По конкурсу Мастер класс -2013

http://www.stihi.ru/2013/06/05/2055   Конкурсная страница.

Ежегодный конкурс «Мастер класс по стихосложению» - это своего рода   практический зачет читателей страницы «Творческая Мастерская  Ликбез» за год. Почему у него такое название? Обратимся к словарю: «Мастер класс - это краткосрочный курс усовершенствования, урок высшего мастерства в балете, драматическом, оперном искусстве и др., проводимый выдающимися мастерами». В качестве мастера может выступить и талантливый поэт, и тогда это мастер класс по стихосложению. У проводящего мастер класс две задачи – заинтересовать и научить:  показать коллегам  свою творческую находку, поделиться лучшим из того, что было им создано.  Это не  обязательно новаторская или редкая  форма -  не игра с формой в ущерб содержанию! Как было заявлено в условиях приема произведений,  на конкурс, принималось  то, что можно признать настоящей ПОЭЗИЕЙ, а не просто   рифмовкой по заданному или придуманному образцу, и не пересказом  прозаического сюжета в рифму. Отбиралась  профессиональная поэзия, выполненная правильным русским языком и грамотно записанная.

 В конкурсах «Мастер класс» в роли Мастера выступают все его участники. Участник ищет на своей странице самые удачные стихи и выносит их  на всеобщее обозрение: берите с меня пример, учитесь! Задача организатора конкурса – отобрать из множества заявок  те произведения, на которых действительно можно научиться мастерству или хотя бы приобрести полезный опыт. Поэтому стихи примитивные, с элементарными и грубыми техническими ошибками в пакет для голосования не попали. А если в принятых стихах и присутствовали недочеты (досадная авторская невнимательность!),  то только небольшие, при этом автор радовал чем-то другим: интересной композицией, ярким поэтическим языком, авторской рифмой, красивым звучанием или нестандартным построением строфы. Именно такие стихи – стихи, которые интересны для обсуждения в статьях «Ликбеза» – я и отбирала в пакет для голосования.
 
Заявки на участие принимались  мною все лето -  с 6 июня  по 25 августа 2013 года. Их оказалось много - 185 произведений. В процессе приема я  рассматривала и анализировала ВСЕ стихи, независимо от их качества, заслуг авторов  или  количества читателей на авторской странице, и  сразу же составляла  краткую характеристику произведения по форме его исполнения: по структуре строфы и  типу рифмовки, по особенностям рифм, по ритму (строила звуковую схему и определяла тип ритма),  по лексике, по композиции  и по содержанию. Необходимо было из всего количества поданных заявок отобрать 70 самых интересных работ, которые можно будет отдать судьям на голосование, а по завершению конкурса - опубликовать их тексты в серии статей, снабдив стихи небольшими комментариями.  Интересных стихов оказалось гораздо больше, чем 70, выбрать, с какими из них мне придется расстаться, было очень трудно. После долгих мучений и сомнений, я оставила в пакете для голосования  не 70, а 81 произведение.
 
Не все то, что правильно по форме – талантливо, скажете вы. Согласна. На конкурс было  подано много стихов, в  которых не к чему было придраться по форме, но они не запоминались, и  были  стихи с небольшими недостатками, которые привлекали внимание своей нестандартностью. Мне очень хотелось как можно большему числу авторов дать шанс стать  номинантом  конкурса «Мастер класс». Любой номинант этого конкурса лично для меня - уже лауреат, независимо от того, сколько очков он получил и на каком месте в таблице номинантов оказался.  Команда членов жюри поддержала мою выборку 81 «лучших» по 57-и работам, - именно столько стихов было отмечено хотя бы одним из 14-и судей.

А теперь несколько слов о моих критериях профессионального написания произведения. (Здесь я даже не упоминаю требование отсутствия грубых технических и лексических ошибок – такие стихи не должны номинироваться никогда!). Речь пойдет о признаках качественного исполнения поэтического произведения. С какого из них начать и в каком порядке перечислять – определить  затрудняюсь. Потому что всё одинаково важно, и если хотя бы  одного признака мастерства не хватает, то произведение, конечно же, может быть и опубликовано на сайте, и попасть в рейтинг, может быть даже издано в печати большим тиражом (тем более, что тираж в наше время оплачивает сам автор!), может победить на какой-то конкурсной площадке, но все же оно  не будет предметом  показа в «мастер классе». Не научит оно других мастерству! Скажу даже больше: не все то, что  было принято в «мастер класс» и даже было там номинировано – идеально и гениально. Увы. Нас, поэтов, на сайте много, а вот с гениями - беда…

Итак, мои критерии отбора стихов в пакет для голосования.

1. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ. Не обязательно наличие яркого сюжета (он более необходим жанру  «рассказ в стихах»), но в стихах должна быть тема – авторская мысль, связная и достаточно ясная, которую автор смог донести до читателя. Читатель должен понимать, о чем идет речь, а не блуждать в загадках и странностях авторских образов и перескоков его мыслей – красивых, но … ни о чем или обо всем сразу.

2. ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК. Он отличается от языка зарифмованной прозы поэтическим взглядом и наличием тропов – минимально необходимого числа  точно подобранных (адекватных содержанию) образов, сравнений, метафор, приемов олицетворения, одухотворения неживой и живой природы, ярких и живописных отступлений, помогающих раскрыть тему (а не просто красиво и в рифму запудрить мозги читателю).

3. СТРУКТУРНОСТЬ ФОРМЫ. Стихи должны быть продуманно построены, как правило, с использованием строф – фрагментов текста, повторяющихся  по числу строк и виду рифмовки. Данный  критерий не обязателен– можно писать и астрофическим стихом, но и у последнего есть свои правила. Текст не должен представлять собой хаотичное смешение меняющихся рифмовок, а значит, и ритма. Стихи – это ведь не только тема, но еще и мелодия  произнесенных слов…

Интересное наблюдение: более 70 процентов поданных на «МК-2013» стихов оказались  написанными простыми катренами с перекрестной рифмовкой. Это та простейшая форма, которой можно зарифмовать все, что угодно, даже газетную статью. Писать так  - не плохо и не хорошо: у всех  классиков есть  стихи, написанные простыми катренами, но чтобы они остались в нашей памяти, авторам  пришлось удивить читателя чем-то еще – языком, темой, звучанием, рифмами…

4. БОГАТСТВО ЯЗЫКА. Часто попадались технически правильные стихи с удивительно бедным словарным запасом. Более  того, в сравнительно коротком стихотворении автор умудрялся значащие слова (которых и так было мало) еще и повторять, делать одинаковые   рифмующиеся слова в нескольких строфах, использовать однокоренные слова… Чем богаче, разнообразнее (и точнее по смыслу) словарный запас стихотворения – тем выше уровень мастерства автора. Чем меньше в его стихах притяжательных местоимений (твои, мои, тебе, мне и т.д.) – тем лучше. Эти местоимения, как правило мало что привносящие в содержание,  всегда лучше заменять каким-нибудь более ярким по смыслу определением-образом.

5. РИФМЫ. Чем ритмы точнее, тем лучше, хотя это требование не всегда обязательно: там, где рифмующиеся слова разнесены,  прекрасно звучат и неточные рифмы, число которых больше, а сами они - интереснее. Зато употребление на конце строк банальных рифм (любовь-кровь-вновь, печаль-вуаль, розы-морозы-слезы  и т.д.) сводит на нет все впечатление от прочитанных стихов! Использование банальных рифм – признак слабой техники исполнения! Точно так же не профессионально ставить на конец строки глаголы и рифмовать их с друг другом. Еще хуже – рифмовать между собой на концах строк два деепричастия. Вообще,  обилие параллельных рифм в стихах (рифмовка одинаковых частей речи в одной форме друг с другом) – это признак отсутствия техники. 

6. СТРУКТУРА РИТМА. Ритм может быть разным, и строиться он может по разным принципам (тоническое стихосложение или силлабо-тоника, чистый метр или логаэд), но в любом случае, звучание рифмованных стихов (а на конкурс принимались только рифмованные стихи!) должно иметь упорядоченную структуру, быть  гармоничным и иметь хотя бы какую-то повторяемость звучания. Всякая какофония ритмов – смешение их, часто еще и дурно звучащее – это либо неумение автора, либо – предмет обсуждения на другом конкурсе. Все стихи, поданные на «МК-13», я не поленилась проверить звуковой схемой. Это не только полезно (особенно для самого автора!), но и очень познавательно.

Между прочим, подавляющее большинство поданных стихов оказалось написано ямбом (4-стопным, реже – 5-стопным). Иногда  попадались логаэды анапест-ямб и чистые анапесты. Все прочие ритмы встречались крайне редко. А жаль! Потому что, если вам не удалось удивить читателя содержанием и поэтическим языком, то всегда можно немного «вытянуть» или приукрасить свои стихи более редким (но чисто и гармонично звучащим) ритмом, и это только прибавит интереса к вашему произведению!

Да вот, собственно,  и все средства, которыми автор может удивить (или хотя бы не отвратить от себя) читателя. Казалось бы, всего 6 пунктов,  пустячок, а на поверку из 185 поданных заявок  этим очевидным критериям ответило (в какой-то степени) всего лишь 81 произведение… Грустно, не правда ли?

В настоящее время на странице «Т.М. Ликбез» в сборнике «Учимся мастерству» идет публикация произведений конкурсного пакета «Мастер класс-2013». Таблица номинантов конкурса, как обычно, дана в Итоговом Протоколе: http://www.stihi.ru/2013/09/17/2905  Приходите, читайте, оставляйте свои отзывы.

С уважением, Алкора.

P.S. В сборнике "Учимся мастерству-2013" идет печать статей с разбором всех стихотворений из конкурсного пакета для голосования:
   http://www.stihi.ru/2013/09/18/4699
   http://www.stihi.ru/2013/09/19/3421
   http://www.stihi.ru/2013/09/23/6365
   http://www.stihi.ru/2013/09/28/3243
   http://www.stihi.ru/2013/10/01/7028
   http://www.stihi.ru/2013/10/08/7429
   http://www.stihi.ru/2013/10/19/4918
   http://www.stihi.ru/2013/10/26/7648
............
Жду вашего прочтения и откликов. Только давайте договоримся так: я свое мнение высказываю в статье открыто. Оно может быть ошибочным, но это мое мнение - личное впечатление от стихов (от стихов, а не от личности автора - я  анализ стихов всегда делаю по АНОНИМНОМУ ПАКЕТУ, не видя имени их создателя).

Все ваши несогласия, объяснения и другие ваши мнения не надо присылать мне почтой: я не обсуждаю чужих стихов с третьими лицами, причем за спиной авторов, да и с авторами стихов предпочитаю говорить напрямую - на сайте, не боясь ставить свое имя под отзывом. Поступайте и вы также - в открытую.

Ваши отклики и возможные замечания по стихам прошу оставлять либо лично автору - на его странице под его стихами, либо в отзыве к соответствующей моей статье с разбором конкретных стихов. Именно в отзыве, а не в замечании к ЧУЖОМУ отзыву. И тем более - не в письме мне электронной почтой. Почтой я никому разборов стихов не делаю - не имею такой физической возможности, к сожалению.

Надеюсь на правильное понимание. Алкора


 


Рецензии
Ваша страница для меня – клад просто. Нашла здесь много полезной информации, и всё в одном месте, что очень удобно (когда-то приходилось искать в разных источниках). С моей точки зрения, написано коротко и ясно (сужу по тем статьям, что успела прочитать).
Разбор стихов очень даже необходим: на чужом опыте тоже можно учиться, если на своём не получается (а всё из-за «хвалебных» отзывов). Они приятны, конечно, но мне от этого уже «и скучно, и грустно» – никакого развития. Ощущение: сидишь десять лет в первом классе.
Кроме «прекрасных авторов и талантливых поэтов» на сайте есть новички. Они возможно ищут, как я когда-то, такую страницу, где можно найти много полезного. Единственное, что могу сделать для них, так это разместить на своей странице ссылку на вашу страницу.

За такую огромную работу, такое же огромное спасибо!

Санди Иданс   15.02.2014 01:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Санди! После таких отзывов хочется работать. Рада вам!

Алкора   15.02.2014 12:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.