Лже-Нерон

Знатоки литературы помнят роман Фейхтвангера с таким названием, интересующиеся историей скажут, что смутное время после смерти Нерона ознаменовалось еще и Откровением Иоанна Богослова, Апокалипсисом, в котором отразилось происходившее тогда. Только я немного о другом – об «античном» артефакте, который оказался совсем не античным. Вот этот замечательный экземпляр мне довелось увидеть в музее Фицвиллиам (Кембридж, Англия). Вроде бы действительно профиль Нерона, который, как ему и положено, надменен, спесив, развратен, жесток. Но это не античная работа, хотя приобретена она была как древнегреческая. Вот как это случилось.
Томас Холлис (1720-1774), английский философ и любитель искусства, в 1748-1749 годах совершил поездку в Европу, где купил ряд произведений искусства, в частности, несколько полотен Каналетто. В числе его итальянских приобретений был и этот медальон в форме диска с барельефным изображением головы Нерона. Холлиса уверили, что это работа греческого мастера I века, что это одна из сторон осциллума (диска с барельефами на обеих сторонах), что на второй стороне было персонифицированное изображение града Рима (в виде мужского профиля), что эта вторая сторона была отделена (каким образом, неясно) и продана некоему англичанину. В общем, изрядно намудрили продавцы!
На самом деле это ремесленная работа XVI века, сделанная по образцу античной монеты, изготовленная в Италии из каррарского мрамора. На время изготовления указывает утрированная любовь к деталям и отделке, преувеличенность характерных черт внешности, и, конечно, манерность исполнения. Иначе нельзя – это Позднее Возрождение. Переход к новому стилю – маньеризму….
Нельзя не подивиться ушлости продавцов этой поделки, сумевших сплести такую историю и запутать молодого англичанина.  Впрочем, подобные дела имеют давнюю историю и успешно совершаются и ныне.


Рецензии