Бог. Мир. Человек

15.11.2009
Принято считать, что вера человека не переходит в понимание как форму рефлексии, и понимание не переходит в веру. Они дополняют друг друга, но составляющие веру информационные компоненты (политические, экономические, филосовско-мировозренческие) – огромны. Нельзя верить во что-то или в кого-то  без понимания и  без представлений, которые накапливаются индивидом и обществом. То есть, вера - это не чисто чувственное состояние индивида, и происхождение веры и разумности (во всей их очевидности) – многовекторный процесс.
Тем не менее, разумность или понимание, включая веру, нуждается в таком качестве, как интуитивное постижение реальности, присвоение ее субъектами разных формаций – рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической и коммунистической. Во все времена человек должен был верить в свои силы. Велимир Хлебников скажет:
Я верю в разум мировой
Земного много шире мозга
Речь идет о вере как об особого рода интеллектуальной стратегии объединяющей общества, государства и цивилизации. Парадоксальный Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан сформулировал такую максиму: “Верую, ибо абсурдно" (Credidile est quie ineptum). Речь идет о том что:
"Распят Сын Божий – не стыдно, ибо постыдно. И умер Сын Божий – это вполне достоверно, ибо нелепо. Погребенный, он воскрес – это верно, ибо невозможно" - Данный мыслительный парадокс был высказан в начале ІІІ века нашей эры. В ХХІ веке принято считать (позиция апологетов религиозного миропонимания), что созерцание Бога, данное в акте откровения, есть результат Его воли и не достигается в одностороннем порядке. Субъекту не могут помочь, ни когнитивные усилия, ни апелляция к своей вере. Но реальность, окружающая носителей разума продолжает сохранять свою троичность (вещество, энергия информация). Мир усложняется. Стратегия жизнедеятельности человека постоянно совершенствуется. Вера, как замечательный инструмент мировидения приобретает новое качество и, усложняясь, остается равной себе. И мы это знаем, а значит и верим.
                03.09.2013


Рецензии