Как поздней осени порою

              "Как поздней осени порою
               Бывают дни, бывает час,
               Когда повеет вдруг весною
               И что-то встрепенется в нас"
                (Ф.И. Тютчев)

Фёдор Иваныч, а у меня не так,
Я бы сказала даже – наоборот.
Осень весною мне то и дело знак
Исподтишка какой-нибудь подаёт.

Осень цветущей яблони аромат
Соединяет с духом листвы гнилой
И переводит от лепестков мой взгляд
Вниз, где опавших листьев остался слой.

Осень вплетёт дождей своих долгих грусть
Прямо в апрель, в капели весёлый стук.
Осень – она все пять атакует чувств,               
Даже капустой квашеной может вдруг

Выплыть в борще и с ложки свисать, дразня,
Или подбросит сморщенный чернослив
Символом увядания для меня:
Осень на ощупь, грустный такой мотив…

Осень весны сильнее. Она честней.
Знает, чем всё кончается, не даёт
Мне ни весной, ни летом забыть о ней –
Пусть уж скорее, что ли, сама придёт!

…Вот и явилась. С палкой в руках,  в плаще               
И в сапогах резиновых. (Из весны
Более грозной виделась! Вообще
Призраки,  воплотившись, не так страшны.)

Я постою с ней рядышком у крыльца,
Глядя на голой яблони силуэт,
И улыбнусь, поняв, какого конца
Ждёт этот стих и как же был прав поэт.

Знаю, вот-вот  издаст мелодичный звон
Дождика еле видимая струна,
Ветер, смеясь, откинет мой капюшон –
И принесёт дыханье твоё, весна!



Написано для:
Конкурс Самовыражение 2 "Любимые поэты - Осень"


Рецензии
Здравствуйте, Ирина! Мне очень понравился Ваш стих. На конкурсе «Любимые поэты-Осень - Голосование» (Конкурс Самовыражение 2) я с удовольствием за него проголосовала! Отзыв уже написан – думаю, ему самое место не «там, в архивах», а именно здесь, на Вашей страничке!))

16. Ирина Ломовцева СПб
Как поздней осени порою
http://www.stihi.ru/2013/09/01/2525 Этот стих – настоящая беседа с любимым поэтом, причем именно на тему эпиграфа. Ирина тепло и почти по-дружески делится с Тютчевым впечатлениями о присутствии весны в осени и осени в весне. Это получается очень убедительно и умно, причем с поэтичными аргументами (например, «Осень цветущей яблони аромат соединяет с духом листвы гнилой»). И мировоззренческий вывод буквально вытекает из всего сказанного: «Осень весны сильнее. Она честней. Знает, чем всё кончается…» Как известно, и во многих философских, и тем более в религиозных традициях памятование о смерти считается началом премудрости. Стих задевает глубокие слои души. Интересный ритм (который, правда, не сразу организуется в восприятии). Небольшие шероховатости технического плана есть (например, тот же ритм требует скорее «Федор ИванОВич», чем «Федор Иваныч» и др.), но на них фиксироваться совершенно не хочется.

Кстати, на Самовыражении объявлен новый конкурс, "Осень - весна"... Как специально под Ваш стих! - Не хотите?

С теплом,

Марта Журавлева   22.09.2013 00:39     Заявить о нарушении
Марта, спасибо! У меня вообще стихи быстро не пишутся, а тут что-то потянуло влезть в конкурс и что-то сотворить по заданному эпиграфу. Если переводить этот стих из "упражнений" в "настоящие стихи", то его надо будет отделывать, он у меня сейчас не вызывает полного удовлетворения. Относительно "Фёдора Иваныча" я считала, чуть ли не загибая пальцы, и получилось по тому размеру, который я выбрала, что надо "Иваныч", а иначе слог лишний. Собственно, "Иваныч" и задал размер. Я и размер с "Ивановичем" пробовала. С "Ивановича" дальше не пошло, а с "Иваныча" пошло.

Пожалуй, и правда не надо его забрасывать, вот Вам же понравилось! И про конкурс я подумаю, хотя жалко людей, которые этот стих опять должны будут читать, многие ведь и в этом конкурсе участвовали. Тема действительно прямо под него.

Ещё раз - большое спасибо!


Ирина Ломовцева Спб   22.09.2013 01:14   Заявить о нарушении
Не надо, не надо "забрасывать" - конечно!))
Стих - ХОРОШИЙ!
Спасибо!))
)))

Марта Журавлева   22.09.2013 01:33   Заявить о нарушении
Марта, с Вашей лёгкой руки я изменила две строчки, что мне не нравились. Спасибо, что подтолкнули!

Ирина Ломовцева Спб   22.09.2013 02:23   Заявить о нарушении
...А я уже не так хорошо помню и не поняла, какие именно. В конце?..
А с ритмом... Да может быть, и не надо уж слишком высчитывать, пусть будет свободным. Скажем, строчка "Осень вплетёт дождей своих долгих грусть" все равно длиннее всех остальных первых строчек, так что же, весь стих менять? Сказано-то хорошо.
Еще раз с удовольствием прочла стих. Сопоставление запахов, неожиданных деталей - так все неизбито, живо... Правда замечательно!
)))

Марта Журавлева   22.09.2013 10:16   Заявить о нарушении
Нет, не в конце. Как раз эта "Осень вплетёт дождей своих долгих грусть" и следующая за ней - немного другие. Не очень заметно - ну и хорошо, значит, хуже не стало. Строчка, кстати, хотя и выглядит длинной, но содержит те же 11 слогов, что и все остальные, что и первая.
Ну, и не думайте больше об этом, Марта, и так уже много внимания Вы этому стиху уделили! Я не устояла, послала его на конкурс, но пометила, что вне конкурса.
С симпатией,
Ирина

Ирина Ломовцева Спб   22.09.2013 12:47   Заявить о нарушении
Да, действительно, слогов столько же... А я ведь, вроде, считала! ))
А дело, видимо, в том, что ритм в целом своеобразный - есть неполные стопы.
Дактиль с пропущенными слогами (они в скобках):
!-- !-(-) !-- !(-)- ! (Федор Иваныч...)
!-- !(-)- !-- !-(-) ! (Осень вплетёт дождей своих долгих грусть)
Пропущенным является то второй слог из стопы, то третий.
Ой, я, наверное, уже занудствую, Вы уж меня простите)) Самой разобраться хочется, видимо.
Ритм - понятие живое. Человек даже дышит то побыстрей, то помедленней - что уж говорить о ходьбе или сердцебиении...
Все красиво, нестандартно и густо наполненно - разумеется, это главное))
С теплом,

Марта Журавлева   22.09.2013 13:08   Заявить о нарушении
Марта, я Вам очень признательна! Я рисовала ту же картинку, у меня тоже получался нарушенный дактиль, но у меня не было вот этих указаний в скобках на пропущенные слоги, поэтому все строки выглядели одинаково! Мне совестно, но признаюсь: если из двух безударных слогов остаётся один, то я не знаю, какой пропущен, первый или второй... Есть смутное ощущение несовершенства, я думала, что это потому, что некоторые ударные не такие уж ударные, вот "а" в первой строчке. Всё из-за Фёдора Иваныча, с которого мне непременно приспичило начать!
Испытываю некоторый душевный подъём, видя, что здесь есть, кроме меня, и ещё люди, которые думают о таких вещах и считают, что они имеют значение. Мне кажется, что вольности в рифмах и размерах допустимы только там, где это оправдано самим стихотворением, образами, общим уровнем.
Не обязательно мне отвечать, а то я Вас в какой-то затяжной диалог втягиваю. Спасибо за участие, Вы мне реально помогли!

Ирина Ломовцева Спб   22.09.2013 14:09   Заявить о нарушении
Ой, ну и слава Богу!)) А то я себя уже ругаю за въедливость... Но сужу так: я сама была бы рада такому "занудству"? Конечно!
Ну, может, тогда и не лишне))
Спасибо и Вам!
С улыбкой,

Марта Журавлева   22.09.2013 14:13   Заявить о нарушении