Мои поэты. Бедный сторожевой пес социализма..

Иногда настоящее имя, даже если его прикрыть литературным псевдонимом, действительно определяет судьбу.
Демьян Бедный — это как раз псевдоним, взятый у дяди, большого народного обличителя и всесокрушающего атеиста Ефимом Алексеевичем Придворовым. Самым великим придворным поэтом революции и эпохи СССР.
Читая его стихи, которые он писал просто тоннами (творческое наследие оборвалось на 19 (!!!) томе его сочинений), понимаешь, что если бы не ошибка Бедного-Придворова, возможно, Сталин бы назначил его первым пролетарским поэтом.
Он, впрочем, начинал вообще с восторга перед главой российской власти. Начал с Николая Второго, после того, как царь созвал в 1899 году мирную конференцию в Гааге:

«Звучи, моя лира:
Я песни слагаю
Апостолу мира
Царю Николаю!».

Потом, во время Первой мировой войны, перекинулся на басни и частушки. А в гражданскую быстро переключился на гимны и оды в честь Льва Троцкого.
Троцкий это дело оценил: Бедный стал в апреле 1923 года кавалером ордена Красного Знамени. Первое, кстати, в советской истории награждение боевым орденом поэта.
Вообще популярность его была катастрофической: в двадцатые годы общий тираж его книг составил свыше двух миллионов экземпляров.
Когда же победил Сталин и отправил Троцкого в ссылку, а потом и убил, Демьян Бедный неистово взялся за воспевание социалистического строительства и лично его Вождя.
И опять получил награду: помимо славы и тиражей — квартиру в Кремле. А влияние его на пролетарскую поэзию было так велико, что нарком Луначарский считал его равным   Горькому, а вожди литературы призывали к «повсеместному одемьяниванию советской литературы».
Вот биография!
Но знаете, за нею, действительно, стоял по-своему талантливый человек. Демьян писал стихи, как сегодня бы сказали, с великой харизмой. Удивительно искренне и свободно. Если бы нынче он участвовал в создании нового гимна России, думаю, обошел бы всех. Он мыслил советскими державными стихами, жил тем, что вел за собою рабочий класс и крестьянство к построению социализма в одной отдельно взятой стране. Чем восхищал, кстати, даже Ленина, стихов не любившего. Демьян свое кредо выразил просто и понятно:

«Я не служитель муз:
Мой твердый четкий стих — мой подвиг ежедневный.
Родной народ, страдалец трудовой,
Мне важен суд лишь твой,
Ты мне один судья прямой, нелицемерный,
Ты, чьих надежд и дум я выразитель верный,
Ты, темных чьих углов я — пес сторожевой!»

И его харизма  завораживает и сейчас. Так почему мы его не знаем?
А переусердствовал. Настолько сжился с образом поэта-трибуна, поднимавшего народ на трудовой и военный подвиг, бичующего недостатки в строительстве СССР, что   пропустил момент, когда надо было кончать уже бичевать. Зато Сталин не пропустил. Мы знаем, как гнобили Пастернака, Зощенко, Ахматову, Бабеля. Но про Бедного как-то не очень в курсе. А ведь, пожалуй, его певого взяли за жабры. В декабре 1930 года Секретариат ЦК ВКП(б) осудил стихотворные фельетоны Бедного «Слезай с печки» и «Без пощады», опубликованные в «Правде»: «...в фельетонах т. Демьяна Бедного стали появляться фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании «России» и «русского». К тому же в фельетоне «Без пощады» Демьян упомянул восстания в СССР и покушения на Сталина, а это уже был запредел...
Бедный не нашел ничего лучше, как пожаловаться Сталину, но тот отписал: «В чём существо Ваших ошибок? ...Критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлёкши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее…»
Демьян не сдался, продолжал писать свои стихи и фельетоны, прозу и даже оперы, был награжден орденом Ленина, но все шло к закату. В конце концов Сталин выселил его из Кремля. Он умер 25 мая 1945 года. После чего  по его творчеству прошлись еще раз, и последнее последнее  разгромное постановление вышло аж в 1952 году!
Что делать, раз он назвал сам себя «сторожевым псом» советского народа6 должен был представлять, чем кончают все сторожевые псы.
Однако, Бедный остался в нашей литературе и самым принеожиданным образом!
Есть версия, что именно его обессмертил в «Мастере и Маргарите» Михаил Булгаков, только звался там поэт и лютый безбожник Бездомным. Кто знает, может быть, фамилия пришла после выселения Бедного из Кремля?


Рецензии