Стихотворение месяца 13 -Обзор Нэйл
Доброго времени всем участникам конкурса и читателям ТМ «Гуси-Лебеди»!
Представляю свои оценки и краткие комментарии по каждому конкурсному тексту.
Буду рада, если для кого-то из авторов они окажутся полезными.
Напомню, что данные комментарии отражают лишь моё личное восприятие предложенных текстов,
а оценки отвечают моим личным критериям качества.
С теплом, Н.
===================================
1. «Ненужная песенка» 2-2
Понравилось:
< Если вместе – и хмарь ясна >
--- хотя в строке явно не хватает слова ‘мы’ :)
Не понравилось:
--- слишком навязчивая реминисценции: ‘напиши мне письмо, хоть две строчки всего’ и ‘вечная весна’
--- довольно распространённое на стихире пренебрежение к местоимениям и наречиям и традиция
считать их все по умолчанию безударными. здесь по тексту: твоИх строк, за нас всЁ.
если читать соответствующие строки по правилам ударений русского языка
(а не по схеме, предполагаемой выбранным метром), получается спондей, в данном случае ничем не оправданный.
--- что кому и КАК положено, да ещё и куда
--- фактическое отсутствие рифмы (1-3, 5-7)
**********
2. «Размешиваю взглядом тишину» 3-3
Понравилось:
< осколки атавизма > (хоть и абсурдно, но зато смело :))
--- работа на уровнях визуальных образов и метафор
Не понравилось:
--- непроработанность синтаксиса (в смысле построения фраз):
< А ночью буду радовать луну
десертом из волнующей отравы
ненужных, но возвышенных стихов -
привычка посвящать кому-то строки
(осколки атавизма бывших снов).>
--- лично мне режет слух отсутствие предиката во второй части предложения.
< И льется нежность ласковым потоком (… ) НО с искренним желанием победы >
--- не поняла, во-первых, кто есть там конь; еще больше не поняла, почему НО :)
***********
3. «Тихий вечер. Сяду на крылечке я…» 3-3
Понравилось:
на крылечке я / кузнечиков
за околицей / успокоился
--- это хорошие рифмы, составная и анаграммная.
Не понравилось:
--- то, что больше сказать про стих, в общем-то, нечего.
*********
4. «Зафиксируйте все» 3-3
Понравилось:
< Самый крупный фрагмент составляется из мелочей >
--- есть такая модная ныне (не сказать гламурная) идиома ‘дьявол в мелочах’ )
рискну предположить, что сия аллюзия получилась у автора случайно, но некую глубину
данному дискурсу она, определенно, придаёт. по крайней мере, для искушенного гурмана тире эстета :)
Не понравилось:
--- тавтологичноcть ‘трудов и усилий’
--- однокоренная рифма
--- то, что автор не уловил семантическое отличие ‘быстрей’ от ‘скорей’
--- садистский мессадж в адрес лиргероя :)
********
5. «Принц и нищий» 2-2
Понравилось:
--- почтительное отношение автора к точности рифм
Не понравилось:
--- фактическое отсутствие лирического героя при наличии формального обозначения его присутствия
*********
6. «Бабушка» 2-3
Понравилось:
--- то, что автор пытается передавать чувства
Не понравилось:
--- то, что делается это только на уровне слов
< неистово молилась >
--- молятся обычно ‘истово’, и вообще неистовую бабушку представить сложно :)
--- ‘Бог’ то с заглавной буквы, то со строчной.
*********
7. «Играй, варган» 2-3
Понравилось:
--- плодотворная дебютная идея < Здесь нужен «ты», чтоб музыка звучала >
(только к чему там кавычки, не поняла)
Не понравилось:
--- многобукф
--- инверсия ‘сзади где-то’
--- < За звуком звук меня уносят > (если звук – то он уносИт)
*********
8. «Тишина» 3-3
Понравилось:
--- стремление передавать мысли и чувства в образной форме
Не понравилось:
< от времени упал и от тоски >
--- на мой взгляд, не слишком уместное олицетворение домика :)
--- много слов, не всегда нужных
*********
9. «Запах осени» 3-4
Понравилось:
--- достаточно аккуратное следование метру, читается легко, без ритмических и фонетических провалов и затыков.
--- попытка передавать настроения, ощущения и их движение визуальными и ментальными образами.
Не понравилось:
--- рифмы платком/дождём, листопадом/закатом
--- небо пахнет стаей (запах стаи )
< А зелёная пышная крона - опавшей листвой >
--- здесь, очевидно, имелось в виду, что зелёную ныне крону ожидает неминуемый листопад.
по факту получилось одномоментность времён и событий: крона (сейчас) зелёная и пахнет (сейчас) уже опавшей листвой.
--- бесконечные повторы ‘пахнет’. есть много способов передать одно и то же действие или ощущение разными словами.
--- глубокою, морскою, с тобою, разлукою – удлинение слов ради попадания в метр.
*********
10. «В самолете» 3-4
Понравилось:
--- рифма форму/флору
--- попытка образной передачи чувств и ощущений
Не понравилось:
--- амфиболия < Лето сделав пышною зимой >
*********
11. «Сомнение» 3-3
Понравилось:
--- эпиграф
--- попытка использовать нешаблонный ритмический рисунок и перетекающие со строки на строку фразы
--- визуальное решение строфики
--- рифма запахи / внезапными
Не понравилось:
< терпеть соблазнение клонами >
--- двойная семантическая ошибка: терпеть соблазнение, соблазнение клонами
< проявиТЬСЯ цвет >
--- наличие орфографических ошибок в текстах, представляемых на конкурс, лично я считаю недопустимым.
да и вообще http://vk.com/wall-39321576_4221 :)
*********
12. «Августовский поход» 1-2
Понравилось:
--- экологическая позиция автора
--- симпатишные сурки
--- достаточно аккуратная рифмовка (за исключением липы/силы, немножко/дорожкой)
Не понравилось:
--- тотальное пренебрежение метром и ритмом
--- все-всегда-всюду-вовсе-этот-в этом-совсем-все-вдруг-совсем-очень
переизбыток слов, не несущих ни информационной, ни эмоциональной нагрузки, (метрические заплатки)
--- пренебрежение нормами построения фраз ради придания тексту подобия стихотворной формы:
< у березки, вижу что, желтеют > (неудачная инверсия)
< Рано очень спать они ложатся > (неудачная инверсия)
< В этом месте здесь растет > (тавтология)
< Как людей они боятся, что бегут дорожкой > (амфиболия: получается, что сурки боятся людей, которые бегут дорожкой)
--- обескураживающая концовка:
< Мы домой пошли с грибами, стало нам неловко…>
Стало неловко – за что? За то, что пошли домой, да еще с грибами?
Или за то, что сурки проспят до апреля? :)
*********
13. «День усталый пал за гранью» 2-2
Понравилось:
--- попытка работать образами и метафорами
Не понравилось:
--- на уровне лексики воплощение не слишком удачное:
< Безразлично чертит слепо >
< Только все ее вина! >
< желтая длань > (это уже ужастики про зомбиков :))
--- на уровне семантики тоже нестыковки:
луна то правит повод, приподнявшись в стременах, то опять плещется в воде.
какое-то купание жёлтого коня просто :)
--- ничего не поняла про явление нового бога и его связь с курком у виска.
*********
14. «Сам август вляпался подкожно» 2-3
Понравилось:
--- попытка передавать эмоции с использованием визуальных образов и метафор
--- звезды на дне души-колодца
--- рифма на губы/шагнул бы (анаграммная)
Не понравилось:
--- рифма внутрь/заглянутрь
--- формальное склеивание строк ради иллюзии длинного метра,
причем, отнюдь не на пользу восприятию
< Как в прошлой жизни... Обними-ка покрепче, чтоб и в январе >
--- некорректная семантика:
< безоглядно … рыщет >
< вляпался подкожно >
<… чтоб и в январе Насквозь пропахнуть ароматом >
--- ‘насквозь пропахнуть’ клубникой можно в процессе варки варенья, а не при употреблении оного
< Но, натыкаясь лишь на губы … Ты прямо с крыш ко мне шагнул бы? >
--- я понимаю, конечно, что на крышах обычно много хлама валяется, но губы…
< Клубникой, что приносит ветер, чтоб счастьем в душу заглянуть...>
--- т.е. ветер приносит клубнику в качестве взятки, для того чтобы заглянуть в душу
< счастьем в душу заглянуть >
--- т.е. счастье заглянуло в душу на минутку и пошло дальше по своим делам
***********
15. «Старый вопрос. Возвращение» 3-3
Понравилось:
--- интерес автора к дохристианской культуре Руси и сакральным знаниям
Не понравилось:
--- смысловая составляющая произведения осталась для меня загадкой :)
*********
16. «О любви» 2-1
Понравилось:
--- стремление автора к осмыслению действительности и изложению
своих умозаключений в художественной форме
--- рифма не счесть / существ
Не понравилось:
--- работа только на уровне слов
--- их избыточное количество
--- светит / на свете, обилие грамматических рифм
--- нарушения метра:
< Не стараясь быть оригинальней >
< Молчалива и терпелива >
*********
17. «Любите тех, кто с вами рядом» 4-3
Понравилось:
--- саркастичность и эпатажность
Не понравилось:
< кухОнный > (правильное ударение – кУхонный)
--- брутальность
*********
18. «Атака» 2-1
Понравилось:
--- попытка обращения автора к очень сложной и значимой тематике
Не понравилось:
--- рифмованное изложение последовательности событий без подключения
эмоционального плана (как автора, так и читателя)
*********
19. «Гостья-Осень» 4-3
Понравилось:
--- стремление к образной передаче чувств
--- довольно аккуратная работа с ритмикой, за исключением
строки < Тонут серебристые дожди > (ощутимое нарушение метра)
Не понравилось:
--- рифма приворотным / подворотне, по своим истокам слова однокоренные
--- ‘понавадился’
--- ‘бродить натужно’
*********
20. «Когда ковер из спелых яблок» 2-2
Понравилось:
--- попытка передачи чувств
Не понравилось:
--- перманентное отсутствие рифмы (яблок / ночи, в ожиданьи / немного)
--- в ожиданьИ (правильно в ожиданИИ либо в ожиданьЕ)
--- неоправданное использование несовершенного вида глагола в контексте:
Покроет (что сделает) утром летний сад
Когда длиннее станут (что сделают) ночи
И ветер дарит (что делает) листопад
Ты с грустью вспомнишь (что сделаешь) ожиданье
--- ощутимое нарушение метра: < И улетают птицы далеко >
--- некорректный синтаксис: < Покой и надо ли спешить >
--- повтор ‘ожиданья’
--- ужик среди флоксов
--- неудачные инверсии:
< ….совсем немного Нам летних теплых дней прожить >
< Лишь хризантемы только знают >
--- очевидная тавтология < лишь хризантемы только >
**********
21. «Я ей пишу: с какого этажа...» 4-3
Понравилось:
--- использование полифонии и аллитераций
--- работа на подтекст
< а войны опостылевшие - мнимы...>
Не понравилось:
--- сниженная лексика (пусть даже отвечающая идее и стилистике)
< все бабы дряни > (у дряни нет мн.ч.)
*********
22. «Пароход» 2-1
Понравилось:
--- ментальная вовлеченность автора в события окружающей действительности
Не понравилось:
--- манипуляция сознанием и чувствами читателя, попытка вызвать эмоциональный отклик
затрагиванием тематики, связанной с трагедиями, расчет на эмпатическое сопереживание
*********
23. «Сибариту» 3-3
Понравилось:
--- эмоциональность
--- попытка придать мессаджу остроту ритмическим рисунком
Не понравилось:
--- не слишком удачное воплощение на уровне лексики:
ровнее равных -
жеманишься мизинцем
зудит аорта
пугает глина
*********
24. «Закон войны» 1-2
Понравилось:
--- изменение схемы рифмовки во второй половине.
Не понравилось:
--- несоблюдение метра и ритма, многословие, инверсии, грамматические рифмы,
неаккуратное построение фраз и метафор
--- исходный тезис и не слишком убедительная его аргументация
*********
25. «Это осень раскрасила в жёлтый...» 4-5
Понравилось:
--- творческий акт как способ познания мира – постижение действительности (событий, переживаний)
художественными методами
--- широкий ассортимент изобразительных средств
--- мелодика, фоника
Не понравилось:
--- вариант разбивки строк, в 3-й строфе это конкретно сбивает с ритма и темпа
запятые после ‘просто’
*********
26. «Закулисье» 3-4
Понравилось:
< выдыхаю, как воздух из лёгких >
--- ‘закулисье’
--- концовка
Не понравилось:
< … я скупою
никогда не была, только тонной >
< только след мой простынет, ты поймёшь…> (весьма сомнительная сентенция :))
*********
27. «Брату» 2-4
Понравилось:
< Обитаешь в великом море,
Отражаешься в белом свете >
Не понравилось:
--- в моюдУшу
--- достаточно небрежная вербализация:
< ни времени, расстояний > (ни времени, НИ расстояний)
< я тебя узнаю, и где ты >
*********
28. «Никогда» 3-2
Понравилось:
--- попытка работы в форме 5-стишия
Не понравилось:
--- небрежность пунктуации
--- текстура, составленная из клочков фраз
--- ответ на «с кем» и «когда»
--- ничто пустоты
--- бесцветная акварель
*********
Свидетельство о публикации №113090804008
Теперь о моём (№16): Вы пишете "Понравилось: --- стремление автора к осмыслению действительности и изложению своих умозаключений в художественной форме". И при этом ставите за художественность... кол (!). Как это изволите понимать? Далее: «Не понравилось: --- работа только на уровне слов, --- их избыточное количество, --- светит / на свете». По моему скромному мнению, у пишущих людей работа всегда «на уровне слов», а работа «на уровне дел» - это уже что-то из другой сферы деятельности. В заключение – одна цитата из рецензии: «Отмечу оригинальные рифмы: "светит-на свете", «динозавр-глаза». Удач Вам.
Евгений Аксельрод 12.09.2013 14:42 Заявить о нарушении
да, мои критерии строгие, а оценки жёсткие, и что?
Вы ждали сахарную вату? у меня её нет, сорри.
В заключение - дарю Вам не менее "оригинальную" рифму: ботинок-полуботинок.
Нэйл 12.09.2013 14:52 Заявить о нарушении
Евгений Аксельрод 12.09.2013 16:13 Заявить о нарушении
Нэйл 12.09.2013 16:18 Заявить о нарушении
Евгений Аксельрод 12.09.2013 19:21 Заявить о нарушении
Нэйл 12.09.2013 20:30 Заявить о нарушении
стихи ведь это не просто зарифмованный набор слов.
если это по-настоящему Художественное произведение, произведение Искусства, в нём всегда много планов. Живопись - это не просто набор красок на полотне. Так же и стихи. Стихи - это ритм, мелодия, звукопись, смыслы, подтексты, парадоксы, наблюдения, открытия, чувства и их всевозможные оттенки и движения, это зрительные образы и мыслеобразы, их сочетания и противопоставления, это мировоззрение и мироощущение, это конфликты и противоречия (причем, не всегда только между лирическими героями), это поиски ответов и вопросов, это энергетика. ну и тд. до бесконечности :)
сами слова - это лишь поверхностный слой, эпителий стиха. как у человека есть физическое тело и тонкие, так же и у стиха. грубо говоря, есть тело стиха (текст) и есть аура.
это если коротко )
Нэйл 12.09.2013 20:44 Заявить о нарушении
Вот, например, стихотворению 24 Вы, Нэйл, поставили за художественность 2.
Расскажите, чем оно в сравнении с 16-м лучше? :)
Мила Доброван 12.09.2013 23:42 Заявить о нарушении
хорошо, попробую пояснить разницу.
в №16 я увидела лишь линейное перечисление банальных аксиом и констатацию фактов. визуальных образов и метафор ноль (чувства в тени и пересеклись дороги не в счёт). автор = лиргерою.
но зато оно технически не столь катастрофично.
в №24 хоть какие-то попытки построения композиции. попытки некой аналитики - автор стремится делать выводы из собственных размышлений и наблюдений. плюс некие проблески художественного видения:
Пусть уже затуманен и влажен твой взгляд,
И вокруг пуль чужих целый улей,
Но живой ты остался, и вокруг тишина
плюс автор абстрагируется от лиргероя, это тоже приём художественный.
кактотак )
Нэйл 13.09.2013 00:47 Заявить о нарушении
Евгений Аксельрод 13.09.2013 16:16 Заявить о нарушении
Вам тоже желаю удачи и творческих успехов. А свою строгость и свои принципы я позволю себе оставить при себе :)
Нэйл 13.09.2013 17:24 Заявить о нарушении