Космогоны Х2

32. «Он долго версию носил всех антиэнтропийных сил…» Т. е. сил ,ответственных за стабильность упорядоченных систем, так как именно упорядоченные системы являются носителями свойства, предотвращающего рассеивание и  выравнивание  энергетических  уровней (см. п.15)
33. «Миров иных лелеет зовы…». Речь идёт о навязчивых
 фобиях главного героя о межгалактических путешествиях.
34. «Познанья стрелы мечет наугад…» Речь идёт о старой притче: Человеческое познание слепо и немощно в погоне за абсолютной истиной. Это один из античных философских императивов.
35. «Что истина, и где искать…». Намёк на диалог Пилата и Иисуса. имеется ввиду гениальное полотно Н. Н.Ге «Что есть истина?»
36.«Не выпить Ксанфу море никогда». «Ксанф! Пойди и  выпей  море» -  знаменитая  реплика  Эзопа из «смешной  трагедии» Г. Фигельредо (Бразилия)   «Лиса и виноград».
37. «И ангелу его не выбрать ложкой» На картине художника раннего итальянского Возрождения Фра Филиппо Липпи «Видение святого Августина» (Эрмитаж. Ленинград) по-казан ангел пытающийся  ложкой  исчерпать  море. Этот символ «непостижимой тайны религии» герои пародэмы склонны  рассматривать  как метафору актуальной бесконечности. (см. ?), тот же смысл несет цитируемая реплика Эзопа.
 38. «На кварках лопнуло терпенье...». Имеются в виду теоретические и экспериментальные трудности построения симметричной картины кварков и лептонов.
39. Нуклоны. Фундаментальные стабильные частицы протон и нейтрон - простейшие адроны, состоящие каждый из трех кварков и отличающиеся зарядом. Протон положи- телен, нейтрон нейтрален. Нейтрон  распадается за 13 мин, протон — за 2x10/33 лет. Автор гипотезы нестабильности про- тона академик А.Д.Сахаров.
40. «Нам снились времена Ньютона – сходимость, чёткость, благодать...». Имеется в виду период относительного  затишья в теоретической физике. Доэйнштейновский период.
41. «Так истина в изменчивости мысли, или в цикличнос ти устойчивых основ?..» Речь идёт о важном наблюдении героя пародэмы: при видимой подвижности человече- ской мысли она идёт по замкнутому кругу, возвращаясь к одной и той же суперпозиции «Статика движения, или движение статики? Вот в чём вопрос», сказал бы Гамлет.
42. Протон (см. 37).
43.Дейтрон. Или дейтерон, ядро атома дейтерия - тяжелого зодорода. Ядро дейтерия состоит из од-ного протона и одно- о нейтрона.
44.«Поле-пустота...».  Физический вакуум. Понятие «физический  вакуум»  пришло   на  смену «Мировому эфиру». В представлении физиков поле в вакууме имеет «организованную структуру», состоящую из  виртуальных электронов.
45. «Хромодинамики цвета...?» см. п. 20.
46.«Пространственная времени сходимость...». Выражение  не несёт  конкретного физического  смысла. Философ  подобными «метафорами»  нагнетает  драма- тизм,  описывая ситуацию  накануне кризиса в физике второй  половины XIX в.
47. Апория. От греческого -   «затруднение, недоразумение». Этим термином древнегреческие философы обозна чали неразрешимые и трудноразрешимые проблемы. Апории Зенона Элейского, жившего в пятом веке до нашей эры, «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела», «Стадий», посвящены трудностям, связанным с движением. Апории оказали значительное  влияние  на  развитие  логики и диалектической теории познания мира. Апории Зенона в современной физике связаны с проблемой бесконечности делимости материи, пространства и времени.
48. «Их встречу отодвинем в вечность...». Один из пара- доксальных  результатов  логических  рассуждений  Зенона Элейского. При бесконечном последовательном делении отрезка времени на два время... или останавливается, или замедляется до бесконечности.
49.. Парадокс Тристрама Шенди. Герой романа англий- ского писателя XVIII пека Лоренса Стерна «Жизнь и мне- ния Тристрама Шенди, джентльмена».
50. «За что наказан первый еретик и отлучен от христианства?..». Никейским собором в 383 году н. э. христианский богослов Ария был отлучён от церкви, так
как был не согласен с каноническим определением Троицы, которую Ария и отвергал, веруя в единого бога.р
51. «Религия — продукт абстракции, вид отражения среды...». Отражение - это  всеобщее свойство  материи, заключающееся  в  воспроизведении,  фиксировании того,  что принадлежит  отражаемому  пред мету.  Способность  к отражению, а  также   характер  ее проявления  зависят  от уровня организации материи, развитием аппарата абстрактно-логического мышления, который развивался одновременно с развитием речи. Для отражения свойственного  человеку, характерно  то, что оно есть  нечто  идеальное.  Оно  предполагает  обратную  связь с внешней средой, активный отклик сознания превращение  чувствительного образа  в  логическую мысль , оперирование  понятийными  формами  сознания. 
52 . «Переплавляется мой ум в диоды, блоки, микросхемы...». Речь идет об интенсивной  работе  современных ученых и инженеров в области  сверх-ЭВМ, т.е. в области создания искусственного интеллекта  на основе цифровых технологий. 
530. «Какое там переселенье в трехмерных матрич-ных полях...». Речь идет о снятии объемной копии с человеческого созна ния математическими и физическими методами.
54 .«Ну  наблюдали  вы свеченье….» Некоторые люди обладают способностью наблюдать так называемую ауру или нимб над головой человека. Эта способность уникальна; по мнению некоторых специалистов, такие люди встречаются в среднем один на сто тысяч человек. Отсюда, от этих уникальных, но известных еще в древности явлений, восходит традиция изображения золотого нимба над головой святых.
55. «Ну, увлекались душечтеньем-.». Ироническое название экстрасенсорных коммуникаций.
56. Ортодоксия. Неуклонное, чуждое колебаний следование установленным в
какой-либо области принципам и положениям. В тексте ортодоксия — синоним узости мышления, нежелания пересмотра кардинальных проблем современной науки в области перспектив  жизни человеческого разума во вселенной.


Рецензии