***

***
Выше мы  уже сказали, что на первом формационном этапе человеческий род могла спасти только правильная мировоззренческая позиция, т.е. корректное отношение к феномену собственничества, к эксплуатации. И к вражде, которая могла обостряться или затихать как регламент в отношениях народов, государств и цивилизации.
 Радость бытия может сводиться к обладанию большой ,очень большой собственности. На человека обрушивается образ реальности, место в которой ему гарантируется при наличии богатства, желательно огромного количества золота. Такое стремление к богатству - чрезвычайно опасный феномен, поскольку возникает жадность как особого типа потребность, и она убивает в человеке человека.  Да, радость бытия может сводиться к приобретению вещей, к обладанию властью, к самоутверждению – любой ценой.  Вывод, о котором говорят Веды , Библия, Дхамапада таков: собственность убивает в человеке человека; необходимость загоняет человека в канву событий  или непонятный ряд каких-то обстоятельств. Но понимание жизни  улучшается, событийный порядок может быть отождествлен с феноменом судьбы.
И тогда же, в далекие времена, сформировался один из первых парадоксов бытия, он звучит так: беззащитность – это вид силы , ностальгия - это воспоминание о будущем. ;делая людей ничтожными, катастрофы приучили их запоминать многое и мечтать о многом. А вражда постоянно обостряла в тысячах поколений желание встретиться с чудом. На каких-то исторических поворотах феномен озарений мог трансформироваться в свою противоположность. И тогда на людей находило затмение. Разум становился бессильным, чувства беспомощными . Как следствие, появилось что-то странное – апология богатства. И тогда же возникло его отрицание: прежде чем стать безобразным, богатство выступает в роли блага или красивого богатства. Нищета и роскошь идут рядом. Но спросим себя – куда они идут? История в качестве ответа предлагает такой сюжет.
Однажды Александр Македонский со своей свитой шел по улице какого-то города, ставшего приютом для одного из Диогенов. Известно, что Диоген Синопский – это один из пяти Диогенов, о которых рассказывает древность. Александр Македонский подошел к нищему, т.е. Диогену, и милостиво предложил ему: проси что хочешь. Диоген поднял голову на царя и промолвил: «Отойди, ты заслоняешь солнце.
Гений бедности и сарказма, Диоген в конце своего земного пути был добрым воспитателем в семье одного из своихо богатых соотечественников. Дети его любили. Взрослые тоже. И Диоген учил своих подопечных понимать мир так, как понимает его он.
Став человеком-легендой, Диоген интересен в самом главном варианте человеческого существования – в поступках.  Вспомним о двух моментах из его жизни.
Возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, Диоген ответил: «Народу много, а людей немного». Пребывая именно в таком настроении.  он однажды появился в дневное время  на рынке. В руках его был фонарь. Сограждане были удивлены и спросили философа: «Что ты делаешь? И зачем тебе огонь?» Он сказал:  «Я ищу достойного человека и мне нужен свет».  Будучи непоседливым человеком, Диоген бывал в разных городах. В одном из них ему понравилась статуя. Что было дальше? Он стал молиться перед ней.  Увидев это, кто-то спросил его – зачем ты это делаешь? И Диоген ответил: «Чтобы приучить себя к отказам». 
Та далекая эпоха открывает перед нами многие детали и черты сильных, смелых и влюбленных в идеал красоты путешественников, воинов, строителей … Они и создали своего Диогена, но не приняли его склонность  к аскетическому максимализму. «Довольствоваться совсем малым» – это не идеал жизни для современников Диогена. Но в малом может быть представлено и большое. Что и доказал Диоген, ни разу не дрогнув перед соблазном безмерного обогащения. Благодарные греки поставили ему не один памятник. Но Диоген, будучи путником жизни, сам является миру, как влюбленный в свободу и неизвестность эллин .
14.09.2013
Отойдите, заслоняющие солнце!


Рецензии