Роль наставника-воспитателя в становлении личности

Вернем себя на время в свое детство, из которого. Шагнув во взрослую жизнь. Мы начинаем накапливать проблемы.
Наше окружение, наше воспитание, наши традиции дают определенный набор привычек, которые формируют личность.
Если посмотреть программу дошкольных учреждений, то увидим, что у детей воспитывается концентрация внимания на окружающую среду для воспитания положительного мышления.
Детей учат концентрировать внимание на прекрасном цветке, бабочке, плывущих облаках, снежинке. Учат находить прекрасное в природе. Воспитывают положительный настрой к домашним животным. Наблюдают за воробышками у кормушки, наблюдают за жучками в лужице, наблюдают за бегущим ручейком и т.д. С двух до семи лет дети учатся видеть прекрасное, тонкое в окружающем нас мире. Обучаются положительному мышлению. И весь этот пятилетний труд остается в стенах дошкольных учреждений. В школе на первое место выходят задачи дать запас знаний для трудовой деятельности в обществе, дать основы права. Духовное воспитание прекращает свое развитие. Наряду с предметным обучением. Необходимо продолжение духовных уроков, уроков «премудрости», наработки жизненного опыта, чтобы выпускник был готов к самостоятельной взрослой жизни. В любой борьбе, политической или духовной, при всех обстоятельствах, необходимо прежде всего смотреть «внутрь себя», чтобы выявить причину собственных несчастий и страданий в жизни. А не искать ее вне. Рассмотрим только одну проблему: страх общения, нерешительность.
Ученик боится аудитории, боится отвечать у доски, боится выглядеть смешным. Боится неправильно выполнить поручение. Из такого ребенка вырастает замкнутый, нерешительный человек. Он боится девушек, трудно входит в контакт  окружающими.В дальнейшем не может защитить свою семью и нести за нее полную ответственность, т.к. нерешительность мешает ему реализовать себя. Накапливаются жизненные проблемы. С такими проблемами  должен работать наставник воспитатель. Необходимо детей со школьной скамьи обучать положительному мышлению и самоконтролю. Эти задачи преодолеть возможно только наставнику-воспитателю, психология не в силах изменить внутренний мир человека.
Ребенок начинает свою жизнь с веры. Он всегда верит своим родителям безоговорочно. Потом, когда ум начинает действовать, появляются сомнения, неверие, подозрения. И когда ребенок вступает в подростковый возраст, начинает спрашивать: «Почему? Как?»  И когда взрослые и его собственный ум не дают удовлетворительного ответа, появляются подозрения и сомнения – возрастает неверие.
Задача наставника и психолога – не допустить зарождения неверия. Ибо наступает момент, когда неверящий человек, разочаровавшись, от раздражения хочет уничтожить мир. Но оказывается, что мир уже нанес удар ему самому.
В духовной жизни неверие – есть смерть души. Неверием человек убивает собственные способности и возможности. Задача наставника-воспитателя указать ребенку не дорогу ума, а дорогу сердца, души.
Для маленьких детей, дошколят, есть метод переключения внимания с одного предмета на другой. Это золотое правило жизни, научить детей управлять собой, своими желаниями. Захотел ту игрушку, которую держит в руках другой ребенок – переведем внимание его на другую игрушку или дадим интересное занятие. В это время ум ребенка успокаивается.  Вот это успокоение ума необходимо развить до уровня самоконтроля, чтобы, став школьником-подростком, а потом взрослым, человек сам смог управлять своим умом, успокаивать его. Успокоенный ум перестает метаться, паниковать. Во время успокоения ума приходит истинное решение задачи. Вспомним выражение – «утро вечера мудренее».
Гнев несет разрушительную силу в нашу жизнь. Гнев – это недостаток уравновешенности, невозмутимости ума. В Православии нет слова «уравновешенный». Но есть слово – смиренномудрие. Человек обретает смирение и мудрость, внутренний сердечный, духовный мир. Слово «уравновешенный» уже несет в себе понятие компромисса, понятие о необходимости сохранять себя в определенных рамках нравственных категорий. Т.е. человек должен постоянно стремиться сохранять себя в покое, сдержанности, даже если внутри бушует буря. Слово смиренномудрие несет в себе другое определение. Это состояние умиротворения мудрой души, мудрого сердца. К достижению такого состояния ведет православное учение Иисуса. Учение обретение личного Бога, учение о вселении Бога в сердце человека. Что есть Бог? Святые отцы предупреждают не мудрствовать, потому, что никто не видел Бога. Но рассматриваются свойство Божии. Но в самом ли деле учение Православия направлено на обретение личного Бога? Обратимся к молитвам, которые многие из нас  читают дважды в день. Молитва Святому Духу: «приди и вселися в ны…» Псалом 50: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от мене»… Молитва святого Иоанна Златоуста: «Господи, посли Благодать Твою в помощь мне»…,  «Господи, окропи сердце в сердце  моем росу благодати Твоея»…, « и просвети наш ум светом разума Твоего»…
Иноки Каллист и Игнатий пишут: «Кто желает видеть Господа внутри себя, да напряжнтся всеусильно очистить сердце свое непрестанным памятованием о Боге, и тако во светлости ума своего  всякий час будет он зреть Господа».
Святой Максим Исповедник пишет: «Отрекшийся от вещей мирских, как-то, жены, имения и проч.. соделал монахом человека внешнего. А еще не внутреннего: отрешившись же от страстных помыслов соделал таковым внутреннего человека, т.е. ум. Внешнего человека легко сделать монахом. Если только захотеть. Но не мал подвиг сделать монахом внутреннего человека».
Собственно, вся древнерусская литература и устный фольклор несут в себе знания о том, как внутреннего человека, ум свой очистить. Душу и сердце очистить, сделать их скляницами чистыми, храмами Божиими, церквями Божиими, в которые вселяется Бог – Которого никто не видел. Но все знают Его свойства.
Все исследователи древнерусской литературы единодушно заявляют, что древнерусская литература молчит, не раскрыла себя, не заговорила. Факты, события изложенные в произведениях, в основном, не соответствуют действительным событиям.
О чем молчит древнерусская литература?  Раскрывается она не в понимании нравственных категорий, но лежащих глубже духовных начал. Духовных истоков подвижнического пути очищения души и сердца, пути самосовершенствования.
Почему я выделила две воспитательные единицы: психолог и наставник-воспитатель? Психология имеет основанием марксистко-ленинское учение, в котором приоритет отдается общественному разуму, а не человеку. Т.е. психолог работает с умом индивида, формирует  человека данной системы общества. Мораль психологии, как и материалистического общества, рассматривает совокупность норм, правил, способов развития человека, совершенствование способностей, рост знаний. Т.е. воспитывается искусственный человек, который должен быть частью существующей системы, должен достраивать эту систему. Человек рассматривается как необходимость для общественной системы.
Наставник-воспитатель указывает ребенку дорогу сердца, а не ума, т.е. это наши духовные пастыри. В этом случае духовное начало рассматривается первичным. Не только человек для общества, но мораль рассматривается уже как система ценностей, выражающих свободу человека: его веру, чувства, интуицию. Приоритет человека. В таком случае рассматривается первичным саморазвитие человека, а не развитие общественного разума, который воспитывает себе подобного.
Т.к. материалисты рассматривают человека составной частью общественного разума, формируемого системой общества, то и история религии рассматривается как часть истории общества. То есть, что общество формирует религию.  А отсюда делают вывод, что история религии зависит от истории развития общества. История же развития высокоразвитых стран указывает на иное положение дел. Материалистическая идеология  дала обществу искусственного человека, воспитанного для служения системе, но религия остановилась в развитии. Появилась прослойка нестандартного человека, не сумевшего адаптироваться в существующих социальных условиях общества. Более ярко выражена прослойка террористов. Материалистическая идеология уже принесла свои плоды – рухнула общественная система социализма. Терроризм распространяется по планете и несет разрушения.
Напротив, в обществе людей, в котором рассматривалась история общества, как результат саморазвития человека, религия продолжала свое развитие. Появлялись одаренные личности, которые давали обществу открытия и двигали прогресс. Очевидно, исследователям следует обратить особое внимание на изучение нематериальных составляющих предпринимательства и механизма их воздействия на экономические процессы. К числу таких составляющих относится религия.


Рецензии