Стихотворение месяца 13 -Обзор Нэйл

От ведущей: 8 и 9 сентября авторы открыто общаются с членами жюри - спрашивают, поясняют. 10 сентября - подведение итогов и раздача призов.



Доброго времени всем участникам конкурса и читателям ТМ «Гуси-Лебеди»!

Представляю свои оценки и краткие комментарии по каждому конкурсному тексту.
Буду рада, если для кого-то из авторов они окажутся полезными.
Напомню, что данные комментарии отражают лишь моё личное восприятие предложенных текстов, 
а оценки отвечают моим личным критериям качества.

С теплом, Н.

===================================

1.  «Ненужная песенка» 2-2

Понравилось:
< Если вместе – и хмарь ясна >
--- хотя в строке явно не хватает слова ‘мы’ :)

Не понравилось:
--- слишком навязчивая реминисценции: ‘напиши мне письмо, хоть две строчки всего’ и ‘вечная весна’
--- довольно распространённое на стихире пренебрежение к местоимениям и наречиям и традиция
считать их все по умолчанию безударными. здесь по тексту: твоИх строк, за нас всЁ.
если читать соответствующие строки по правилам ударений русского языка
(а не по схеме, предполагаемой выбранным метром), получается спондей, в данном случае ничем не оправданный.
--- что кому и КАК положено, да ещё и куда
--- фактическое отсутствие рифмы (1-3, 5-7)

**********

2.  «Размешиваю взглядом тишину»  3-3

Понравилось:
 < осколки атавизма >  (хоть и абсурдно, но зато смело :))
--- работа на уровнях визуальных образов и метафор

Не понравилось:
--- непроработанность синтаксиса (в смысле построения фраз):
< А ночью буду радовать луну
десертом из волнующей отравы
ненужных, но возвышенных стихов -
привычка посвящать кому-то строки
(осколки атавизма бывших снов).>
--- лично мне режет слух отсутствие предиката во второй части  предложения.
< И льется нежность ласковым потоком (… ) НО с искренним желанием победы >
--- не поняла, во-первых, кто есть там конь; еще больше не поняла, почему НО :)

***********

3.  «Тихий вечер. Сяду на крылечке я…» 3-3

Понравилось:
на крылечке я / кузнечиков
за околицей / успокоился
--- это хорошие рифмы, составная и анаграммная.

Не понравилось:
--- то, что больше сказать про стих, в общем-то, нечего.

*********

4.  «Зафиксируйте все» 3-3

Понравилось:
< Самый крупный фрагмент составляется из мелочей >
--- есть такая модная ныне (не сказать гламурная) идиома ‘дьявол в мелочах’ )
рискну предположить, что сия аллюзия получилась у автора случайно, но некую глубину
данному дискурсу она, определенно, придаёт. по крайней мере, для искушенного гурмана тире эстета :)

Не понравилось:
--- тавтологичноcть ‘трудов и усилий’
--- однокоренная рифма
--- то, что автор не уловил семантическое отличие ‘быстрей’ от ‘скорей’
--- садистский мессадж в адрес лиргероя :)

********

5.  «Принц и нищий» 2-2

Понравилось:
--- почтительное отношение автора к точности рифм

Не понравилось:
--- фактическое отсутствие лирического героя при наличии формального обозначения его присутствия

*********

6.  «Бабушка» 2-3

Понравилось:
--- то, что автор пытается передавать чувства

Не понравилось:
--- то, что делается это только на уровне слов
< неистово молилась >
--- молятся обычно ‘истово’, и вообще неистовую бабушку представить сложно :)
--- ‘Бог’ то с заглавной буквы, то со строчной.

*********

7.  «Играй, варган» 2-3

Понравилось:
--- плодотворная дебютная идея  < Здесь нужен «ты», чтоб музыка звучала >
(только к чему там кавычки, не поняла)

Не понравилось:
--- многобукф
--- инверсия ‘сзади где-то’
--- < За звуком звук меня уносят > (если звук – то он уносИт)

*********

8.  «Тишина» 3-3

Понравилось:
--- стремление передавать мысли и чувства в образной форме

Не понравилось:
< от времени упал и от тоски >
--- на мой взгляд, не слишком уместное олицетворение домика :)
--- много слов, не всегда нужных

*********

9.  «Запах осени» 3-4

Понравилось:
--- достаточно аккуратное следование метру, читается легко, без ритмических и фонетических провалов и затыков.
--- попытка передавать настроения, ощущения и их движение визуальными и ментальными образами.

Не понравилось:
--- рифмы платком/дождём, листопадом/закатом
--- небо пахнет стаей (запах стаи )
< А зелёная пышная крона - опавшей листвой >
--- здесь, очевидно, имелось в виду, что зелёную ныне крону ожидает неминуемый листопад.
по факту получилось одномоментность времён и событий:  крона (сейчас) зелёная и пахнет (сейчас) уже опавшей листвой.
--- бесконечные повторы ‘пахнет’. есть много способов передать одно и то же действие или ощущение разными словами.
--- глубокою, морскою, с тобою, разлукою – удлинение слов ради попадания в метр.

*********

10.  «В самолете» 3-4

Понравилось:
--- рифма форму/флору
--- попытка образной передачи чувств и ощущений

Не понравилось:
--- амфиболия  < Лето сделав пышною зимой >

*********

11.  «Сомнение» 3-3

Понравилось:
--- эпиграф
--- попытка использовать нешаблонный ритмический рисунок и перетекающие со строки на строку фразы
--- визуальное решение строфики
--- рифма запахи / внезапными

Не понравилось:
< терпеть соблазнение клонами >
--- двойная семантическая ошибка: терпеть соблазнение, соблазнение клонами

< проявиТЬСЯ цвет >
--- наличие орфографических ошибок в текстах, представляемых на конкурс, лично я считаю недопустимым.
да и вообще http://vk.com/wall-39321576_4221  :)

*********

12.  «Августовский поход» 1-2

Понравилось:
--- экологическая позиция автора
--- симпатишные сурки
--- достаточно аккуратная рифмовка (за исключением липы/силы, немножко/дорожкой)

Не понравилось:
--- тотальное пренебрежение метром и ритмом
--- все-всегда-всюду-вовсе-этот-в этом-совсем-все-вдруг-совсем-очень
переизбыток слов, не несущих ни информационной, ни эмоциональной нагрузки, (метрические заплатки)
--- пренебрежение нормами построения фраз ради придания тексту подобия стихотворной формы:
< у березки, вижу что, желтеют > (неудачная инверсия)
< Рано очень спать они ложатся > (неудачная инверсия)
< В этом месте здесь растет > (тавтология)
< Как людей они боятся, что бегут дорожкой > (амфиболия: получается, что сурки боятся людей, которые бегут дорожкой)
--- обескураживающая концовка:
< Мы домой пошли с грибами, стало нам неловко…>
Стало неловко – за что? За то, что пошли домой, да еще с грибами?
Или за то, что сурки проспят до апреля?  :)

*********

13.  «День усталый пал за гранью» 2-2

Понравилось:
--- попытка работать образами и метафорами

Не понравилось:
--- на уровне лексики воплощение не слишком удачное:
< Безразлично чертит слепо >
< Только все ее вина! >
< желтая длань > (это уже ужастики про зомбиков :))
--- на уровне семантики тоже нестыковки:
луна то правит повод, приподнявшись в стременах, то опять плещется в воде.
какое-то купание жёлтого коня просто  :)
--- ничего не поняла про явление нового бога и его связь с курком у виска.

*********

14.  «Сам август вляпался подкожно» 2-3

Понравилось:
--- попытка передавать эмоции с использованием визуальных образов и метафор
--- звезды на дне души-колодца
--- рифма на губы/шагнул бы (анаграммная)

Не понравилось:
--- рифма внутрь/заглянутрь
--- формальное склеивание строк ради иллюзии длинного метра,
причем, отнюдь не на пользу восприятию
< Как в прошлой жизни... Обними-ка покрепче, чтоб и в январе >
--- некорректная семантика:
< безоглядно … рыщет >
< вляпался подкожно >
<… чтоб и в январе Насквозь пропахнуть ароматом >
--- ‘насквозь пропахнуть’ клубникой можно в процессе варки варенья, а не при употреблении оного
< Но, натыкаясь лишь на губы … Ты прямо с крыш ко мне шагнул бы? >
--- я понимаю, конечно, что на крышах обычно много хлама валяется, но губы…
< Клубникой, что приносит ветер, чтоб счастьем в душу заглянуть...>
--- т.е. ветер приносит клубнику в качестве взятки, для того чтобы заглянуть в душу
< счастьем в душу заглянуть >
--- т.е. счастье заглянуло в душу на минутку и пошло дальше по своим делам 

***********

15.  «Старый вопрос. Возвращение» 3-3

Понравилось:
--- интерес автора к дохристианской культуре Руси и сакральным знаниям

Не понравилось:
--- смысловая составляющая произведения осталась для меня загадкой :)

*********

16.  «О любви» 2-1

Понравилось:
--- стремление автора к осмыслению действительности и изложению
своих умозаключений в художественной форме
--- рифма не счесть / существ

Не понравилось:
--- работа только на уровне слов
--- их избыточное количество
--- светит / на свете, обилие грамматических рифм
--- нарушения метра:
< Не стараясь быть оригинальней >
< Молчалива и терпелива >

*********

17.  «Любите тех, кто с вами рядом» 4-3

Понравилось:
--- саркастичность и эпатажность

Не понравилось:
< кухОнный > (правильное ударение – кУхонный)
--- брутальность

*********

18.  «Атака» 2-1

Понравилось:
--- попытка обращения автора к очень сложной и значимой тематике

Не понравилось:
--- рифмованное изложение последовательности событий без подключения
эмоционального плана (как автора, так и читателя)

*********

19.  «Гостья-Осень» 4-3

Понравилось:
--- стремление к образной передаче чувств
--- довольно аккуратная работа с ритмикой, за исключением
строки < Тонут серебристые дожди > (ощутимое нарушение метра)

Не понравилось:
--- рифма приворотным / подворотне, по своим истокам слова однокоренные
--- ‘понавадился’
--- ‘бродить натужно’

*********

20.  «Когда ковер из спелых яблок» 2-2

Понравилось:
--- попытка передачи чувств
Не понравилось:
--- перманентное отсутствие рифмы (яблок / ночи, в ожиданьи / немного)
--- в ожиданьИ (правильно в ожиданИИ либо в ожиданьЕ)
--- неоправданное использование несовершенного вида глагола в контексте:
Покроет (что сделает) утром летний сад
Когда длиннее станут (что сделают) ночи
И ветер дарит (что делает) листопад
Ты с грустью вспомнишь (что сделаешь) ожиданье
--- ощутимое нарушение метра: < И улетают птицы далеко >
--- некорректный синтаксис: < Покой и надо ли спешить >
--- повтор ‘ожиданья’
--- ужик среди флоксов
--- неудачные инверсии:
< ….совсем немного Нам летних теплых дней прожить >
< Лишь хризантемы только знают >
--- очевидная тавтология < лишь хризантемы только >

**********

21.  «Я ей пишу: с какого этажа...» 4-3

Понравилось:
--- использование полифонии и аллитераций
--- работа на подтекст
< а войны опостылевшие - мнимы...>

Не понравилось:
--- сниженная лексика (пусть даже отвечающая идее и стилистике)
 < все бабы дряни > (у дряни нет мн.ч.)

*********

22.  «Пароход» 2-1

Понравилось:
--- ментальная вовлеченность автора в события окружающей действительности
Не понравилось:
--- манипуляция сознанием и чувствами читателя, попытка вызвать эмоциональный отклик
затрагиванием тематики, связанной с трагедиями, расчет на эмпатическое сопереживание

*********

23.  «Сибариту» 3-3

Понравилось:
--- эмоциональность
--- попытка придать мессаджу остроту ритмическим рисунком
Не понравилось:
--- не слишком удачное воплощение на уровне лексики:
ровнее равных -
жеманишься мизинцем
зудит аорта
пугает глина

*********

24.  «Закон войны» 1-2

Понравилось:
--- изменение схемы рифмовки во второй половине.
Не понравилось:
--- несоблюдение метра и ритма, многословие, инверсии, грамматические рифмы,
неаккуратное построение фраз и метафор
--- исходный тезис и не слишком убедительная его аргументация

*********

25. «Это осень раскрасила в жёлтый...» 4-5

Понравилось:
--- творческий акт как способ познания мира – постижение действительности (событий, переживаний)
художественными методами
--- широкий ассортимент изобразительных средств
--- мелодика, фоника

Не понравилось:
--- вариант разбивки строк, в 3-й строфе это конкретно сбивает с ритма и темпа
запятые после ‘просто’

*********

26.  «Закулисье» 3-4

Понравилось:
< выдыхаю, как воздух из лёгких >
--- ‘закулисье’
--- концовка

Не понравилось:
< … я скупою
никогда не была, только тонной >
< только след мой простынет, ты поймёшь…> (весьма сомнительная сентенция :))

*********

27.  «Брату» 2-4

Понравилось:
 < Обитаешь в великом море,
Отражаешься в белом свете >

Не понравилось:
--- в моюдУшу
--- достаточно небрежная вербализация:
< ни времени, расстояний > (ни времени, НИ расстояний)
< я тебя узнаю, и где ты >

*********

28.  «Никогда» 3-2

Понравилось:
--- попытка работы в форме 5-стишия

Не понравилось:
--- небрежность пунктуации
--- текстура, составленная из клочков фраз
--- ответ на «с кем» и «когда»
--- ничто пустоты
--- бесцветная акварель

*********


Рецензии
Удивляет предельная, а точнее - беспредельная жёсткость и субъективность Ваших оценок. Речь не только о моём стихе. Например, №5: у Bor G и Андрея-Художника он получил 5 баллов, у остальных членов жюри - 4, а у Вас - 2. №18 у Андрея и М.Бурлай - 5, у Вас же - вообще 1! То же самое частично касается и №№6,14,16,22,28 и др. А ведь 1 (кол) означает "очень плохо, ужасно", 2 - просто "плохо". Почему же у Вас такие несовпадения с другими членами жюри? А ведь, например, Bor G - очень хороший поэт и участник многих конкурсов по обе стороны баррикад.
Теперь о моём (№16): Вы пишете "Понравилось: --- стремление автора к осмыслению действительности и изложению своих умозаключений в художественной форме". И при этом ставите за художественность... кол (!). Как это изволите понимать? Далее: «Не понравилось: --- работа только на уровне слов, --- их избыточное количество, --- светит / на свете». По моему скромному мнению, у пишущих людей работа всегда «на уровне слов», а работа «на уровне дел» - это уже что-то из другой сферы деятельности. В заключение – одна цитата из рецензии: «Отмечу оригинальные рифмы: "светит-на свете", «динозавр-глаза». Удач Вам.

Евгений Аксельрод   12.09.2013 14:42     Заявить о нарушении
Милый Евгений, я всё могу понять, кроме одного - почему моё личное мнение должно совпадать с чьим бы то ни было? каждый человек индивидуален, тем паче - творческий. на то оно и МОЁ мнение, т.е. ЛИЧНОЕ.
да, мои критерии строгие, а оценки жёсткие, и что?
Вы ждали сахарную вату? у меня её нет, сорри.
В заключение - дарю Вам не менее "оригинальную" рифму: ботинок-полуботинок.

Нэйл   12.09.2013 14:52   Заявить о нарушении
Спасибо за подарок, примите ответный: полковник-подполковник. А сахарную вату я не люблю. Но всё же мне кажется, что личные мнения членов жюри должны быть более близкими друг к другу, а не так, что - кто в лес, а кто по дрова, кто ставит пятёрку, а кто кол за одно и то же стихотворение. Поверьте, в работе такого жюри нет никакого смысла - кому же должны верить и к кому прислушиваться авторы, особенно начинающие и неопытные? Кстати, Вы не ответили мне, почему поставили единицу за понравившуюся Вам художественность - где тут логика?

Евгений Аксельрод   12.09.2013 16:13   Заявить о нарушении
я не говорила, что мне понравилась художественность. я оценила стремление автора к ней. однако устремления и воплощение не одно и то же )

Нэйл   12.09.2013 16:18   Заявить о нарушении
И всё-таки, Нэйл, поставить за стихотворение единицу – это как бы сказать, что хуже написать уже невозможно. Неужели это так? У Вас, наверное, есть какой-то опыт и авторитет, раз Вас взяли в жюри поэтического конкурса. Может, мне бросить это грязное дело – писать стихи?

Евгений Аксельрод   12.09.2013 19:21   Заявить о нарушении
ну, почему же, хуже всегда можно. можно зарифмовать и записать в столбик, например, откровенную бессмыслицу или ложь, или какую-то гнусность и непотребщину. Вы, по крайней мере, написали о естественных человеческих чувствах и были искренни в этом. Писать стихи, я считаю, в любом случае нужно, если есть такое желание. Творчество это всегда работа души и развитие личности. Независимо от результата. тем более, от чьих-то оценок :)

Нэйл   12.09.2013 20:30   Заявить о нарушении
что касается работы "на уровне слов", что я лично под этим понимаю.
стихи ведь это не просто зарифмованный набор слов.
если это по-настоящему Художественное произведение, произведение Искусства, в нём всегда много планов. Живопись - это не просто набор красок на полотне. Так же и стихи. Стихи - это ритм, мелодия, звукопись, смыслы, подтексты, парадоксы, наблюдения, открытия, чувства и их всевозможные оттенки и движения, это зрительные образы и мыслеобразы, их сочетания и противопоставления, это мировоззрение и мироощущение, это конфликты и противоречия (причем, не всегда только между лирическими героями), это поиски ответов и вопросов, это энергетика. ну и тд. до бесконечности :)
сами слова - это лишь поверхностный слой, эпителий стиха. как у человека есть физическое тело и тонкие, так же и у стиха. грубо говоря, есть тело стиха (текст) и есть аура.
это если коротко )

Нэйл   12.09.2013 20:44   Заявить о нарушении
Извините за влезание, но всегда интересно, чем руководствуются другие при оценке стихов. Можно рассматривать это как изучение вкуса. :)
Вот, например, стихотворению 24 Вы, Нэйл, поставили за художественность 2.
Расскажите, чем оно в сравнении с 16-м лучше? :)

Мила Доброван   12.09.2013 23:42   Заявить о нарушении
хехъ... Мила, Вы считаете, что оценка 1-2 лучше, чем 2-1? :))
хорошо, попробую пояснить разницу.
в №16 я увидела лишь линейное перечисление банальных аксиом и констатацию фактов. визуальных образов и метафор ноль (чувства в тени и пересеклись дороги не в счёт). автор = лиргерою.
но зато оно технически не столь катастрофично.
в №24 хоть какие-то попытки построения композиции. попытки некой аналитики - автор стремится делать выводы из собственных размышлений и наблюдений. плюс некие проблески художественного видения:
Пусть уже затуманен и влажен твой взгляд,
И вокруг пуль чужих целый улей,
Но живой ты остался, и вокруг тишина
плюс автор абстрагируется от лиргероя, это тоже приём художественный.

кактотак )

Нэйл   13.09.2013 00:47   Заявить о нарушении
Спасибо, Нэйл, за подробное изложение Вашей точки зрения. Но всё, что Вы перечислили: "Стихи - это ритм, мелодия, звукопись, смыслы, подтексты..." и т.д. - выражается ведь именно словами, ежели это написано на бумаге, а не мимикой или жестами. Вот при декламировании стихов всё перечисленное может в той или иной степени быть выражено и отражено. А в заключение сообщу Вам по секрету, что это моё стихотворение на одном из анонимных конкурсов на одной очень известной площадке заняло 1-е место. Всего Вам доброго и поменьше строгости и жёсткости в оценках чужих произведений.

Евгений Аксельрод   13.09.2013 16:16   Заявить о нарушении
Стихи - это не то, что можно сказать словами. стихи - это то, что между ними. и то, что прорастает в сердце читателя.
Вам тоже желаю удачи и творческих успехов. А свою строгость и свои принципы я позволю себе оставить при себе :)

Нэйл   13.09.2013 17:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.