Как это было с Амфорой-два
Случилось на тропках к вершинам Наук,
К вершинам стремился и я, в детстве Толька,
Путём, что открыл всем Антон Левенгук!
1999 - 2001 - 2001 - 2002 - 2003
ПИСЬМО ВЕКА НА СТЫКЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
АВТОРСКИЙ СЕРИАЛ А. АРТЮШКИНА
Книги - корабли мысли, странствующие по волнам Времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения и поколению… если сооружение кораблей казалось... чудом искусства... то насколько же больше мы должны ценить значение письмен, когда мы признаем, что они, как корабли, проходят во необъятному морю житейскому и передаст отдаленным вехам плоды мудрости ж открытия одного века в назидание грядущим поколениям.
Фрэнсиз БЭКОН. ("Корабля мысли", Москва, "Книга". 1986)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К заключительной части авторского сериала, "Эпилогу сенсаций", затеянного с целью привлечь внимание к нетривиальному научному поиску, поднять вопрос о законодательном обеспечении востребованности и практической реализации крупных научно-технических достижений с одновременным автоматическим присвоением авторам оригинальных разработок, всегда задевающих высокие амбиции, степеней кандидатов и докторов наук.
Краткая записка, предваряющая несколько рукописей к объемистое документальное приложение, затронет важную ж актуальную для России проблему своевременного использования собственных достижений, порой, как в данном случае, отдаленно напоминающих по судьбе открытия А. ван ЛЕВЕНГУКА и Г.МЕНДЕЛЯ, будет направлена в ряд инстанций и редакции СМИ, заинтересованные в НТП и способные: оказать автору адекватную ситуации информационную поддержку.
При этом автор последует патенту Природы, которая с целью выживания и процветания разбрасывает семена разными способами и в разных направлениях.
Конечно, фантастичность ощущений (целая страна десятилетиями не замечает, или делает вид, что не замечает новых возможностей в новом научном направлении с использованием т.н. смешанных культур микроорганизмов), создает эффект сказочного действа, выходить яз которого порой я не хочется, но естественная потребность успеть принести пользу обществу новым знанием, умением комплексно решать, в частности, проблемы экология, пересиливает и тогда вновь берешь авторучку в надежде вырваться из хитросплетений отрицательных заключений и мнений. Хорошо понимаю радость, какую испытал в свое время В. Высоцкий, узнав, что его стихи появились на странице журнала "Химия я жизнь". А вот почему мой рассказ о невероятных происшествиях глазами инопланетян не был опубликован года два назад в журнале "Наука я жизнь", остается загадкой. В редакции мне сообщили, что мой рассказ остался у сотрудницы, которая уволилась и не проживает в России. Чем не чудеса в решете?!
И тогда подумалось, а что если я и в самом деле оказался объектом экспериментов некоей внеземной цивилизации, решившей определить, сколько же научных открытий надо сделать в России, чтобы защитить кандидатскую? Чтобы получить статус выше нулевого, а пенсию выше прожиточного минимума. И вот получается на сегодняшний день, а за окном начале июля холодного лета 2003 г., что от шести и выше еще мало. И что приводит в изумление, а с годами все больше, так это тексты заключений, заключений всегда отрицательных, на результаты выполненных разработок. В одном случае не обратили никакого внимания на ранее сделанные замечания автора, из которого очевидно следовало, что он достаточно компетентно разбирался в вопросах, решать которые брался. Странная закономерность. Ни в одном отрицательном заключении не упоминалось, к каким новым выводам пришел автор. Науковеды будущего, сравнивая тексты и заключения по ним, обязательно отметят невероятную виртуозность рецензентов в замалчивании сущности научных открытий, отраженных и графически (кривыми дыхания микроорганизмов при различных воздействиях) и в авторских тогдашнего Госкомизобретении.
Читаем заключение действительного члена РAEH И. А. Деминой.
"В чем новизна Ваших исследований?" Но авторские на изобретения выдаются лишь при наличии признака - "новизна".
"В чем перспективность исследований?"- В том, что была создана база для новых открытий, к сожалению, неиспользованных.
"Существует ли хотя бы одно научное учреждение, которое разделяло бы Ваш энтузиазм по поводу смешанных культур?" - Не существует, как до поры, до времени не существовало ни пенициллина, ни Интернета.
"Кто должен изыскивать за Вас лаборатории, ученых-соратников, которые ведут аналогичные исследования?". Ответ можно найти в номере газеты "Советская культура" от 8 августа 1987г., где я, видя, какой оборот принимают события, признался - "опасаюсь, что мои даяние никто не заметит, опыты не повторит, только чтобы не признать, что они являются в какой-то степени достижением". К тому же мои многочисленные и многолетние изыскания заканчивались вот такими ответами, как - "Молдавии фенолы не угрожают", или "нет и не будет вакантной должности, к тому же отсутствует лимит на прописку".
А вот вопрос по поводу реализации и экономического обоснования проекта нелеп до крайности, ибо как можно требовать плодов от дерева, лишив его связи с почвой, с водой, с питанием?
Вопросы: Чья?", "Кто?", "У кого?", "Кто организовывает?"
Наивно искать ответа на эти и подобные вопросы - об этом можно судить лишь косвенно, по многотомно! и многолетней переписке, да по услышанному - "Не советую устраивать Всемирный Симпозиум", или "Москвичи готовят тебе вот такой кирпич" ,- так что двустишие "Один за всех делает открытия, и все на одного с криком: "Бить его?" имеет реальную основу.
Далее - "Кто виноват, что тема Ваши диссертации оказалась ошибочной? Ответ - "Никто од виноват и я даже этому рад", ибо отказавшись от защиты плановой диссертации (концепция индикаторного значения простейших организмов оказалась ошибочной), я оказался автором (новое в науке принято встречать штыками) нескольких, а может быть и многих научных открытий, признать которые многие сочли признанием собственной несостоятельности, пусть ж косвенным.
Увы, нравственность в научном мире не на таком уровне, чтобы поинтересоваться, а куда это исчез этот настырный ученый из Баку и как ему живется-можется в разлуке с наукой?
"Кто должен компенсировать эти пустые затраты?" Вопрос не по адресу. Было бы справедливей гадать его тем 340 тыс. докторам и канд. наук, которые прошли мимо удивительного ряда - в Советском Союзе в те годы именно столько человек занималось наукой и вклад ученого в науку порой оценивался по-колхозному уравниванием, галочкой присутствующих и вкалывающих.
"А чем помогли Вы людям, что предложили реального?" Что может быть реальнее массива нового знания новых возможностей. По существу речь должна идти об опережении на десятилетия уровня познанного, раз уж, насколько мне известно, мои давние эксперименты не смог, или не захотел повторить, раз уж за все годы я не получил ни одного свидетельства о готовности меня выслушать - что это я там понаоткрывал? Даже в разлуке с наукой я рассылал в инстанции инициативные предложения, которые, судя по всему, находили успокоение, в бюрократических картинах. А ранее одна докладная имела финал в полном соответствии с духом тех застойных времен - оказывается, я не подтвердил звание ударника коммунистического труда.
"Вы пишите: "Дело за малым - сделать открытие еще одной деталью древнегреческой амфоры".Как это ни поразительно, но это единственное упоминание о существе дела Ни о фотоэффекте, ни о стимулировании окисления фенолов, ни о синхронных автоколебаниях, ни о многом другом- ни слова.
Если призадуматься над сложившейся ситуацией, то получается, что Россия, теперь уже в науке продолжает наступать на те же грабли, как подметил в недавнем выпуске "Делового клуба" на радио России, правда по другому поводу, К. Ривеико, о чем свидетельствует судьба таких ученых, как Н.И. Вавилов, Н.В. Тимофеев-Ресовский, А.Л.Чижевский В.П. Демихов, Ф. Ведозерцев. Не претендуя на столь высокую известность автор десятилетиями не дождется, когда его труд, а это порядка ста тысяч измерений скорости окисления с секундомером в руках и 20 кг исписанных диаграмм, получит оценку, найдет применение на практике. Шла бы речь о протекающей крыше, я обратился бы в ЖЭК. Когда в замороженном состоянии идея автоматизации процесса получения нового знания, приходиться, как говорится, бить в колокола. В деталях я могу ошибаться, в реальности новых возможностей- вряд ли. Как бы хотелось, чтобы это уяснили те, от кого зависит, куда и как развиваться науке, в частности, микробиологии.
Каким же мне видится выход? - Поэтапным.
1. Обучение, наряду с другими учителями средней школы общению с Интернетом и подключение к нему.
2. Налаживание контактов с руководством - ФУНЦ "ВОДГЕО" на предмет упрощенной защиты кандидатской, или докторской после сообщения или доклада "Исследование новых стационарных состояний в микробиологии очистки сточных вод", "Синхронные автоколебания кислорода и рН в смешанных культурах микроорганизмов - первая в мире потенциометрическая регистрация (май-июнь 1978г.)"
3. Налаживание посредством Интернета контактов с учеными г. Пущино, достигшими определенного прогресса в использовании микроорганизмов в детоксикации, в окислении гептила (сообщение радио России в программе "Сделано-сказано) для экспериментального определения, не повысится ли эффективность этих процессов после стимуляции опытных образцов микроорганизмов к окислению фенолов.
4. Обеспечение части средних школ портативными приборами с датчиками на О2 и рН для воспроизводства на уроках биологии наглядных и показательных кривых - "солнечных", "стимулирующих окисление фенолов", "синхронных автоколебаний после облучения светом в области 254 нм, что привлечет ребят к экспериментальной работе, к науке и позволит в конечном итоге занять России на ряда направлений лидирующие позиции. Возможности Интернета в атом отношении трудно переоценить.
Вязьма / 02.07.03.
PS. От 08.07.03. Перечитав, с целью исправить возможные погрешности и ошибки, текст пояснительной записки, я пришел к идее, а это скорее игра ума вообразить, какими бы были известные пушкинские строчки, живи он среди нас, в сегодняшней России. Конечно, в масштабах того, что дал А.С. ПУШКИН России, я могу лишь мечтать занять в его тени как можно меньше места, чтобы хватило другим, но в смелости перечить сильным мира сего А.С. всегда будет для меня образцом для подражания:
Россия.
О, сколько здесь открытий чудных
Исчезло, испустило дух,
И сколько в толпах многолюдных
С судьбой газетой битых мух.
Сопроводительная записка
К блокам текстов А – по вопросу участия автора в работе одной из секций Международной конференции "Высокие технологии XI века" с историей вопроса и блока Б - текста "Из кладовой памяти на корабль мысли..." с описанием недоразумений, из-за которых " сделанные автором научные открытия привели к резолюции - Необходимо прекратить работы т. Артюшкина от филиала" с последующим, весьма изящным отлучением автора, мол, не высовывайся, от науки.
Начало записки было бы совсем иным, если бы не один сюжет на ТВЦ программы А. Караулова "Момент истины". Как я понял, ситуация, когда продавщица Екатерина Ермакова, спасая сельчан от голода, стала объектом судебного преследования, возмутила и привела в негодование многих. Поверить в такое было невозможно, но фразы типа "не знаю, а если и знаю, не скажу" создавали впечатление театра абсурда. До какой же низости надо было дойти, чтобы вот так, прилюдно отвечать на доброту злом и бессердечием?!
Или случай с Алферьевым, если не ошибаюсь, который решая важную для России демагрофическую проблему, не только не нашел понимания администрации г. Нижнеудинска, но лишен возможности работать и кормить девятерых детей. Спрашивается, откуда корни столь бесчеловечного отношения и людей и властей к добрым проявлениям, которые только и могут вывести страну на достойный уровень жизни?
Вот и моя ситуация, может быть и не столь невыносимая, хотя поверьте, годами видеть пустующим почтовый ящик - можно и свихнуться, но очень уж длительная.
Ведь получается, не трать я былые годы на занятия наукой, когда я засиживался до полуночи в лаборатории и не достигни в итоге результатов, какие и не снились иным нашим мудрецам, давно бы и защитился. Но чем выше становилась планка моих результатов, развить которые я так мечтал в условиях хорошо оснащенной лаборатории и потому порой беспокоил ученых мужей, тем чаще ощущал, а у меня богатая интуиция, действие тормозов в самой различной форме. Ведь доходило до того, что докладная с просьбой дооснащенности оборачивалась решением, что я не подтвердил звание ударника комтруда, хотя порой работал сразу в двух ипостасях - и дружинником, вернее командиром дружины и в лаборатории по моим записям лаборанты вносили питание в работающие установки и делали записи.
Вынужденная разлука с наукой переносилась бы еще труднее, если бы я не находил себя в творчестве, и в журналистском и в сочинении мелодий.
Я и сегодня не перестаю интересоваться наукой, хотя возможности мои довольно ограниченные. На днях меня очень заинтересовали работы академика РА медико-технических наук Петра Петровича Гаряева в направлении "волновая генетика". Я вспомнил, что в свое время носился с идеей, не будут ли передаваться некоторые признаки смешанных культур микроорганизмов при бесконтактном выращивании, по наследству, но дальше идеи дело не пошло. Или другая идея - "закрепить" аминокислоты на носителе и посмотреть, не проявится ли каталитическая активность под воздействием магнитного поля.
А сегодня моя голубая мечта - компьютер и доступ в Интернет, что решило бы многие мои проблемы. Но, увы, Федерация Интернет образования не отвечает.
Вязьма 16.04.04.
На фотоснимке конца 70-ых модельный зал лаборатории биол. очиски бакинского филиала тогда ВНИИ "ВОДГЕО".
Свидетельство о публикации №113090200032