Теория разумного эгоизма по Чернышевскому
по существу она глупа до края,
и служит слабым оправданьем
людей, душой больных заразой
все делать только для себя,
и только то, что им приносит прибыль;
а нет, то даже руки из карманов вынуть
им лень и пальцы щелкают, их теребя.
Это учение в своей бывалой мощи
было направленно только на то,
чтобы любовь, по сути, опорочить,
и унижать к другим добро,
которое и так бывает крайне редко
сегодня в отношениях людей.
И пусть с того момента больше века,
но от того не стал мир меньше злей.
А Чернышевкий взял всех эгоистов,
и всех смешал с нормальными людьми.
И я считаю, сделал неказисто
и эгоизм как проявление любви.
Любовь живет отдельно эгоизму,
и на любовь способен только тот,
кто независимо от груды критицизма,
в своей душе свой эгоизм убьет.
Любовь к ближнему - есть в то же время и проявление разумного эгоизма.
( Н. Г. Чернышевский).
Конечно же, если подойти к этому вопросу не с поэтической изысканностью, частично обрезающей остроту мысли, а попытаться проанализировать преимущественно с философской позиции, то на поверхность всплывает некоторая истина более утонченного содержания, чем вышеупомянутые выводы. Действительно эгоист способен на добро, и подлинная правда, что он способен помочь другому, но только с некоторым условием, а именно в том случае, если, оказанная им, помощь принесет ему эстетическое удовольствие, моральное удовлетворение. И что же удивительного, скажите вы, ведь даже люди наидобрейшие получают внутреннюю удовлетворенность от делания добра окружающим. Не желая мучить вопросами, и внутренними противоречиями, сразу же внесу ясность в свою мысль: оно, это самое удовольствие, как правило, получается через самолюбование глазами других, через освящение своих положительных поступков, для создания положительной репутации, для получения славы человека неравнодушного. Примером тому являлись фаресеи, дававшие подаяние нищим таки образом, чтобы их поступки были всем видны, и всеми видевшими, оценены по достоинству. Иисус сказал, что они уже получили свое, а вы делайте так, чтобы одна рука не знала, что делает другая (другими словами не афишируя) и Бог видя тайное, воздаст явно. Из чего явственно следует, что довольно тонкая грань разделяет добро из чувства сострадания, совести, долга, и добрые поступки, обусловленные желанием получить славу среди людей, или выгоду впоследствии, через время, сделав малое, желая большего.
И все же эгоисты делятся на тех, кто делает добро хотя бы из желания получить общественное одобрение, и на тех, кто не способен ни на какое добро ни при каких условиях. В частности, закоренелый же эгоист не способен ни на какие добрые поступки, и даже на маломальски незначительное вложение его должна подтолкнуть жажда какой-нибудь выгоды.
Свидетельство о публикации №113090706320