Альфред Хейдок. Ещё об Учителе жизни

                ЕЩЕ ОБ УЧИТЕЛЕ ЖИЗНИ

      В моей статье "Учитель жизни", посвященной академику Н. К. Рериху по случаю его векового юбилея, указывалось на одно, засвидетельствованное наблюдателями, свойство его светлой личности, а именно благодетельное воздействие его ауры на окружающее, –  он приносил людям удачу, облегчение...
Такое утверждение, несомненно, вызвало у некоторых скептиков улыбки и, возможно, насмешливые замечания.
       Предоставим им тешиться своим воображаемым умственным превосходством, а для чуждых предвзятости объективно мыслящих людей приведем еще одно свидетельское показание о Н. К. Рерихе.

     Последние десятилетия жизни Н. К. Рерих вместе с членами семьи провел в Индии, в своем имении, расположенном в овеянной древними легендами долине Кулу, где, по преданиям, родился Гаутама Будда. Там же был расположен основанный Рерихом Институт исследования Гималаев, прекративший свое  существование во время Великой Отечественной войны.
   * Боз Бош, Боше Джагадаш Чандра (1858-1937) – индийский ботаник и физик, основатель научного института в Калькутте.

      После завершения многолетней Среднеазиатской экспедиции вместе с Рерихами сюда, в это имение, прибыли две сестры – Людмила и Ираида Богдановы, присоединившиеся к экспедиции в Монголии. Эти сестры провели всю жизнь в теснейшем сотрудничестве с Великой четой – Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами. После их смерти сестры вместе с Ю. Н. Рерихом вернулись в Советский Союз и поселились в Москве. Вскоре Ю. Н. Рерих и старшая сестра Людмила Богданова умерли, а младшая, Ираида Михайловна, ныне наследница и хранительница музея-квартиры Ю. Н. Рериха по Ленинскому проспекту, 38. Итак – Ираида Михайловна свидетельствует. Когда мы жили в нашем имении в Кулу, окрестные жители глубоко чтили и уважали Николая Константиновича, называли его Гуру, что по их понятию как бы духовный учитель и святой вместе.

       В бедах и несчастьях приходили к нему не за материальной, а за духовной помощью.
      Бывало, выхожу утром на двор поместья и вижу фигуру крестьянина из окрестностей или горца – стоит понуро, дожидается возможности, чтобы увидеть русского Гуру. В руках подношение: чашечка с рисом, сверху прикрытая красным цветком. Такой уж у них обычай, нельзя являться к святому или отшельнику с пустыми руками... Святой ведь, сам не сеет, стало быть – не жнет... И все они знают, что лучше всего через меня обратиться – я быстро научилась их языку.

   - Скажите Гуру, что меня несчастье постигло! – просят они.
      Ну, я иду к Николаю Константиновичу: так и так, человек просит.
      Он мне указывает, куда посетителей привести, и сам туда идет. Я присутствую в качестве переводчицы. Кланяется посетитель:
   - Помоги, Гуру! Меня несчастье постигло. Плохо мне!

      Николай Константинович ласково похлопывает его рукою по плечу, поглаживает и по-русски говорит:
   - Тебе будет хорошо! Хорошо будет!
     При этом он сует в карман посетителю несколько рупий. И, просветлев, уходит посетитель.

   - А бывает ли, что один и тот же посетитель приходит и другой раз, почему-то спросил я Ираиду Михайловну.
   - Как же, –  ответила она, – очень часто приходят, но уже не за помощью, а с благодарностью.

  - Спасибо! Помог ты мне, Гуру! – говорит. – Теперь я живу хорошо.

      Так в сумраке серой обыденщины, над морем человеческих страстей и устремлений, среди борьбы сталкивающихся интересов и поверх границ стран и народов светило пламенеющее любовью к людям сердце Николая Константиновича, и на этот тихий свет, манящий и притягивающий, равно приходили за помощью как обездоленный русский, так и впавший в несчастье индиец и получали эту помощь.


                ВЕЛИЧАЙШЕЕ СОБЫТИЕ ВЕКА
                (из серии "АГНИ ЙОГА")

   В Новую Россию Моя первая весть.
   Ты, давший Ашрам,
   Ты, давший мне две жизни, – возвестите. Строители и воители, укрепите ступени. Читающий, если не усвоишь –  перечти, переждав. Сужденное не случайно,
   И листы упадают во времени,
   Но зима – только вестник весны.
   Все открыто, все доступно,
   Я вас замкну щитом – трудитесь,
   Я сказал.
   Учение Живой Этики (Агни Йога): Зов

      Все чаще и чаще на страницах журналов и газет прорываются сообщения о проявлениях сверхнормальных или сверхчувственных способностей. Кто-то двигает предметами на расстоянии, кто-то вылечивает, направляя ток своих рук на больного, кто-то, не имея никаких физических ориентиров, безошибочно указывает местонахождение потерявшихся детей, кто-то читает текст, прикрытый от его физического зрения толстым слоем бумаги, кто-то ходит босыми ногами по горячим угольям без всяких ожогов, точно по росе* и т. п.
___________
   * См. газету "Неделя" № 13 (785), 1975 г., с. 22. "Босиком по огню", перевод с чешского П. Антонова.

      Сведения о таких явлениях буквально "прорываются" на печатные страницы, так как официальная наука не хочет признать сверхнормальных явлений, которых она не может объяснить. В результате такого нежелания появляются попытки отрицать самые факты сверхнормальных явлений или им даются никого не убеждающие и подчас самые нелепые объяснения. Но"факты – упрямая вещь", их становится все больше, и отрицателям приходится отступать. В качестве иллюстрации к сказанному приведу пример.

      В издающемся в Софии журнале "Болгария" (№ 8, 1982 г.) помещена статья ливанского журналиста Абделя Абделлаха "В гостях у Петрической ясновидицы Ванги". Вкратце ее содержание следующее.
     В г. Петрич (Болгария) живет пользующаяся всеобщим уважением и покровительством государства и уже заслужившая широкую известность предсказательница Ванга. В 12-летнем возрасте Ванга ослепла, но в 16 лет у нее открылось другое зрение, и она стала гадать.
      Посетитель, желающий воспользоваться способностями ясновидицы, должен принести ей кусок сахара, пролежавший одну ночь под его подушкой. Взяв из рук журналиста кусочек сахара и перебирая его пальцами, Ванга поразила журналиста точностью и правдивостью описания его прошлого, предсказала личное будущее и осветила некоторые политические события в Ливане, о которых журналист решил не сообщать. Удивительные способности Ванги признаны государством.

       Итак – из кусочка сахара была слепою женщиной извлечена обширная информация, где стерлись границы между прошлым и будущим!
      Каким образом это было совершено? Какие факторы здесь имели место? На эти вопросы официальной науке придется развести руками и признать, что в человеческой особи скрыты могучие силы и возможности, о которых официальная наука почти ничего не знает, что анатомия раскрывает лишь малую часть человека, он попрежнему – тайна. И эту тайну нельзя раскрывать методами современной физики.

      И все же консерваторы официальной науки приложат все усилия, чтобы опорочить, не допустить признания очевидных фактов, несмотря на неопровержимые свидетельства. Разве не назвала шарлатанством французская Академия наук изобретенный Эдисоном фонограф – первую звуковую запись? Разве не игнорирует официальная наука две тысячи достоверных свидетельств явлений душ умерших, свидетельств, собранных французским астрономом и мыслителем Камилем Фламмарионом? Но имеют ли такие представители науки право называться почетным званием ученых?

      Чтобы раскрыть тайну человека, его происхождение, его роль в мироздании и назначение, нужны высшие знания, хранительница которых Шамбала.
      Но знание – сила, и тем более Высшие знания. Сила дает власть. Власть нельзя вручить невежественным или злобным эгоистам, ибо употребят они ее на зло и разрушение. Только высокой нравственности может быть доверена мощь. Лишь степень нравственности и связанной с нею. ответственности могут определить степень мощи, доверенной человеку.

      Кто или что может возводить человечество на ту нравственную высоту, которая дает право на приобретение высших знаний, доныне именуемых сокровенными?

      Мы видим, что ныне существующие религии не в состоянии это сделать, так как утеряли убедительность и, следовательно, власть над умами ведущей части человечества и пришли в конфликт с наукой.

      Отжили и не могут удовлетворить современное мышление церковные концепции о сотворении мира семь тысяч лет тому назад и о праве священнослужителей отпускать грехи и многое другое. Так же неприемлем современному мышлению антропоморфический (человекоподобный) Бог церковных учений.

       Врагам эволюции нужно, и они будут прилагать все усилия, чтобы умалить значение Шамбалы и тем самым отвести значение Агни Йоги на уровень прочих книг по различным Йогам, каких развелось теперь множество. Их оружие – умаление. Уже теперь делаются попытки изобразить Махатм Гималаев Шамбалы как простую секту каких-то Гималайских отшельников, тогда как величие и масштабность Шамбалы трудно поддается описанию и требует расширенного сознания. Поэтому понятие Шамбалы не может быть изложено в законченном виде, оно должно оставаться постоянно растущим по мере расширения сознания данного человека. Но вкратце значение Шамбалы может быть охарактеризовано как представительницы Космического Разума, на ответственности которого лежит наша планета с ее человечеством, где вместо крылатых ангелов подвизаются люди, неизмеримо раньше нас начавшие свою эволюцию и поэтому неизмеримо опередившие нас в своем духовном развитии.

     Такая концепция должна болезненно отразиться на сознании, напитанном церковными представлениями о мироздании. Но ломка старого неизбежна иначе сознание не может наполниться новым содержанием. "Нет бога, который раньше не был бы человеком" – гласит восточный афоризм, тем утверждая эволюцию.
       Называют еще Шамбалу Международным Правительством. Такое название в значительной степени отражает статус (если так можно выразиться) Шамбалы при условии, что Шамбала не прибегает к физическим мерам принуждения, давлению через дипломатию, но направляет мышление народов, насколько это позволяет космический Закон свободной воли, предоставляющий каждому человеку право самому избирать свой путь.
       Однако это не исключает прямого вмешательства Шамбалы в управление государствами. Мы имеем исторические примеры, когда послы Шамбалы появились в различных странах и передавали ценные указания.

      В 1926 году в перерыве своего большого путешествия Рерих явился в Москву, где у него состоялось свидание с наркомом Чичериным и наркомом Луначарским; он привез с собой совершенно особые дары. Он привез ларец со священной для индийцев гималайской землей и послание Махатм (мудрецов) Индии к советскому народу. Это настолько удивительный документ, что стоит привести его целиком:

      "Знаем, многие построения совершатся в годах 28-31-36. Привет Вам, ищущим общего блага!
      На Гималаях мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего блага!

       Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая единение Азии!"
____________
   * Н. Тихонов, Пакт Рериха

      Но когда меркнут и гаснут отслужившие свой век светильники, тогда зажигаются новые, более мощные, более совершенные и яркие. И такой новый светильник теперь зажжен. Махатмы Шамбалы дали миру Агни Йогу, иначе называемую Учение Живой Этики. Являясь кульминацией теософического учения, ранее данного Махатмами "через Е. П. Блаватскую. Агни-Йога не отрицает общечеловеческих этических и моральных основ, присущих всем великим религиям, но очищает их от вековых наслоений и ведет к новому миропониманию, зовущему к беспредельному восхождению духа.

      Шамбала – источник религий, философий, лучших мыслей, научных открытий. Владыки Шамбалы являются обладателями Космической мощи, границ разумов – которой мы не знаем, и силы Природы Им повинуются. Но Они Владыки Любви и Сострадания, прилагающие величайшие усилия на Благо человечества, приносящие величайшие жертвы во имя Общего Блага.

      Шамбала – гигантская лаборатория мысли, гигантская не по размерам занимаемой ею площади, а по силе ее Мыслителей. Но полное значение этого факта понятно лишь тем, кто удостоверился в истине передачи мысли на расстоянии. Будучи порождением человеческого сознания, мысль жива, как жив ее породитель. Она молниеносна и творит волю пославшего. Поэтому Шамбалу можно уподобить мощнейшей радиостанции, с тою лишь разницей, что она не подвергается помехам обычного радио и посланные мысли большею частью воспринимаются людьми не как нечто внешнее, но как свои собственные.

       Величие Шамбалы может быть постигнуто лишь на путях восхождения духа, предлагаемых Великими Учителями Шамбалы.
      Неизбежное умаление при первом знакомстве с этим высоким понятием при дальнейшем продвижении уступает место благоговению и радости. И понятие Шамбалы остается вечно растущим и зовущим.
      Все, что сказано было выше, было сказано для того, чтобы человек, впервые взявший в руки один из четырнадцати томов Агни-Йоги, знал, что держит в руках не просто книгу, каких миллиарды, но чудо века. Необычны и чудны пути ее появления на свет, как чуден путь и четы Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, принесших миру Агни Йогу. Укутанная в тайну, тысячелетиями оставаясь известной лишь посвященным, Великая Шамбала приподняла край своего покрова и с небывалой щедростью изливает мудрость в том размере, в каком ее способно принимать человечество на данном этапе эволюции.

      Появление серии книг Агни-йоги относится к первой половине нашего века, а ее началом следует считать 1920 год. И не знаменательно ли, что первая книга этой серии начинается словами: "В Новую Россию Моя первая весть..." Не кроется ли здесь прямое указание Великого Учителя Шамбалы, давшего Агни Йогу, что именно России предназначено быть носителем и претворителем в жизнь тех новых идей, которые выдвигаются Агни Йогой?

      Каковы же эти идеи? В отличие от старого мира, построенного на принципах как личного, так и государственного эгоизма, Учение Агни Йоги провозглашает принцип сотрудничества как между людьми, так и между государствами, что в конечном счете должно привести к образованию Всемирного Братства народов – к Мировой Общине.
      "Пора личной торговли прошла – не быть малым хищникам! Общинное устройство единственное спасение", – сказано в книге "Озарение" из серии Агни Йоги. Остается ли здесь место сомнениям, на чьей стороне стоит Шамбала со всею своею мощью, границ которой мы не знаем?

                * * *

      Когда меня спрашивают о моих встречах и личных впечатлениях о Н. К. Рерихе, то мне первым делом хочется отметить одну его особенность великую простоту и спокойствие в речи, движениях. Полное отсутствие желания чем-либо выделиться из окружающей среды. Но – как странно! – он ни за что не мог бы спрятаться или, как говорится, раствориться в толпе, стать незаметным. Почему? Сила, которую я назову духовным магнитом, придавала особую значительность его личности, его движениям, словам – его всегда видели все, замечали все, стремились ближе подойти и чутко прислушивались ко всему, что он скажет. Конечно, среди этих прислушивающихся могли быть и враги, ищущие повода к осуждению.

      Почему я называю сущность Н. К. Рериха огненной? Потому что она зажигала и зажигает других возвышенными чувствами, подобно пламени, причем пламя от этого ничуть не уменьшается – ведь от одной свечи можно зажечь миллион свечей.

      О великой притягательной силе творческого гения Н. К. Рериха четверть века спустя красноречиво свидетельствовали громадные очереди, когда открылись выставки его картин в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Риге... Этим же советский народ ярко продемонстрировал, что он в массе своей созрел для высокого искусства, что душа его томится, жаждет и тянется к чаше Красоты.

      Великую истину произнес Н. К. Рерих, говоря: "Искусство объединит народы. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень его един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство –  для всех. Каждый чувствует истину Красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческие сознания. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, кому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больниц, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем".

      Ныне наша Родина как бы второй раз открывает в Рерихе величие своего гениального сына. В начале своего стремительного восхождения имя Рериха потонуло в громовых раскатах Октябрьской революции. Оно исчезло, можно сказать, в крутоверти революционных вихрей, но исчезло лишь для того, чтобы стать именем мировым, обрести невиданную популярность и признание за рубежом и чтобы еще больше и лучше служить своей Родине и прославлять ее – факелоносицу Мира.

      Жизненный подвиг Н. К. Рериха можно назвать титаническим.
      "Когда я думаю о Николае Рерихе, – говорил Джавахарлал Неру, – я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения".

      К этим словам выдающегося государственного деятеля Индии прибавим сведение, что накануне Великой Отечественной войны в разных странах существовало около ста пятидесяти обществ имени Н. К. Рериха. Он "был действительным, почетным, пожизненным членом свыше ста академий, институтов, обществ, лиг, федераций более чем двадцати стран" (А. Д. Алехин, Николай Константинович Рерих).

      А кто в состоянии учесть тех тружеников и деятелей, которых он своими произведениями, личным примером и благими наставлениями вдохновил на радостный творческий труд, на служение Прекрасному – на то, что он называл Великим Служением человечеству?
      В картинах Рериха нет мелкотемья. В них, несмотря на небольшие размеры, – объемность, масштабность и, как задушевная песня, чарующий зов далей. Говорящие камни. То темные, гневно клубящиеся – в бой идущие облака, то снежно-белые облачные лодочки под парусами мечты... Манящие холмы великой земли за горами, за долами. Сила Земли, сила народа, былинная мощь богатырей и полная аромата веков сказочность. Лики Востока, лики великих подвижников, красоты и величие тайной окутанных Гималаев. И кто же еще так воспел радость творческого труда!
       Кому-то кажется, что Рерих был слишком идеалистичен, когда провозгласил, что искусство объединит народы. По моему глубокому убеждению, это утверждение Н. К. Рериха вполне приложимо к человечеству, за исключением той лишь его части, которая, по меткому выражению латышского поэта Вейденбаума, глядя на усыпанный цветами луг, думает лишь о том, сколько с него получится сена. Но таких не так уж много. По этому поводу приведу высказанное одним великим Мыслителем Востока:

      "Думают, что лицезрение полотен даст желаемый результат, но забывают о соответствии, т. е. о способности сознания созвучать с тем, что оно видит. Без соответствия нет созвучия, а без созвучия нет понимания и восприятия внутренней сущности явления. При наличии же в сознании элементов, способных дать созвучие, последние зарождают процесс ассимиляции и вызывают рост и углубление взаимопонимания. Как бы искра попадает в сознание и зажигает все, что может гореть, дать огонь, а затем свет. Для кого-то этот процесс может стать целым откровением и раскрытием своей собственной сущности смотрящего, и тогда просыпается сердце к явлению непосредственного познавания, когда уже не нужны слова – лишь сердце трепещет ощущением света. Сказано: "Через искусство – имеете свет".
      Свет знания – что может быть выше? Поднимает оно человека над всем мелким, личным, эгоистическим и переносит в мир сверхличных явлений. И сознания, разделенные малым, могут сойтись на большом в согласии, взаимопонимании и признании. Потому можно сказать, что искусство объединяет.
      И близко то время, когда оно объединит народы Земли, ибо язык его универсален и понятен для всех. Рембрандта, Рафаэля, Ван Дейка, Леонардо да Винчи одинаково ценят во всех уголках земного шара. Искусство – это язык будущего постижения мира: через него подойдут к пониманию того, что ныне еще недоступно. Художник творит. Но творчество – удел каждого человека, удел всех людей, и потому к великому творчеству жизни человечество придет через искусство. С его помощью планета станет садом цветущим, и станет прекрасным все, что окружает человека и является плодом его рук, ибо прекрасное войдет в труд и сделает художественно прекрасным все, что выходит из рук человека. Красивы будут дома и улицы города, обстановка домов, предметы обихода, машины, прекрасна будет одежда людей и весь обиход жизни. Искусство преобразит все и даст ключ человеку к творческому преображению жизни. Потому уже ныне глубокое значение придается искусству, и к творчеству во всех областях деятельности призываются все. Это искание новых путей в творчестве так нужно в архитектуре, машиностроении, словом, везде, где творит мысль, и искусство помощником верным будет всегда человеку, ибо утверждается оно на Прекрасном, на Красоте. Красота ляжет в основание строительства Нового Мира, который создается ныне на просторах планеты и который идет на смену старого, одряхлевшего мира, осужденного на смерть логикой непреложных законов развития человеческого общества".

      На этом я закончу свою попытку дать краткую характеристику такому исключительному явлению в истории культуры современного человечества, как Н. К. Рерих. Ни вы, ни я не можем признать эту попытку удачной, так как многогранная деятельность Рериха осталась не раскрытой полностью. Точно огромная ледяная гора – айсберг, у которой лишь одна треть над водой, а остальное в морской пучине – высится Рерих над взбаламученными водами обыденности, и историкам будущего еще предстоит много работы над этим именем, которое еще при жизни обросло легендами.
   18 сентября 1974 г.


   Смотрите: ПОСЛАННИКИ СВЕТА: Е.П.БЛАВАТСКАЯ, Н.К.РЕРИХ, Е.И.РЕРИХ
   Первая и вторая части  – размещена в Стихи.ру 26 октября 2012 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3

_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 31 августа 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии