности населения Украины. Что же из этого следует? Ответьте, пожалуйста, украинские не миллиардеры.
Свидетельство о публикации №113091405744