А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 37-38

                Глава 36. О СТРУКТУРЕ ИЕРАРХИИ.

                «Закон Иерархии, истинно, принимается за
                собственное право; забывают, что Иерарх,
                есть звено цепи и исполняющий Волю Всевышнего».
                (Агни-Йога, Иерархия, с. 2)

      Возможно сам разговор о структуре Иерархии может показаться безосновательным и бессмысленным, поскольку само ее существование для многих является сомнительным, а знания о ней столь минимальны и порой даже противоречивы. Кроме того, разговор о том, что неведомо, может быть принят как простая фантазия автора. Но, не претендуя на полноту и всесторонность рассматриваемой темы, я хотел бы сразу сказать, что в основу данного краткого анализа положены сведения, изложенные в «Тайной Доктрине», источник которой, по сравнению с другими, является наиболее высоким. Учитывались также все предыдущие знания о Принципах и связанные с ними закономерности.

      В предыдущей главе мы говорили, что Единая Космическая Иерархия подразделяется на Иерархию Разумных Существ и Иерархию Творцов или Строителей. Именно в такой последовательности мы и будем рассматривать структуру Иерархий.
Прежде всего необходимо сказать, что не все Разумные Существа являются непосредственными Творцами или Строителями Вселенной или ее космических построений, но все Творцы или Строители являются Разумными Существами.
Ранее мы уже говорили о том, что проявление Вселенной началось с проявления Первого Вселенского Принципа, именуемого как Логос (Первый Логос). Именно с этого этапа мы и начнем рассматривать Иерархии.
      Из сказанного ранее понятно, почему нам нет смысла говорить о структуре Иерархии, существующей на уровне непроявленной Вселенной, а тем более на уровнях, близких к Абсолюту.
       «Даже для Логоса Мулапракрити является Завесой, или Покровом, в который облачен Абсолют. В Веданте говорится, что даже Логос не может постичь Абсолют (см. четыре лекции Субба Роу «Заметки о Бхагават Гите».(4,с.12)

      Проявление Первого Вселенского Принципа можно рассматривать как первое одно из воплощений Второго Космического Принципа - Бесконечного (Мирового, Божественного) Разума или его первое воплощение в проявляющейся Вселенной. Отсюда следует, что Вершина Иерархии Разумных Существ скрыта в Космических Принципах, а высшим звеном на уровне проявляющейся Вселенной (Вселенских Принципов) будет Первый Логос.

      В главе о Первом Вселенском Принципе мы уже говорили о Трех Логосах, подчеркивая, что Первый Логос является Потенциальной или Непроявленной Причиной, или присутствующая, но еще непроявленная потенциальность в лоне Отца-Матери; Второй - все еще потенциальной мыслью или Совокупность Творческих Сил, именуемая греками «Демиургом» или Строителями Вселенной, а Третий Логос - активная воля, порождающая из своего Вселенского Я активное следствие или конечная дифференциация Второго и индивидуализация Космических Сил, главной из которых является Фохат, как синтез Семи творческих Лучей или Дхиан-Коганов.

      «Второй Логос разделяет естество, или природу, как Первого, так и Последнего. При появлении Первого Логоса дифференциации еще нет; дифференциация только начинается в латентной Мировой Мысли с появлением Второго Логоса и получает свое полное выражение, то есть становится «Словом» во плоти, с появлением Третьего».(4,с.86)
 
      «В эзотерической интерпретации Третьим Логосом, или Синтезом Семи творческих Лучей, или Семи Логосов, в действительности является Махат. Из семи так называемых Творений Махат является третьим, так как он есть Вселенская и Разумная Душа, Божественная способность к сотворению и восприятию идей, включая идеальные планы и прототипы всех вещей и явлений как в проявленном, так и в субъективном мире».(4,с.25)
[«Существует большая разница между Логосом и Демиургом, ибо один есть Дух, а другой Душа».(1,т.2,с.37)
      «В эзотерической философии Демиург или Логос, рассматриваемый, как Созидатель, есть просто абстрактный термин, идея подобно слову «воинство». Как последний есть всеобъемлющий термин для совокупности активных сил или действующих единиц - солдат, так и Демиург есть качественный коллектив множества Создателей или Строителей».(1,т.1,с.470)]
     (Для читателя возможно покажется неким противоречием, что Е.П. Блаватская связывает понятие «Демиург» как со Вторым, так и с Третьим Логосом.(4,с.53-54 и с76-77) Но если сравнить уровни понимания «Демиурга» в первом и во втором случае, то становится понятым, что в первом случае речь идет о Вселенском Уровне, а во втором «причину на низшем плане», то есть Планетарный уровень или, в частности, уровень Земли. Кроме того, В «Теософском словаре» (3,с.137) Е.П. Блаватская, раскрывая это понятие как «Строитель; Высшая Сила, построившая вселенную», прямо указывает, что с точки зрения оккультизма - это Третий проявленный Логос, в то время как у Платона это «второй бог», - «второй логос, представленный им как Отец, Единственное божество, которое он, как посвященный в Мистерии, осмелился упомянуть». Если Логос - есть Дух, а Демиург - Душа, то понятно, что Демиург будет «вторым богом», то есть первым воплощением Духа в носитель. Это не ошибка Платона, а, как правильно говорит Е.П. Блаватская», степень смелости при раскрытии оккультных знаний.)

      Важным моментом в познании Иерархии является четкое определение и именование тех существ, которые образуют ее. В различных учениях иерархическая лестница имеет своих Существ. Нет смысла останавливаться на индийских религиозных учениях, христианстве или других учениях, т.к. их иерархические структуры уже достаточно известны. Для этой книги наибольший интерес представляет Иерархия Разумных Существ, изложенная в «Тайной Доктрине», которая представляется максимально достоверной, хотя и менее привычной для многих читателей. Вся структура Иерархии Вселенной сложна по масштабности, но схожа принципиально. В зависимости от энергетичности и локализации Иерархии имеют свои особенности как в структурном составе, так и в уровне работы. Планетарные Цепи мини- и макро- размеров (от нескольких  сантиметров в диаметре до миллионов световых лет) имеют общее принципиальное строение и назначение. Решая одни и те же задачи, имеют разные уровни и формы работы, а следовательно и различных сотрудников. (При этом энергоемкости Цепей, как правило, соотносимы, а иногда могут быть даже и равны).

      Для уровня проявляющейся Вселенной в качестве Высшего Иерарха признается Логос Вселенной или Владыка, что соответствует, как говорилось ранее, Первому Вселенскому Принципу. Иногда его именуют Владыкой Бытия.

      «В Риг-Веде сказано: «ТО, Единый Владыка всех существ ...единый, животворящий принцип богов и людей», возникло вначале в Золотом Чреве, Хираньягарбха - которое есть Мировое Яйцо или Сфера нашей Вселенной. Эта Сущность, конечно, содержит в себе оба начала и аллегория раздвоившегося Брамы и воссоздавшего себя из одной половины, и из другого Женского Начала, является доказательством этого».(1,т.1,с.137)
Относительно последующих Иерархий в качестве Иерарха, соответственно, признаются Логосы или Владыки соответствующих сфер (областей) Вселенной, вплоть до нашей Планетарной цепи.

      «Каждая Вселенная (Мир или Планета) имеют своего Логоса», утверждает Доктрина».(1,т.2,с.37)

      Характеризуя Иерархии Творческих Сил, Е.П. Блаватская говорит следующее:
      «Иерархия Творящих Сил разделяется эзотерически на Семь (четыре и три), заключающихся в Двенадцати великих Ступенях, символизированных двенадцатью знаками Зодиака. Семь из проявленной скалы связаны, кроме того, с Семью Планетами. Все они подразделены на бесчисленные Группы божественных, духовных и полудуховных и эфирных Существ.

      Намек на Главные иерархии среди этих групп дан в великой Четверице, или экзотерически в четырех телах и трех способностях Брамы и Панчасья, пяти Брам, или пяти Дхиан-Будд в буддийской системе.
      Высочайшая Группа состоит из Божественных Пламен, называемых «Огненными Львами» и «Львами Жизни», эзотеризм которых надежно скрыт в знаке Льва Зодиака. Это nucleole Высшего Божественного Мира. Они есть Огненные Дыхания, Не имеющие Формы, и в одном аспекте они тождественны с Верхней Триадою Сефиротов1), помещаемой каббалистами в Мире Прообразов.

      Первая степень вмещает Божественных. От божественного Пламени «Единого» возжигаются Три нисходящие Группы. Имея свое потенциальное бытие в Высшей Группе, они становятся теперь определенно отличными и отдельными Сущностями. Они именуются Девственниками Жизни, Великой Иллюзии и т.д., и шестиконечной звездой в своей совокупности.  Последняя почти во всех религиях является символом Логоса, как первое проявление.
      Действительно, Микропросопус - который, философски говоря, совершенно отличен от непроявленного вечного Логоса, «Единого с Отцом» - стал, наконец, после веков непрестанных усилий софистики и парадоксов, рассматриваться, как единый с Иеговою, или единым Богом Живым (!), тогда как Иегова есть лишь Бина, Сефира женского Начала. Этот факт должен быть особенно ярко запечатлен в памяти читателя. Ибо «Десять Членов» Небесного Человека есть непроявленный Дух Вселенной и никогда не должен быть низведен до Микропросопуса, до Малого Лика или Облика, прообраза человека на земном плане. Микропросопус, как только что сказано, является проявленным Логосом и таких Логосов много. Шестиконечная звезда  относится  к шести  силам  или Потенциям  Природы, к  шести планам, принципам и т.д., синтезированных в седьмом или центральной точке звезды. Во всех религиях, все они, включая высшие и низшие Иерархии, исходят от Божественной или Небесной Девы, Великой Матери, Андрогинны, Сефиры Адами Кадмон2). Сефира есть Венец, Катэр, только в абстрактном принципе, как математические х, неизвестное количество. На плане дифференцированной природы она является женским соответствием Адама Кадмона, первой Андрогинны.

      В своем Единстве, Первоначальный Свет есть седьмой или высший принцип Дайви-Пракрити, Свет Непроявленного Логоса. Но в своей дифференциации он становится Фохатом или «Семью Сынами». Первый символизирован центральною точкой в Двойном Треугольнике; последние самим шестиугольником или «Шестью Членами» Микропросопуса; Седьмой - Малкут, «Невеста» христианских каббалистов, или наша Земля. Отсюда и выражение: «Первый после Единого есть Божественный Огонь; второй - Огонь и Эфир; третий составлен из Огня, Эфира и Воды; четвертый из Огня, Эфира, Воды и Воздуха. Единый не касается Глобусов, несущих Человека, но внутренних невидимых Сфер. Перворожденные суть ЖИЗНЬ, Сердце и Пульс Вселенной; вторые - ее Разум или Сознание.»

      Вторая степень Небесных Существ Огня и Эфира, соответствующих Духу и Душе или Атман-Буддхи, имя которых легион, еще лишены формы, но уже более определенно «субстанциальны». Они являются первой дифференциацией во Второй Эволюции или «Творении» - слово, вводящее в заблуждение. Как свидетельствует их наименование, они являются Прообразами воплощающихся Джива или Монад, естество их от Огненного Духа Жизни. Через них, подобно солнечному лучу, проходит Луч, который они снабжают его будущим Проводником, Божественной Душою, Буддхи. Именно, они имеют непосредственное отношение к Воинству высшего Мира нашей Системы. От этих двойных Единиц исходят «Тройные».

...1. «Невидимый Безбрачный», являющийся Творящим Логосом Нетворящего «Отца» или проявленной творческой потенциальностью последнего.
   2. «Дух (или Бог) Глубины, лишенный Лучей (Хаос)», становящийся дифференцированной материей или мировым веществом; также минеральное царство.
   3. «Дух Растительного Царства», «Изобильной Растительности».
   4. «Дух Земли» и «Дух Песков»; Существо двойственной природы; первый содержит потенциальность мужского элемента, последний женского элемента. Эти двое были едины, еще не сознавшие, что они двое.
   5 и 6. - Духи - андрогинны или двуполые.
   7. Седьмой Дух, последний исшедший от «Матери», проявляется, как первая божественная человеческая форма, определенно мужская и женская. Это было седьмым «творением», согласно Пуранам, где человек является седьмым творением Брамы.

      Третья Степень соответствует Атман-Буддхи-Манас, Духу, Душе и Разуму; называется «Троичными» («Триадами»).

      Четвертая Степень уже субстанциональные Существа. Они являются Высочайшей Группой среди Рупа (Атомических Форм). Это питомник человеческих, сознательных, духовных Душ. Они называются «Нерушимыми Дживами» и образуют через посредство более низкой Степени, нежели они сами, первую Группу Семеричного Воинства - великую тайну человеческого, сознательного и разумного Существа. Ибо последний являет поле, в котором лежит скрытым в его непроявленной мощи Зародыш, который должен упасть в зарождение. Этот Зародыш станет духовной мощью в физической Клетке, направляющей развитие эмбриона и являющейся причиной наследственной передачи способностей и всех врожденных качеств в человеке. Физическая эволюция развивается постепенно из духовной, умственной и психической. Именно эта внутренняя душа физической клеточки - «духовная плазма» и доминирует семенную плазму.
Самая первая Группа Рупа-Ангелов четверична, ибо к каждой Группе в нисходящем порядке добавляется один элемент. То же самое видим мы и в отношении атомов, которые подразделяются по мере их нисхождения на монатомичные, диатомичные, триатомичные, тетратомичные и т.п. по принятой в химии фразеологии.

      Число Семь, примененное к термину вышеупомянутого Семеричного Множества, означает не только Семь Существ, но Семь Групп или Множеств, как было уже объяснено. Высшая Группа Асуров, рожденная в первом теле Брамы, преображенного в «Ночь», семерична, то есть, она разделена подобно Питрисам на Семь Классов, три из которых не имеют тела (арупа) и четыре в телах. В действительности, более справедливо рассматривать их как наших Питрисов (предков), нежели Питрисов, создавших первого физического человека.

       Пятая Степень очень сокровенна, так как она связана с микрокосмическим пятиугольником, пятиконечною звездою, представляющей человека. ...Пятая Группа Небесных Существ заключает в себе двоякие свойства, как духовного, так и физического аспекта Вселенной. Два полюса, так сказать Махата, Мирового Разума и двойственной природы человека, духовной и физической. Отсюда ее число Пять, удвоенное в Десять, соединяет эту Группу с Макара, десятым знаком Зодиака.

      Шестая и Седьмая Степень разделяют низшие качества Четверицы. Они сознательные эфирные Сущности, такие же незримые, как и Эфир, которые, подобно ветвям деревьев, вырастают из первой центральной Группы Четырех и, в свою очередь, дают побеги бесконечных боковых Групп, низшими среди которых являются Духи-Природы или элементалы бесконечных родов и разновидностей; от бесформенных и несубстанциональных - идеальные Мысли их создателей - вплоть до атомичных, хотя и неуловимых зрением человека, организмов. Последние рассматриваются, как «духи атомов», потому что они первая ступень, предшествующая физическому атому- чувствующие, если и неразумные сущности.

      Небесная Иерархия настоящей Манвантары в следующем Цикле жизни будет переведена на высшие Миры и уступит свое место новой Иерархии из избранных среди нашего человечества. Бытие есть бесконечный цикл внутри Единой Абсолютной вечности, в которой продвигаются бесконечные внутренние циклы, обусловленные и конечные.

       Шестая Группа, кроме того, остается почти неразлучной с человеком, извлекающим из нее все, кроме своего высшего и низшего принципа или своего духа и тела, так как пять срединных человеческих принципов являются самой сущностью этих Дхиани. Христиане называют их Ангелами Хранителями; оккультисты - Предками, Питрисами3). Они есть Шестеричные Дхиан-Коганы4), имеющие шесть духовных элементов в составе своих тел - в действительности они люди минус физическое тело».(1,т.1,с.271-281)

      Приведенная цитата не есть нечто созданное только Е.П. Блаватской.  Она  изложила свои знания  в  этом  вопросе исходя из классификации Иерархий с точки зрения Зохара5). При этом необходимо иметь в виду, что Е.П. Блаватская здесь ведет речь исходя из уровня нашей Планетарной Цепи. Но  и  в других источниках, другими мудрецами излагалась схожее видение Иерархии Богов или Высших Существ.

      «Подобно египетским богам, подразделенным на семь и даже на двенадцать ступеней, индусские Риши поделены на свои Иерархии. Первые три Группы - Божественная, Космическая и Подлунная. Затем идут Солнечные Боги нашей системы, Планетарные, Надземные и чисто Человеческие - Герои и Мануши».(1,т.1,с.538)

      В анализируемой цитате к Первой Степени или Величайшей Группе относятся Божественные Пламена, именуемые как Огненное Дыхание, Неимеющие Формы и отождествляемые с Верхней Триадою Сефиротов (Кэтер - Венец, Хокма - Мудрость и Бина - Понимание).

      «Пламена» есть Иерархия Духов, параллельная, если и не тождественная с «Пламенеющими» Огненными Серафами (Серафимами), те, кто согласно еврейской Теогонии, охраняют «Престол Всемогущего». Мелха есть Владыка «Пламеней».(1,т.2,с.82)

      Однако, для того, чтобы понять уровень каждых из трех рассмотренных Сефиротов, здесь необходимо привести стадии проявления:
      «Первая стадия - это проявление потенциальной точки в круге - непроявленного Логоса.
      Вторая - это исход Луча от потенциальной белой точки, в результате чего появляется первая точка, которая в Зогаре называется Катер или Сефира.
      Третья стадия - это появление в Катере Хокмы и Бина и формирование таким образом первого Треугольника, который является Третьим, или Проявленным, Логосом, другими словами, субъективной и объективной Вселенной.
Затем из этого Проявленного Логоса исходят Семь Лучей, которые в Зогаре называются низшими Сефиротами, а в восточном оккультизме - первичными семью лучами. От них берут начало бесчисленные ряды Иерархий.».(4,с.77-78)

      Как видим из приведенной цитаты уровень Кэтера соответствует второй стадии проявления, а появление в нем Хокмы и Бина - соответствует третей стадии проявления или уровню проявления Третьего, проявленного Логоса.

      «В Каббале Катер, или Сефира, то есть точка, излучает Хокму и Бину, которые оба соответствуют Махату в индусских Пуранах, и эта Триада, погружаясь в материю, производит Тетраграматон или Четверицу, а также и нижнюю Триаду. Это число содержит как продуктивные, так и производные числа. Удвоение Дуады производит Тетраду, а удвоение Тетрады образует Семь. С другой точки зрения, это Дух, Воля и Разум, оживляющие четыре низших принципа».(4,с.82)

      Учитывая, что Махат, означает «первый принцип Всемирного Разума и Сознания, а в пуранической философии - первый продукт первоприроды»(см. 3,с.257) не трудно ассоциировать его с Высшей Триадой Вселенских Принципов, которые являются и Вселенским Разумом (Второй Вселенский Принцип)и Вселенским Сознанием (Третий Вселенский Принцип, вместивший в себя Второй, тем самым став Сознанием). Сам же Третий Вселенский Принцип - Вселенская Корень-Субстанция - действительно является «первым продуктом первоприроды». Более подробно о Сознании мы будем говорить чуть ниже.

      Уровень Существ, тождественных Верхней Триаде Сефиротов и относящихся к Божественному Миру или уровню, упоминаются исходя из представления о семи планах Бытия, из которых три первых отнесены к Божественному плану, а семь последующих  - к планам проявленного или проявляющегося. И только из проявленного Третьего Логоса проявляются семь низших Сефиротов (согласно Хогара) или Семь Первичных Лучей, Семь Ах-Хи или Дхиан-Коганов (согласно восточного оккультизма).

       «Сефироты Созидания» суть ШЕСТЬ Дхиан-Коганов или Ману, или Праджапати, синтезированные СЕДЬМЫМ. Первой Эманацией или Логосом, которые потому именуются Строителями Низшей или Физической Вселенной; все они принадлежат Низу (Подножью). Эти Шестеро естество которых заимствовано от Седьмого, являются Упадхи или основой или Основным Камнем, из которого объективная Вселенная построена. Они Нумены всего Сущего. Следовательно, они одновременно и Силы Природы; Семь Ангелов Присутствия; Шестой и Седьмой Принципы в Человеке; духовно-психо-физические Сферы Семеричной Цепи, Коренные Расы и т.д.».(1,т.1,с.463)

      «Лучи - Сыновья Огненного Тумана, порожденные Третьим Творением, или Логосом, Действительные Сыновья Огня Пятой расы и Подрас называются потому, что Они по своей мудрости принадлежат или находятся ближе к Иерархии Божественных «Сынов Огненного Тумана», высших из Планетарных Коганов, или Ангелов. ...«Сыновьями Огненного Тумана» раньше также назывались Иерофанты. Они, конечно, являются порождением Третьего Логоса. Это Огненные Коганы, или Ангелы, Эфирные Ангелы, Ангелы Воздуха, Воды и Ангелы Земли. Семь нижних Сефиротов - это земные ангелы, которые соответствуют семи Иерархиям семи элементов, пять из которых известны, а два не известны».(4,130-131)

      Говоря о символике, Блаватская  не случайно упоминает о шестиконечной звезде с точкой внутри.
     Подтверждением этому может служить то, что Е.П. Блаватская прямо говорит о шести силах или Потенциях Природы, шести планах, синтезированных в седьмой или центральной точке звезды. Она также говорит о ней, как именно о центральной точке в Двойном Треугольнике. Если обратимся к главе 27 рисунку 38, то станет понятным, почему именно  к этому уровню, именуемому Фохатом или Вселенской Волей относится символ шестиконечной звезды с точкой внутри, смысл которой вытекает из схем а), б) и  в) рисунка 38.

      Четвертый Вселенский Принцип - Фохат (Вселенская Воля) выявляется Сознанием - Третьим Вселенским Принципом. Не случайно Блаватская в анализируемой цитате говорит о том, что Свет Непроявленного Логоса в своей дифференциации становится Фохатом или «Семью Сыновьями» и что первый символизирован центральною точкою в Двойном Треугольнике: последние самим шестиугольников или «Шестью Членами». Характеризуя Три Логоса (см. гл. 23) мы также говорили о том, что «Фохат есть совокупность всех духовных творческих способностей к порождению идей наверху и всех электродинамических и творческих сил внизу», что он «есть синтез Семи Творческих Лучей или Дхиан-Коганов, которые исходят из Третьего Логоса».

      Суть этого процесса более подробно изложена в главе 27, а мы сейчас можем сказанное там лишь изложить несколько иначе, пояснив суть символа шестиконечной звезды с находящейся в ней центральной точкой.
Это можно изобразить следующим образом:

а)                б)                в) 

               

 
                где:            - Корень-Субстанции.

Рисунок 73

   Именно к этой схеме мы еще неоднократно будем обращаться в дальнейшем, когда будем говорить о Сознании, в том числе и сознании человека. Рисунок 73 «а)» представляет собой схему Сознания, а два других рисунка «б)» и «в)» - его символы.
(Хотелось бы добавить следующее: несмотря на то, что на рисунке 73 «а)» два тетраэдра изображены соединяющимися в центральной точке, вполне заслуживает внимание, если не сказать больше,  иная модель, при которой оба тетраэдра будут взаимопроникать друг в друга в таком же взаимном расположении, а их вершины будут выступать за пределы друг друга на одинаковое расстояние. Эта модель будет представлять собой фигуру, состоящую из шести более мелких тетраэдров, соединенных между основаниями. При этом центральная Корень-Субстанция или АТОМ будет расположена внутри этой фигуры. Данная модель в полной мере отвечает вышеприведенному описанию семи низших Сефиротов.)

      Но при этом необходимо помнить предупреждение Блаватской:
«Эти Элементы Огня , Воздуха и т.д., не есть наши сложные элементы, и это «Сознание» не имеет отношения к нашему сознанию. Сознание «Единого Проявленного», если и не абсолютно, то все же неограничено. Махат, Мировой Разум, является первым творением Брамы-Творца, но также и Прадханы, Недифференцированной Материи».(1,т.1,с.274)

      Таким образом, с момента проявления Третьего Логоса появляется новый класс Разумных Существ - Ах-Хи или, как их еще именуют, Дхиан-Коганы, «Мудрые Змии» или Драконы Мудрости. С одной стороны их можно рассматривать как проявление Логоса, а с другой, их совокупность образует сам Третий Логос.

       «Когда пробил час для появления Третьего Логоса, тогда из латентной потенциальности излучается более низкая область дифференцированного сознания, которая есть Махат, или вся совокупность Дхиан-Коганов чувствующей жизни, представленных Фохатом на объективном плане и Манаса-Путрой - на субъективном».(4,с.88)
Являясь проводником Бесконечного (Мирового, Божественного) Разума, Ах-Хи или Дхиан-Коганы еще не являются существами в общепринятом значении этого слова: они не обладают формой, телом, не имеют индивидуального Сознания.

      (Сознание, как мы уже говорили, появляется лишь тогда, когда Разум обретет свой носитель. Вместе с тем, если считать, что до момента проявления Четвертого Космического Принципа произошли еще проявления пяти Космических Принципов и первых трех Вселенских Принципов,  то только с учетом этого можно говорить, что Ах-Хи или Дхиан-Коганы все же обладают сознанием. Это следует из того, что проявление Триады Вселенских Принципов - Логоса, Вселенского Разума, Вселенской Корень-Субстанции - предполагает, что Вселенский Разум уже приобрел свой носитель в виде Вселенской Корень-Субстанции, а следовательно образовалось Вселенское Сознание, проявлением которого и является Фохат. Но наличие Вселенского Сознания еще не означает наличие индивидуального сознания у самих Ах-Хи, Дхиан-Коганов или низших Сефиротов.)

      «Дух или Космическая Мыслеоснова и Космическая Субстанция - один из «принципов», которого Эфир - суть едины и включают Элементы. Эти элементы - сокровенный Синтез, они изображают Дхиан-Коганов, Дэв, Сефиротов, Архангелов и т.д.; Эфир в науке представляет, так сказать, сырой материал, из которого вышеупомянутые Зодчие, следуя плану, предвечно начертанному в Божественной Мысли, формируют Системы в Космосе».(1,т.1,с.419)

      Вместе с тем их значение в последующем проявлении и существовании Вселенной весьма значительно, ибо они, являясь первыми проявлениями Третьего Логоса, оказывают влияние на все последующие проявления Вселенских Принципов, в результате чего формируется Прообраз Вселенной, а также на все последующие проявление самой Вселенной. Именно поэтому можно с полным основанием говорить, что на них возложен контроль за Космосом, а точнее контроль за соблюдением в Космосе высших Законов, Космических Принципов, как  проявлений Абсолюта.
«Разум в процессе формирования идей является проявлением, но Всемирный Разум не есть то же самое, так как нельзя ожидать от Абсолютного какого-либо обусловленного, или относительного, действия. Всемирное порождение идей началось с проявлением Ах-Хи и продолжается в течении Манвантары».(4,с.34)

      Если обратимся к анализу Второго Вселенского принципа, то мы обнаружим, что с проявлением этого Принципа связано формирование Потенциальной энергии нового уровня - уровня проявляющейся Вселенной. Это же относится и к понятию Вселенская Мысле-Основа, то есть идея рассматривается как потенциальная энергия, которая в дальнейшем уже может быть воспринята Вселенским Сознанием и реализована посредством Фохата или Ах-Хи (Дхиан-Коганов).

      «Ах-Хи проходят через все планы, начиная проявляться с третьего. Как и все другие Иерархи на Высших Планах, Они являются arupa, то есть, бесформенными, бестелесными, невещественными, чистыми Духами. На Втором Плане они впервые приближаются к Rupa, или к форме. На Третьем Плане они становятся Манаса-Путрас, или теми, кто воплощается в людей. На каждом из проходимых ими планов они называются по-разному. Их первоначальная однородная субстанция - мы называем ее субстанцией, хотя на самом деле она не является той субстанцией, какую мы можем себе представить - постоянно дифференцируется. Позднее Они становятся Rupa, или имеющими эфирную форму».(4,с.35)

      Данная цитата может пониматься в двух аспектах: на уровне проявления Вселенских Принципов и как этапы последующих дифференциация субстанции их существования. В первом случае, с момента проявления Четвертого Вселенского Принципа проявляются Ах-Хи (Дхиан-Коганы или низшие Сефироты), но они еще бестелесны, бесформенны. Когда завершится проявление Пятого Вселенского Принципа (Вселенской Материи или Акаши), то есть на втором этапе проявления Ах-Хи, они действительно «приближаются к форме», поскольку, как известно, состояние Акаши еще не позволяет говорить о форме как таковой. С момента проявления Шестого Вселенского Принципа (Вселенской Души или Вселенской жизни) и Седьмого Вселенского Принципа (Центральная точка, Лайа-Центр, Прообраз Вселенной) Ах-Хи могут рассматриваться как имеющие форму. (Хотя фактически тела они могут приобретать лишь позднее, проходя соответствующие этапы эволюции.) Во втором случае описанное можно рассматривать просто как этапы эволюции Ах-Хи (Дхиан-Коганов).

      Может показаться странным: «Как может случиться такое, что Ах-Хи (Дхиан-Коганы), являясь одним из первейших проявлений Логоса (Третьего), могут в дальнейшем воплотиться в человека?» Е.П. Блаватская так отвечает на этот вопрос:
«Любое живое существо, вне зависимости от его вида, было, есть или будет человеком в той или иной Манвантаре».(4,с.35)

      «Ах-Хи, не обретшие форму, людьми не становятся, - но Ах-Хи, претерпевшие трансформацию, становятся. Не следует путать разные Манвантары. Цикл Манвантары, измеряемый пятнадцатизначным числом, относится к Солнечной Системе. Но есть Манвантара, которая относится ко всей объективной Вселенной. Матери-Отцу, и есть много мелких Манвантар».(4,с.36)

      Здесь необходимо отметить важный  аспект, без разъяснения которого у читателей может возникнуть неправильное представление об Ах-Хи (Дхиан-Коганы). Их нельзя рассматривать как Разумные Существа только одного плана. Проявляясь из Третьего Логоса, они действительно являются Высшими Разумными Существами Будущей Вселенной. Но, как и вся Вселенная, они проходят свой этап эволюции. Именно поэтому они, по мере прохождения своего пути, могут приобрести форму, а следовательно должны будут пройти этап эволюции во всех царствах Природы, в том числе и на этапе человека, после чего вновь выходят в разряд Высших Разумных Существ.

      «У человека есть свобода воли, а у Ах-Хи ее нет. Они обязаны действовать как только получат импульс от управляющего Ими Закона. Свободной волей обладает только человек, имеющий и разум, и сознание, используя которые он может воспринимать явления как в себе, так и вне себя. Ах-Хи - это Силы, а не человеческие существа».(4с,36)
В связи с этим может возникнуть обоснованный вопрос: «Как же Ах-Хи (Дхиан-Коганы), не обладающие свободой воли, могут управлять и контролировать весь Космос?»

      Наличие свободы воли предполагает возможность избирать различное целесообразное поведение исходя из имеющейся информации о какой-то ситуации. Ах-Хи (Дхиан-Коганы), обладая Высшей информацией или Знаниями, являясь непосредственными проводниками Высших Законов, поступают в соответствии с ними, а потому не только лишены возможности, но и не могут считать целесообразным поступать иначе, как в соответствии с Законами. С нашей точки зрения такое поведение можно рассматривать как некое автоматическое выполнение положений Закона, то есть  казалось бы, бессознательное. Но, в отличии от человека, способного ошибаться в выборе поведения, Ах-Хи (Дхиан-Коганы) не ошибаются, поступают только по Закону и в этом находит проявление Высшая Сознательность. Этот аспект имеет важное значение для понимание разумности и сознательности всей Вселенной и всего происходящего в ней. Даже там, где мы, исходя из нашего представление о разумности и сознательности, видим лишь некое механическое следование каким-то Законам, фактически имеем место Высокое Осознание и следование Высшей Целесообразности.

      «Они ... являются сознательными посредниками в работе в той мере, в какой Они действуют в пределах Всемирного Сознания. Но сознание Манаса-Путрас на Третьем Плане совершенно иное. Только здесь Они и становятся Мыслителями. К тому же, в отличие от современной Науки, Оккультизм утверждает, что, как только происходит дифференциация, каждый атом материи наделяется своим собственным типом сознания. Каждая клетка в теле человека (как и в теле всякого животного) наделена своей собственной особенной способностью различения, инстинктом и относительным разумом».(4,с.36-37)

      Данная цитата подтверждает мысль о том, что Ах-Хи (Дхиан-Коганы), проявившиеся из Логоса отличаются от Ах-Хи (Дхиан-Коганов), претерпевших трансформацию: приближающихся к приобретению формы или теми, кто воплощается в людей (Манаса-Путрас). Если первые существуют и действуют в рамках Всемирного Сознания, под основами или проявлениями которого в некотором смысле, исходя из Разумности Космических Принципов, можно понимать и сам Логос, и Вселенский Разум, хотя еще и не приобретший носителя, и Фохат, то последние, имеющие уже материальный носитель на уровне нового витка спирали проявления Вселенских Принципов, соответственно будут отличаться по уровню Сознания или сознания от первых. Это будет проявляться и в плане их деятельности: если первые действуют в рамках Закона, а потому не только не могут, но и не нуждаются в Свободной Воле, поскольку их деятельность и процессы, протекающие на этом уровне не допускают сколько-либо существенных отклонений от Закона, то вторые находясь значительно ниже в иерархической цепи, обладая телами, а следовательно и минее совершенным сознанием, испытывая на себе больший спектр проявления Законов, могут и должны проявлять свободу воли. (На этом уровне если и существуют отклонения от идеального или совершенного пути эволюции, то они все равно вкладываются в оптимальный или минимально допустимый путь, который охватываются рамками Закона.)

      По мере усложнения форм проявления Вселенной и образования различных космических структур, меняются не только Сознание или сознание Ах-Хи (Дхиан-Коганов) соответствующего уровня, но и проявления Законов. Последние, находящиеся на более низких ступенях Иерархии, на этих уровнях уже допускают такие состояния и действия, которые уже не в полной мере соответствуют действию Закона более высокого порядка (на уровне существования и действия Ах-Хи (Дхиан-Коганов) первого плана), но и допускают такое положение дел, которое не укладываются полностью в сферу действия этого Закона. То состояние, которое на этом новом уровне будет рассматриваться как идеальное или совершенное, относительно более высокого Закона может быть расценено как оптимальное или, относительно еще более низких уровней, даже как минимально допустимое или критическое. В этом случае Ах-Хи (Дхиан-Коганы) такого уровня не только могут, но и должны обладать свободной Волей, посредством которой достигается гармония в той или иной ситуации.

      Кроме того, самих Ах-Хи (Дхиан-Коганов) нельзя рассматривать как представителей Разумных Существ только уровня первичных проявлений Вселенских Принципов, то есть уровня Третьего Логоса. Как уже говорилось, первичным проявлением всех Вселенских Принципов не заканчивается проявление всей Вселенной: следуют аналогичные уровни проявления Вселенских Принципов более низкого плана. Соответственно на каждом новом уровне проявления существуют свои Логосы, а соответственно и свои Ах-Хи (Дхиан-Коганы).

      «Высшие Дхиан-Коганы Солнечной Системы могут не иметь представления о том, что существует в более высоких Системах, то есть на втором семеричном Космическом плане, который для Существ вечно невидимой Вселенной абсолютно субъективен».(4,с.98)

       Именно это порой представляет сложность в понимании «Тайной Доктрины», когда Е.П. Блаватская то говорит о всей Вселенной, то об уровне нашей Планетарной Цепи. Это нельзя отнести к недостаткам автора «Тайной Доктрины», поскольку задача автора была дать общее представление о картине Мира, а не конкретное описание всех уровней существования космических построений. «Имеющий уши да услышит» - этот принцип, на мой взгляд, был положен в основу написания «Тайной Доктрины».

      Вместе с проявлением Ах-Хи (Дхиан-Коганов) формируется еще один класс разумных Существ, именуемых Липиками6).

      «Липики по отношению к Махату - результат деления. Четыре взяты из одной из Семерок, которая эманирует из Махата. Махат соотносится с Огнем Симона Мага, тайной и проявленной Божественной Способностью к восприятию и порождению идей. Липики пребывают на плане, который соответствует высшему плану нашей цепи глобусов».(4,с.142)

      Ссылка на то, что «Четыре взяты из одной из Семерок, которая эманирует из Махата» свидетельствует о том, что Липики (4) непосредственно проявляются из  (7) Ах-Хи (Дхиан-Коганов).
      «Первый, Второй, Третий, или Первозданные Семь, или Липики - все суть одно. Когда они эманируют с одного плана на другой, все повторяется: «как наверху, так и внизу». Все они дифференцированы по материи и плотности, но не по качествам; те же самые качества опускаются на последний план, наш собственный. На нем человек наделен той же самой потенциальностью. Но если бы он только знал, каким образом ее развить, как развивают ее Высшие Дхиан-Коганы. Липики исходят из Махата, и в Каббале называются четырьмя Ангелами-летописцами, а в Индии -  четырьмя Махараджами.».(4,с.141)

      Липики, подобно Ах-Хи (Дхиан-Коганам), проявляются на этапе Четвертого Вселенского Принципа. В отличии от вторых, Липики не участвуют непосредственно в последующем формировании Вселенной, выполняя роль своеобразных наблюдателей всего происходящего и фиксирующих все процессы и явления. Нередко говорят, что они фиксируют в своих скрижалях или книгах все деяния и мысли.
«Липика6) от слова  lipi «писание» буквально означает Писец. Мистически эти Божественные Существа связаны с Кармою, Законом Воздаяния, ибо они Рекордисты и Летописцы, запечатлевающие на невидимых (нам) скрижалях Астрального Света «великую галерею картин вечности» - точное отражение каждого деяния и даже мысли человека; и всего того, что было, есть и будет в проявленной Вселенной.  Так как, именно, Липики из пассивного Космического Разума проектируют в объективность идеальный план Вселенной, по которому «Строители» воссоздают Космос после каждой Пралайи, то они и соответствуют Семи Ангелам Присутствия, которых христиане почитают в Семи «Планетарных Духах» или «Духах Звезд»; таким образом, они являются непосредственными секретарями Вечного Представления - или, как называет это Платон, «Божественной Мысли».(1,т.1,с.152)

      Это скорее чисто образное выражение, ибо само предположение о наличии на таком уровне скрижалей или книг нереально. Но вместе с тем в сказанном есть свой смысл. Ранее мы говорили, что на этапе проявления Пятого и Шестого Вселенских Принципов создаются додекаэдроны и вихреобразования, а также о том, что додекаэдрон является моделью мысли. Следовательно, любой поступок, деяние, явление или мысль формируют на тонком плане соответствующие мыслеформы или совокупности додекаэдронов или вихреобразований. Это и является объектом фиксации Липиков, которые, исходя из характеристик таких мыслеформ отслеживают соблюдение Законов и все допускаемые отступления от них. Именно поэтому их считают посредниками Кармы, поскольку они являются своеобразными арбитрами всех процессов и явлений.

      Характеризуя дальнейшую структуру Иерархии Е.П. Блаватская говорит следующее:
«От Группы Четырех и Семи происходят «Разумом-Рожденные» Группы Десяти, Двенадцати, Двадцати Одного и т.д.; все они снова подразделены на подгруппы - Семи, Девяти и Двенадцати и т.д., пока ум не потеряется в бесконечном перечислении небесных Воинств и Существ, из которых каждый имеет свою определенную задачу в управлении видимым Космосом на протяжении его существования».(1,т.1,с.179)

      Группы «Четырех» и «Семи» - это группы ЧЕТЫРЕХ Липиков и Ах-Хи (Дхиан-Коганов или низших Сефиротов) - в дальнейшем подразделяются на новые группы, которые, в свою очередь, подразделяются на подгруппы по принципам: 7,9,12,21 и т.д. Если сложить сумму значений этих подгрупп (7+9+12+21), мы получим 49=7х7.

      (Здесь хотелось бы сделать некоторое отступление. Если вспомним модели совокупностей (см. гл. 28), то там мы рассматривали в качестве основных совокупностей модель в виде одного АТОМА; модель из 3 АТОМОВ (треугольник); модель из 4 АТОМОВ (тетраэдр); модели из 13 АТОМОВ (12 снаружи и 1 скрытый внутри) - (икосаэдрон);  21 АТОМА (20 снаружи и 1 скрытый внутри) - (додекаэдрон). При анализе рисунка 73 говорилось о модели из 7 АТОМОВ в виду двух взаимопроникающих тетраэдров (6 снаружи и 1 скрытый внутри). Таким образом получается следующая цепь моделей: 1,3,4,7,13,21, что в сумме  (1+3+4+7+13+21) также дает 49 или 7х7. К тому же необходимо вспомнить, что начиная с Четвертого Вселенского Принципа каждый из последующих Вселенских Принципов подразделяется на 7 подпринципов
Это позволяет проследить следующую аналогию:
1- Третий Логос;
3 - Высшая Триада Вселенских Принципов или Три высших Сефирота;
4 - Четверо Липиков;
7 - Семь Ах-Хи (Дхиан-Коганов) или Семь низших Сефиротов. Причем последние можно представить как 6+1.)
 
      «Есть Дхиани воплощающиеся, и есть Дхиани наблюдающие. Последние выполняют свои задачи следующим образом. Каждый Класс, или Иерархия, соответствуют одному из Кругов. Первая, низшая, Иерархия соответствует первому Кругу, получившему наименьшее развитие; вторая Иерархия -второму Кругу. И так далее до седьмого Круга, который управляется Высшей Иерархией Семи Дхиани. В последнем Круге они появятся на Земле, так же, как и некоторые из Планетарных Духов, ибо все человечество уже станет Бодхисаттвами7), Их собственными «Сыновьями», то есть «Сыновьями» Их собственного Духа и Сущности, или Ими Самими. Таким образом, между Дхиани и Планетарными Духами существует лишь функциональное различие. Первые Абсолютно Божественны, последние звездной природы. Только первые называются Анупадака, или «не имеющие родителей», т.к. Их излучило то, что не является ни Отцом, ни Матерью, а является Непроявленным Логосом. На самом деле Они являются духовным аспектом Семи Логосов. А Планетарные Духи8) в совокупности, как Семь Сефирот (три сверхкосмические абстракции высших существ и завесы в Каббале), составляют Небесного Человека, или Адама Кадмона. В буддизме «Дхиани» - это общее название или аббревиатура для обозначения всех Богов. Тем не менее, не следует забывать, что, хотя Они и Боги, Им не поклоняются».(4,с.68)

      «Дхиан-Будды9) никак не связаны с низшей практической работой на земном плане. Высшие Дхиани развивают низшие иерархии все более уплотненных и более материальных Дхиани - вплоть до этой планетарной цепи. Причем последние Дхиани являются Ману, Питри, или Лунными предками»,(4,с.93)
«ДХИАН-КОГАН - ЭТО ОБЩИЙ ТЕРМИН ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВСЕХ ДЭВОВ, или Небесных Существ. Планетарный Дух - это Правитель Планеты, или своего рода конечный, или личный, Бог. Но существует ярко выраженное различие между Правителями Священных Планет и Правителями малых «цепей миров», подобных нашему. Однако утверждение, что у Земли есть шесть невидимых глобусов и четыре разных плана, как и у любой другой планеты, не вызывает серьезных возражений, так как разница между ними во многих отношениях значительна. Кто бы что не говорил, наша Земля никогда не входила в число семи священных планет древних, хотя в экзотерической астрологии считается, что Земля замещает тайную планету, утерянную для астрономии, но хорошо известную Посвященным. В число священных планет никогда не входило ни Солнце, ни Луна (хотя современная астрология и утверждает это), так как Солнце -это центральная Звезда, а Луна - мертвая планета».(4,с.62-63)

Из приведенной цитаты следует, что следом за Дхиан-Коганами в цепи Иерархии идут Планетарные Духи.
      «Каждая форма построена в соответствии с моделью, начертанной для нее в Вечности и отраженной Божественным Разумом. Существует Иерархия Строителей Форм и ряды форм и степеней от высших до низших. Если высшие создаются под руководством Строителей-Богов, или Космократов, то низшие строятся Элементалами, или Духами Природы».(4,с.122)
      «Существует три главные Группы Строителей и столько же Планетных Духов и Липиков, и каждая Группа снова делится на семь подгрупп. ... Эти Строители являются представителями первых «Разумом-Рожденных» Существ, ... также они суть Семь Великих Богов Египта с их главою Озирисом; ...Семь Сефиротов, отделенных от первой Триады и т.д. ...Вторая Группа Строителей является Зодчими нашей Планетной системы, исключительно. И Третья - Прародителем нашего Человечества - макроскопическим прообразом микрокосма. Планетные духи являются вдохновляющими духами Звезд и в особенности Планет. Они управляют судьбами людей, которые все рождаются под одним или другим созвездием. Вторая и Третья Группа, принадлежа к другим системам, несут те же функции и все они управляют различными отделами Природы; Липики, суть Духи Вселенной, тогда как Строители лишь наши планетные Божества. Первые  принадлежат к самой Оккультной части космогонии, которая не может быть выдана здесь. ...Об их высшей степени преподается лишь одно: Липики связаны с Кармою - будучи ее непосредственными Летописцами. Отсюда слово Липика, Писатель или Переписчик».(1,т.1,с.178)

      «Семь Превышних Владык» суть Семь Духов - Творцов или Дхиан-Коганы, соответствующие Элохимам евреев. Это та же Иерархия Архангелов, к которой в христианской Теогонии принадлежат Св. Михаил, Св. Гавриил и другие. В то время, как в догматическом, латинском Богословии только Св. Михаилу разрешено блюсти над всеми вершинами и безднами, в Эзотерической Системе Дхиани блюдут последовательно над одним из Кругов и великими Коренными Расами нашей Планетной Цепи. Кроме того, сказано, что они посылают своих Бодхисаттв, соответствующих им человеческих заместителей, Дхиани-Будд на протяжении каждого Круга и Расы».(1,т.1,с.86-87)

     Как видно, говоря о Дхиан-Коганах, в «Тайной Доктрине» мы можем встретить еще одно упоминание Дхиан - Джиан-Будды5). В связи с тем, что данное понятие может  вызвать затруднение у читателей, остановимся не нем более подробно.
 «С точки зрения экзотерики, Их пять, тогда как в эзотерических школах учат, что Их семь, и все Они представляют собой Иерархию, а не единичные сущности.

      В «Тайной Доктрине» говорится, что пять Будд уже приходили, и еще два должны прийти вовремя шестой и седьмой рас. Экзотерически Их возглавляет Ваджра-Саттва, Высший Разум, или Верховный Будда, но Ваджра-Дхара все же превосходит Его точно также, как Пара-Браман превосходит Браму или Махат. Таким образом, экзотерическое и оккультное значение Дхиани-Будд совершенно различны. Экзотерически каждый является Троицей, или единством трех, каждый из которых одновременно с другими проявляются в трех мирах -как человек Будда на Земле, Дхиани-Будда - в мире астральных форм и как арупа, или не имеющий формы, Будда в высшем царстве Нирваны. Так, для Будды, являющегося человеческим воплощением одного из этих Дхиани, пребывание на Земле в различных телах ограничено периодом от семи до семи тысяч лет, т.к. будучи людьми, Они подвержены влиянию обычных земных условий, несчастным случаям и смерти. С другой стороны, в эзотерической философии это означает, что к настоящему времени только пять из Семи Дхиани-Будд, вернее сказать, Семь Иерархий этих Дхиани, которые в буддистском мистицизме идентичны с Высшими Воплощающимися Разумами, или Кумарами индусов, только пять из Них регулярно появлялись на Земле в последовательной череде воплощений, а оставшиеся два должны прийти вовремя шестой и седьмой Коренных Рас. Опять же это в какой-то степени аллегория, т.т. шестая и седьмая Иерархии уже воплощались на Земле вместе с остальными. Но, так как они достигли так называемого «состояния Будды» почти в началом четвертой Коренной Расы, считается, что с тех пор Они пребывают в состоянии осознанного блаженства и свободы -до начала Седьмого Круга, когда Они возглавят Человечество как новую расу Будд. Эти Дхиани связаны только с человечеством, а точнее говоря, только с высшими «принципами» людей».(4,с.66-67)
      Таким образом полностью отождествлять Дхиани-Коганов и Дхиани-Будд нет оснований. Первые - есть первое проявление Логоса, обладающие Вселенским Разумом и не всегда имеющие форму, Сознание, а тем более сознание; вторые - чаще всего обладают формой, Сознанием, а воплощенные в человека и сознанием. Даже иерархически Дхиан-Коганы и Дхиан-Будды принадлежат к различным Иерархиям.

      Отвечая на вопрос о соотношении места Дхиан-Будд с Брамой10), Е.П. Блаватская говорит следующее:
     «Это зависит от того, с какой точки зрения вы рассматриваете Браму. В эзотерической философии Он есть синтез Семи Логосов. В экзотерической теологии для вайшнавов Он есть аспект Вишну, для других - кто-нибудь еще, как, например, в Тримурти, индусской троице,  он главный Творец, тогда как Вишну - Хранитель, а Шива - разрушитель. В Каббале это, конечно, Адам Кадмон - человек «мужского и женского рода» из первой главы «Бытия». Как Ману произошли от Брамы, так и Сефироты произошли от Адама Кадмона, и их семь и десять в зависимости от обстоятельств».(4,с.70)

      Как видим, структура Иерархий достаточно сложна, чтобы ее можно было бы выразить схематично для всей Вселенной или хотя бы для нашей Планетарной Цепи. Но иметь хотя бы общее представление об Иерархии необходимо, чтобы иметь понятие о том, как все в Мире взаимосвязано и что любое разумное существо по-своему ответственно за все происходящее в Мире.
 
      «Зачем разделять Иерархии на классы в нашем уме? Это делается в целях различения лишь в практическом оккультизме, который является низшей формой прикладной метафизики. Если вы хотите разделить Иерархии на этом плане иллюзии, тогда я могу сказать лишь то, что между этими Иерархиями такая же бездна различий, как между «принципами» Вселенной, или, если угодно, «принципами» человека, и теми же самыми «принципами» бациллы».(4,с.131-132)

      «Индивидуальные Манаса-Путры или Кумары представляют собой непосредственные излучения Божественной способности к восприятию и порождению идей. Вместе они представляют собой единую совокупную Способность, являющуюся для нашего плана, или с нашей точки зрения, Махатом, так же как Дхиан-Коганы в своей совокупности являются СЛОВОМ или ЛОГОСОМ  в формировании Мира».(4,с.154)

      Дхиан-Будды - это общее название всех Небесных Существ. Дхиан-Будды связаны с Высшей Триадой человека таинственным образом, о котором здесь не стоит говорить. «Строители - это класс Космократов, или невидимых, но разумных Масонов, которые придают форму материи в соответствии с идеальным Планом, подготовленным для них тем, что мы называем Божественным или Космическим Промыслом. Ранее масоны дали им собирательное название «Великого Архитектора Вселенной». Сейчас же для современных масонов «В.А.В.» - их личный и единственный Бог.

       «Строители», «Сына Зари Манвантары», есть истинные создатели Вселенной; и в этой доктрине, относящейся лишь к нашей Планетной Системе, они, как зодчие последней, именуются также «Стражами» Семи Сфер, которые экзотерически являются семью планетами, и эзотерически семью землями или сферами (Глобусами) также нашей цепи».(1,т.1,с.98)
       «Когда на смену Махапралайе пришла Маха-Манвантара, Они (Лучезарные Сыны Зари Манвантары)  на пути к человечеству. Они есть те первоначальные Семь Лучей, из которых в свою очередь эманируются все другие лучезарные и нелучезарные жизни, будь то Архангелы, Дьяволы, люди или обезьяны. Некоторые уже были, а некоторые только теперь собираются стать человеческими существами. Только после дифференциации Семи Лучей и после того, как семь сил природы возьмут их в свои руки и поработают на ними, они станут либо краеугольным камнем, либо отвергнутыми кусками глины. Таким образом, все содержится в этих Семи Лучах, но на данном этапе невозможно сказать, в котором из них, ибо они еще не дифференцировались и не индивидуализировались».(4,с.72)
      «Строители - это те, кто строят и придают объектам форму. Это слово  можно одинаково применить по отношению как к Строителям Вселенной, так и малых глобусов, подобных тем, которые входят в нашу Цепь. Под Планетной Системой имеется в виду только наша Солнечная Система».(4,с.72)
      Далее Е.П. Блаватская подробно останавливается на различии Планетарных Духов и особенно останавливается на месте Планетарного Духа Земли:
      «Планетарный Дух Земли не очень высокого ранга. Не забудьте, что Планетарный Дух не имеет ничего общего с духовным человеком, а лишь с материальными объектами и космическими сущностями. Боги и Правители нашей Земли являются Космическими Правителями, иначе говоря, Они придает форму и очертания космической материи, почему и были названы Космократами. Они никогда не имели никакого отношения к Духу, тогда как Дхиани-Будды, принадлежащие к совершенно другой Иерархии, имеют к последнему непосредственное отношение. ...Планетарные Духи, которые не являются Дхиани-Буддами, полностью связаны с Землей, физически и морально. Именно Они управляют ее судьбой и судьбами людей. Они являются Кармическими Силами. Они не имеют отношения к трем высшим принципам, но имеют некоторое отношение к четвертому. А Дхиани-Будды -это общее название всех Небесных Существ. Дхиани-Будды связаны с Высшей Триадой человека таинственным образом, о котором здесь не стоит говорить».(4,с.63-64)
      При упоминании Планетарного духа Земли иногда упоминается его несколько непривычное для западного человека название - «Лха»11).
      «Семь Высших заставляют Семь Лха создать мир», утверждают Комментарии; что означает, что наша Земля - оставляя прочие в стороне - была «создана» или оформлена (сложена) Земными Духами; Правители же были просто надзирателями. Высшие Духи были Космократорами, формовщиками нашей Солнечной Системы. Это выдвигается всеми древними Космогониями, такими, как Космогония Гермеса, или халдеев, арийцев, египтян и даже евреев».(1,т.2,с.34)
      «В Катехизисе на Комментарии сказано: «Из материальных миров нисходят они, кто образуют физического человека при начале новой Манвантары. Они низшие Лха (Духи), обладающие двойным телом (Астральным внутри Эфирообразной Формы). Они являются формовщиками и создателями нашего тела иллюзий.... В формы, отображенные Лха, Две Буквы (Монада, называемая также «Двояким Драконом»), спускаются из Сфер Ожидания. Но они, как крыша без стен и столбов, чтобы утвердиться.... Человеку нужны четыре Пламени и три Огня, чтобы стать таким на Земле, и ему требуется сущность сорока девяти Огней, чтобы стать совершенным. Именно те, кто покинули Высшие Сферы, Боги Воли, завершают Ману иллюзии. Ибо «Двоякий Дракон» не может обладать простой формой. Это подобно ветру там, где нет ни дерева, ни ветви, чтобы принять и собрать его. Он не может воздействовать на форму там, где нет посредника для передачи (Манас, Разум), и форма не знает его.
      В высших мирах эти три едины; на Земле вначале единый становится двумя. Они, как две (боковые) линии треугольника, утратившего свою линию основания - которая есть третий Огонь». (1,т.2,с.74-75.
      «Творцы» есть неправильно употребляемое слово, ибо ни одна религия, ни даже секта Васиштадвайта в Индии, которая очеловечивает даже Парабрамана, не верит в творение ex nihilo, как это делают христиане и евреи, но лишь в эволюцию из предшествующих материалов.
      Группа Иерархий, которой поручено «творить» людей, есть особая Группа; она развила человека-тень в этом Цикле, точно так же, как высшая и еще более духовная Группа развила его в Третьем Круге. Но так как эта Группа Шестая по нисходящей шкале Духовности - последняя Седьмая уже Духи земли (Элементалы), которые постепенно формируют, слагая и уплотняя его физическое тело - то эта Шестая Группа развивает лишь форму-тень будущего человека, тонкую оболочку, едва уловимую зрением, прозрачную копию себя самих. Задача Пятой Иерархии - таинственных Существ, возглавляющих созвездие Козерога, состоит в одушевлении пустой и эфирной, животной формы и создание из нее Разумного Человека».(1,т.1,с.294) (Единство руководства!!!)
«Он излучает от себя - так же как высшая Триада Сефиротов, излучает семь низших Сефиротов - семь Лучей или Дхиан-Коганов; другими словами Односущее становится Разносущим, Протил дифференцируется на Элементы. Но эти, если только они не вернутся в свой первичный элемент, никогда не смогут переступить предела Лайа или нулевой точки».(1,т.1,с.180)
      В этой цитате не только изложено начало построения Иерархии, но и подтверждается ранее приводимый механизм эволюции носителей Разума от первичных к Высшим Разумным Существам - исходя из уровня Второго и Третьего Вселенских Принципов, носителей Разума, выявив все последующие Вселенские Принципы, пройдя весь свой путь эволюции способен достичь состояния чистого Разума, затем стать Логосом, а, следовательно, в дальнейшем и переступить пределы Первого Вселенского Принципа и выйти на уровень Седьмого Космического Принципа.
      (Ранее мы говорили о трех направлениях эволюции: духовной, физической и сознания. Это можно сравнить с соответствующим разделением на группы Сефиротов:
      «В Талмуде приводится различие между группами и дается правильное каббалистическое пояснение: «Существует три группы (или степени) Сефиротов. 1. Сефироты, называемые «Божественными Свойствами» (отвлеченные), 2. Физические или Звездные Сефироты (личные) - одна группа из семи, другая из десяти. 3. Метафизические Сефироты или перифраза Иеговы, которые являются первыми тремя Сефиротами, остальные семь суть (личные) семь Духов Присутствия (также и планет)».(1,т.1,с.540)
То, что описанный выше уровень возникновения Дхиан-Коганов соответствует этапу проявления Второго и Третьего Вселенских Принципов, подтверждается следующей цитатой, в которой упоминается и о Космической Мыслеоснове (Второй Вселенский Принцип) и о Космической Субстанции, а также Эфире, имеется ввиду  Пассивный Эфир (Третий Вселенский Принцип):
      Относительно числа Дхиан-Коганов указывается и 5, и 6, и 7. Что бы разобраться, сколько же их всего, необходимо учитывать, что речь идет все о тех же трех направлениях эволюции (а относительно деления Сефиротов - о трех их группах).
      Уровень проявления Дхиан-Коганов в оккультной литературе соответствует уровню бытия Существ, именуемых Создателями. Относительно их численности существует так же различное упоминание (4,5,7,12). Это различие связано с тем, какой уровень их существования принимается за основу отсчета. Всего Создателей принято считать 12, из которых четыре уже достигли состояния, именуемого освобождением, что соответствует состоянию, когда у них не только выявлены все Вселенские Принципы, но и достигнут уровень Освобожденного Разума (этап Второго Вселенского Принципа), то есть уже свободного от носителя (Третьего Вселенского Принципа). Один, пятый, близок к этому состоянию, но еще не достиг освобождения, то есть находится на переходном этапе от Третьего ко Второму Вселенскому Принципу. Оставшиеся семь еще находятся на уровне Третьего и Четвертого Вселенского Принципа, существуя в соответствующих Мирах. Именно поэтому принято говорить о семеричности Миров, Планов Бытия и др.
      «Различие между «Первозданными» и следующими Семью Строителями, заключается в том, что первые являются Лучом и непосредственной эманацией от первых «Пресвятых Четырех», Тетрактиса, то есть, вечно Самосущего Единого - вечного в естестве своем, заметьте это, но не в проявлении и отличного от Всемирного Единого. Сокрытые (латентные) во время Пралайи и деятельные на протяжении Манвантары, «Первозданные» происходят от «Отца-Матери»; тогда как другая проявленная Четверица и Семеро исходят от одной лишь Матери. Эта последняя и есть Непорочная Дева - Матерь, осененная, но не оплодотворенная Вселенскою Тайною - когда она выявляется из состояния Лайа или состояния недифференцированного. В действительности же все они едины; но аспекты их на различных планах Бытия различны. Первые Первозданные суть высочайшие Существа на лестнице Бытия. Они Архангелы Христианства, те, кто отказались творить или, вернее, размножаться - как поступил Михаил в последней системе и как сделали старейшие, «рожденные Разумом Сыны» Брамы».(1,т.1,с.136)
      Указанные Высшие Существа, руководимые Иерархом, участвуют в дальнейшем формировании Вселенной. Именно они, посредством Фохата поэтапно формируют духовный и материальный план Вселенной, образуя различные Вселенские построения, такие как Солнечные Системы, Планетарные Цепи с соответствующими Семью Царствами Жизни на них.
      «Строители», «Сыны Зари Манвантары», есть истинные создатели Вселенной; и в этой доктрине, относящейся лишь к нашей Планетной Системе, они, как зодчие последней, именуются также «Стражами» Семи Сфер, которые экзотерически являются семью планетами, и эзотерически семью землями или сферами (Глобусами) также нашей цепи».(1,т.1,с.97-98)
      Тот факт, что этот процесс протекает посредством Фохата не случаен, ибо Фохат, являясь Вселенской Энергией или Волей, а с энергетической точки зрения представляющий собой очередной этап дифференциации Корень-Субстанций, создает предпосылку к образованию Акаши в виде первичных форм, а в дальнейшем и вторичных форм - вихреобразований. Как уже говорилось, начиная с Четвертого Вселенского Принципа, каждый последующий может быть разбит на семь групп, в связи с чем говорят о семи формах их проявления. Каждое проявление Фохата соответствует определенному уровню формирования и существования Вселенной, ее сфер (областей).

      «Фохат имеет несколько значений, как это уже было показано. Он именуется «Строителем Строителей», ибо Сила, которую он олицетворяет, создала нашу Семеричную Цепью Он Один и Семь, и на космическом плане он позади всех подобных проявлений, как: свет, теплота, звук, сцепление и т.д., и т.д.; и он есть «дух» электричества, которое есть Жизнь Вселенной. Как абстракцию мы называем его Единой Жизнью. Все же он не личный бог, но лишь эманация всех этих Сил позади него».(1,т.1,с.189)

      Кроме Высших Существ, именуемых Строителями, в Иерархию входят и те, которых именуют Формовщиками, Проектировщиками, а также Охранителями или Зодчими. Каждый из них выполняет свою функцию в процессе формирования Вселенной на духовном, материальном плане и на плане сознания. Об этом мы еще будем вести речь в последующих главах.
      «Дхиан-Коганы двух высших Групп, именно Охранители или Зодчие, снабдили многочисленные и различные расы божественными Царями и Вождями. Последние учили человечество искусствам и наукам, первые же открыли воплощенным Монадам, только что сбросившим свои проводники низших царств и потому потерявших всякое воспоминание о своем божественном происхождении, великие, духовные истины Трансцендентальных Миров».(1,т.1,с.333)
«Для описания всех Иерархий потребовалось бы два дополнительных тома «Тайной Доктрины», многие из этих вопросов не затронуты в Станцах и Комментариях».(4,с.62)


                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 8 сентября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии