О личности А. С. Пушкина -5. Патографы о гениально

    ГЛАВА пятая.
   
    ПАТОГРАФЫ О ГЕНИАЛЬНОСТИ. (часть2)

О связи между одарённостью и психической неуравновешенностью и влиянии последней на первую.
                «Non est magnum ingenium sine mixtura dementiae»
                «Нет гениальности без примеси безумия».
                (Сенека,4 до н.э., «О спокойствии духа»).


   В этой главе нам предстоит познакомиться с работой А.В. Шувалова «БЕЗУМИЕ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ:  К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА»,  которую автор начинает  с  перечня многочисленных наблюдений  философов, учёных и врачей, с древних веков уделявших внимание проблеме гениальности.
 
   То, что одарённость сродни помешательству, заметили еще древние. «Mania» у греков – это и пророческий дар, и поэтическое вдохновение, и психическое заболевание.
   Сократу приписываются следующие слова: «Все хорошие эпические поэты слагают свои прекрасные поэмы не благодаря искусству, а лишь в состоянии вдохновения и одержимости».
   Платон неоднократно возвращается к утверждению, что поэт творит только тогда, когда его рассудок отступает на второй план и им овладевает божественное исступление.
   О  внутренней связи между гениальностью и психическим расстройством говорится и в замечании Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) относительно одного писателя из Сиракуз, который «начинал писать прекрасные стихи, как только заболевал манией, и, наоборот, не был в состоянии написать ни одного стихотворения, когда выздоравливал. ...Знаменитые поэты, художники и государственные деятели часто страдают меланхолией или помешательством, как например, Аякс, но и в недавнее время мы находим подобные свойства у Сократа, Эмпедокла, Платона и многих других, особенно, среди поэтов».
 
   У соотечественника  Шекспира, поэта и драматурга Джона Драйдена (1631–1700)  читаем:

Высокий ум безумию сосед.
Границы твёрдой между ними нет.
 
   Дени Дидро (1713–1784), французский писатель и философ, писал в «Энциклопедии» (1751): «Натуры с мечтательным и меланхоличным предрасположением время от времени открывают такие тайники своей души, что приходят сначала к возвышенным, а затем к сумасшедшим мыслям. Ими они обязаны нарушению психических механизмов...
Увы! И почему гений и помешательство стоят так близко друг к другу?».

   Со временем  внимание исследователей к этой проблеме не ослабевало.

   В середине XIX века появляются первые фундаментальные работы, специально посвящённые вопросу взаимоотношений творчества и психических нарушений:
у философа Артура Шопенгауэра (1788–1860); французского врача Моро де Туру (1804–1884); итальянского учёного Чезаре Ломброзо (1836–1909), с  работы  которого «Гениальность и помешательство» (1864)  начинается новый яркий период в развитии  изучения этой проблемы.  Его меткие научные наблюдения в богатом собрании патографических материалов из жизни выдающихся людей вместе с его заблуждениями   сыграли свою положительную роль.

   Изучали природу гениальности Фридрих Ницше (1844–1900), психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856-1939), крупнейший швейцарский психиатр Эуген Блейлер (1857–1939)  и многие другие авторитетные учёные.
   
   Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875–1961) признаёт, что «художественное произведение возникает в условиях, сходных с условиями возникновения невроза». Однако, «художественное творчество - не болезнь и требует совсем другой, не врачебно-медицинской ориентации». (В последних главах этой работы мы ещё вернёмся к этому имени).

   В нашей стране проблема патологии творчества впервые наиболее полно изучалась, как уже упоминалось ранее, Григорием Владимировичем Сегалиным (1878–1960), врачом и преподавателем Уральского политехнического института, издававшим в 1925–1930 гг. «Клинический Архив Гениальности и Одарённости (эвропатологии)» ("единственный не только в русской, но и в мировой научной литературе тех лет"), и положившим начало систематизации огромного материала по патологии клинико-психиатрического и литературно-биографического творчества.
(Стоит, однако, заметить, что, «обнаружив много интересных и объективных закономерностей, авторы журнала нередко грешили излишней лёгкостью в «развешивании диагностических ярлыков» историческим лицам).

   Заслуживает внимания мнение виднейшего немецкого психиатра и психолога Эрнста Кречмера (1888–1964), который писал, что «психические заболевания, в особенности пограничные состояния, обнаруживаются среди гениальных людей гораздо чаще, чем среди обычного населения. У одарённых людей всегда присутствуют «психопатологические элементы», которые не только не оказывают неблагоприятного действия, но являются обязательной составной частью гения».

   Один из основателей советской психиатрической школы В. А. Гиляровский (1876–1959) считал, что «творчество душевнобольного отличается от творчества нормального и одарённого человека тем, что  обострённая благодаря болезни способность восприятия и самая односторонность мышления, наклонность к болезненным преувеличениям могут позволить лучше видеть отдельные стороны явлений, действительно существующие, но при обычных условиях тонущие и ускользающие в массе других». (Гиляровский, 1935).
    И, наконец, эпизодически появляются мнения (Р. Артамонов, 1998), призывающие сохранять «врачебные тайны предков» и вообще закрыть тему или писать о болезнях великих людей, скрывая их имена. Такой путь «поможет нам принадлежать к добропорядочному обществу».
На взгляд Шувалова, при изучении психологии творчества этот путь явно тупиковый.
   
   «Таким образом, - заключает Шувалов, - вырисовывается следующая картина.
Одна группа авторов согласна с тем, что существует какая-то внутренняя связь между гениальным творчеством и психопатологическими расстройствами. Многие из них допускают, что психические отклонения могут способствовать проявлению таланта или даже стимулировать его, как бы «разрыхляя» ту почву, на которой вырастает гениальное произведение. Патологическая примесь оказывает ферментативное (катализирующее) действие на творческий процесс.

   Сторонники противоположного мнения заявляют, что гениальные произведения не могут создаваться благодаря психической ненормальности. Гений — высшее проявление здоровья, с биологической точки зрения это наиболее совершенный тип человека. Наличие у творца психической патологии объясняют следствием нервного перенапряжения. Болезнь, если она имеется, — не причина, а следствие гениального творчества».   
   
   Среди современных американских исследователей следует упомянуть книгу J. L. Carlson, который, проведя статистическое изучение, пришёл к выводу, что связь между творческим потенциалом гениев и психотическим расстройством безусловно существует.
Психическое заболевание может быть (в редких случаях) следствием напряжённой творческой деятельности, следствием жизненных трудностей и непризнания, но может быть и причиной, мотивом или поводом для такой деятельности.

   
   Душевными болезнями в собственном смысле этого слова страдали многие известные люди, такие, как Ньютон, Роберт Майер (открывший закон сохранения энергии), Кант, Мопассан, Ницше, Руссо, Тассо, Гоголь, Гаршин, Г. Успенский, Блок, композиторы Шуман, Г. Вольф, Чайковский, художники Ван-Гог, Врубель...
   Когда несомненные и притом ярко выраженные психопатические особенности имелись у большого количества выдающихся людей (из русских - у Достоевского, Толстого, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Тургенева и многих других), то невольно возникает мысль: нет ли в самой природе гениальности чего-нибудь, что роднило бы её с психической неуравновешенностью?

   В понятии… «гениальности», очень важно различать два элемента:
   1) личность и 2) творчество.
 
   В каждом конкретном случае вопрос о «гениальности» решается второй частью.
 
   Нет великого человека без великого произведения.
 
   Величие личности и её великие дела оцениваются историей и определяются законами развития человеческих отношений.
Именно генетикой обусловлены врождённые качества каждого человека, его индивидуальность и неповторимость.
 
   Пaтогрaфии создaют возможность для медиков включиться в обсуждение великого человекa, зaняв место нaрaвне с критикaми, историкaми и искусствоведaми. Пользуясь своим стaтусом экспертов в вопросaх психики человекa, пaтогрaфы зaявляют, что им известно нечто тaкое, чего неспециaлисты знaть не могут.

25. 08. 2013.

(Продолжение в шестой главе)


Рецензии
Добрый день, Любовь!

Спасибо за ссылку на это маленькое эссе.

Прочел. Обратил внимание не на одну новость для меня. Но... но... но... Вам со мной не повезло - читаю многое с улыбкой, проистекающей, извините, из доброго и здорового мира: из мира таких как я - по-своему гениальных, очень талантливых и очень здоровых... Т.ч. связывать гениальность и талант с нездоровьем людей, их психики - это неправильно. Я с теми, кто считает, что гениальность и талант - признак абсолютного здоровья... а отдельные стукнутые по головам - это не по-божьему гениальные, а по-дьявольски гениальные... по-черному... по-голубому... по-розовому...

Несколько реплик:

1). У меня юридическое образование, которое получил в лучшем вузе страны - МГУ, где закончил кафедру криминалистики, на которой нам дали огромные знания в областям судебной медицины, судебной психологии, судебной психиатрии и пр. Помню шокирующие нас примеры из этих наук. Помню критику логики исследований всего и вся в психике во все времена, в т.ч. критику самих "исследователей", которые были сделаны или не понять кем (кто такие Платоны, Аристотели и пр., кто их видел, нормальны - не нормальны они сами и пр., пр., пр.), или были сами ненормальными (Фрейд - наркоман, нищий, сумасшедший гений... Ницше - такой же безумный гений... такой же сдвинутый по фазе Юнг, который влюбляется с свою сумасшедшую пациентку из России Сабину Шпильрейн; продолжать список или нет?! а он бесконечен - список сумасшедших, на которых "ученые" ссылаются в своих рассуждения обо всем ЭТОМ, как на великих знатоков человеческих душ...)... А еще помню в МГУ наши посещения института им. Сербского, демонстрации там нам дискуссий с гениальными больными на разные темы. Целый пласт для бесед... Но... увы, могу побеседовать об этом не тут, а на яву, с такими как Вы, чтобы поделиться важными для вас своими знаниями предмета и взглядами на него... а переписываться часами об этом - уже не интересно...

2). Я насмотрелся на сумасшедших врачей-психиатров, врачей-психологов (как юрист, профессионал). Я много читал о психике человека, а потому отношусь к ней как к особой божественной энергетической сущности, имеющей свою жизнь, свою судьбу, свою родословную, свои таланты и грехи, свои болячки даже (передающиеся от одной к другой душе во времени и в пространстве). У меня свой взгляд на ЭТО, а потому цитируемые всеми мнения о других людях сумасшедших по сути Фрейдов, Ницше, Юнгов и пр. - это ноль для меня! У меня есть свое мнение - мнение нормального!

3). Да, я нормален, из нормальной чистой деревенской и рабочей среды. Я здоров, веду исключительно правильный, добрый образ жизни, а потому мой талант объяснять сдвигами по фазе могут только сдвинутые по ней... МОЙ ТАЛАНТ - ЭТО ТАЛАНТ, ДАННЫЙ МНЕ БОГОМ, ДАННЫЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ Я НЕС ЛЮДЯМ ДОБРО. Что и делаю... Почитайте мои стихи и рассказы, эссе...

Я издал 2 года назад журнал о своем курсе МГУ (к юбилею выпуска). В нем несколько десятков великолепных биографий моих однокурсников. Была и моя, которую закончил вот как:

"Счастлив ли я? Счастье – абстракция… Давно знаю, что на Земле я в командировке. Бог послал меня сюда, чтобы я пахал, переделал кучу дел, навел, где смогу, порядок, показал своим примером, что можно честно жить, в одной жизни прожить с достоинством несколько жизней – и как Человек, и как Юрист, и как Менеджер, и как Писатель, и как Поэт… Вроде, получилось… А потому я с легким сердцем вернусь туда, откуда прислан сюда… Чтоб чуть отдохнуть там и вновь – как божий спецназовец – отправиться куда-то с такой же очередной миссией… Мир огромен ведь..."

Если Вам интересно это, готов встретиться и поговорить об этом... Откуда Вы, кстати?

Анатолий Косенко   05.08.2018 12:55     Заявить о нарушении
Кстати, как психологу Вам... Черед пару лет следственной практики после МГУ я стал замечать вот что: только переступает вызванный мною человек через порог кабинета, смотрит на меня, а я уже могу о нем сказать почти все - кто он, что он, честен или нет, крал - не крал, убивал - не убивал, будет говорить правду или хитрить, морочить голову... 99% этого потом подтверждалось...

Так и выше, с Фрейдами, Ницше, Юнгами... Я и умом, и и энергетически, интуитивно, чувствую, верить ли написанному ими или не верить... Что-то, конечно, есть и у них, в их теориях, но я считаю их теории вредными для человечества, дьявольскими...

Анатолий Косенко   05.08.2018 12:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.