Двухнедельное ревью 91. Обзор Ученого Кота
день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15 — Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.
Обозреватель: Ученый Кот http://www.stihi.ru/avtor/z3apa3a
_______________ ПРЕДИСЛОВИЕ ВЕДУЩЕГО _______________
Здравствуйте.
Давайте уделим две недели стихам, вызывающим эмоциональный отклик, т.е. той разновидности суггестии, которая направлена на формирование у читателя эмоционального фона. Но: давайте уйдем от типичных штампов, где манипуляция происходит слишком явно: кладбищ и психбольниц, оборванных крыльев, умерших близких родственников, больных маленьких мальчиков, умирающих девочек с последней просьбой, одиноких старушек, брошенных на чердаках игрушках и прочих разорванных котяток. Поищем более необычные символы и персонажи, ситуации и точки зрения.
Любопытно будет оценить влияние ритмики и звучания стиха на глубину полученного эффекта. Не забывайте, что если читатель спотыкается из-за прыгающей ритмики, сбивающейся рифмы или трудночитаемых звукосочетаний, то завладеть его вниманием и эмоциями гораздо сложнее.
_______________ ОБЗОР _______________
Гроза над Эгейским морем утихла, унеся с собой сполохи молний, и тучи, зацепившие было верхушки гор, ушли дальше, на Северо-запад. Упавшие в неподвижную воду небольшой бухты звезды подрагивают в едва заметном прибое, обещая еще одно ясное утро желтого лета, как называют этот сезон путеводители, вложенные в кармашек впереди стоящего кресла.
Так, следуя неизменной смене часовых поясов, месяцев и сезонов, разбрасывающих камни и сеющих зерна, пора и нам собрать свой урожай.
Ну и типа того, короче. Давайте пройдемся по всему тому, что нам встретилось, увиделось, запомнилось и, что самое главное, заставило почувствовать что-то, вопреки разуму, настроению и ненормированному рабочему дню. Не будем разбирать отдельные труды, пройдемся вместо этого по встретившимся и не встретившимся приемам, превращающим читателя в послушную марионетку в руках маститого литературовода.
ПЕРЕДАЧА СЦЕНЫ, КАДР:
очень важно поместить читателя в определенное "здесь" и "сейчас" - как в хорошей фотографии недостаточно снять объект - необходимо подчеркнуть сиюминутность кадра, иначе это не художественная съемка, а рекламная. Мелкие детали, указания на реальность происходящего - даже если происходящее не реально - вот что заставляет читателя сопереживать.
Картинка определенно присутствует у Сергей Богомолова http://www.stihi.ru/2013/03/11/1946 , Георга http://www.stihi.ru/rec.html?2013/09/14/758 .
У Гаэлины hhttp://www.stihi.ru/2013/08/27/6741 и Аю http://www.stihi.ru/2013/08/31/9850 есть попытка получить сценку, но кадр слишком общ, в нем не хватает деталей.
У Модеста Лосика http://www.stihi.ru/2012/12/21/6885 - картинка слишком "штампована", как на детском рисунке где солнце с лучиками.
У Даунова http://www.stihi.ru/2013/09/20/7620 - удачное, в плане кадра, начало, но дальше все теряется.
У Александра Крупинина http://www.stihi.ru/2008/02/01/2574 кадр используется, скорее, как вспомогательный прием.
У Сары http://www.stihi.ru/2013/07/31/751 картинка складывается к конце текста.
У Алексанры Ининой http://www.stihi.ru/2013/07/04/574 интересный подход к построению картинки.
СЮЖЕТ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КАДРОВ:
скорее из области того, что не встретилось. Архитектоника определенно присутствовала, например в стихах Черного Георга, Сергея Богомолова и Сары Бет. Но, основана она не на развитии действия, а скорее на смене точки зрения - как если бы камера ехала вдоль достаточно статичной картинки. Так же упорядоченную смену кадров можно наблюдать у Аннабель Ли http://www.stihi.ru/2013/03/07/770 , но у нее картинка слишком фрагментарна.
Еще Евгения Ивачевского http://www.stihi.ru/2013/08/13/2678 забыл упомянуть и Ла Дзету http://www.stihi.ru/2012/06/20/81 (может быть и еще кого-нибудь) - пишу второпях на садящейся батарейке.
НЕТЕКСТОВЫЕ ПРИЕМЫ:
ЗВУКОИМИТАЦИИ И ЗВУКОПИСЬ:
Какой-либо интересной внутритекстуальной звукописи используемой для звукоимитации, а не как ритмический элемент (например в ассонансах) я не заметил, но, возможно, пропустил. Звукоимитация присутствует у Ла Дзеты для создания "песенного" антуража и отчасти у Анабель Ли, но у последней, скорее, не удачно, т.к. не вписывается в ритмику стиха.
ВНЕШНЯЯ РИТМИКА - внешняя (по отношению к стихотворному размеру) ритмика обеспечивает цикличность стихотворения, и может быть использована для различных эффектов - принуждения читателя к ретроспективе текста, подтвержденного или обманутого ожидания. Но для обеспечения ритмики недостаточно просто повторения элементов - необходимо развитие, движение. Можно найти ритмические элементы к Ла Дзеты, Микаэля http://www.stihi.ru/2010/06/23/5309 , Александр Крупинина, причем у последнего - и удачные и неудачные, слишком явные.
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ ЗАМЕНЫ:
позволяют расширить пространство текста, использовать те образы и эмоции, которые уже "внедрены" в голову читателя другими авторами, а значит добиться, естественно при правильном использовании, большего эффекта в меньших словах. Это могут быть как персонажи, так и аллюзии к другим текстам, фильмам и прочим художественным явлениям. Присутствуют у Георга (и весьма удачно), у Сергея Бгомолова, Гаэлины и еще нескольких авторов менее удачно - персонажи называются, но фактически не используются.
Прошу прощения за обзор второпях - если вспомню что-то общее - то добавляю. Постарался каждому написать что-нибудь в комментариях.
- Ученый Кот -
Свидетельство о публикации №113091304917
Так, следуя неизменной смене часовых поясов, месяцев и сезонов, разбрасывающих камни и сеющих зерна, пора и нам собрать свой урожай.
Ну и типа того, короче. Давайте пройдемся по всему тому, что нам встретилось, увиделось, запомнилось и, что самое главное, заставило почувствовать что-то, вопреки разуму, настроению и ненормированному рабочему дню. Не будем разбирать отдельные труды, пройдемся вместо этого по встретившимся и не встретившимся приемам, превращающим читателя в послушную марионетку в руках маститого литературовода.
Передача сцены, кадр:
очень важно поместить читателя в определенное "здесь" и "сейчас" - как в хорошей фотографии недостаточно снять объект - необходимо подчеркнуть сиюминутность кадра, иначе это не художественная съемка, а рекламная. Мелкие детали, указания на реальность происходящего - даже если происходящее не реально - вот что заставляет читателя сопереживать. Картинка определенно присутствует у Сергей Богомолова, Георга.
У Гаэлины и Аю есть попытка получить сценку, но кадр слишком общ, в нем не хватает деталей, у Модеста Лосика - картинка слишком "штампована", как на детском рисунке где солнце с лучиками. У Даунова - удачное, в плане кадра, начало, но дальше все теряется. У Александр Крупинина кадр используется, скорее, как вспомогательный прием. У Сары картинка складывается к конце текста. У Алексанры Ининой интересный подход к построению картинки.
Сюжет и последовательность кадров:
скорее из области того, что не встретилось. Архитектоника определенно присутствовала, например в стихах Черного Георга, Сергея Богомолова и Сары Бет. Но, основана она не на развитии действия, а скорее на смене точки зрения - как если бы камера ехала вдоль достаточно статичной картинки. Так же упорядоченную смену кадров можно наблюдать у Аннабель Ли, но у нее картинка слишком фрагментарна.
Ученый Кот 02.10.2013 00:41 Заявить о нарушении
Нетекстовые приемы:
Звукоимитации и звукопись:
Какой-либо интересной внутритекстуальной звукописи используемой для звукоимитации, а не как ритмический элемент (например в ассонансах) я не заметил, но, возможно, пропустил. Звукоимитация присутствует у Ла Дзеты для создания "песенного" антуража и отчасти у Анабель Ли, но у последней, скорее, не удачно, т.к. не вписывается в ритмику стиха.
Внешняя ритмика - внешняя (по отношению к стихотворному размеру) ритмика обеспечивает цикличность стихотворения, и может быть использована для различных эффектов - принуждения читателя к ретроспективе текста, подтвержденного или обманутого ожидания. Но для обеспечения ритмики недостаточно просто повторения элементов - необходимо развитие, движение. Можно найти ритмические элементы к Ла Дзеты, Микаэля, Александр Крупинина, причем у последнего - и удачные и неудачные, слишком явные.
Ученый Кот 02.10.2013 00:54 Заявить о нарушении
позволяют расширить пространство текста, использовать те образы и эмоции, которые уже "внедрены" в голову читателя другими авторами, а значит добиться, естественно при правильном использовании, большего эффекта в меньших словах. Это могут быть как персонажи, так и аллюзии к другим текстам, фильмам и прочим художественным явлениям. Присутствуют у Георга (и весьма удачно), у Сергея Бгомолова, Гаэлины и еще нескольких авторов менее удачно - персонажи называются, но фактически не используются.
Ученый Кот 02.10.2013 01:01 Заявить о нарушении
Ученый Кот 02.10.2013 01:03 Заявить о нарушении
Евгений Ивачевский 02.10.2013 01:37 Заявить о нарушении
странная связь
визуалист
разновидность Прокруста
Эфа 02.10.2013 13:54 Заявить о нарушении
Во-первых, за интересный подход: особое внимание было уделено одному - эмоциональному - аспекте стихотворений.
Во-вторых, за внимательное и чуткое прочтение произведений, что отразилось в неформальных, подробных комментариях.
В-третьих, за показ разных граней вопроса "как передать эмоцию в стихотворении" в обзоре (при помощи ритма, звукописи, "построения кадра" и др.)
Всем есть о чем подумать и подискутировать.
Продолжаем разговор!
(Ильдар)
Психоделика 02.10.2013 18:20 Заявить о нарушении
Дело не в том, что концепции, которыми кто-то оперирует, могут вам показаться не вполне верными, - у всех нас разные подходы и к качеству текстов, и к их анализу. Но когда дело доходит до представления выводов и какого-то ранжирования текстов, - пусть даже условного и не в рамках конкурсных рамок (которые всегда порочны, как известно), - важно не допускать авторитетного апломба и бездоказательности, которая давно стала чертой нашего времени и привела к тотальному упадку литературы повсеместно.
Кот поясняет свои позиции; мало того, он их проясняет. И при этом не скатывается до столь привычных всем сегодня терминов "талант", "поэтический дар", "широта взгляда", "метафизичность", и пр. вздор. Дело в том, что просто не бывает убогой белиберды, к которой вышеперечисленные "конкретные понятия", столь излюбленные сегодня всеми литераторами, не могли бы быть с успехом применены.
Кстати (к сведению обозревателей): финальный обзор не обязан быть большим, - особенно если обозреватель размещал более подробные объяснения и замечания под самими текстами на ревью. Я хотел бы от себя Коту пожелать того же, чего когда-то желал и Диме Дёмкину: НЕ ОСТАВЛЯТЬ своих занятий критикой и сравнительным литературоведением. Вы сегодня пишете и интересней, и толковей - любых критиков, печатающихся в литературных журналах. У вас есть то основное, чего нет у них: когеретная платформа собственного понимания и оценки литературных текстов. Так и пользуйтесь ею; пробивайтесь в сетевые (а, возможно, и в не-сетевые) издания, не опускайте руки. Не считайте, что читатели САМИ ВСЁ ЗНАЮТ; читатель ровно ничего не знают на самом деле. Они доверчивы, как дети. Они внушаемы. Они глупы, наконец. Они с лёгкостью забывают то, что им недавно объясняли. Поэтому нужны не кавалерийские атаки на них с шашками наголо, в попытках им что-либо доказать и привить, а сосредоточенная и ДОЛГОСРОЧНАЯ деятельность, ибо именно такая деятельность - единственная из всех - способна приносить плоды.
А главное - не нужно самоуничижения и надежд "на других", - тех, которые придут когда-то и что-то сделают. Никто, кроме нас с вами, никуда не придет и ничего не сделает. И не покупайтесь на показную насыщенность разными литературными аллюзиями и малопонятными терминами разных филологических опусов, на их псевдонаучный жаргон; за ними всегда скрывается ПУСТОТА. Не скользите по ним глазами, впечатлёнными болтологическими куролесами; старайтесь редуцировать пространные и слабо поддержанные логикой рассуждения до тех принципов, которые лежат в их основе, - и вы обнаружите, наколько они бездоказательны и субтильны. Еще раз повторяю: пользуйтесь тем, чего у других исследователей литературы нет, - своей когерентной платформой базовых понятий, привязанных не к окололитературным анекдотам, а к триаде: автор - текст - читатель.
Чёрный Георг Постскриптум 02.10.2013 18:41 Заявить о нарушении
ну да
таеперь вижу:
(не так ли тих Стикс) Звукоимитации и звукопись
смотри!
(оно так похоже на закат
твоё сердце) обманутоЕ ожиданиЕ
(и эта река мимо меня) интертекстуальный элемент
картинка?
да есть картинка
незабываемая
Эфа 02.10.2013 21:23 Заявить о нарушении
Ещё раз спасибо, ну, и там Вас в избранные занесла,)))) Ох, и занесло же Вас,)
Ла Дзе Та 03.10.2013 09:43 Заявить о нарушении
И интересно, и полезно!
Спасибо, что и мою сценку не забыли, хотя и покритиковали! :-)
Аннабель Ли Аннабель Ли 04.10.2013 15:54 Заявить о нарушении
Юрий Семецкий 04.10.2013 21:18 Заявить о нарушении
Георг, Ла Дзета
У филологов, не у всех, но у многих, есть огромный недостаток - они считают что язык, речь подчиняется законам. Это не так. Законы пытаются описать ту речь, которая уже существует. Причем описать статистически, без учета индивидуальности того, кто говорит и того, кто слушает. Поэтому, как мне кажется, гораздо интересней высказывать и слушать не какие-то глобальные теории, а мнения, не претендующие на объективность, но максимально откровенные, и уже на основе их выявлять какие-то общие моменты, приспособленные к определенному здесь и сейчас.
Ученый Кот 05.10.2013 01:10 Заявить о нарушении
Ла Дзе Та 05.10.2013 01:22 Заявить о нарушении