Глубокий смысл
«Чем больше я знаю, тем меньше я понимаю».
Вацлав Гавел
*************************************
Как понимать эту фразу? Попробуем разобраться:
- Чем больше область познанного, тем больше граница с
непознанным. Но, причем здесь понимание!
- Чем больше я познаю жизнь, тем меньше я понимаю её законы,
ибо законы, «открытые» человечеством – суть гипотезы, более
или менее точно описывающие наши знания о Природе,
известные на сегодняшний день. Пройдет время – откроются новые
знания и факты и законы эти, надо будет уточнять или открывать,
вместо них, новые. Кроме того, можно просто не понимать некоторые
факты из-за ограниченных возможностей человека, или ограниченных
инструментов познания и понимания Природы человеком (законы,
постулаты, теории и гипотезы, определения и единицы и т. д. )
Например, как понять двойственную природу электрона:
Электрон – это частица и волна, одновременно. Человек вынужден
был прибегнуть к такому пониманию, после того, как открыл, что
электрон может проходить через два отверстия одновременно.
- Зная какой-то процесс или человека, достаточно широко, мы
перестаем задумываться о другом ходе или развитии, о другом
поведении, считая все предсказанным и предопределенным.
Но, жизнь не стоит на месте – и столкнувшись, рано или поздно
с другим поведением системы, мы перестаем понимать то, что так
хорошо было понятно до этого.
- Знания отучают человека от анализа и раздумий – человек
начинает мыслить штампами и образами. А, ведь, жизнь –
изменчива!
- Чтобы понимать, надо наблюдать и анализировать,
заинтересованно и восхищенно, как ребенок. Если мы знаем много,
мы теряем детскость, с присущем ему восхищением и
любознательностью. Чаще стоим на своем, настаиваем, критикуем –
становимся догматичными и косными. Какое уж, тут понимание
нового, если у нас, на все, уже есть готовый ответ.
- Как можно понять хорошее, утвердившись в плохом и как
можно понять плохое, если мы ожидаем только хорошего!
- Понять человека можно лучше, если не иметь, до этого,
представлений и убеждений, другими словами, «знаний»
о нем.
- Чем больше пазлов знаний в картине жизни, тем труднее понять,
как сложить её в единое целое!
- Как личность, человек, в процессе развития и эволюции,
становится все более непредсказуем и все менее понимаем в своем
поведении. Познавая такого человека все более и более глубоко,
мы неминуемо будем сталкиваться с все большим и большим
непониманием его, так как с углублением развития будет расти и
разнообразие в развитии отдельных личностей – развитие всегда
предполагает разнообразие, а застой – единомыслие и похожесть.
- Дети меньше и труднее понимают взрослых, нежели те – детей.
но, когда дети вырастают – наступает уже черед взрослых –
- не понимать детей. Не помогает, ни старшинство, ни знание
и «понимание» жизни. Просто, дети становятся старшими по
своему развитию – их время уходит вперед, оттого и становятся
они непонимаемы для родителей, если те остановились в своем
развитии и в своем времени.
- Что касается общества, то законы его, к сожалению, становятся
все более сложными и запутанными, что тоже способствует
непониманию, хотя и увеличиваются знания человечества.
Если бы это было не так – мир, уже давно стал бы раем.
- И вот, когда человек все больше и больше сталкивается с
многообразием и усложненностями жизни других людей и
возрастающей запутанностью целей и представлений
отдельных течений, религий и государств – он все более и более
начинает осознавать свою непохожесть, а, следовательно, и
имеет полное право сказать:
«Чем больше я знаю, тем меньше понимаю».
Желаю, Вам знать так и настолько, чтобы не терять понимания!!!
***************
Свидетельство о публикации №113082300534
И в познаньи безкорыстном!
Изменяя суть законов,
Свет открыл ты для "Платонов"?
***
Путь к познанию стал жестокий:
В цене остался смысл глубокий.
****Всегда С уважением!Спасибо!Анатолий!
Рада читать Философа слОво,
оно заменяет чтиво любого.
Ольга Савичева 02.09.2013 16:11 Заявить о нарушении
С уважением, признательностью и наилучшими пожеланиями!!!
Анатолий Федосов 03.09.2013 12:08 Заявить о нарушении