Старик Хопёр.. Ирина Дмитроченкова

Старик Хопёр..http://www.stihi.ru/2013/03/29/11876
Ирина Дмитроченкова
                На фото:
                У истоков реки Хопёр в Пензенском
                районе Пензенской области
                установлен памятник «Старик-Хопёр»
                работы скульптора Андрея Смелого.

                На этом месте, где родники соединяются в
                одну речку, сидит на камне под сенью дубов
                дед Хопер и река стекает с его бороды. И
                кажется,  будто тихо он так любуется своей
                рекой и стережет ее от всех бед и напастей...
               
                А БЕДА НАД РЕКОЙ НАДВИГАЕТСЯ!
                ОНИ ХОТЯТ КОПАТЬ ТУТ НИКЕЛЬ!!!!!
                               


Жил-поживал  давным-давно
легенда-человек,
зовётся именем его
одна  из русских рек
     12 чистых родников
     нашёл старик Хопёр
     12 звонких ручейков
    стремятся на простор

Он взял лопату и в один
ручей соединил,
и по степи река – гляди -
как Волга или Нил
     Запруду он соорудил,
     и мельницу на ней,
     и на владения свои
     глядит  до наших дней

в широколиственных лесах
возникших средь степей.
Приди, олень, спеши, лиса -
живой воды испей,
     открыта чистая вода
     лесам, полям, зверью. 
     но только грянула беда
     на общий наш приют!

К истокам, задыхаюсь, мчусь,
скачу во весь опор:
скорей на помощь – живы чуть –
спаси, родной Хопёр!


Истоки Хопра – это 12 кристально чистых родников, которые бьют из-под пригорка неподалеку от деревни Поперечное Пензенской области, хотя во многих источниках зафиксирована деревня Кучки, как наиболее близкая к истокам Хопра. Один из них большой – до полуметра в диаметре, а остальные – маленькие, можно ладонью каждый накрыть.

Существует легенда, что старик по имени Хопёр, которых жил в здешних степях, набрел на холм, из-под которого били и разбегались в разные стороны 12 прозрачных ключей ледяной воды. Старик соединил русла этих ручьев в одно, и появилась река, которую и назвали его именем. Старик Хопер построил на реке мельницу, на которой молол зерно для жителей окрестных деревень.

Но кто бы ни объединил эти 12 родников – человек или сама природа – это стало началом удивительной реки Хопер, которая протянулась на 980 км (по некоторым оценкам – более 1000 км) через 4 области – Пензенскую, Саратовскую, Воронежскую и Волгоградскую, и стала наибольшим левым притоком Дона – самым полноводным и протяженным. У Хопра много притоков, но самые крупные правые – Ворона и Савала, и левые – Сердоба и Бузулук. Площадь бассейна Хопра немного более 61 тыс.кв.км. В начале река неширокая – 20-30 м, но в среднем и нижнем течении ее русло расширяется, и достигает ширины 100 м, а после впадения р.Савала, на отдельных плесах, Хопер разливается до 200 м. Глубина реки меняется от 0,5-1,5 м на перекатах до 3-12 м на плёсах.
Ширина Хопра в среднем течении (между устьями Сердобы и Вороны) 25 – 35 м, после впадения Вороны 40 – 60 м. Долина Хопра одета, как правило, богатыми широколиственными лесами (дуб, липа, вяз, у воды чаще всего ветла, осокорь); в среднем течении нередки и сосновые рощи. Особенно богаты и обширны пойменные леса Хопра в пределах Саратовской области. В пойме много озер и стариц, в лесах есть дикие вишни, яблони, груши.

Старинные печатные источники о Беково сообщали: «…Во время разлива река достигала здесь шириной до восьми верст и даже становилась судоходной…». Вдуматься только - это почти девять километров! А от Новохопёрска река и сейчас является судоходной.

Геологический возраст Хопра заставляет отнести его к древнейшим рекам юга России: заложился Хопер приблизительно 10 млн. лет назад, но полмиллиона лет назад его засыпали ледниковые отложения. Спустя тысячелетия река возродилась. Поэтому возраст реки Хопер, считают геологи и гидрографы, – около 10 тысяч лет. Когда-то на берегах Хопра были древние славянские поселения, по степям гуляли кочевники, а в лесах скрывались беглые крепостные.

Долина Хопра являлась одним из мест расселения донских казаков.

В нижнем течении реки, на участке между городами Борисоглебск и Новохопёрск, находится Хопёрский заповедник.
ЮНЕСКО когда-то признавала Хопёр самой чистой рекой в Европе. В то же время на официальном сайте администрации города Балашов приводятся сведения о сильном загрязнении реки Хопёр. Также Министерством природных ресурсов река отнесена к третьей категории ("очень загрязненные"). Такое решение минприроды связывают с обоснованием разворачивания неподалеку добычи никеля.



© Copyright: Ирина Дмитроченкова, 2013
Свидетельство о публикации №113032911876


Рецензии
Ирина, Ставрополь, где я живу, основали казаки Хоперского казачьего полка, которых переселили на Северный Кавказ в 1777 году, когда строили 10 пограничных крепостей, одна из них Ставропольская дала начало моему родному городу. Когда Ставрополь оказался в тылу и утратил значение как пограничная крепость, уже обустроившихся хоперских казаков переселили еще раз ближе к горам, в Станицу Суворовскую Как им не хотелось покидать уже обжитое место, но царское правительство, в состав войск которого входили казаки на линии, приняло такое решение. Хватил горюшка хоперцы..
С уважением -

Иван Наумов   06.09.2013 22:35     Заявить о нарушении
Доброй ночи, Иван! Мой один прадед тоже из Хоперского полка. Только я подробностей на знаю. Знаю только, что Покровскую церковь разобрали и принесли из Ставрополя на руках по бревну. А сначала эта церковь стояла на Хопре. Знамя висит казачье в церкви Второй Хоперский полк. Откуда прибыли они, из кого формировался этот полк? У Вас есть какие-нибудь сведения?
С уважением, Лидия

Незабудка Кубанская   06.09.2013 23:20   Заявить о нарушении
Лидия, я очень много читал книг на эту тему. Например, есть целая книга об основании ставропольской крепости, называется "Крепость в степи". Но найти эту книгу для обновления сведений вряд ли смогу, мы недавно переселились на новую квартиру и половину вещей составляют книги, они сейчас совершенно не в том порядке, в котором были до переселения, когда я знал, где искать какую книгу. Но совсем недавно я читал другую книгу "Военно-политическая история Северного Кавказа". В ней описываются события 16-19 веков. Есть в ней сведения и Хоперском казачьем полке. Приведу выдержки, так как передавать все прочитанное на эту тему займет слишком много времени и места:
"Прикрыть границу должны были казаки Волжского казачьего полка и Хоперского казачьего полка которые, располагаясь вдали от внешних границ государства, перестали выполнять действительную военную службу."
Далее:
"По приказу генерала Якоби (Астраханского губернатора, а позднее командира сводного корпуса на Кавказской линии) назначенные к переселению волжские и хоперские казаки в начале августа 1977 года прибыли в Царицын. Казаки явились в полном боевом порядке без семей, оставленных на месте до будущего года. Путь их пролегал через безводную местность и к концу августа отряд достиг урочища Маджар (ныне г Буденовск).
Далее отряд разделился и хоперские казаки направились в сторону "Черного леса" (район Ставрополя), где и была заложена Ставропольская крепость" Командовал хоперским казачьим полком премьер-майор Конон Устинов. А общее руководство напраленными в это место драгунами Владимирского и казаками Хоперского полков осуществлял полковник Шульц.
Далее:
"К концу 1780 года в Ставропольской крепости было уже построено: 1 церковь, 467 домов и 92 разных нежилых нежилых строения"
Вот и все упоминание о церкви. Я думаю перенесение церкви, разобранной по бревнышку, не более, чем легенда, ведь казаки-мужчины переселялись в полном боевом порядке, а их семьи впоследствии без какой либо помощи. Путь лежал окружный, через Волгу по безлюдной и безводной местности, да еще под угрозой набегов горских отрядов. Даже свой нехитрый скарб перенести в таких условиях было исключительно трудно, до церкви ли было тут? Когда же через несколько десятков лет казаки переселялись на место станицы Суворовской, им было настоятельно рекомендовано не ломать построек а Ставропольской казачей станице, а продавать их горожанам (не казакам), пусть и по бросовой цене. И продавали и переселялись с большой неохотой в принудительном порядке на голое место, где в первую очередь следовало подумать о собственном жилье в преддверии зимы а не о церкви.

К сожалению, все подробности искать в книгах я не имею возможности, что смог то и сделал.
С теплом -

Иван Наумов   07.09.2013 08:32   Заявить о нарушении
Насчет церкви - это не легенда. Она разборная, там даже каждое бревно, каждая доска пронумерованы. Да и не столько прошло тут времени, чтобы это успело стать легендой. Я подходила к священникам по этому поводу, мне сказали где это записано (уже забыла), эту историю я как-то писала в одноклассниках и один донской казак, увлекающийся историей, подтвердил, что читал об этом уникальном случае, и хотел бы увидеть эту церковь. Я если найду источник, напишу типа эссе, и поставлю фотографию.
Вам спасибо за подробный ответ.
С уважением, Лидия

Незабудка Кубанская   07.09.2013 13:28   Заявить о нарушении
Говорите, мало времени прошло? Достаточно для того, чтобы создать легенду. По поводу названия Ставрополь давно ведутся споры. Якобы, при закладке крепости нашли каменный крест, отсюда название, город креста. На самом деле будущая крепость получила названия еще до закладки. Но живет в народе легенда и даже во многих книгах говорится об этом, как о достоверном случае. Поэтому книга не является документом, даже если в ней кто-то что-то и где-то написал. Церковь может быть разборной, вот только разбирать ее нецелесообразно, селения не переводятся поголовно, в нем остается не казацкое население, а перенос практически невозможен в таких условиях, в которых шло переселение. Да и разборной церковь можно делать, если предвидеть переселение наперед. А кто об этом мог знать? Да и где вы найдете деревянные постройки, церкви, или другие здания, которые бы пережили больше двух веков. Детали давно бы сгнили. Живут веками только каменные и кирпичные храмы.

Иван Наумов   07.09.2013 23:22   Заявить о нарушении
Сейчас перечитал в в "военно политической истории. Северного Кавказаа следующее.
"Наконец, летом 1780 года с Хопра перешли на линию все оставшиеся казаки, женщины и дети и в феврале 1780 года весь хоперский полк окончательно разместился на Азово-Моздокской линии при крепостях Северной, Ставропольской, Московской и Донской. По данным историка Хоперского казачьего полка В.Г. Толстого в каждой станице разместилось по 140 семей"

Интересно, как они делили церковь, ведь Ставропольская крепость в тот момент ничем не выделялась из указанных крепостей? А ведь в ней было помещено столько же семей, сколько и в других крепостях. И когда переселялись семьи казаков, они уже знали, кто при какой ерепости будет жить. Кроме того, с прежних мест переселялись с семьями, только строевые казаки, способные нести воинскую службу, других дителей никто переселяться не обязывал. Трудно представить, что вышедшие в отставку пожилые казаки добровольно оставляли обжитые места, свои жилища, могилы предков и переселялись к черту на кулички, под набеги горцев. А оставшимся жителям тоже нужна была церковь. Это я к тому, что вы пишете что Покровская церковь стояла еще на Хопре.

Иван Наумов   08.09.2013 00:12   Заявить о нарушении
Это не мои выдумки. Но это было намного позже, чем Вы указываете здесь. Я поищу, не могу найти.

Незабудка Кубанская   08.09.2013 07:55   Заявить о нарушении
А я и не говорю, что это ВАШИ выдумки, я говорю, что в книгах пишут часто, выдавая желаемое за действительное. Если переносили, например через 100 лет после переселения, в эпоху, когда жили мои и ваши прадеды, а не их прадеды, переселившиеся с Хопра веком раньше, то какой смысл в этом переноске, когда на новом месте уже была построена церковь, ведь казаки, возведя в первую очередь хотя бы примитивное жилье для себя, первым делом ставили церковь, тем более, что материалов для строительства церкви в окрестностях Ставрополя, окруженного лесом, было более, чем достаточно. В "Военно-политической истории" об этом тоже пишут, что строения возводили из столетних дубов, росших вокруг Ставрополя того времени (потому, что сейчас, лес растет в черте города по долинам речек, разрезавших город в нескольких местах, и ясеня, которого тоже более, чем достаточно. Это не калмыцкие и не восточно-ставропольские степи и полупустыни, где дома строили турлучные, за неимением леса. Это на первых порах. А потом разведали в крае много песчаных и каменных карьеров, на реках Большой и малый Зеленчуки полно запасов гравия, обустроившись, стали строить дома и укрепления из камня и бетона. На Кубани, куда казаки переселились, тоже полно леса, Кубань в пределах ставропольского края течет в окружениях сплошных лесов. В Ставрополе сохранилось много зданий, датированных 19 веком и все они каменные, и остатки крепостной стены, сохранившиеся на месте отведенном более двух веков назад под ставропольскую крепость, тоже из камня, хотя возможно, первый вариант был из дерева. И это могло случиться (постройка или перестройка стен крепости) только до 1823-25 годов, когда и шло переселения из Ставрополя, утратившего военно-пограничное значение а станицу Суворовскую. Я вовсе не хочу сказать, что Вы не читали или не слышали об этой церкви, (легенда красивая, почему бы об этом не говорить и писать?) а о том, что она недостоверная, как и большинство легенд. Поэтому и нет смысла искать в интернете или в библиотеках материалы об этом, легче просто поверить здравому смыслу, хотя хочется верить красивой легенде. Кстати, вы не написали, где вы родились и выросли и где живете сейчас, не обязательно конкретно, но в пределах ли Ставропольского края, или в других местах (это имею ввиду, сейчас.) Но я много читал о Ставрополе и крае историй, но историю переноса церкви прочитал только в вашей полемике со мной.
С уважением -

Иван Наумов   08.09.2013 15:56   Заявить о нарушении
попробуйте, если откроется ссылка прочтите

Незабудка Кубанская   08.09.2013 21:29   Заявить о нарушении
ссылка не проходит. Сейчас скопирую текст

Незабудка Кубанская   08.09.2013 21:29   Заявить о нарушении
http://pashinka.ru/
История Покровской церкви
4 Апрель 2013 Благочиние северного округа КЧР

История Покровской церкви

История появления церкви Покрова Пресвятой Богородицы очень интересна. Правда, не все, кто каждый день приходит сюда помолиться, поставить свечку за здравие или упокой близких, знают историю храма, проделавшего тысячекилометровый путь от Хопра до Черкесска..

Жители станицы Хоперской, расселившиеся по берегу реки Хопер, решили построить у себя храм. Мол, негоже жить безбожниками. Строили всем миром. Деньги жертвовали все. И в 1730 году на самом видном месте появился храм. Возвели его из черного дуба, который заготавливали сами в лесу, а потом морили в Хопре. На этом месте храм в станице простоял без малого век – 99 лет.

А потом начались путешествия храма. Когда казачья вольница с насиженных мест потянулась на Северный Кавказ и стала заселять – Кубань, Ставрополье, жители Хоперской взяли с собой и храм. Казаки аккуратно перевезли его в Ставрополь, в то время бывший губернским городом. В 1829 году церковь уже возвышалась на самом видном месте, рядом с большим крестом, поставленным в честь А.В. Суворова. Здесь церковь простояла только два года – с 1829-го по 1831-й. Путешествия храма продолжались. Продолжалась и его удивительная история. Так случилось, что казаков, расквартированных в Ставрополе и несших службу по охране губернского города, перебросили на Кавказ. И снова они аккуратно разобрали её по бревнышку и пешим ходом на своих плечах с пением перенесли в станицу Баталпашинскую (ныне город Черкесск). Сотни километров прошагали по горной каменистой дороге и установили храм на новом месте – рядом с Никольским собором. Но и оно не стало последним для Покровской церкви. Местные власти подыскали новое место. Рабочие возвели каменный фундамент. На него и поставили церковь, где она стоит и поныне.

Храм этот действительно уникален. За свое 275-летее существование он проделал путь из восемнадцатого века, из казачьей станицы на берегу Хопра на Кавказ. Был свидетелем междоусобных конфликтов и войн, страшных пожаров и гонений на религию. Сколько каменных больших и известных храмов было взорвано, сожжено! А деревянная Покровская церковь, собранная умелыми руками служивых людей, уцелела. Больше того, она никогда не закрывалась. Прихожане собирались здесь и в праздники, и в будни. Они приходили сюда чаще с бедой, реже с радостью. Приходят и сейчас. Долгое время настоятелем Покровской церкви был отец Василий. Он широко известен не только православным прихожанам, но и другим жителям многонациональной республики своей щедростью и благородством души. Фронтовик, за храбрость награжденный орденами и медалями, Василий Иванович Афонин всю свою жизнь сеял мир в душах своих прихожан. Больше года его прах покоится на территории храма, став частью истории Покровской церкви.

280 лет стоит храм на земле. Время, дожди, ветры делают свою разрушительную работу. Деревянный храм стал ветшать, разрушаться. И, конечно же, нужно его спасать. Всем миром. .

Покровская церковь, построенная из дерева, которую казачье воинство перевозило за собой за сотни километров, – это уникальный храм и архитектурный памятник, согревавший души наших предков на протяжении почти трех веков. Начиная с того времени, когда казаки возвращались из боевых походов в свою станицу Хоперскую. И потом на Кавказе шли люди к святым угодникам. Колокола, отлитые из меди, как звучали, так и будут звучать в веках. К храму, пока он будет стоять на этой земле, никогда не зарастет народная тропа.

Слава Богу, в нашей Покровской церкви постоянно священнослужители перед прихожанами произносят проповеди: на Евангельские, Богословские, исторические и другие темы.

При Церкви проходят собрания актива православных верующих всего благочиния Северного Карачаево-Черкесского округа.

Незабудка Кубанская   08.09.2013 21:31   Заявить о нарушении
Лидия, спасибо за попытки убедить меня в достоверности сведений.
Но в этой легенде,(а я считаю её именно легендой, слишком много неувязок, расхождений со здравым смыслом. Переселение с Хопра было в 1777 году, когда на место будущего города пришел строевой казачий полк Семьи казаков переселились в последующие два года. Почему же храм решили переместить только через 50 лет? Когда в Ставрополе был уже построен не один храм? (Первая церковь была построена еще на втором году) Тем более, что из Ставрополя к этому времени уже были переселены потомки пришедших на новое место 50 лет назад хоперцев в станицу Суворовскую, а не в Баталпашинскую. Началось переселение в 1825 году, а закончилось в 1827 году, то-есть, до перемещения храма из станицы Хоперской в станицу Ставропольскую, которой в это время уже не было. Почему не сразу в Суворовскую, куда переселились бывшие хоперцы, а сначала в Ставрополь, а потом в Баталпашинскую, заселенную казаками совсем из других мест? Я уверен, сведения, которые вы привели, опубликованы не в историческом труде, а в художественной книге, имеющей право на вымысел. Я же беру сведения из исторической монографии, написанной двумя авторами: доктором исторических наук Ткаченко и кандидатом исторических наук Колосовской. Уж они-то изучили все исторические документы и архивы на эту тему. Те кто писал эту историю, не в ладу ни с историческими датами, ни со здравым смыслом. И где окончательно стоит церковь, в современном Черкесске? Это факт, а вот перемещение храма в Ставрополь, а через 2-3 года в Баталпашинскую, не имеющую к Хопру никакого отношения, не более, чем вымысел. Ваше дело верить сказкам, а меня убеждают факты и здравый смысл,которого нет в переносе этого храма. И кто и как его переносил, если казаки и их семьи, давно были переведены на Кавказ, в живых к этому времени остались лишь потомки, да, возможно, глубокие старики, бывшие во время переселения на Кавказ еще детьми или молодыми людьми. И все-таки, если не секрет, то где вы родились или сейчас живете?
Я в Ставрополе.
С уважением -

Иван Наумов   08.09.2013 23:02   Заявить о нарушении
Я прочитал и первоисточник, у меня ссылка открылась. и хотя в основу легли не художественные книги, а история Покровской церкви, но написана она не профессиональными историками, а религиозными деятелями, которым такие легенды полезны.
С тем и остаюсь -

Иван Наумов   08.09.2013 23:13   Заявить о нарушении
Да зачем кого-то убеждать, кого-то разубеждать. Можно придумать чудеса иконы, никто не проверит, было ли это чудо или нет, а придумать, что тащили храм на горбу 100км, этот миф разлетелся бы очень быстро в пух и прах. А где бы сведения о храме хранились, как не в храме? Ну ладно, этот разговор уже ни к чему, раз нет подтверждения авторитетных источников.
Я живу всю жизнь в Черкесске (в той самой Пашинке). И не от историков из Москвы или Сибири знаю о некоторых вещах, происходивших с казаками в т.ч. и во время революций, раскулачиваний, войне, что происходит сейчас. И это тоже не всегда сходится с официальными версиями. Далеко не всегда. Но это еще не означает, что это неправда. Кстати, мои бабушки рассказывали, что несколько раз ходили в Ставрополь пешком за какими-то бумагами. Тоже миф? Какого черта идти пешком, когда кони были? Да и у наших была и бричка и кони, но вот ходили пешком из Красногорки даже, не из Черкесска. Суворовка по пути из Пашинки в Ставрополь не попадается. Она в другом направлении.
С уважением,

Незабудка Кубанская   09.09.2013 11:23   Заявить о нарушении
... а вот перемещение храма в Ставрополь, а через 2-3 года в Баталпашинскую, не имеющую к Хопру никакого отношения, не более, чем вымысел. (С).
.
Ну уж можно не верить в то, что тащили храм на горбу, это еще куда ни шло, но что Баталпашинская не имееет отношения к Хопру... это уже слишком. Второй хоперский полк, потрепанное знамя с фамилиями и чинами до сих пор хранится, как святыня. Но для Вас это сказки - фамилии выдуманы, знамя подделка, записи фальшивка и мифы, придуманные казаками по сговору со священниками.

Незабудка Кубанская   09.09.2013 11:29   Заявить о нарушении
Дорогая Лидия! Я честно говоря, не знал, что второй хоперский полк переселили в Баталпашинскую и речь вел о первом хоперском полке, основавшим Ставрополь, да считал, что и вы говорите об этом. Но здесь опять неувязка, его могли переселить из Хоперской только минуя Ставрополь, превратившийся к тому времени в административный центр Кавказзской области, переименованной в 1847 году в Ставропольскую губернию. Потому что Ставрополь уже утратил к этому времени значение, как крепость. В 1823 году уже было принято решение о переселении первого хоперского полка из Ставпополя в Суворовскую. Переселение прошло в 25-27 годах, то есть, да перемещения Покровского храма в Ставрополь, где он простоял с 29 по 31 год. Вот это-то меня смущает. Если первых хоперцев переселили к этому времени ближе к пограничной линии, то не было никакого проку переселять в Ставрополь вторую волну хоперцев, чтобы потом переместить их в будущий Черкесск, их могли переселить из Хоперской сразу в Баталпашинскую. Почему же перевалочным пунктом оказался Ставрополь? Ведь мало перенести из Хоперской в Ставрополь храм, его надо еще собрать, чтобы через два года разобрать и опять переносить. Вот в этом я не вижу никакой логики. А само по себе перемещение храма из Ставрополя в Баталпашинку возможно, их разделяет всего сотня километров птичьего полета (по трассе около 120 км. Это допустимо и пешим и конным способом. А вот от Хоперской до Ставрополя около 1000 километров, а это совсем другое дело. Ведь по истории Покровского храма он стоял вначале в Хоперской и простоял 99 лет. И вдруг его решили переместить в Ставрополь, из которого уже ушли Хоперские казаки. Вот это и сомнительно. Может, храм был построен все-таки в Ставрополе после переселения первой волны и назван в честь храма в родной Хоперской станице тоже Покровским, а потом уже перенесен на 100-120 км, что технически возможно? А по истечении времени истина забылась, и стали считать, что в Черкесске стоит именно тот храм, который стоял еще В Хоперской. И еще - военно-политическая история вышла в свет в 2009 году, то есть в наше время, писалось не с совковых позиций и в ней даны ссылки на все исторические материалы царских, (когда и шло завоевание Кавказа) а не советских времен. Так что там можно верить каждой дате, ведь все писалось по горячим следам, а не через 2 века, когда можно сместить по времени какие угодно даты. У меня в Черкесске живет бывшая ученица уже 45 лет, она в свое время давала мне адрес и даже приглашала в гости, но не срослось. Адрес утерян, но есть номер её сотового, по которым мы поздравляем друг друга с датами. И если придется приехать к ней в будущем, постараюсь своими глазами увидеть этот храм. А вы не переживайте, что я не принимаю на веру переданные вами сведения - в споре рождается истина.

Иван Наумов   09.09.2013 21:03   Заявить о нарушении
Да мне самой интересно, но там на сайте, что я указала есть номер. можно позвонить в казачество и спросить, где подтверждающие документы по переносу церкви их Ставрополя в Черкесск. Сама хочу это тоже сделать. А с Хопра не говорится, что на руках, там на телегах. А тут именно на руках с молитвами. Я немного в курсе, что брали на анализ пробы дуба, определяли возраст, место произрастания. Ведь история и правда, уникальная. Вы приезжайте на Покров это престольный праздник, Ваш благочинный всегда приезжает. Тут-то езды полтора часа. За день можно обернуться. Маршрутки каждый час ходят на Ставрополь. Правда, в праздник там не до разговоров. Но тут и казачество и все бывают.
Мой один прадед тоже был с этого второго Хоперского полка, он умер молодым, и я почти ничего не знаю о нем. Узнавала, где можно поднять документы, но только в архиве, а в архив уже просто так не попадешь. Да и времени вообще нет. Мне один вообще доказывал, что хоперских тут не могло быть в принципе, когда написала о втором полке, он сказал, что он набирался из Воронежа, и еще что-то и как-то ушел от темы. Прямо загадочный этот второй Хоперский. Если что узнаете, будьте добры, напишите. Для меня это не просто интерес.
Сейчас это Кубанское войско. А кстати, Ставропольские казаки к Терским относятся или к кому? Вот стыдно сказать, но не знаю. Наши к Краснодару. Раньше у нас была Кубанская область (до революции)

Незабудка Кубанская   09.09.2013 21:43   Заявить о нарушении
Лидия, просто казачьи поселения на Тереке появились раньше всего. Начало казакам на Северном Кавказе дали Гребенские казаки. Так их называли, потому что они до этого проживали в горах (на гребне) Как они туда попали?
Единого мнения на этот счет нет. По мнению дореволюционных историков это были казаки Червленого Яра (местности между верхним Доном и Хопром", которые бежали от московского князя Ивана третьего Поначалу они прибыли к устью Терека, но там не задержались а двинулись вверх по Тереку к пятигорским черкесам. Несколько позднее в низовьях Терека формируется низовое казачество. Оно составилось само собой из кавказских черкес, донских и гребенских казаков, поляков и грузин. Много было беглых волжских казаков. Позднее к ним добавлялись беглые из всех районов России. Пополнялись казачьи поселения и выходцами из среды горских народов, бежавших от неугодных им князей. Так что терские казаки наиболее древнее казацкое общество на Северном Кавказе. Когда было принято решение о построении 10 крепостей на Линии, то переселенцы с Хопра, Волги на место будущих крепостей терцами уже не назывались, а после переселения административного центра Кавказской области из Георгиевска в Ставрополь получили общее название Ставропольского казачество, а казачий Терек был одним из подразделений. До недавнего времени и Карачаево-Черкесия входили в Ставропольский край. Последними появились кубанские казаки.
В 1860 г. указом Александра второго была создана новая административная единица кубанская область. В 61 году началось возведение новых казачьих станиц между Кубанью и кавказским хребтом. у меня нет сведений, какими казаками заселялась Баталпашинская, поищу в истории может было упомянуто А вообще Кубанская область заселялась выходцами, в основном с Дона.

Я позднее постараюсь найти материалы об этом, если они есть

Иван Наумов   10.09.2013 19:52   Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое.
С уважением,

Незабудка Кубанская   10.09.2013 21:37   Заявить о нарушении