Памяти подводников ПЛ С-80
Благодарность и вознаграждение авторского труда!
Подписывайтесь на каналы!
СБ карта "МИР" - 2202 2068 4269 3710 - на поддержку и развитие канала, на проведение публичных мероприятий (аренда помещения) и издание книг
На You Tube - для российских и иностранных граждан
https://www.youtube.com/channel/UCl9b420NouRjQYBYnmCDWVg
https://www.youtube.com/channel/UC7sTBwnYl7GGpf5t-iYo-Jg
На Русском Ю-Туб
https://www.youtube.com/@AlexanderPH-ur5tc
- авторское чтение стихов Н. Гульнев
https://www.youtube.com/@user-ui5jc5ey3u/videos
- авторское чтение стихов А. Хрящевский
Памяти подводников ПЛ «С-80»
Флот отдаст запоздалые почести –
Караул и казенный венок…
Может с нами Отчизна не кончится
И усвоит жестокий урок,
И избегнет привычной напасти,
И отменит порочную связь:
Подлецов не возвысит до Власти
И Героев не вляпает в Грязь,
Вознесет благородную Оду,
Обеспечит посмертный Указ.
Завещаем вам Честь и Свободу,
А не частный, доходный лабаз,
Завещаем цветы и обьятия,
Жизнь любить и врагов не прощать.
Завещаем вам Родину, братья,
Больше нечего нам завещать.
Доканала предтеча «Марьят» - ина,
- К погружению! – Стоп дизеля!
Лишь одно утешение Матери –
Знать, что дети погибли не зря.
Вот она – наяву преисподняя,
Кровью пишется флотский Закон:
Уповай не на Чудо Господнее –
На себя да на дерзкий Э(ПР)ОН*!
2010
* - Э(ПР)ОН - Экспедиция (подводных работ) Особого Назначения
Википедия
Ночью 26 января 1961 года С-80 находилась в Баренцевом море с целью отработки и совершенствования задач одиночного плавания. Занимала подводное положение на перископной глубине с открытой шахтой РДП (Работа дизеля под водой). Волнение на море достигло 6 баллов при температуре воздуха 5 °C. Последнее сообщение от лодки поступило в 0:30.
В дальнейшем, в результате расследования комиссии СФ было установлено, что в 01:27 27 января лодка ушла ниже перископной глубины, что должно было вызвать автоматическое закрытие клапана РДП предотвращения попадания в него забортной воды. Однако этого не произошло из-за обледенения поплавкового клапана шноркеля: система обогрева клапана горячей водой от дизельной силовой установки была отключена.
Дизельные двигатели остановились как только вода попала в их систему вентиляции. Матрос-моторист V отсека обнаружил попадание воды, но не смог оперативно перекрыть вентиль вентиляционной системы двигателя. Вместо того чтобы перекрыть его, он стал открывать его по максимуму (матрос был прикомандирован с другой подводной лодки, где воздушная магистраль перекрывалась не влево, а поворотом рукоятки вправо). Матрос отжимал его с такой силой, что согнул шток. Вскоре отсек был затоплен, лодка потеряла управление и начала крениться.
После того как лодка накренилась на 45 градусов, её ход замедлился до полной остановки, а затем она начала двигаться назад и погружаться до касания о грунт. Второй, третий и четвёртый отсеки были разрушены. Однако в оставшихся отсеках ещё были живы 24 человека. На всплытие у лодки не хватило запасов сжатого воздуха, люди начали умирать от медленного удушья. Некоторые не выдерживали и выбирали быструю смерть, другие держались до последнего. В боевой рубке на задраенной крышке нижнего люка нёс командирскую вахту старпом капитан 3-го ранга В. Осипович; командир ракетной боевой части (БЧ-2) капитан-лейтенант В. Черничко стоял на перископе как вахтенный офицер.
Все 68 членов экипажа С-80 погибли.
Подъём
Судьба экипажа и подводной лодки оставалась неизвестной 7,5 лет. В 1968 году в штаб Северного флота поступила информация, что рыбаки теряют свои сети, цепляясь за крупный предмет на дне. 23 июня 1968 года спасательное судно «Алтай» обнаружило корпус подводной лодки на глубине 196 метров в точке 70°012233 с. ш. 36°352223 в. д. (G) (O). Подводная лодка лежала на твёрдом грунте без дифферента, накренившись на правый борт. В результате тщательного обследования с помощью батискафа было установлено, что это С-80.
Государственная комиссия приняла решение о проведении операции «Глубина» по подъёму подводной лодки. На Николаевском судостроительном заводе было заложено новое спасательное судно «Карпаты» — специально для этой операции. Операция по подъёму лодки была осуществлена 9 июня 1969 года силами Северного флота. Командир экспедиции особого назначения (ЭОН) — капитан 1-го ранга Сергей Минченко.
24 июля 1969 года С-80 была поднята на поверхность и обследована в доке правительственной комиссией во главе с вице-адмиралом Г.И. Щедриным, которая и установила причины аварии. Лодка была признана не подлежащей восстановлению, взорвана и разделана на металл в 1969 году.
Однако некоторые обстоятельства так и остались невыясненными. Согласно выводам Сергея Минченко, «положение вертикального руля С-80 — 20 градусов на левый борт — говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном…»
Свидетельство о публикации №113082502988
Жизнь любить и врагов не прощать.
Завещаем вам Родину, братья,
Больше нечего нам завещать."(с)
____
С уважением к Вашему труду по увековечиванию памяти погибших моряков- подводников,
ведущие страницы
Памяти Подводников 21.09.2014 02:05 Заявить о нарушении
Хрящевский Александр 21.09.2014 15:40 Заявить о нарушении
С творчеством Николая Гульнева мы знакомы, читали его биографию, уважаем его, как достойного моряка и талантливого автора.Более того, одна из нас ( ведущих этой страницы), будучи лично знакома с мамой Сергея Лаппы, читала книгу стихов Николая Гульнева, подареную ей лично автором.Книга стихов о моряках-подводниках.Стихи запоминаются с первого прочтения, написаны не понаслышке, а от первого лица, с высокой эмоциональной составляющей.
Если Вы, Александр, общаетесь с Николаем Гульневым вне этого сайта, расскажите ему о нашем проекте "Памяти подводников", передайте пожелания здоровья и новых творческих успехов.Может быть, ему известны какие-то факты о К-159, сокрытые от общественности?
С уважением, ведущие страницы.
Памяти Подводников 27.09.2014 23:13 Заявить о нарушении