Н. Ягодинцева Просто так само собой

                Статья перепечатывается с согласия автора


Авторская рубрика Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ
ПРИКЛАДНОЙ СМЫСЛ

http://www.rospisatel.ru/jagodinzeva-dnevnik4.htm
7 июня 2013 г.

Просто так, само собой

Это было в самом конце девяностых. Каждый раз, когда в молодёжной литературной мастерской начинался более-менее серьёзный разговор об основах литературного ремесла – стилистике, простейших правилах синтаксиса и пунктуации, законах построения метафоры и создания поэтического образа, – они дружно выходили на крыльцо покурить. Не слишком охотно участвовали в семинарах – обсуждениях чужих произведений, но очень любили почитать «своё», поговорить «вообще», бурно обсуждали идеи издания первых книг, периодических литературных изданий – газеты или альманаха, проведения авторских литературных вечеров и разного рода конкурсов, а особенно их интересовала собственная роль в будущих проектах.

Естественно, писали они без знаков препинания – потому что с трудом справлялись с элементарной пунктуацией, не говоря уже об авторских знаках. Естественно, эклектика была не только смысловой и стилевой характеристикой текстов – ею отличались и образный ряд, и концевые созвучия строк (если рифмы вообще имелись), и даже – не смейтесь, пожалуйста! – падежные окончания слов. Разумеется, большая часть текстов была «на грани фола» или уже за гранью – надо же им было как-то утверждать себя, в конце концов!

Один из этих ребят в юношеском запале высказался вполне определённо: «Для того, чтобы понять мои произведения, нужно овладеть всем опытом мировой культуры». Прошло совсем немного времени – и они провозгласили себя «культуртрегерами», авторами «новой литературы», создали своё активное сообщество. Помню их счастливое удивление на одном из поэтических вечеров: «Вы представляете, мы ведь из разных городов, и даже не знали друг друга, а оказалось, что пишем практически одинаково!» Да, эта одинаковость, эта мера хаоса была была видна невооружённым глазом.

И вот уже, едва завершилось первое десятилетие нового века, на одной из научных конференций 19-летний «юноша бледный со взором горящим» азартно объясняет царственно седовласому библиографу областной научной библиотеки: «Сейчас нельзя писать стихи как раньше – ну, метр там, рифма, мораль – и как такое можно читать? Сейчас время новой литературы!» Согласно кивая, вокруг него стоят «новые литераторы» (плюс те из немолодых, кому в своё время не удалось доказать свою состоятельность в традиции)... И всё это было бы просто смешно, не будь они детьми нашего поколения. Нашими детьми – теперь уже взрослыми.

Естественно, хотя и печально стремление части творческой молодёжи утвердиться, не утруждая себя особо знаниями. Это происходит далеко не впервые, и классику неоднократно пытались «сбросить с парохода современности» – но и пароход, слава Богу, пока ещё в наличии, и классика крепко стоит на библиотечных полках. Но на приведённом локальном примере появления «новой литературы» воочию можно увидеть, что происходит сейчас с нами на макроуровне. Ведь творческая среда очень подвижна, и в ней находят рельефное отражение процессы, в обществе протекающие более длительно и менее явно.

Конечно, мощный информационный удар, сломивший империю, пришёлся, пожалуй, наиболее сильно именно на то поколение, о представителях которого идёт речь, – уже хотя бы потому, что по возрасту они были совершенно беззащитны перед потоками лжи и грязи, вылитой сначала на советский период нашей литературы и истории, а затем и на русскую историю и культуру в целом. И их стремление отказаться и отгородиться от оболганного наследства можно было бы счесть естественным, но в одном из наших долгих горьких разговоров прозвучало: «Культура – это ведь не только сотворение, это и разрушение тоже. Значит, кто-то же должен быть и разрушителем. Что ж, пусть им буду я». Этот сознательный выбор, противоречащий самой сути творчества, основе бытия личности, да и смыслу слова «культура» (первичный смысл – возделывание, более поздний – воспитание, образование, развитие) – в каком-то смысле и поза, и декларация, но и полная культурная капитуляция.

А и вот нечаянное продолжение сюжета, совсем недавний диалог с редактором газеты по поводу одной из книг той самой «новой литературы»:

– Вы бы напечатали эти произведения в своём издании?

– Нет. Никогда. Ни при каких обстоятельствах.

– А принесли бы книгу домой своим детям?

– Да вы что!

– Так почему вы её поддерживаете, высоко оцениваете, защищаете?

– Потому что это «близко к подлиннику» переданный языковой бунт интеллигенции, загнанной в угол, тоскующей по утерянным ею же простым человеческим ценностям.

Всё, круг замкнулся? Нет, ещё чуть-чуть – и выход на новый виток, усвоение исторических уроков. Реплика из интереснейшего разговора с издателем: «Понимаешь, большевики победили прежде всего на языковом уровне – в отличие от «белых», пытавшихся внятно и связно объяснять народу предпринимаемые ими действия, «красные» подхватили языковой хаос и на уровне кратких, примитивных, понятных каждому лозунгов и призывов направили энергию масс в нужную им сторону». Ну, и отсюда практический вывод: нужно подхватывать хаос и учиться использовать его, потому что за ним, скорее всего, будущее.

Вот теперь виток нисходящей спирали виден полностью.

Но это даже не «надводная часть айсберга» – так, картинки из литературной жизни. Теперь уже более чем очевидно, что стратегия современной антикультурной агрессии нацелена на то, чтобы массово и максимально понизить базовый уровень понимания реальности и знания её законов. Это одна из основных характеристик наших девяностых и целенаправленная тенденция двухтысячных, настойчивое формирование «управляемого хаоса», верный путь в душные сумерки нового средневековья (и, кстати, не факт, что мы в нём в принципе выживем, потому что средневековое сознание, вооружённое современными технологиями, будет ещё менее предсказуемо, чем, например, обезьяна с гранатой).

Почему же за «новым порядком» всё отчётливее прорисовывается банальный хаос? Всё просто, ничего нового: сколько бы красивых и высоких слов ни говорилось, в обыденной жизни (а тем более в критические её моменты) каждый человек действует, исходя из того понимания реальности, которое в нём сформировано наиболее полно и устойчиво. Именно базовый уровень сознания личности определяет в случае, например, стихийного бедствия или социального катаклизма, будет ли человек за счёт жизни других искать спасения лично для себя (при этом шансы выживания сообщества в целом довольно низкие), пойдёт ли мародёрствовать, чтобы нажиться на беде (и тут шансы выживания сообщества резко падают), или кинется спасать сограждан, возможно, с риском для собственной жизни (в последнем случае сообщество получает дополнительные шансы на выживание).

Впрочем, сегодня появилась ещё одна модель поведения: вооружённый мобильной видеокамерой свидетель, потребитель зрелища, порой даже рискующий жизнью ради эффектного ролика – что тоже, в общем-то, показательно и в прямом, и в переносном смысле этого слова.

Но это экстремальные ситуации, когда всё становится беспощадно очевидным, а в обыденности изменения происходят мягко, неприметно и последовательно. Как жуки-древоточцы проделывают ходы в плотной древесине живого дерева – и в какой-то момент порыв ветра обрушивает на землю могучий ствол, так идеи, образы, слоганы, модели поведения, несущие хаос, внедряются в сознание, обиход, реальность, размножаются там – и достаточно естественного или искусственного катаклизма, чтобы общество было разрушено, а культура уничтожена. В политике это называется методами слабого и сильного воздействия. Вы не хотите падать в пропасть? И не надо, зачем же! Ещё ушибётесь… Но вы же не откажетесь чуть-чуть подвинуться? Ну самую малость, четверть шага? Хотя бы просто из вежливости… Спасибо, так уже лучше. А ещё чуть-чуть… И только на краю пропасти тон диалога меняется на противоположный: хватит церемониться, один толчок – и противник повержен.

Идеи, образы, слоганы, модели поведения, несущие в нашу жизнь хаос, можно уподобить вирусам, разрушающим сегодня живой организм общества изнутри. Биология объясняет, что вирусы – мобильные наборы генетической информации, которые могут размножаться только внутри живой клетки, которая после заражения перестраивается на воспроизводство уже не своих, клеточных, а чужих, вирусных компонентов. Очень похоже на то, что происходит сегодня в культуре. После сильного воздействия включается ряд слабых – они потихоньку двигают общественное сознание в нужную манипуляторам сторону.

Не случайно выражение «ментальные вирусы» из образно-экзотического уже стало вполне рабочим. Вторжение разрушительных элементов происходит как бы само собой, вроде бы ниоткуда, просто так, ни для чего – но в какой-то момент мы понимаем, что среда необратимо изменилась, прежние культурные коды не работают, и «новая реальность» активно утверждает себя за счёт уничтожения прежней. Вот, например, уже изрядно надоевшая всем история с «пуськами» – помимо всех смыслов в этой акции есть ещё один, долгосрочный и, при условии активного тиражирования скандала средствами СМИ, максимально, пожалуй, разрушительный: сама возможность подобного кощунства, реальный переход за культурную «черту», до этого осознаваемую и соблюдаемую не только верующими, но и атеистами. Можно, да? – ого! – и подобные действия вслед за провокаторами предпринимают (уже в своих собственных целях) другие. Вокруг них шума даже и не нужно: разрушение произошло в сознании, необходимой и достаточной целью было именно это.

Больше всего должна бы настораживать мнимая «естественность» происходящего, его ложная «объективность» или вопиющая «случайность». Прошла весна – настало лето, изменилась температура воздуха за окном, поднялись цены, по ТВ запущен очередной пакет сериалов, случился кризис, появилась «новая литература», упал самолёт, произошёл теракт… Откройте любую новостную страничку – самые разные явления стоят в одном ряду, всё происходит как бы помимо нашей воли, управляется неведомыми нам силами… Впору идти к экстрасенсам, чтобы иметь хотя бы отдалённое представление о завтрашнем дне – ну вот, по большому счёту это и есть новое средневековье. И самый, пожалуй, большой страх – не успеть за стремительными изменениями и действительно объективно остаться со своими «консервативными», «устаревшими» взглядами на литературу и жизнь в невозвратном прошлом. Но и – куда спешить, если движение направлено в сторону хаоса?

Понятно, что привносятся ментальные вирусы извне, но приживаются-то они здесь, у нас. И нас должен бы интересовать прежде всего не тот, кто «заражает», а мы сами – почему заражаемся? Казалось бы, должен сработать культурный иммунитет – а он не срабатывает. Или не справляется с возрастающей «вирусной» активностью? Может быть, всё-таки особенность нашего сознания, наша ментальность предоставляет неплохие возможности для различного рода вторжений и манипуляций? Пожалуй, скорее и более да, чем нет. Уже хотя бы потому, что в советский период средства защиты были идеологическими, иммунитет – коллективным, и можно было даже позволить себе иметь такую роскошь, как два мнения: одно дома на кухне, а другое в обществе. Особого вреда это не приносило, хотя порой и доставляло неприятности. Но сегодня всё с точностью наоборот: ментальные вирусы вбрасываются массированно, а защита от них – личное дело каждого. Когда средства коллективной информационной безопасности уничтожены, может работать только индивидуальный культурный иммунитет – если за ним нет двоемыслия, а есть понимание происходящего и здоровый консерватизм.

Случайно ли появление так называемой «новой литературы», описанное в начале статьи? Нет, это естественно и предсказуемо. А вот активная поддержка этого «новшества» извне – уже целенаправленное действие (не секрет, что организация традиционного литературного общения молодёжи сегодня держится преимущественно на энтузиазме). Естественно самоутверждение на фоне «нового слова в литературе», а вот использование хаоса целенаправленно.

При ясном понимании всей картины проблема уменьшается ровно наполовину, соответственно возрастают и шансы на победу. Если мы как страна, как общество устояли после «сильного» воздействия и не слишком охотно движемся к краю под воздействиями «слабыми» – видимо, уже пора анализировать стратегию и тактику культурных агрессий, осознавать, на какие из наших собственных слабостей они рассчитаны, и учиться побеждать. Времени на всё это не так много...


Рецензии
Это - вообще "сапоги всмятку". Видите ли, чтобы отличить грамотно написанное от неграмотно - достаточно обычного здравого смысла.
Но это - только самое начало. Блок говорил, что научиться писать грамотно и даже безукоризненно - не очень сложно. Но вот дальше...
А "хаос" никакому потребителю не нужен и не интересен. Так что усилия продвигать такие "тексты" - безуспешны.

я Слышу   28.08.2013 19:50     Заявить о нарушении
Безуспешны ли такие усилия- покажет время. Да, я ,скорее, пессимист в вопросах сохранения и преумножения "традиционных ценностей в литературе". да мы медленно деградируем и когда нибудь скатимся до уровня смайликов и дежурных реплик. Но, БЛИН! этому надо противостоять! Разумное, доброе, вечное, надо пропагандировать, разъяснять, обнаруживать, а не замалчивать, и тем более, не затаптывать. Тезис, что "хаос" никакому потребителю неинтересен- ложен. Обыватель потребляет "легкоусваиваемое" и "перченое", над чем не надо думать, со-страдать-со-переживать- со-участвовать.... Индивидууму проще плыть по течению, нежели бултыхать ногами и грести против. А ему и подсовывают, извините, голую задницу вместо Тургенева. Что проще и что легче "освоить"? нет двух мнений. Отсюда и культурная деградация. Отсюда и подвижки к краю. Отсюда и нужность этих текстов, которые, к сожалению, не доберутся до дичающих масс. А массы эти неумолимо движутся не в сторону даже средневековья- в каменный век! К примитивным инстинктам. И речь в статье, отнюдь не о грамотности написания литературы. Это "желательная деталь". Напрягаемся и всматриваемся в деревья, чтобы разглядеть лес. Каюсь, "вскинулся", отчасти, оттого что Нина Александровна мой друг. Но еще больше оттого, что обидно, что "прогрессивно пишущие", считают (в том числе и меня) консерваторов последними Могиканами. Но честное слово, почетнее быть последним в костюме и с галстуком, чем первым в шкуре и с дубиной.

Николай Бодров   08.09.2013 08:17   Заявить о нарушении
"Обывателю" поэзия вообще не нужна, так что на сей счет можно не волноваться. А "голая задница" в стихах его может привлечь только при грамотном исполнении. Не так уж все плохо.-)

я Слышу   08.09.2013 10:43   Заявить о нарушении
Не знаю, не знаю. Я тут побывала на одной презентации книги, там автор сам точно не видел, что он на вставлял в книгу. Ну и как можно объяснить человеку имеющему литературное высшее образование, что такого он несет своими новыми стихами. ХМ... Возможно кто нибудь даст автору прочитать этот текст, или он сам на него наткнется, может и поймет то, что я не решилась сказать. Спасибо.

Ольга Иванюк   06.10.2013 21:37   Заявить о нарушении
Не знаю. Как и Незнайки: "Вы до моих стихов еще не доросли." -)
Тем, кто принципиально не берет в расчет читателя, вряд ли что-то можно объяснить. "... но сверх того еще имел несчастье кончить гимназию с золотой медалью."

я Слышу   07.10.2013 12:54   Заявить о нарушении
Аргумент!

Николай Бодров   08.10.2013 18:26   Заявить о нарушении