Цикл Жизнь души

В храме Богородицы Перивлепты

Приземистая, неба концентрат,
Соцветие из охридских магнолий,
Святая Перивлепта, дивный сад
Земных пигментов и небесной воли.

Угодников блистающий черёд,
Словес нектары, вправленные в стену,
Дух ортодокса и канона свод -
Всё пред тобой, последователь веры.

Не пропусти незримый сердца стук,
Духовному сопутствуя утробой.
И помни, послесловье рук -
К тебе обращены из гроба.

Святейшей Богородицы черёд,
Вне времени, вне логики, как лепта.
Я совершаю к ;хриду восход               
По бездорожью русской Перивлепты.
               

               

              Бесконечная малость               

Над раскрытой иконой о Боге
склонилась душа
а вокруг никого,
только свет и следы человека.
Любовалась небесная, плакала,
будто мешал,
как соринка в глазу,
мегатонный
кусочек планеты.

Любовалась душа
на олифы златистый сафьян,
На избыток цветастого зелья
и благости формы.
Шелковистые капали слёзы
на росчерки ран
уцелевших и уничтоженных
Богоподобий.

Не печальтесь, душа,
образумится век – дуралей.
Нестроение не означает
присутствие смерти.
Будет новый изОграф
на золоте горнее сретить,
знаменуя  присутствие Бога
и будущих дней.

В подземелье над книгой о Боге
склонились бичи.
Торжествует живое над мёртвым,
и это не шалость!
Шелестят под рукою страницы,
и тлеет в ночи
потаённый огарок свечи,
бесконечная малость… 

            
                * * *

Погружение в Иордан
 
В зелёных водах Иордана,
Вдали от пройденной дороги,
В простой рубашке белотканной
Стою и думаю о Боге.

К водАм стекаются народы
Крещёных некогда мирян,
И тысячами входят ноги
В тысячелетний Иордан.

…там сом непуганый гуляет
и множит некошерный вид,
там ластится Христова Тайна
к ногам сквозь тысячи обид...

Меня окликнул чей-то голос,
Я обернулся, выходя.
Какой-то старичок убогий
Вослед с обочины дороги
Крестил двуперстием меня.

                * * *

Ферапонтов монастырь
Положи, Дионисий, под синее
Пресловущее, голубиное,
Пять веков пройдёт, а оно ласковое,
Как вибрация цвета Веласкеса.

Серебристое ликостояние,
Все оттенки причудливо взвешены.
Так дрожит над водой утро раннее,
Невесомое, неразмешеное.

Я под мыслей музЫку негромкую
Сквозь надврАтную к Ферапонту
По ступенькам, где каждая прежде,
Ухожу,  решено.

                * * *


               Гора Синай
Синайская горная Гоби.
Выжженных форм гербарий.
Жидкое солнце дороги
Плавит моё сафари.

Я наблюдаю горы.
Мертвее не сыщешь край.
Каменные коридоры,
Гадов земных рай.

Вот она, Божья  преграда!
Замысел Ветхих лет –
Вымертвить в членах стада
Рабства  земного след.

Чтобы живой водою,
Мёртвую тела плоть
В земле Обетованной
Вновь обратить в народ.

Бродит моё сафари
По русской горе Синай.
Где-то за речкой Нарой
Обетованный рай…

                * * *

                Виа  де ла-Роса

Паломник вдоль медины* пряной идёт по Виа де ла-Роса**
И крест нательный, покаянный дорогой горькою проносит.
Грошовый крестик давит к плитам, цеп; перетирает кожу,
А луч полуденного солнца подобен острому ножу.

Вдруг видит горестный паломник черпак воды перед собою
И слышит голос незнакомый в проулках улицы пустой:
«Прими прохладу, добрый путник, жар сердца остуди водою,
Купи желанное в медине и с миром возвратись домой."

…в тот час по Виа проходило иное скорбное собранье.
Несли кресты, шептались жИды, бранились воины Пилата.
Народа в общем-то немного, но был Один из них заметен.
Он часто падал и дорога вслед пенилась рубцами плети…

Простившись с Виа де ла-Роса, паломник улетел в Россию.
Десятки памятных наборов, иконы, ладан, злато, смирну
Привёз он из Иерусалима, купив на шекели*** и зелень
В проулках солнечной медины у бойкой ряженой картели.

P.S.
Прошёл ли горестный паломник
Четырнадцать святейших станций?
Как знать,
По Виа де ла-Роса
Ходило много иностранцев…


*   медина – торговые ряды
**  Виа де ла-Роса  - Крестный путь страданий Иисуса Христа.
    14 станций находятся на этом пути и отмечают места осуждения, бичеваний   и    падений Иисуса под тяжестью креста
*** шекель – израильская денежная единица

                * * *

На Гробе Господнем

Моя любимая женщина
Сейчас, когда я дышу,
Паломницей, в Боге венчаной,
Припала к Стопе Иешу*

На Гробе Господнем Израиля,
(нет, не Израилев час!),
В записочках русских памятных
Она перечислила нас.

Деток вписала «За здравие»,
Матушку – «За упокой»,
В тысячелетнем славии
Выбран порядок такой.

Паломница ненаглядная!
Сложи у Стопы Христа
Скорби мои неладные,
Не вычитатанные с листа.

Я же в Московии зимней,
Покуда горит свеча,
Буду тебя в Россию
Вымаливать по ночам.

*евр. Йехошуа - "Господь-Спаситель",
    или "Спасение Господне"

                * * *


На 1-ом Вселенском соборе

Над мерным морем, в склонах дня,
Где дол земли восходит в небо,
Навершием над Монтенегро
В лучах закатного огня

Стою.
Прохладные струи
Слезят горячие глазницы.
Я, тур земной, почуял птицы
Биенье вольное в груди!

Обрыв препятствовал полёту,
Упругий воздух, как стена,
Прямил извилины ума,
Не позволяя ни на йоту

Приблизить прошлое. Во мне
Земное исчезало тело,
Я вниз смотрел - свеча горела,
Свеча горела на столе!

 P.S.
Есть в бесконечной жизни срок,
Когда мы думаем о смерти.
И тела каменные тверди,
Истерзанные в море мерном,
Вновь обретаем в духе веры,
Пролив слезинку на песок…

                * * *

Зал молча слушал лихоимца*.
В ответном слове Спиридон
сказал:  «Нам Богом дан закон
Триипостасного единства.

Пусть капля море подтвердит!»
И с силой сжал в ладони камень,
Воды глоток, песок и пламя
Изъяв из каменных ланит!


*Первый Никейский собор — собор Церкви, признаваемый Вселенским; состоялся в июне 325 года в городе Никея (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.
Собор был созван императором Константином Великим, для того чтобы поставить точку в споре между Александрийским епископом Александром и Арием, который отрицал единосущность Христа Богу Отцу. По мнению Ария и его многочисленных сторонников, Христос - не Бог, а первый и совершеннейший из сотворённых Богом существ.
На  соборе случился такой случай: отвечая на ересь Ария, святитель Спиридон Тримифунский прилюдно совершил чудо:  будучи физически необычайно сильным, он сжал ладонью простой камень. Структура камня претерпела необратимые изменения: она распалась на 3 стихии: между пальцами ладони Спиридона истекла вода и просыпался песок, над ладонью взметнулось пламя. Так святитель проиллюстрировал главную идею христианства – Троичное Единство Божества.


               

Крещенская стража

 Посвящается парням,
 обустроившим во Славу Божию
 Крещенскую купель

В крещенскую ночь,
В горний паводок снега
Входит Христос в поток Иордана.
Над Иорданом Российское небо,
Церковь поодаль заложена заново…

С пением крестным идёт к Иордани*
Толпа богомольцев. Смотрит вослед
Беглый в веках перепуганный Каин.
Думает Каин: "Тысячи лет

Мы, умножая гордыни свершения,
Лишь умножаем забвения ил.
А кореш распятый Крест исповедал
И лютую смерть на кресте победил!"**

В полночь Крещенскую
                в чёрные пологи,
Мёрзлые лазы январской купели
Уводит нас совесть, стыдя перед Богом:
Что ж мы перстами по-прежнему верим?***

Сегодня Крещение грозное будет:
Рёв бензопил и скольженье комет!
Какие-то парни, нездешние люди
Рубят ступени идущим вослед.

А время летит!
Уж колышется утро.
Тают янтарные мёды зари.
Господи, (помнится ночь поминутно)
Стражу Крещенскую
                благослови!

    * Иордань - крещенская купель, вырубленная во льду.
  ** Каин имеет в виду покаявшегося на кресте одного из двух разбойников,
       получившего прозвище "Благоразумный".
*** воспоминание о том, как апостол Христов Фома (Фома неверующий)
       встретил Господа по Воскресении и сказал, что не поверит в воскресшего Иисуса,
       пока не вложит персты в раны на Теле Его.
    
 

      Совет попечителей

Как во поле степные вершки,
Поверх хляби, заносов и бурь
Собрались на совет мужики,
Растревожив российскую дурь.

Вместо водки согрели воды,
Пили чай, ели рыбу да сныть,
И гутарили до хрипоты,
Как им храм половчей заложить:

- Не дадут они нам, не дадут,
Демократы, гидрит-ангидрит,
И беду, рупь  за сто, наведут,
Как увидят - Отрада стоит!

- Так чего ж мы тогда собрались?
Разойдёмся, и дело – труба.
Батя* вымолит нам парадиз,
Бог простит как героев труда.

Стало стыдно.
Под грудою мышц
Заворочалась мера – душа.
И на стол поверх лепты вдовиц**
Покатились монеты, спеша!


 * "Батя" - ласковое (между собой) упоминание о священнике
**"Лепта вдовицы" – образное выражение, принятое в обиход из Евангелия,
      означает посильную помощь от  человека с малыми возможностями


На Охридском озере

Озёрной Охриды* волна
Вернула круг воды в начало,
Не било лодку, не качало
И камень не коснулся дна.

Душа в нас определена
Как малый всплеск озёрной ризы,
Когда глаголицы каприза
Кириллицей умащена.

Когда глаголов звукоряд
В глухих членениях молекул,
Умом пытается об этом
Волненье ;хрида объять.

В волненьи Охрида даны
Нам первородные причины,
Когда, землистые и ч;нны,
Мы отрицались сатаны.

Волненье Охрида!
К тебе припАдаю
                и примечаю,
Как (сам в себе того не чая)
Переступаю
                по воде!..

*  Охридское озеро- жемчужина Македонии.
Город Охрид, расположенный на берегу озера,
древние греки называли «городом света».
Здесь жили и трудились святитель Климент Охридский
и его самый известный ученик – Наум Охридский.
Используя Глаголицу, созданную  равноапостольными Кириллом и Мефодием,
святые Климент и Наум осуществили её славянский перевод,
названный впоследствии Кириллицей, которая стала основой
всей славянской письменности и культуры.

                * * *

Слово на смерть патриарха

В дали почтовой стая птах
Вдруг перестала веселиться.
Сегодня умер патриарх…
Первопрестольная водица

Сутуло падала окрест.
Вдовицей матушка Россия
Стекала по ночной Москве
Ко гробу аввы Алексiя.

Сегодня умер патриарх.
Мысль утопает в чёрный бархат.
Земное небо, стая птах
И ангелы над патриархом.


Рецензии