Воздух города делает свободным Die Stadtluft Macht

08.09.2013
Я пришел к такому заключению, что моя книга, фрагменты которой я уже предложил Вашему вниманию, будет называться – «Глашатай. Эпоха. Возвращение.(Поэтические философемы, реплики, эссе и элегии)».
Кредо автора. Ряд соображений, которые я представляю здесь в виде конспекта книги и тех фундаментальных мыслей, на которых будет держаться каждая из частей книги.
Первое. Катастрофа – это вид компромисса, если речь идет об экономической катастрофе. На планете Земля не однажды свирепствовал голод и людей потрясали эпидемии холеры, чумы И ДРУГИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. Тогда еще безыменных. Понимание феномена «болезни» приходит очень поздно. Также, как представление о себе, как о сверхсложной системе бытия, «машины жизни» (это поздний термин). Уточним, что в прошлом имел место неосознанный компромисс между тем далеким человеческим родом и планетарной реальностью. И вот она то( планетарная реальность) и шла, хоть это слово надо взять в кавычки, на компромисс с носителями разума. Она до конца их не уничтожала. Но потери были такими большими, такими значительными, что человечество было не только ошеломлено, но и получило какой-то импульс, и внутренне собравшись ринулась к просвещению к развитию наук, к промышленности, ремесел, к созданию новых форм передачи знаний.
***
Второе. Противостояние стихиям отнимало много сил. Теперь принято считать, что продолжительность жизни носителей разума на нашей планете еще в самом начале нашей эры была в среднем 20-22 года. Люди жили очень мало, стариков практически не было. Неслучайно к нам пришел из глубины тысячелетий сигнал культурно-экзистенциального содержания. Наши предшественники говорили: «Если умер старый человек, значит, сгорела целая библиотека». Действительно, накопить знания и передать их – очень трудная задача. Нужны не только навыки, способности,но готовность много узнавать, много помнить, и много сообщать другим людям, нужны особые знаковые системы, то есть само письмо. С появлением письменности процесс трансляции знаний начал быстро улучшаться, оппозиции человека – укрепляться. Не будучи самым сильным существом, самым зорким, самым быстрым, человек должен был все это компенсировать, создать свой особый мир и постоянно укреплять его, какими бы не жестокими были удары стихий. ***
Третье. Драматизм бытия сопровождал многие тысячи лет нас – вид Homo Sapiens и наших предшественников ( рамапитек, австралопитек, Homo Erectus, Homo Habiles). За 10-12 млн. лет мозг гоминид увеличился в несколько раз. «Мыслящая материя» стала одним из главных ресурсов протолюдей, а потом и нас с Вами, включая неандертальцев (существовавших ок.150 тыс.лет назад) и кроманьонцев (существовавших ок.40 тыс.лет назад). Это были героические существа, которым еще надлежало открыть спасительный для себя феномен огня первых костров, научится мастерить одежду, обувь, строить свои жилища, выработать и применять первые  положения морали, жизнесберегающее «можно» и «нельзя». Тогда же были пройдены этапы матриархата и патриархата, тогда же женщина открыла в себе - феноменальное предзначение материнства, а мужчина – отцовство.
***
Четвертое. Пройдут столетия, прежде чем человеком будет изобретен парус, железный инструментарий, технология обучения всему известному в границах племени и семьи, а затем и внесемейный способ обучения новых поколений письменности и ремеслу. Тогда же возникнет тяга к созданию нового формата жизни – городскому. Не следует забывать. Что город – это позднее изобретение людей, что урбанизация – спасительна для рода Homo Sapiens, и что противоречия в жизни нашего рода – производны. Они составят ядро директического мышления, они будут стимулировать к процессу интеллектуализации всех сторон жизни.
***
Пятое. Сложнейший процесс антропосоциогенеза…Шло время и человек задумался, над тем как увидеть и объяснить МИР. Это было уже новое качество, вырабатываемое тысячелетиями. Объектом исследования стал МИР – в – целом, Ding an Sich ( Вещь в себе). Мир станет вещью для человека,Ding fier Sich, то есть вещью для нас
Уточним, как можно увидеть мир. Человек учится осознавать себя с помощью новой мерки. Он – «господин Вселенной». Это метафора. В пространствах мира и в диалогах человека с ним появляются новые ресурсы, он отрывает для себя феномен красоты, совершенства, феномен гармонии. Сам человек – не греховная тварь.
Неслучайно, и в религиозном сознании происходили тогда изменения. Пятая глава Евангелие от Матфея заканчивается замечательными словами – «Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный». Ворт мерка, которую человек может применить также и к себе, к своим земным деяниям, к своей устремленности в далекое светлое будущее.
***
Шестое. Очень важно для украинского общества понять, что программа преодоления кризиса связана с катастрофой с 1991года, что катастрофа – это компромисс. В учебниках истории рассказывают о том, что у нас «було гноблення через владу, що гноблення здійснювалось по відношенню до людини праці». Итак, что перед нами? - Зона компромисса, и ее нельзя игнорировать: если общество отказалось от правды по отношению к институту собственности и классу буржуазии, то нельзя забывать о том (этому учит прошлое, становление формаций), что общество сильно рискует. Собственность превращает человека в зверя, заложника комфорта и роскоши. История собственности, практика распределение ее между богатыми и бедными – это нечто вулканическое. Клокочущая в людях страсть к наживе может убивать в них совесть, и от сюда совсем уже не далеко до революционного взрыва. Примером может быть крестьянская революция в Германии, которую возглавил Томас Мюнсер (1490 – 1525). Он будет убит врагами крестьянского свободолюбия.
Английский философ Френсис Бэкон выскажет такую мысль по поводу незатихающих волнений участниками, которых были не только бедняки: «Благополучие есть благословение Ветхого завета, несчастье – Нового». Испанец Бартасар Грасиан не менее красноречив в оценке постренессансной европейской действительности. Его современников отличал уже обывательский параллелизм. Их повседневным правилом было: «В мыслях с меньшинством, в речах с большинством». Подчеркнем, что первые «меньшинство» - знать, вторые «большинство» - народная масса ( несумевшая защитить своего лидера Томаса Мюнсера.
 Не мене красноречив в своих рассуждениях и оценках Жак Лабрюйер. Ироничный француз без всякой снисходительности относится к человеку, но дает ему все-таки позитивную оценку. Хотя, укрепляющий свои позиции буржуазный класс своим поведением и своими устремлениями к власти, дает ему повод быть откровенно критичным. Вот его мысль: « Каждое утро мы раскрываем свои глаза, как купец – ставни своей лавки, и выставляем себя напоказ, чтобы обманывать ближнего; а вечером снова закрываем их, потратив целый день на обман.»
***
Седьмое. Представленные выше высказывания принадлежат жителям города. Будучи представителями цивилизации городов, они хорошо понимали ее превосходство. Феодализм и его сельские приоритеты уходили в прошлое. Но становление городского миропонимания, городского уклада жизни, набирающего силы производства – тоже явление городского типа.
Интересная деталь: путешественники, попадая на земли Древней Руси были изумлены порядком вещей, который утвердился в жизни славян. Они называли нашу страну – «Гардарикой», страной городов. Так сколько же лет нашему Киеву – мати городов русских? – Более 20 тысяч лет?!
Это один из первых субъектов интеллектуализации реальности, складывающейся на нашей планете, очаг светлых умонастроений, приют истины и красоты. От него и к нему идут линии прогресса, его первичных и последующих формах, включая и процесс утверждения гипербореев ( нас с вами), и утверждение славянского миропонимания. Славянский город, славянская ученость, славянская мораль впитали в себя все лучшее, что было тогда на планете, что перешло в генетический код собирателей и земледельцев, путешественников и строителей, мечтателей и прагматиков, апологетов счастья и свободы. Да, именно в те далекие легендарные времена и был открыт солнцеподобный феномен свободы, которая пришла к горожанам, как более защищенным от превратностей судьбы по сравнению сельскими жителями. Известно, что город в прошлом был огражден защитной стеной, в нем происходили важнейшие процессы – самоутверждение человека, как высшей ценности бытия и развития, как лидера по отношению к разнообразным природным формам жизнедеятельности.
К человеку пришла искусстность, а среда его обитания – город – постоянно совершенствовался. Регламенты природы, не теряя своей значимости для рода Homo Sapiens, способствовали появлению и утверждению регламентов культуры, чему и способствовал город, как цивилизационный фактор. В эпоху Ренессанса и потом уже в Средние века человек будет с гордостью произносить  произносить слова с умным, почти молитвенным смыслом: «Воздух города делает свободным» (Die Stadtluft Macht Frei).


Рецензии