Литературный экзерсис. Конкурс 4. Рондо
Ее колени я целую. Тени
Склоняются, целуя нас двоих.
Весь мир вокруг застенчиво затих.
Мы - вымысел безвестных вдохновений,
Мы - старого рондо певучий стих.
Певец забытый! Брат времен святых!
Ты песне вверил жалобы и пени,
И вот сегодня мне поют твой стих
Ее колени:
"В венке из терний дни мои; меж них
Один лишь час в уборе из сирени.
Как Суламифи - дом, где спит жених,
Как Александру - дверь в покой к Елене,
Так были сладостны для губ моих
Ее колени".
/В. Брюсов/
О Эрос мой! О бог весенних грез!
Тебя венчают лотосы и розы!
Но ты не здесь, ты - там, где крепко лозы,
Виясь, ползут на дремлющий утес,
Где расцветают золотом мимозы,
Где пьяны солнцем резвые стрекозы,
Где море моет ряд песочных кос,
Ты там цветешь нежнее туберозы,
О бог весенних грез!
Сюда, где бродят белые морозы,
Цветы дрожат в слезах холодных рос,
И горестно качают зыбкие березы
Зелеными волокнами волос,
Ты мне приносишь злые скабиозы,
О бог весенних грез!
/Е. Сырейщикова, 1911/1913/
ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ЗАЯВОК
на 4-й конкурс цикла "Литературный экзерсис" - "РОНДО"
Здравствуйте, уважаемые Поэты!
Сегодня в качестве Четвертой конкурсной темы цикла - рондо.
Рондо - (франц. rondeau от rond - круг), твёрдая форма в поэзии, так или иначе опирающаяся на средневековые образцы. Эта стихотворная форма достигла своего расцвета в Западной Европе XVI-XVII веков. В России известна с В.К. Тредиаковского. В XIX-XX столетиях сохранилась в стилизациях.
Среди массы предметов и явлений, связанных с кругами, круговыми движениями и всевозможными округлостями и обозначающимися однокоренными словами, есть и слово "хоровод", которое во Франции, как и во многих других странах, связано с народным танцем. Недаром говорят "кружиться в хороводе", то есть делать круг и возвращаться на исходную точку. Эта схема перешла из хороводов в поэзию (где "рондо" называются стихотворения с периодичными повторами слов или стихов) и в музыку. Эта форма тесно связана с человеком, она удивительно соизмерима с ним. Как часто в жизни мы с разных сторон возвращаемся к одному и тому же действию, месту, явлению. Рондо своеобразно запечатлевает эту закономерность нашего бытия.
Принцип рондо даёт множество возможностей. Прежде всего, это чрезвычайная ясность и стройность структуры, её законченность и устойчивость за счёт повторения рефрена. При этом, рондо имеет замечательные возможности для контрастов разного рода (между рефреном и эпизодами). Кроме того, важной является возможность насытить всю конструкцию развитием, хотя при этом к принципу рондо добавляется какой-то иной принцип формообразования, который отчасти подавляет первый. Форма рондо замечательно сочетает в себе единство и динамизм.
Рондо возникло, как более изысканный вариант ронделя: припев сокращается до минимального намека, в середине и в конце стихотворения повторяется не вся первая строка, а ее начало, остающееся даже без рифмы - как бы недоговоренное. В классическом рондо 15 строк с рифмовкой ААББА+АББх+ААББАх (где х - повтор начала первого стиха). Нередко этот порядок рифм нарушается, но позиции повторяющихся полурефренов сохраняются твердо.
Как и во всех твердых формах с рефренами, художественный эффект рондо состоит в том, что заданный полурефрен, появляясь каждый раз с кажущейся естественностью, в новых контекстах получает новый, несколько иной смысл.
Нерифмованные короткие строчки в рондо раздражали слух многим читателям и писателям с недостаточно изощренным вкусом. Им хотелось вставить и эти строчки в общий ряд рифм. Простейшим способом было ввести в начальную строку внутреннюю рифму. Так, у Бенедикта Лившица имеются и рондо со сквозной рифмовкой. Одно из них начинается так:
Печальный лик былой любви возник
В моей душе: вечерняя неистовая
Фантазия влечет меня в тайник
Минувшего, и, тихо перелистывая
Страница за страницею дневник,
Я вновь, любовь, твой робкий ученик,
Я вновь тебе подвластен, аметистовая
Звезда любви, явившая на миг
Печальный лик...
Таким образом, строки-рефрены на "лик" входят здесь в общую цепь рифм "возник - тайник - дневник" и т.д. С нею переплетается цепь гораздо более изысканных гипердактилических рифм: "неистовая - перелистывая - аметистовая" и далее "насвистывая - батистовая".
А. П. Квятковский выделяет три типа рондо: 1) восьмистрочное рондо, где первая и вторая строки повторяются в конце стихотворения и первый стих появляется в четвертой строке; 2) тринадцатистрочное рондо, в котором начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки; 3) классическое пятнадцатистрочное рондо, где начальные слова первого стиха повторяются в девятой и заключительной строках. Пример классического рондо:
Твои шаги в затворенном саду
И голос горлицы загорной: "Я приду!"
Прямые гряды гиациантов сладки!
Но новый рой уж ищет новой матки,
И режет свежую пастух дуду.
В пророческом кружится дух бреду,
Кадилами священной лихорадки,
И шелестят в воздушном вихре схватки
Твои шаги.
Так верится в томительном аду,
Что на пороге прах пустынь найду!
Полы порфирные зеркально гладки...
Несут все радуги и все разгадки
Созревшему, прозрачному плоду
Твои шаги.
/Михаил Кузмин/
С чего начать? толпою торопливой
К моей душе, так долго молчаливой,
Бегут стихи, как стадо резвых коз.
Опять плету венок любовных роз
Рукою верною и терпеливой.
Я не хвастун, но не скопец сонливый
И не боюсь обманчивых заноз;
Спрошу открыто, без манерных поз:
"С чего начать?"
Так я метался в жизни суетливой, -
Явились Вы - и я с мольбой стыдливой
Смотрю на стан, стройней озерных лоз,
И вижу ясно, как смешон вопрос.
Теперь я знаю, гордый и счастливый,
С чего начать.
/Михаил Кузмин/
Поэзии свойственно возрождать забытые жанры, подражая им. Разумеется, поэтическую форму, канувшую в Лету, восстановить в том виде, в каком она бытовала в давно минувшие эпохи, невозможно. Зато возникает имитация под старину, в сегодняшних стихотворениях поэтов порой просматриваются классические ориентиры великих предшественников. Это придает современному творению некое подобие классики.
Уважаемые Поэты!
Мы предлагаем Вам поделиться строками своих стихов в жанре Рондо, не только украсив конкурсную страницу чудесными произведениями, но и доставив друг другу массу удовольствия от соприкосновения с этим красивейшим жанром в Поэзии.
© ПК «Золотой Папирус»
УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
§ 1. От одного автора принимается от одного до трёх конкурсных рондо.
1.1. Тематика конкурса свободная.
1.2. Работы авторов, не реагирующих на замечания и рекомендации Ведущих, касающиеся их произведений, к голосованию не допускаются!
§ 2. Заявка подаётся по форме:
Ваш электронный адрес / e-mail - Имя Автора. Название рондо = ссылка на рондо
Пример (ссылка рабочая): goldpapyrus@ro.ru - Михаил Кузмин. "Надпись на книге" = http://www.stihi.ru/2013/09/12/706
Просьба оформлять заявки именно в таком виде - одной строкой!
§ 3. Победители конкурса определяются голосованием участников и читателей. Голосование участников - обязательно, для читателей - по желанию.
Правила голосования будут изложены в отдельной рубрике после завершения приёма заявок.
§ 4. Призовой Фонд Конкурса (ПФК) – 2ООО стихобаллов.
Сроки приема заявок.
С момента публикации - 12 сентября 2O13. - до набора не более 44 (сорока четырёх) заявок / рондо.
Удачи вам в Конкурсе!
Источник: Рондо // M. Л. Гаспаров. "Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях"
В коллаже использован портрет "Валерий Яковлевич Брюсов" работы Михаила Врубеля.
Конкурс. "Литературный экзерсис. Рондо" = http://www.stihi.ru/2013/09/12/4
Голосование. "Литературный экзерсис. Рондо" = http://www.stihi.ru/2013/10/17/1
Итоги Конкурса. "Литературный экзерсис. Рондо" = http://www.stihi.ru/2013/10/28/6185
==========================================
> «ПАПИРУС – I n f o» = http://stihi.ru/2012/07/06/8891 <
==========================================
Свидетельство о публикации №113091200004
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ!
= ๑۩۩๑ = С УВАЖЕНИЕМ, Ольга и Павел
Поэтический Клуб Золотой Папирус 16.10.2013 23:30 Заявить о нарушении