Целуя пузо олигарха...

                Огонь, вода, медные трубы:
                сжечь, пепел спустить в унитаз.
                Ты что, не видишь, какие грубые
                ошибки, как непристрелян глаз,
                жидка слеза, фальшиво хихиканье?
                Глаза краснеют такое читать!
                И это ты называешь книгой?
                Называю. И отдаю в печать.
                Вера Павлова

           Есть несколько моментов, которые лично меня очень раздражают в современной поэзии. Один из них - присутствие в текстах многих авторов, причем авторов вполне заслуженных и известных, как совсем молодых, так и матерых "волков" от литературы, образов и метафор, так или иначе то ли намекающих на некое наркотическое воздействие на их повседневный образ жизни и причину вдохновения автора, то ли, по существу выполняющих некий "социальный заказ" от наркодельцов и их всевозможных помощников... Ведь в почти любом американском (а теперь и в нашем, русском!) и не только, фильме, книге и любом другом продукте "массовой культуры", есть либо прямое, либо косвенное описание наркоманов, наркотиков, процесса употребления оных... Теперь очередь за поэзией. Так сказать, наркотик - в массы? Не могу утверждать ничего определенно, но мыслишка такая закрадывается все чаще и чаще.
          Открыл я давеча небезызвестный киевский журнал "ШО", который в качестве приложения к довольно любопытным статьям о современном кинематографе, театре и.т.д, любезно публикует стихи и прозу современных авторов. Украиноязычной прозы и поэзии касаться не буду, ввиду того, что на данном сайте основной процент авторов и читателей русскоязычные и, соответственно, русскодумающие. Читаем. Подборка из 13 стихотворений Веры Павловой с интригующим подзаголовком "Разжимается бутон кулака". Первые же 4 строчки заставляют вытаращить глаза неискушенного в современной поэзии читателя:

             Любить подкожно, внутривенно,
             пётр-и-февронияобразно
             и умереть одновременно
             в момент совместного оргазма

Тут же вспоминается строчка из песни безумно популярного в 90-е годы "Мумий Тролля" - "Мне под кожу бы, под кожу запустить дельфинов стаю...". Да, поэзия требует жертв. Можно любить и подкожно, и внутривенно, можно еще перорально - кому как больше нравится.
И далее:

            и спать в одном гробу в обнимку
            (разнять патологоанатом
            не смог). Вот тут-то и проникну
            в тебя, любимый. В каждый атом.

Говорить о засилье околосексуальных тем в литературе уже как-то и не модно. Есть стихи "голубых" о "голубых", есть стихи лесбиянок о лесбиянках... Остается только некрофилия и зоофилия, да еще пара извращений, которых раньше не было в поэзии. Меня очень тревожит то, во что превращается современная поэзия. Тот путь, который она себе выбрала, путь ведущий в никуда, в аннигиляцию поэтического вещества, в разложение русского языка и русской души на атомы посредством "доброй" понюшки - читай "почитки" свежей порции такого зелья:

           Ты не забыла, лира,
           какое торжество
           быть кочерыжкой мира,
           быть косточкой его?
           Ты не забыла, муза,
           как мы с тобой смогли,
           целуя чьё-то пузо,
           увидеть пуп земли?

Конечно, быть "кочерыжкой" мира для лиры очень заманчиво, но такой ли ценой? Целуя чье-то пузо? Муза Некрасова, Пушкина, Лермонтова, Блока не целовала ничье пузо, при этом ничуть не считая себя обделенной в чем-то. Двум богам служить нельзя. Либо поэзия - либо деньги. Либо самоотречение, либо - вихрь удовольствий и развлечений. Поэзия никогда не была на службе у министров, владык, купцов и.т.п. Поэзия всегда идет не от сытой отрыжки, а от высоких человеческих чувств - любви или невозможности ее по тем или иным причинам, одиночества, непонимания, тоски, грусти, веры, надежды. Замечено, что от состояния безудержного веселья стихи не рождаются. Разве что, шуточные. "Увидеть пуп земли" - и только? И это то, ради чего пишется?

           Деньги падают без стука,
           пропадают без следа.
           Ох, дешёвая докука,
           трёхгрошовая беда!
           Пусть до нитки обобрали,
           обыграли в пух и прах,
           я — монополист печали,
           я — радости олигарх.

Как видим, набор поэтических устремлений невелик - монополист, олигарх, возможно, президент... И деньги, деньги - куда же без них в современном мире! Но настоящий поэт беден, деньги не любят его, да и он их почти не держит в своих руках...

         Я без тебя, как рыба без воды,
         ты без меня — как вода без рыбы.

Глубокомысленно, ничего не скажешь. И это у автора, издавшего 15 книг и переведенного на 20(!) языков. Что переводить-то?
Читаю дальше - вроде бы ничего, первые 4 строки неплохи:

          Снаряжала мужа, как невеста,
          провожала мужа, как вдова,
          уходил — не находила места,
          приходил — кидалась, ни жива...
         

И вдруг, как серпом, извиняюсь, по одному месту:

          ...ни мертва, на шею. Мясо, гречка.
          Вкусно? Не остыло? Подсолить?
          Ненаглядный, это бессердечно —
          на работу каждый день ходить!

Вся завязь, весь зародыш вдохновения засыхает от такой странной, нелогичной концовки. Как будто поэт взял 2 совершенно разных стихотворения, написанных в разные периоды своей жизни и слепил из них вот такой вот "пельмень". Или мясо с гречкой, кому как по вкусу.
Вполне возможно, что такое стихотворение хорошо читать где-нибудь в фешенебельном ресторанчике на Мальте.

          Родина — не пейзаж, —
          портрет, групповой, в интерьере:
          книгам тесен стеллаж,
          толпится обувь у двери,
          дословны слёзы и смех,
          разговор быстроумен
          и песни хватает на всех,
          и Бродский всё ещё умер.

Такие перлы, как "дословны слезы и смех", "разговор быстроумен" - это как вообще понять? "Быстроумен" - неоправданное словотворчество. Остроумен, скудоумен, тупоумен... Стоп!
И опять Бродский, "под которого" не писать стихи сейчас - это быть закоренелым консерватором и засушенным на корню одуванчиком. Ребята, давайте будем пооригинальнее, а?
И остается, под занавес, еще раз привести стихотворение из эпиграфа к этой статье:

      Огонь, вода, медные трубы:
      сжечь, пепел спустить в унитаз.
      Ты что, не видишь, какие грубые
      ошибки, как непристрелян глаз,
      жидка слеза, фальшиво хихиканье?
      Глаза краснеют такое читать!
      И это ты называешь книгой?
      Называю. И отдаю в печать.

Заметим, автор в России выпустила 15 книг. Лауреат премий имени Аполлона Григорьева, «Антология» и специальной премии «Московский счет». Переведена на двадцать иностранных языков. Автор либретто пяти опер и четырех кантат. Записала как чтец семь дисков со стихами поэтов Серебряного века. Спектакли по стихам Павловой — в репертуаре трех российских театров.
Ну, а первые 2 строчки из вышеприведенного стихотворения прямо-таки намекают, что нужно сделать благодарному читателю с данными книгами или публикациями. Но зачем же "переводить" столько бумаги? Выбор, как всегда, за нами. Ведь у нас демократия - каждый вправе целовать то пузо, какое он хочет.


Рецензии
Доброго времени суток.
Ммм... изложено живо, но немного "с плеча". Насколько я могу судить по приведённым отрывкам, отдельно взятый журнал просто собрал подборку с претензией на эпатаж. На самом деле полно куда более кричащих авторов, которые ничего кроме бестолкового крика создать и не могут. А Павлова может (исходя из того, что я о ней видел и читал). Блестяще образованная женщина с хорошей энергетикой в текстах и выступлениях.
Только ставит перед собой очень трудную задачу: писать откровенную, телесную лирику. С огоньком и не стесняясь в выражениях, но без пошлости, которую туда привносят легионы озабоченных, тупых поэтишек.
Перечитал некоторые её стихи. На мой взгляд, очень много удачного. Но малейшая неудача работает против автора. Рекомендую прочесть небольшую статью Евгения Евтушенко, которую, кстати, Павлова самокритично приводит на своём сайте.
http://www.verapavlova.ru/another_int/int_evt.html

(Я Евтушенко не очень люблю, но у него есть интересные мысли и эрудиция.)

Да и вообще, мало кто из поэтов-писателей хорош именно тем, чем был известен при жизни. Маяковский писал пустозвонное "Я люблю смотреть, как умирают дети" и кучу рекламы, политического заказа - а читаем мы его избранную лирику. У ОБЕРИУтов вообще крепких стихов практически не было до конца 20х годов. Один сплошной перформанс. (Что не мешает мне с упоением перечитывать совсем ранних Хармса и Введенского).

Очень советую не выражать "фи", а с Павловой поподробнее ознакомиться. Не эротикой же единой!

Например.

Они влюблены и счастливы.

Он:
- Когда тебя нет,
мне кажется -
ты просто вышла
в соседнюю комнату.

Она:
- Когда ты выходишь
в соседнюю комнату,
мне кажется -
тебя больше нет.

***

Мам, а небо далеко?
Далеко.
Мам, а море далеко?
Далеко.
Мам, а солнце далеко?
Далеко.
Мам, а папа далеко?
Далеко.

Спасибо за напоминание о замечательном и спорном поэте.

Филипп Андреевич Хаустов   13.12.2015 23:56     Заявить о нарушении
Филипп, спасибо за рецензию.
Может быть, я действительно написал несколько категорично. Но опять же - я критикую конкретную подборку конкретного поэта в конкретном журнале. Журнал, действительно, эпатажный. Но я всё-таки склоняюсь к такому мнению, что хороший поэт никогда не скатится к пошлости, издевательству над родным языком и откровенному цинизму. А в стихах из этой подборки ну как нарочно всё это так и прёт, вот и не удержался. Если Вы другого мнения о Павловой - то, возможно, что я чего-то не знаю... Однако я бы, например, так о бабушке никогда бы не написал. Меня это очень задело. Да и вообще - ведь вокруг столько замечательных поэтов, в том числе и полузабытых. А мы всё о Евтушенко да о Рождественском. Хотя и они признаны как мэтры, кумиры нескольких поколений читателей поэзии.
Да, кстати, та же Горбовская, о которой у меня написана ещё одна критическая статья (Вы её читали), действительно в 80-е годы написала ряд очень хороших, очень личных, лирических стихов. Я читал их в интернете на разных сайтах. Я бы купил её книгу "Первый бал" за 1982 год, если бы увидел...

С уважением,

Олег Костюков   14.12.2015 19:08   Заявить о нарушении
Ах нет, пардон, о бабушке - это у Горбовской.
1:0 в вашу пользу.

Олег Костюков   14.12.2015 19:11   Заявить о нарушении
А Вы знаете такого замечательного советского поэта - Владимир Щировский? Я в последнее время читаю его. Очень рекомендую.

Олег Костюков   14.12.2015 19:12   Заявить о нарушении
Вот ссылка на его книгу "Танец души": http://coollib.net/a/65623

Олег Костюков   14.12.2015 19:15   Заявить о нарушении
Прошу прощения за поздний ответ, сейчас очень загружен. Вашу ссылку посмотрел, поэт действительно замечательный и неизвестный.

Насчёт цинизма с вами согласен, но только отчасти. Тут грани очень тонкие. Как правило, поэты в творчестве нравственно так же небезупречны, как в жизни.
Вспомните, например, у нашего любимого Хармса:

Года и дни бегут по кругу.
Летит песок; звенит река.
Супруга в дом идет к супругу.
Седеет бровь, дрожит рука.
И светлый глаз уже слезится,
На все кругом глядя с тоской.
И сердце, жить устав, стремится
Хотя б в земле найти покой.
Старуха, где твой черный волос,
Твой гибкий стан и легкий шаг?
Куда пропал твой звонкий голос,
Кольцо с мечом и твой кушак?
Теперь тебе весь мир несносен,
Противен ход годов и дней.
Беги, старуха, в рощу сосен
И в землю лбом ложись и тлей.

Очень неоднозначно, но наше дело - ото всюду брать самое лучшее.
:)

Филипп Андреевич Хаустов   21.12.2015 17:24   Заявить о нарушении
И всё же Хармс был очень воспитанный, начитанный и культурный человек, как и многие петербуржцы, несмотря на весь его внешний показной эпатаж, в отличие от многих современных поэтов, у которых эпатаж - это всё, что у них есть. Это сквозит из каждой его строчки, поэтической и прозаической. Даже в его дневниковых записях, которые я читал. Ну нет у него явной пошлости. Не говоря уже о Введенском. Да, не всё понятно, много сюра, но вот безвкусицей и пошлостью они не грешили.

Олег Костюков   22.12.2015 00:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.