Уезжая в Оптину Пустынь... автопортрет

              ===  УЕЗЖАЯ  В  =ОПТИНУ=  ПУСТЫНЬ...    мой автопортрет...    7  сентября  2013  года  ===
             
              ===  http://autotravel.ru/phalbum.php/90432/126  ===

Главный  почтамт  (ул. Мясницкая 26)     -i-     очень   интересное   здание,   построенное   в   "русско-византийском" стиле.
Композиционные стереотипы "византийского" стиля, характерные для церковных зданий, наложили на образ 
Главпочтамта особый отпечаток. Центральная часть этого сооружения объемно и силуэтно имитирует 
древний храм, что выглядит странно, учитывая его светское назначение. Центром композиции
ризалита является гигантское полуциркульное окно с часами, декорированное орнаментированным 
архивольтом. Под ним небольшая трехарочная галерея-лоджия главного входа, своды которой поддерживают 
колонны из красного гранита с крупными металлическими капителями, также напоминающими византийские образцы, 
а внутри здания сохранился большой операционный зал, металлический купол которого выполнен по проекту В.Г. Шухова. 

И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина.     «Архитектурные  прогулки  по  Москве».      Издательство ВОРОН.      1997 год.
   
              17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была передана Русской Православной Церкви

             
...сегодня в Храме Спаса Нерукотворного* в селе Уборы я купил Оптинский календарь на 2015 год    ...всё никак не выберусь туда ещё раз   ...издательство Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь    ...тел. +7 (48442) 50-117

               ... а  песня  была  написана  в  1987  году  …  но  Боярский  как-то  скучно  поёт  …  Rammstein  лучше 

                http://www.stihi.ru/2013/04/25/7185

                ... лучшие песни Боярского можно увидеть здесь )))))))

                http://www.stihi.ru/2014/05/09/2856

                ... а это обломки истребителя F-117 . военный музей . Белград . Сербия



* Храм Спаса Нерукотворного с. Уборы

Престольный праздник: Спаса Нерукотворного (29 августа)

Как добраться

Проезд общественным транспортом: от ст. метро «Тушинская» авт. № 549 до ост. «Петрово-Дальнее» — 21 км, местным автобусом — 8 км, пешком ~ 1 км; или с Белорусского вокзала до ст. Одинцово — 24 км, и авт. № 36 до ост. Уборы.

http://hram-ubory.ru/

"... Сам заказчик, боярин П.В. Шереметев, не дожил до окончания строительства здания церкви всего несколько недель, он скончался в 1697 г. Еще три года ушло на то, чтобы сделать резной иконостас, позолотить его и написать иконы. Иконостас храма высотой 25 метров имел девять ярусов икон. Наконец, 17 сентября 1700 г., был выдан антиминс на освящение храма..."






               = Мои стихи – это «= книжка с картинками =» – только читать её нужно очень внимательно =






"Зело потеха сия полевая утешает сердца печальные

и забавляет веселием радостным,   и веселит охотников

сия птичья добыча. Безмерно славна и хвальна кречатья добыча... Красносмотрителен же и радостен высокого сокола лет...

Будьте  охочи,   забавляйтесь,   утешайтеся  сею  доброю  потехою:

зело потешно, и угодно, и весело, да не одолеют вас кручины и печали всякие!"


Царь Алексей Михайлович.







    ... И  первый  лот — голова  Дракона ...

    http://www.stihi.ru/avtor/backwind&book=8#8

    Даже все богатства мира не купят разум,   если его нет.

    к/ф       "Доспехи   Бога   3"       (сейчас    показывают    по    ТНТ)

    =  09.09.2013  =




В Калуге сохранился скромный деревянный домик, где жил отец русской космонавтики,
здания школ, где он преподавал.  Похоронен он в любимом загородном парке, который
носит имя ученого.  Над его могилой в центре парка сходятся 8 вековых липовых аллей




На празднике Хризантем, устроенном
в саду Синсен в девятый день
девятой луны, я сложил стихотворение
на тему "хороший осенний урожай"


Под ясным небом
Я стою на возвышенности, с которой открывается необозримый вид
На полях созрел обильный урожай
Крестьяне отдыхают после работы
Душистые маслины разложены на соломенных циновках
Цветы хризантем плавают в чашах
Листья падают в прозрачный пруд
Сверчки верещат перед рассветом
Тростник на песчаных отмелях принимает цвета осени
Праздник хризантем всегда восхитителен
Особенно когда собран хороший урожай

Император САГА.




Когда я уезжал из  Оптиной пустыни   (точнее из гостиницы Ambassador 
в  Калуге)  я  услышал эту песню…  я ведь очень хорошо умею слушать…



It’s not a second
7 seconds away
Just as long as I stay
I’ll be waiting ***



*** The song is trilingual: N'Dour sings in Wolof, the Senegalese language, and French (plus singing chorus in English), Cherry sings in English.
 
"7 Seconds" tells about first seven seconds in the life of a newborn, arguably unaware of problems in the world.

http://stihi.ru/2013/02/12/4116



               
Oui! tel que le bon Dieu me fit,
Je veux toujours paraitre.

Да, таким, как Бог меня сотворил,
Я  хочу  всегда  казаться.

А.С. ПУШКИН.   Mon portrait  ("Vous  me  demandez  mon  portrait...")



Battle's    not      over        even        when         it's           won
Сражение не закончено,  даже когда оно выиграно.

7 Seconds  (Youssou N'Dour & Neneh Cherry)



    ... И  первый  лот — голова  Дракона ...

    http://www.stihi.ru/avtor/backwind&book=8#8

    Даже все богатства мира не купят разум,   если его нет.

    к/ф       "Доспехи   Бога   3"       (сейчас    показывают    по    ТНТ)

    =  09.09.2013  =









    Монастырь Оптина пустынь
    N054 3.174, E035 49.945

Основан в 15 в. раскаявшимся разбойником Оптой, принявшим при пострижении имя Макария, в 1821 был устроен Иоанно-Предтеченский скит для монахов-пустынников за монастырской рощей. С тех пор служил своеобразным религиозно-философским и культурным центром. Здесь бывали Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Из сохранившихся исторических построек наиболее интересны: Введенский собор (1750-71), Казанская церковь (1805-11), церковь Марии Египетской (1858), Владимирская (колокольня; 1801-04, высота более 40 м), деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822). Монастырь действующий, но есть и музейные экспозиции. Адрес: г. Козельск, монастырь "Оптина пустынь", тел. экскурсионной службы (48442) 50-139


    Калужский областной краеведческий музей (усадьба Золотарева)
    N054 30.634, E036 14.741

Музей основан в 1847 году. В залах музея расположены два экспозиционных отдела: истории и природы Калужского края. Музей находится в усадьбе купца Золотарева, построенной в 1808 г. в стиле русского классицизма. Главный дом с чугунным кружевом ворот, изящными фонарями, двумя флигелями и белокаменной колоннадой встречает посетителей музея. Внутренняя отделка парадных залов, лепной декор на фасаде главного дома производились московской мастерской С.П. Кампиони. Адрес: г. Калуга, ул. Пушкина, 14, тел. (4842) 72-16-19, 74-40-07, 74-20-12 Режим работы: Режим работы: с 10 до 17 часов, выходной - понедельник


    Памятник Циолковскому (человек с велосипедом)
    N054 30.783, E036 15.452

Открыт 8 апреля 2011 г. Адрес: г. Калуга, ул. Театральная


    Детский  парк  "Три  Богатыря"
    N054 2.026, E035 47.607

В парке установлены фигуры с персонажами из сказок, фонтан. Там же находится кафе "Радуга". Адрес: г. Козельск, ул. Большая Советская, д. 64


    Железнодорожный вокзал
    N054 2.219, E035 45.568

Место, связанное с Л.Н. Толстым. За несколько дней до своей смерти, 28 октября 1910 г. писатель приезжал на этот вокзал, чтобы посетить Оптину Пустынь и Шамордино. Оттуда он выехал 31 октября, и скончался через неделю на станции Астапово в Липецкой области. Адрес: г. Козельск







                =  ВМЕСТО  ПРЕДИСЛОВИЯ  =



Наша личность — это сад,  а наша воля — его садовник.

Уильям Шекспир


Однажды ученик, проделав дневной путь через пустыню, припав сердцем к стопам своего мудреца-старца, стал изливать перед ним свои «метафизические томления», «проклятые вопросы», как называл их Достоевский - о жизни, смерти, Вечности, о смысле страданий, о красоте и уродстве, о боли, которая порою кровавой нитью проходит через всю человеческую жизнь...

«Знаешь, что я тебе скажу, - прошептал изнемогающий от подвигов старец, - Красота рождается от страданий! Ты знаешь, как получается жемчужина? Моллюск беззаботно живет в своей раковине, которая как панцирь защищает его от всех внешних воздействий. Но несмотря ни на что, иногда случается так, что некое постороннее тело, пускай самое маленькое, например, крохотная песчинка все же проникает сквозь створки раковины и начинает раздражать нежное тело моллюска. Чтобы уменьшить боль и дискомфорт, моллюск выделяет некую перламутровую жидкость, которая обволакивает эту песчинку.

И этот процесс обволакивания, эта долготерпеливая работа продолжается порою очень много лет... В результате рождается удивительной красоты сокровище - жемчужина! Красота рождается от страданий». Монах ушел от старца, обдумывая смысл этой притчи.

Жемчуг и камень. http://www.optina.ru/sermon/pt73/



Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение.

преп. Амвросий



Поздний вечер, скит... В тишине этой тёплой ночи слышен плеск воды неподалёку, и всюду песни сверчков... Иногда этот таинственный оркестр нарушают удары падающих яблок, напоминающих о том, что лето уже давно перекатило свою вершину и неуклонно движется к своему завершению...

Рядом с крыльцом горит фонарь, вокруг которого кружат мотыльки, создающие всё ещё летнее настроение, но удары яблок ставят жирные точки после каждой мечтательной и тёплой мысли о лете... Скоро начнётся прекрасная творческая пора — грациозная осень с обилием ярких красок и обострившихся новых чувств… А как таинственно и вкрадчиво, меж двух сосен, словно подглядывая, светит луна! Обличая мрак, она будто бы руководит всем этим оркестром.

Всю эту величественную красоту создал Господь, и мы, созерцая её, должны непременно помнить об этом. И я снова подумал о яблоках: ведь если их не убирать, то они падают на землю, начинают портиться и по саду становится неприятно ходить. А на ином и вовсе можно поДскользнуться и упасть... Подобно и в душе: если не исповедать вовремя грехи, то они начинают бродить и загнивать, лишая наш душевный сад того прекрасного состояния, в каком создал его Господь.

Поспешу же собрать все до единого яблока во вверенном мне саду и приглашу Владыку и Творца к себе, чтобы забрал их, ведь Он заплатил за них высокую цену, и да очистит Он сад мой, и украсит его, и да пребудет в нем со мною во веки. Аминь.

Перед исповедью. http://www.optina.ru/180813/







УЕЗЖАЯ  В  ОПТИНУ  ПУСТЫНЬ…


Рука другая.  Мне не нужно другой.

Августин ЭСПИНОСА


Любовь - это   вечная  жизнь
Любовь - это   вещее    слово
Любовь - это больше чем мы
Любовь - это   наша   дорога+


Приходит        новая           жизнь,    а  старой  и  не  было  вовсе
Любовь - это свет среди льдин  в  холодной бушующей  ночи
Ведь свет этот создан любя, и  свет этот мрак не объемлет
И  свет  этот  чище  огня, и свет этот больше  чем  время
Любовь - это  чье-то  число, хранящее  ритм  колыбели
Любовь - это кто-то ещё, о ком мы сказать не успели+

= В =

Я  не  умею  говорить  красиво  и  слёзы  лить  на  алтаре
Когда божественная сила  не требует внимания к себе
Всё видится вне времени и расстояний и верная
Рука все открывает двери вновь и навсегда+

http://www.stihi.ru/2013/09/13/10521

=  это  стихотворение  двойное  -  вот  вторая  часть  =





Из  старой  тетрадки  стихов…   я  ведь  по  старинке  пишу  на  бумаге  ::))







«Трудно  найти  чёрную  кошку  в  тёмной  комнате,   особенно  если  её  там  нет»  ---

так  говорил китайский  философ    Кун  Фу-Цзы



НА  БЕРЕГУ  ТВОЕЙ  ТАИНСВЕННОЙ  РЕКИ…

иногда  никем  не  узнанный  я подхожу к реке,  чтобы  посмотреть  на твоё отражение
как  всегда  ты  молча  уходишь  за  горизонт  наших  почти  забытых  волнений
тогда   я   остаюсь  1   с   моей   любимой   кошкой   в   тёмной   комнате
любовь обладает особым светом   –i –   я  уже  не  зажигаю  свечей+





=  автограф на не подаренной мне книге стихов  =

так  убивают  только  любимых  ---  предательски  просто и верно
лишь на бессмертных картинах не меркнет улыбка Вселенной
любовь же как приговорённая останется в душах любимых
прямую и непроторенную  в небе  наметив тропинку+





ТАЙНЫЕ  СЛОВА  СЧАСТЬЯ.

ушёл     наш    поезд     в     середине   лета
осталось     таинство     любви     где-то
на  самом  краешке  души…  в  сердце
любовь осталась навсегда…  верь мне
ушёл  наш  поезд  не  спеша… только
мне  было  трудно  без  тебя… больно
я      знаю      тайные     слова     счастья
ведь   нет  сильнее   чем  любовь   власти+
















                =  ВМЕСТО  ПОСЛЕСЛОВИЯ  =




Так  хочется  ещё  пожить  и  поработать ...   //   ... и  ещё  неоднократно  выйдет  зайчик  погулятЬ
                http://www.stihi.ru/2013/09/13/10521                http://www.stihi.ru/2013/07/10/9871
                http://www.stihi.ru/2002/04/26-762   
((::   просто  я  на  всё  смотрю  с  улыбкой   ::))
               

                ::))  p.p.s.  Буратино на фото видишь уже лучше ?               

                Backwind   19.01.2004 19:07

Дата съёмки:          09.09.2013  23:09:09
Размер файла:        2,99 Мб
Модель камеры:    NIKON COOLPIX S8200
Название файла:    Буратино 44


…  а  песня  была  написана  в  1987  году  …  но  Боярский  как-то  скучно  поёт  …  Rammstein  лучше

http://fest-music.com/forum/5-6-4/      http://fest-music.com/forum/5-6-4/      http://fest-music.com/forum/5-6-4/    ((::=I=::))               



                Как я и обещал --- автопортрет тройной ...

                1)  http://www.stihi.ru/2003/08/07-878
                2)  http://stihi.ru/2013/03/17/5277
                3)  http://stihi.ru/2013/09/06/6507

                А на хорошем диске всегда есть бонусные треки...

                http://www.stihi.ru/2003/10/31-902
                http://www.stihi.ru/2003/08/14-900










                =  ВМЕСТО  ПОСЛЕСЛОВИЯ  II  =





    ... И  первый  лот — голова  Дракона ...

    http://www.stihi.ru/avtor/backwind&book=8#8

    Даже все богатства мира не купят разум,   если его нет.

    к/ф       "Доспехи   Бога   3"       (сейчас    показывают    по    ТНТ)

    =  09.09.2013  =

 


… И он поведал ему три своих сна. Епископ же, услыхав их, нахмурил брови и сказал:
— Сын мой, я стар и на склоне лет знаю, что много зла творится в мире. Беспощадные разбойники спускаются с гор, и уносят малых детей, и продают их маврам. Львы подстерегают караваны и набрасываются на верблюдов. Дикие вепри вытаптывают посевы на равнинах, и лисы обгладывают виноградники на склонах гор. Пираты опустошают морское побережье, и жгут рыбацкие лодки, и отнимают у рыбарей сети. Прокаженные обитают в солончаках и плетут тростниковые хижины, и никто не смеет приблизиться к ним. Нищие бродят по городам и едят вместе с псами. Можешь ли ты сделать, чтобы этого не было? Положишь ли к себе в постель прокаженного, посадишь ли нищего с собой за стол? Послушает ли лев твою просьбу и покорится ли тебе кабан? Разве Тот, кто создал нищету, не мудрее тебя? Потому не хвалю тебя за то, что ты содеял, но прошу: поезжай во Дворец, и да будет на лице твоем веселье, и на тебе — одежда, подобающие королю, и я возложу на твою голову золотую корону и вложу в твою руку жемчужный скипетр. Что же до твоих снов, не помышляй о них более. Бремя мира сего не вынести одному человеку, и скорбь мира сего не выстрадать одному сердцу.
— В чьем доме говоришь ты это? — сказал молодой Король, и прошел мимо епископа, и поднялся по ступеням алтаря, и предстал перед ликом Христовым.
Он стоял перед ликом Христовым, и ошуюю и одесную* от него были чудесные золотые сосуды — потир с янтарным вином и чаша с миррой. Он преклонил колени перед ликом Христовым, и ярко горели высокие свечи вкруг усеянной драгоценными камнями святыни, и благовонный дым курясь поднимался к куполу тонкими голубыми венчиками. Склонив голову, он молился, и священнослужители неслышно отошли от алтаря в своих неуклюжих ризах.
И вдруг в дверях послышался страшный шум, и в храм вошли придворные с обнаженными мечами, и перья покачивались на их шляпах, а стальные щиты сверкали.
— Где этот сновидец? — кричали они. — Где этот Король, ряженный нищим, этот мальчишка, покрывший позором наше королевство? Воистину мы убьем его, ибо он недостоин править нами.
И молодой Король вновь опустил голову, и молился, и, окончив молитву, встал, и, обернувшись, печально смотрел на них.
И вот через оконные витражи на него хлынул солнечный свет и лучи солнца соткали вокруг него облачение прекраснее того, что сделали ради его роскоши. Мертвый посох расцвел, и на нем распустились лилии, которые были белее жемчуга. Сухой шип расцвел, и на нем распустились розы, которые были краснее рубинов. Белее отборных жемчужин были лилии, и стебли их были чистого серебра. Краснее кровавых рубинов были розы, и листья их были чеканного золота.
Он стоял в королевском облачении, и врата изукрашенного драгоценными камнями алтаря отверзлись, и из хрустальных граней дароносицы полился таинственный, дивный свет. Он стоял в королевском облачении, и святые, казалось, ожили в глубоких нишах. В прекрасном королевском облачении предстал он пред ними, и загудел орган, и затрубили в свои трубы трубачи, и запели певчие.
И народ в страхе преклонил колени, и придворные вложили мечи в ножны и присягнули ему на верность, и лицо епископа побледнело, а руки его задрожали.
— Тот, кто выше меня, венчал тебя! — воскликнул он и встал перед ним на колени.
И молодой Король спустился со ступеней алтаря и, пройдя сквозь толпу, пошел во Дворец. Но никто не смел взглянуть ему в лицо, ибо оно было подобно ангельскому лику.

Оскар УАЙЛЬД.  Молодой король   //   * одесную и ошуюю  [с правой и левой стороны]



--------------



И. Ю. Мауткина

ПОЭТИКА ДВОРЦОВОГО И ХРАМОВОГО ПРОСТРАНСТВА В СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МОЛОДОЙ КОРОЛЬ»
ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, №25, 2003.

http://www.admin.novsu.ac.ru/uni/vestnik. nsf/all/43FFD18E7F154427C3256E29005472F5/$file/Мауткина.pdf

В современном литературоведении одной из важных характеристик поэтики любого литературного произведения является система пространственных отношений. Не является исключением и сказочная поэтика, для которой категория пространства-времени является одним из наиболее важных жанро- и структурообразующих элементов. В сказочных произведениях О. Уайльда хронотоп также занимает важное место, но именно этот аспект его творчества является наименее изученным.
Сказка О. Уайльда «Молодой Король» обладает сложной композицией с наличием вставных эпизодов. Поэтому усложняется и пространственная организация текста. Различные виды пространства, являясь фоном для каждого эпизода сказки, помогают охарактеризовать главного героя, а также высвечивают особенности авторской картины мира.
В сказках Уайльда превалирующими видами замкнутого пространства являются «дворец» и «храм». Специфика дворцового и храмового пространств, на наш взгляд, требует отдельного рассмотрения. Каждое из них занимает свое специальное место в системе пространственных отношений сказок, их образы создаются с помощью различных приемов и обладают особыми функциями, в отличие от лесного и садового пространства.
Исторически замкнутый тип пространственной организации наделен специфическим содержанием и служит в произведении особым целям. Так, огороженное замкнутое пространство традиционно наделялось функциями защиты, прибежища. Дворцовое пространство к этим значениям добавляет еще и характеристику богатства, роскоши, поскольку в реальности этот тип сооружений принадлежал только очень влиятельным людям. В этом случае оно противопоставлено «храму». Топос храма, как один из самых древних, связан с религиозными представлениями; храмовое пространство перенимает часть сакральных значений, приписываемых священному месту. Это специфическое наполнение проявляется как в способе организации, так и в характерных функциях, свойственных храму.
Одной из важнейших проблем, которые рассматривает О. Уайльд в сказке «Молодой Король», является столкновение язычества и христианства. Автор пытается примирить красоту и свободу языческого мира со строгой духовностью христианства. Античный культ красоты был очень близок Уайльду-эстету, но в то же время писателю с детства была привита христианская традиция.
Именно дворец и храм являются пространственными образами, связанными с этой глубинной проблематикой сказки. Опираясь на их динамику, можно проследить этапы ду-ховного развития главного героя сказки — Молодого Короля. Его путь от дворца к храму в свете всего сказанного имеет глубоко символическое значение перехода от мира материального к миру духовных ценностей.
Юноша попадает в королевский дворец, и первое же предложение дает нам понять, какого рода обстановка окружает Молодого Короля: «Вечером накануне дня Коронации Молодой Король сидел один в своей великолепной спальне» (курсив наш. — И. М.) [1]. Образ дворцового пространства создается через описание вещей, заполняющих это пространство: дорогие гобелены, изображающие Торжество Красоты, инкрустированный драгоценными камнями шкаф, поставец редкой работы с лаковыми панно и мозаикой, драгоценные кубки и чаши и многое другое. Писатель добивается ощущения роскоши обстановки.
Несмотря на то, что пространство дворца — замкнутое, оно имеет выход во внешний мир: «Из окна открывался вид на огромный купол Собора, нависший над призрачными домами, да на усталых часовых, шагающих взад-вперед по террасе, едва различимой в речном тумане» [2]. Здесь панорама дается с некоторого возвышения, которым является дворец Короля, т. е. пространство организовано вертикальным членением. При этом подобное деление имеет под собой явное социальное основание: жилище Короля возвышается над домами простых людей.
Границей между этими пространственными уровнями служит окно, через которое Король видит город, а также стены дворца и расстояние от него до города. Как указывает Ю. М. Лотман, главной характеристикой границы, отделяющей один тип пространства от другого, является ее непроницаемость [3]. Этот принцип полностью сохраняется в первой части сказки о Молодом Короле. Оба типа пространства здесь не пересекаются, не взаимодействуют. Король ничего не знает о жизни бедного люда, а Собор он видит сквозь дымку. Это закономерно, поскольку доступ к духовной красоте для него пока закрыт. Герой еще принадлежит миру материально выраженной красоты.
Не случайно в этой части сказки вводится значимая аллюзивная деталь: полированное зеркало, которое держит над головой смеющийся Нарцисс из зеленоватой бронзы. Нарцисс как бы искушает Короля полюбоваться самим собой. Мифологический герой не зря изображен смеющимся: он будто заранее предвкушает трагическую судьбу еще одной жертвы самолюбования. Этот образ содержит намек на возможный исход жизни Короля.
Но перед самой Коронацией в судьбе Молодого Короля происходит коренной перелом. Это изменение невозможно в стенах дворца, где все полно великолепных произведений искусства, поэтому в повествование вплетаются три вставных эпизода, позволяющих Королю постичь другие стороны жизни.
Все изменения происходят с юношей за одну ночь. Чтобы перенести его за такой короткий срок на большие расстояния, автор прибегает к довольно распространенному в литературе приему сна — замкнутое пространство дворца расширяется за счет путешествий во сне. Вставные эпизоды, где Королю предстает совсем иная реальность, имеют очень важное значение для логического построения повествования сказки в целом. Каждый из них обладает специфической пространственной организацией в соответствии с тем, какую идейную нагрузку он несет.
Первый сон переносит Короля в тесную мастерскую ткачей. Здесь Король впервые сталкивается с лишениями людей и осознает, что он тоже повинен в их страданиях, так как ткачи готовят наряд для его коронации. Все описания помещений и общей атмосферы служат одной цели: глубоким контрастом поразить воображение Короля и заставить его задуматься. Отсюда и резкая смена настроения, и совершенно другая стилистика повествования.
Пространство в этом сне тоже замкнутое, но оно кардинально отличается от описания дворца: «Ему привиделось, что он — под самой крышей, в душной мастерской, и вокруг шумит и стучит множество ткацких станков. Чахлый свет пробивался сквозь зарешеченные окна… Воздух был тяжелый и нездоровый, а с заплесневелых стен сочилась влага» [4]. Основная характеристика этого пространства — теснота.
Пространственный облик этого эпизода организуется с помощью различных средств. В частности, О. Уайльд использует категорию света. Освещенность / неосвещенность пространства могут свидетельствовать не только о времени суток, но и об условиях быта, о социальном статусе населяющих это пространство героев. Богатство в нашем сознании часто ассоциируется с блеском, обилием света, усиленной иллюминацией, а бедность — с недостатком освещения и мраком. Уайльд мастерски использует это обстоятельство в своем описании: «чахлый свет пробивался сквозь зарешеченные окна, и в его отблесках Молодой Король видел склонившихся над станками изможденных ткачей» [5]. Эпитет «чахлый» (meagre) предполагает малое количество света, а глагол «пробиваться» (peered in) [6] усиливает значение недоступности для ткачей света и всего, что с ним ассоциируется. Таким образом, общая мрачная, безрадостная, безысходная атмосфера пространства мастерской безошибочно наводит на мысль о неблагоприятных социальных и бытовых условиях жизни бедняков.
В двух последующих снах Король видит страдания рабов на галере и старателей каменных копей [7]. Потрясенный снами, Король с криком просыпается в своих покоях. Но теперь в описании окружающего его пространства мы видим отголоски ужасных снов. Так, после первого сна он, «... глянув в окно, увидел медвяную луну, висевшую в сумрачном небе» [8]. Эпитеты «медвяный» (honey-coloured) и «сумрачный»(dusky) [6] представляют два разных настроения. Первый — это еще безоблачное любование красотой, окружающей Короля, а второй — первые сомнения и раздумья, вызванные мрачным видением. Последующие сны усиливают тревогу Короля, а после третьего сна юноша отказывается от прекрасного облачения и надевает свою старую пастушью одежду.
Теперь, когда Король перестал обращать внимание на роскошь дворцовых палат, они описываются мельком, только как вехи перемещений юноши. Значимым является путь Короля: мы видим, как он движется от дворцовых палат к храму. На этом пути он неизбежно пересекает границы, о которых мы говорили выше. В данном случае это лестница и ворота.
В отличие от традиционной волшебной сказки, где каждый отдельный тип пространства обладает сверхпроницаемостью, а пересечение границы между различными типами пространства требует усилий для ее преодоления, в «Молодом Короле» ничто не затрудняет путь героя: «Но он не сказал им ни слова, а пошел далее, и спустился по лестнице из блистающего порфира, и вышел из бронзовых ворот, и сел на коня, и поскакал к Собору…» [9]. Функциональное сопротивление среды здесь отсутствует.
Чем же обусловлена эта легкость прохождения границ? Дело в том, что духовное, нравственное состояние Короля изменяется еще до того, как он подходит непосредственно к границам, разделяющим «дворец» и «собор». Основные метаморфозы происходят с ним во сне, поэтому внутренне он уже достиг всего, что необходимо для перехода из одного типа пространства в другой. Герою остается только преодолеть расстояние, их разделяющее. Поэтому его перемещения не встречают особых препятствий.
Сама коронация не случайно происходит за пределами дворца — в соборе. Пространство храма, по определению, обладает иными функциями и иным наполнением. Герой проходит путь духовного развития от неосмысленного созерцания и слепого поклонения до осознанного выбора и истинного смирения и веры. Поэтому вполне закономерно, что эти изменения в душе героя сопровождаются изменением пространственного окружения.
Описание храма и церемонии коронации помещено в финальной части сказки. Пространство храма внешне очень напоминает убранство дворца, но оно наполнено совершенно другим содержанием: «Он стоял перед ликом Христовым, и ошуюю и одесную от него были чудесные золотые сосуды — потир с янтарным вином и чаша с миррой. Он преклонил колени перед ликом Христовым, и ярко горели высокие свечи вокруг усеянной драгоценными камнями святыни…» [10]. Как мы видим, в храме тоже есть предметы из золота и драгоценных камней, но здесь они уже не являются атрибутом роскоши и богатства, а свидетельствуют о славе Всевышнего.
Оппозиция «язычество — христианство», о которой мы говорили выше, разрешается в сказке однозначно — в пользу последнего. Эту идею подчеркивает параллелизм сцен, где Король преклоняет колени. Если в начале сказки Короля застали коленопреклоненным перед картиной из Венеции, то в Соборе он встает на колени перед ликом Христовым. Сначала его страсть воспринимается лишь как служение красоте, но в антитезе с христианством это может означать идолопоклонничество. Поэтому в финале, претерпев путь духовного становления, Молодой Король почитает святыню, молится Всевышнему, а не изображению Адониса.
Стойкость главного героя на этом пути вознаграждается чудесными знамениями: «И вот через оконные витражи на него хлынул солнечный свет, и лучи солнца соткали вокруг него облачение прекраснее того, что сделали ради его роскоши. Мертвый посох расцвел, и на нем распустились лилии, которые были белее жемчуга. Сухой шип расцвел, и на нем распустились розы, которые были краснее рубинов» [10]. В этом описании явно видны параллели с облачением для Короля, сделанным ценой людских страданий, но все сравнения даются в пользу чудесного наряда, причем символика, использованная при описании этого облачения, указывает на его божественность. Так, белый цвет символизирует очищение от грехов. «Белый цвет чаще всего ассоциируется с набожностью и религиозными обрядами» [11]. Лилия — это эмблема Девы Марии, а также символ Троицы и трех добродетелей: Веры, Надежды и Милосердия [12], а жемчуг считается слезами ангелов, оплакивающих грехи человечества.
Таким образом, пространство сказки изменяется вместе с движением повествования. Главной отличительной чертой храмового пространства, при внешнем его сходстве с интерьером дворца, является сакральное значение, присущее организующим храмовое пространство компонентам. В «Молодом Короле» пространственные оппозиции отражают и основные идейные узлы повествования, и этапы духовного становления главного героя. Таким образом, пространственная организация этой сказки представляет собой сложную систему взаимоотношений пространственных моделей, включенных в общую систему художественного мира О. Уайльда.

________________________________________


1. Уайльд О. Молодой Король // Уайльд О. Избранное. Москва, 1989. С. 361.
2. Там же. С. 364.
3. Лотман М. Ю. Об искусстве. СПб., 1979. С. 217.
4. Уайльд О. Указ. соч. С. 365.
5. Там же. С. 364-365.
6. См.: Wilde O. Fairy Tales. Moscow, 1979. Р. 96.
7. Эти эпизоды относятся к открытым типам пространства, поэтому в данном исследовании они не рассматриваются.
8. Уайльд О. Указ. соч. С. 366.
9. Там же. C. 371.
10. Там же. С. 372.
11. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997. С. 361.
12. Там же. С. 323. 78




--------------




// In the Kamigata area they have a sort of tiered lunchbox they use for a single day when flower viewing.
Upon returning, they throw them away, trampling them underfoot. The end is important in all things.

http://stihi.ru/2003/10/30-1177
 
© Copyright: Железный Веер, 2003
Свидетельство о публикации №103103001177




--------------




Вспоминая  Александра  Леонидовича  Чижевского…


Конечно же  он  был не столько учёным,  сколько человеком наделённым каким-то
удивительным даром чувствовать космос…  и что-то в его стихах мне очень близко…

Да…  я как-то уже цитировал стихи Чижевского, думая, что для
культурных людей не нужно указывать источник цитирования…




СОЛНЦЕ

Великолепное, державное Светило,
Я познаю в тебе собрата-близнеца,
Чьей огненной груди нет смертного конца,
Что в бесконечности, что будет и что было.
В несчётной тьме времён ты стройно восходило
С чертами строгими родимого лица,
И скорбного меня, земного пришлеца,
Объяла радостная, творческая сила.
В живом, где грузный пласт космической руды,
Из чёрной древности звучишь победно ты,
Испепеляя цепь неверных наших хроник, –
И я воскрес – пою…

1919




* * *

"И вновь, и вновь взошли на Солнце пятна,
И омрачились трезвые умы,
И пал престол, и были неотвратны
Голодный мор и ужасы чумы.
И вал морской вскипел от колебаний,
И норд сверкал, и двигались смерчи,
И родились на ниве состязаний
Фанатики, герои, палачи.
И жизни лик подернулся гримасой:
Метался компас – буйствовал народ,
А над землей и над людскою массой
Свершало Солнце свой законный ход.
О, ты, узревший солнечные пятна
С великолепной дерзостью своей –
Не ведал ты, как будут мне понятны
И близки твои скорби, Галилей!”

1921




ХРАМ

От мертвеца не жди ответа:
Остыла кровь, замолк язык.
В своем торжественном покое
Он стал загадочно велик.
Так пред развалинами храма
Стоит, поникнув, пилигрим
И мнит, что тихий хор струится,
Что жертвенный струится дым.
Но храм молчит в пустыне ночи,
Чуждаясь прихоти людской,
Лишь гимну звездному внимает
Его  вневременный  покой.




***

В  смятеньи  мы,  а истина - ясна,
Проста, прекрасна, как лазури неба:
Что  нужно  человеку?   Тишина,
Любовь, сочувствие и  корка хлеба.




***

Магия незримых переходов,
Мглы туманной над землей весенней,
Огненное золото заходов,
Музыка тончайших светотеней.
Взять, что никогда неуловимо,
Удержать, что в мгновенье ока
Изменяется непостижимо
С запада до самого востока.







Вот  посмотрел  ещё  какие-то   ссылки…


http://www.chizhevskiy.ru/index.php?

option=com_content&task=blogcategory&id=23&Itemid=40

http://warrax.net/daimon/01/html/23.html

http://www.proza.ru/2012/12/24/24


Рецензии