Уроки музыки

Уроки музыки


Мою первую учительницу музыки звали Галина Ефимовна. Ее порекомендовали моей бабушке, стремившейся дать внучке достойное музыкальное образование. «Молодой – но самый квалифицированный специалист в своем деле», – так характеризовали ее бабушкины знакомые.
Занятия музыкой в небольшом городке в Казахстане, где прошло мое детство, – дело престижное. Открытая за несколько лет до моего поступления музыкальная школа была переполнена желающими – вступительный "конкурс" выдерживали далеко не все. А уж быть учителем музыки – и вовсе предел мечтаний. Не эти ли мотивы оказались определяющими для бабушки?
По соседству с нашим домом находился такой же, как и наш, дом «сталинской» постройки.  Проходя мимо, я всегда слышала звуки фортепиано. Играла, как утверждала моя бабушка, ссыльная немка Елена Генриховна.
Помню ее: сухонькая интеллигентная пожилая женщина, в очках "а-ля Крупская", с "гулькой" из седых волос. Ее очень уважали все соседи.  Жила она на первом этаже – а окна ее квартиры чаще всего были открыты. Когда она начинала играть, не остановиться под окном было невозможно, даже если подружки норовили вернуть меня в прерванную коллективную игру.
СлЫшала я ее с трех лет, а слУшала –  с пяти.
Играла она много, часами... И не только сонаты Гайдна или Моцарта (о том, что это за музыка, я узнала много позже...), но и просто гаммы заставляли  замирать неподвижно под ее окном. Минорные гаммы "в терцию" были особенно выразительны, просто-таки завораживающе-красивы...
И мое первое  соприкосновение с музыкой неразрывно связано именно с Еленой Генриховной. Да и музыка в моем сознании долго еще визуализировалась образом проникновенно и виртуозно играющей Елены Генриховны.
Моя же учительница музыки Галина Ефимовна не играла. Никогда.
Почему она прослыла лучшим педагогом школы – для меня и поныне загадка.   К учительствованию своему относилась равнодушно и формально. В надежде найти в ней хоть  некое подобие Елены Генриховны, я старалась следовать всем ее наставлениям. Однако ожидание чуда постепенно переросло в неподдельное отвращение. Мне ничего в ней не нравилось: ни внешность анорексички, ни ее руки, нервно ухватывающие мой палец с такой силой, что он немел: «здесь четвертый нужен, четвертый, понимаешь?»
Я не любила ее. Она мне отвечала взаимностью. Можно сказать, училась я "из-под палки" –  и только игра Елены Генриховны, доносившаяся из ее окна, подвигала меня садиться за инструмент.
Я зачарованно наблюдала за ней – и вне ее дома тоже.  Она ходила на рынок, покупала такие же продукты, что и моя бабушка, стояла в очередях. Иногда беседовала с соседями во дворе или просто прогуливалась... Бабушка  с уважением с ней здоровалась, я – тоже. Удивительно, но никогда не слышала я о ней никаких дворовых досужих разговоров. Где она работает и на что живет  – не знала.
Женщина-загадка.

Когда моя старенькая бабушка Лиза уже жила с нами, давно переселившимися в большой город вдали от Казахстана, я как-то спросила у нее, чем же все-таки занималась Елена Генриховна. Бабушка ответила, что Елена Генриховна давала частные уроки.
Денег же на  т а к о е  обучение музыке в семье не было...


Рецензии
А в дальнейшем, если не секрет, с музыкой дружили? Или дружите?

Нестор Иванович   27.09.2013 22:06     Заявить о нарушении
У меня тоже, как ни странно... Но - с образованием не сложилось. Не учился. Походил лениво в колледж гитарный (друзья - основатели пригласили), несколько лет (Вы не поверите, я и сам с трудом верю) - отпахал в хоре, но - как-то тоже лениво, без души, а так - был в прошлом рокером - писал-сочинял-выступал, в общем - выложился по полной, а потом ради семьи сцену оставил. Сейчас вот тоже - вроде дружу. Иногда пишусь на студии, чего-то проектирую в этом ключе (вот в плане рэпа года три уже опять же лениво дёргаюсь). Передал эстафету (плюс гитары свои и губные гармошки) старшему сыну, теперь он активен, а я - просто дружу с музыкой. Что занимательно - с годами больше тянет на сложную музыку, что интересно - и круг общения как-то складывается в этом направлении, но, сам не потяну клавиши никогда. В этом смысле я ориентиры уже разложил чётко. А жаль.

Нестор Иванович   30.09.2013 01:01   Заявить о нарушении
Что значит для Вас " сложная музыка"? Что Вы вкладываете в это понятие?

Торри2   30.09.2013 19:30   Заявить о нарушении
пройдите по ссылке - это записи моего знакомого Саши Филимонова. Я просто не силён в терминологии, проще дать ссылку на конкретный пример.
http://classic-online.ru/ru/composer/Filimonov/10046

Нестор Иванович   30.09.2013 19:49   Заявить о нарушении
Спасибо за Александра Филимонова..Очень талантливый композитор и хороший пианист. Попыталась поискать что-нибудь о его жизни,но нашла только видео.
С уважением, Виктория

Торри2   02.10.2013 21:27   Заявить о нарушении
О его жизни могу рассказать, пожалуй только я на данный момент.
Родился в, в общем (извиняюсь за тавтологию), простой семье на окраине Москвы. С детства имел пристрастие к музыке. Окончил муз и простую школу, поступил в Гнесинку. По ходу дел - и в школе ещё и уже в училище - неоднократно занимал призовые места на разного рода международных и просто конкурсах и как исполнитель (на фортепиано играл великолепно), и как композитор (первую свою композицию написал лет в 13 кажется, она на ссылке последней стоит, про колокола). Последний приз получил незадолго до смерти, если не путаю ничего в Вене, точнее не помню... В общем - премию имени Моцарта, кубок там, приз от спонсоров и деньги какие-то... В ночь на первое марта сего года покончил с собой. На эту тему уточнять не буду, не потому что там тайна какая-то или интрига, просто - пока не могу, ещё не отболело. Дело в том, что я очень дружен с его оцом, ну и сам, понятно был знаком... В недалёком будущем состоится очередной (уже был один) концерт его памяти. На первом я читал стихи, на следующем тоже буду выступать, но ещё не решил в каком амплуа, скорее всего сделаю видеоинсталляцию на виолончельную тему (я просто ещё размышляю на предмет dj-сета, но это очень сложно, т. к. не факт что успею оформить композицию и будет в наличии аппаратура - нужен хороший саунд, тем не менее задел есть, мысли есть и я постараюсь по крайней мере выпустить трек). Возможно - снова буду читать стихи ( в прошлый раз тема понравилась публике, но это очень утомляет). В общем - если Вы проживаете в Москве или рядом - я смогу Вас пригласить на мероприятие. Не знаю только точно когда (ориентировочно через месяц-другой, там профессор, который Сашу обучал всё мутит) и где. В каком-то клубе... А то, что понравилось Вам - я рад. Вы по крайней мере теперь понимаете о чём речь, что я называю сложной музыкой. Говорить о Бахе и Прокофьеве с Шестаковичем - просто нет смысла, думаю это и так понятно.

Нестор Иванович   03.10.2013 17:26   Заявить о нарушении
Я бесконечно благодарна Вам за информацию об этом мальчике. "Колокола" слушала в Сашином исполнении..очень впечатляет. Все, конечно,трагично и непостижимо... Человек он был ярким,чрезвычайно одаренным..Что происходит в душах таких людей и почему они идут на этот шаг-нам, видимо, не дано знать.. Но наследство оставил солидное.Думаю, что многие его произведения будут исполняться..
За приглашение огромное спасибо. Если бы я жила в Москве или недалеко от нее, то разговор был бы продуктивным. Но живу я в Украине,и, к сожалению, воспользоваться Вашим приглашением не смогу.Но точно знаю, что у Вас все получится..С уважением, Виктория

Торри2   03.10.2013 23:47   Заявить о нарушении
Ничего страшного. Приглашение остаётся в силе. Просто Вы его примете в электронном виде, так сказать... Я пришлю Вам видео с концерта. Прошлый концерт, к стати, тоже был прописан и я нарою записи (это не очень сложно, в сети их нет, но я через Сашиного препода добуду). У меня нынче очень сложный в творческом плане период. Пишу (я не в курсе, разбираетесь ли Вы в терминологии, поэтому поясняю "пишу" - значит записываю) сингл своего старшего сына. Он у меня, как и я в своё время (только мне никто не помогал) сингл старшего своего сына, он пока не богат на материал, всего четыре песни сочинил, но хороших. Беда - не профессионал вообще, опыта работы в студии - ноль. Новичков писать дико сложно. Сам под это дело - тоже решил тряхнуть стариной и на остатках студийного времени пишусь анплагт - в чистой акустике, гитара и вокал. Параллельно маракую над альбомом уже своих вещей, но в чисто электро-попе, без альтернатив - только компьютер и живой голос, ни грамма рока, даже гитары скорее всего не будет. Это для меня совершенно новый опыт и трудно просто. Плюс заморачиваюсь по поводу наследия покойного друга - Кирилла Боро (он есть на стихире, если интересно - первый у меня в избранных, я сейчас веду его страницу здесь), надо издать сборник его стихов - ищу бабло тупо. Плюс Саша вот - тоже больная тема. С текстами никак не сростается. На прошлом концерте я просто читал стихи Веры Полозковой из сборника "Фотосинтез" (к стати - очень рекомендую. В сети есть аудиовариант, она там сама читает под музыку - просто потрясающе. Насколько потрясающе читал я - не знаю, но если интересно - скину видео, просто отпишите мне письмо, я отвечу и прикреплю файлы). С рэпом не сростается - не идёт материал. Просто стихи читать снова уже не хочу. Наверное срублю видеоклип на его виолончельную тему (на ссылке она предпоследняя). Это - очень тяжкий труд обычно. У меня и к видеоклипам есть тяга, если интересно - вот один из моих опытов - http://video.yandex.ru//users/pechi2007/view/7/#
У меня нет возможности снимать самому, поэтому я обрабатываю чужой материал. Это вот - клип на песню Вашего земляка Михея, одного из моих любимых музыкантов. Что-то подобное, даст Бог - Саше Филимонову подарю... Даже не верится... Всего год назад на Ваганьково выпивал, поминая Михеюшку с его друзьями и роднёй, а уже весной минувшей - Сашку... Пацанчика совсем...
Я вот сижу и думаю... Почему делюсь с Вами всем этим. И понимаю по итогу - рассказы Ваши зацепили сильно. Так и не отпускают. Вам нужно писать. Пожалуйста - работайте, трудитесь. Это - самое важное.


Нестор Иванович   04.10.2013 00:41   Заявить о нарушении