Памяти Драгана Мойевича
более чистые или
более грешные,
А посередине – Шар,
Троица во ЕдИнице –
И от нее исходят
света потоки – лучи
микрокосма,
- Драган, снежинки тают,
Разве жизнь человека тает?
- Точно, брат Александр, не
снежинки, тоже шары,
но покрытые тенью,
ржою изъедены,
в кратерах, словно
жизнь человека, вернее, он сам
эта планета, плод,
микрокосм,
Те, что поближе к Округлому Свету –
Сами светить начинают
и видишь –
Тень отступает, и рытвины,
будто кто-то рассыпал
вселенскую пыль,
ту, что алмазную крошку
стерла бы в тлен -
исчезают
в безудержной силе.
- Ну, а те,
Что в углах, в темных,
безмолвных, ужасных?
- Знаю. Несчастные,
тенью покрытые, сами
укрылись от Света во мгле.
Этих пишу я по слову Владыки, брат
Александр,
верней, это запись,
вИденье, помыслы и
умозрения
Троицы, я же, Мойевич
Драган, только
лекало, кисть, палитра,
только орудие для воплощения
бездн умословия, вИденья
умного.
Ночь напролет говорим мы
о Боге,
линдзуру пьем, открываем
сокрытое и сокровенное,
разум немотствует, сердце
же умствует – сердце открытое,
на чердаке, в мастерской,
в Белом городе, отданном на заклание.
И до бомбежек и
смерти Драгана
долгая, долгая ночь,
Вечность с его картин,
Лица черты острые,
пота уставшие капельки,
будто он ваяет
пространство,
лепит время, пишет лики,
видит в прищуре глаз
узкий и долгий тоннель
к точке, шару, Сфере,
мерцающей на полотне
белградской неиссякаемой
ночи.
1992, 2013.
Драган Мойевич
Драган Мойевич один из наиболее значительных сербских художников XX века, родился в 1942 году в Белграде, учился и окончил Технологический институт в Белграде. Помимо этого изучал философию. Участвовал во многих выставках, как авторских, так и коллективных. Его картины выставлялись в Белграде, Югославии, во многих европейских и мировых центрах искусства. Помимо традиционных выставок живописи, Мойевич осуществлял и крупные многомерные действа, как он сам их называл. Его живопись была удостоена множества международных наград. Скончался в Белграде в 2001 году.
Изобразительное искусство является раскрытием истины бытия в полной мере. Поэтому то, что есть (бытийствует), по Мойевичу, наиболее точно может быть выражено именно языком живописи.
Другими словами, поскольку мистическое переживание встречи с молчащим Логосом невозможно выразить говором, картина действительно становится единственным способом визуализации памяти. Живописная манера Драгана Мойевича соединяет в себе принципы философского мышления досократиков (=пифагорейцев) и ранневизантийской христианской теологии. Подобное видение художественного процесса направлено на выявление сущности/божественных предикатов того, что есть (бытийствует), а это, как отмечено выше, точнее всего выражается языком живописи. Понятия онтологического ядра и начала (=Бога) остаются теми фундаментальными понятиями, которые определяют семантическое существо живописной поэтики Мойевича/
Д., фил. н., проф. Синиша Елушич. Перевод А. Закуренко.
Свидетельство о публикации №113091210264
А Вы с этим как поэт согласны, Александр?
Но если Логос - молчащий... тогда да.
Но он не молчит.
Он - звучит.
Как думаете?..
Нина Злаказова 13.09.2013 01:10 Заявить о нарушении
Вот Данте или Гомер - просто (не в смысле простоты, но естественности) писали. Пушкин так писал - а вот уже Тютчев или Фет - нет. Между ЛОгосом и поэзией произошел какой-то разрыв.
Я с ним не согласен, и сам стараюсь писать так, будто мне говор Логоса слышен.
Но тоже бывают минуты отчаяния...
Закуренко Александр 13.09.2013 20:35 Заявить о нарушении
И если нет звука, нет поэзии. Тогда скрипишь и соглашаешься с Адамовичем.
Отчаяние - спутник самый верный.
Но и уныние - грех самый тяжкий.
В общем, приходится лавировать.
Спасибо за хороший ответ.
Нина Злаказова 13.09.2013 22:19 Заявить о нарушении