Легенда об Ацанах
Одна есть о мифическом народе,
Что заселял когда-то часть страны.
К тем древним дням она свой сказ возводит,
Когда неведом был сезонов бег,
И ночь от дня ни чем не отличалась.
Не знали люди холод, дождь и снег -
Бессменно солнце над землей сияло.
Так вот, как молвит сказ, среди лугов,
Что в наши дни пригодны лишь на время,
Нашли себе гостеприимный кров
Ацаны - карликов мифическое племя.
Там ныне лишь три месяца в году
Стоит пригодная для жительства погода,
А в дни же, что легенды сказ ведут,
Земля та круглый год была пригодна
Для пастбищ, сочной зеленясь травой.
Ручьи прохладные по ней, звеня, текли.
Ведь солнце круглый год над головой
Сияло, согревая плоть земли.
Ацаны коз своих в лугах пасли.
И молоком и мясом их питались.
Но мясо приготовить не могли,
И в пищу так, сырым употребляли.
Огонь, что мясо приготовить мог,
Был для ацанов вовсе не знаком.
Что, впрочем, не причина для тревог,
Ведь вечный день итак дарил теплом.
Так дни свои, не ведая невзгод,
Вели они к великих бед порогу.
Ацаны - нечестивый был народ,
Который отрицал наличье Бога.
И Бог прогневался, и вздумал наказать
Все племя за неверие тогда.
Однажды видят карлики, коза
Притихла вдруг, и козья борода
Шевелится без видимой причины
От воздуха суровых дуновений,
Что усиляясь, холодит им спины,
Врываясь в жизнь их новым ощущеньем.
Повсюду стали слышаться стенанья,
И слезы градом хлынули из глаз.
То ветер был, что Бог для наказанья
Людей пустил на землю в первый раз.
Но этим он не ограничился. И ветер,
Сгоняя тучи в плотные стада,
Совсем лишил несчастных солнца света.
На этом не закончилась беда.
С небес, что тучи плотно взяли в плен,
Вдруг стали падать хлопья ваты белой,
От этих атмосферных перемен
Тот час же побелели гор пределы.
А Бог с небес огонь к земле послал.
Вся вата занялась в одно мгновенье,
И карликов сожгла. Бог наказал
Народ ацанов за его неверье.
Ацаны лишь как миф в Апсны остались,
Но есть в высоком царствии лугов
Свидетельства тех дней - ацангуары*,
Остовы каменных заборов и домов.
___________________
*В альпийской зоне абхазских гор можно увидеть развалины каменных жилищ и оград – ацангуары (от абхазского "ацан" - карлик и "гуара" - ограда, забор).
У истоков изучения "оград карликов" был известный русский ботаник Н. М. Альбов, который в 1892 году записал приведенную легенду, а сами постройки трезво сопоставил с деятельностью древних пастухов. В 20-х годах прошлого столетия археолог М. М. Иващенко высказал мнение, что "ограды карликов" - это памятник культового назначения. Сославшись на античного автора Нимфодора Сиракузского, который утверждал, что "колхи более всего почитают небо и землю", М. М. Иващенко предположил, что ограды эти символизируют солнце, а горы, где они возводились, - небо.
Свидетельство о публикации №113091208917