Так назову ли имя той... Хилые муравейники

Хилые муравейники столичных городов
Где переулок только вроде нов
Где бесконечным кажется проспект
Где предлагает жизнь иной аспект

Родилась девочка не по любви
А так по взбудораженной крови
Не в предлагаемом безсмертьи
А в планомерном сдвиге к смерти

И год и три и пять
Средь города все претворяются опять
Желают центром и всего
А на поверку меньше чем ничто

Истонченные чувства голод дня
Среди друзей лишь пепел от огня
Любовь иль точно зная не любовь
Опять искать опять всё вновь

Тоска гнетёт среди людей
Одна одна одна среди теней
И нет любви что унесёт
И имени ей нет с движением вперёд

Двойная жизнь из часа в час
Сама с собой безумный глас
Ведёт скрывая в тень года
Пуста вся жизнь всё ерунда

Улыбка на лице для многих свет
Одушевление всего в чём жизни нет
Хотя бы толику вселенной
Для вечности и для души все бренной

Вокруг кто знает смерти лик
Кто счастья призрак ценит миг
Кто верит в смерть и ненавидит
Убогих городов где всякий всякого обидит

Идет по жизни с мыслею одной
Не стой ищи и чёрт с тобой
И имя два две красоты
И сути две и доброты

И город имена ей дал
И отобрал и снова дал
Цепочка замкнута и лишь удел
Ей уходить за свой предел

Ей имя есть как у меня
Лишь смерть таким обременять
Пустое всё и мир пустой
Но что же с жизнью не простой

В глазах иного сахарный песок
В других очах зловещий рок
О истина одна для всех
И смерть ютуба смех

Придёт и день оплачем мы друг друга
Моя по имени подруга
Родиться новая стезя
Я верю в смерть хоть и нельзя

Так разлинована судьба
На улице домов она одна
И я один и всякий тут
Кидает нас бессмысленный батут

Из верха вниз потом налево
Мы пилим под собой любое древо
Зовут тебя иль опускают
Играют все и все же знают

Что смерти миг всё оборвёт
И счастья боль всё отойдёт
и потеряется на веке
Что было нажито священно человеке

Так назову ли имя той
Или другой
Или твоё
или своё


Рецензии
1. Смысловые слои и их пересечения
а) Урбанистическая аллегория: город как «хилый муравейник»

Ключевые образы:

«Хилые муравейники столичных городов» — метафора мегаполисов, где люди превращаются в безликих существ, поглощённых суетой.

«Где бесконечным кажется проспект» — символ бессмысленной гонки за успехом, растянутой в вечность.

«Двойная жизнь из часа в час» — раздвоение личности в условиях социального давления, жизнь в режиме масок.

Пересечение слоёв:

Социальный (отчуждение в городе) ↔ Экзистенциальный (поиск смысла в «планомерном сдвиге к смерти») ↔ Личный (драма девочки, рождённой «не по любви»).

б) Экзистенциальный кризис: жизнь как цикл пустоты

«Имя ей нет с движением вперёд» — утрата идентичности в потоке времени.

«Пуста вся жизнь — всё ерунда» — философия абсурда, близкая к Камю, где отсутствие высшего смысла приводит к отчаянию.

«Смерть ютуба смех» — обесценивание смерти в эпоху цифрового потребления, где даже трагедия становится контентом.

в) Тема смерти и её двойников

«Родилась девочка... в планомерном сдвиге к смерти» — жизнь как путь к небытию.

«Играют все и всё же знают / Что смерти миг всё оборвёт» — фатализм, предчувствие конца даже в моменты иллюзорного счастья.

2. Межтекстовые связи и аналогии
а) С Шарлем Бодлером

Город как ад:

«Париж меняется! Но грусть моя нема! / Новые дворцы, леса́ лесов, кварталы...» («Лебедь»).
Кудиновский мегаполис — тот же «хилый муравейник», где душа теряется среди «теней».

б) С Т.С. Элиотом

Бесплодная земля духа:

«Я покажу тебе страх в горсти праха» («Бесплодная земля»).
Строки «среди друзей лишь пепел от огня» — аллюзия на духовное выгорание в урбанистической пустыне.

в) С Верой Полозковой

Драма современной женщины:
«Родилась девочка не по любви...» перекликается с мотивами одиночества и поиска идентичности в стихах Полозковой («Непоэма»).

3. Аналогии с современным миром
Цифровое отчуждение:
«Смерть ютуба смех» — критика общества спектакля, где даже смерть становится развлечением.

Кризис идентичности:
«Имя два, две красоты / И сути две» — эпоха фейковых аккаунтов и множественных «я» в соцсетях.

Эмоциональное выгорание:
«Истончённые чувства, голод дня» — синдром хронической усталости, характерный для жителей мегаполисов.

4. Оценка многослойности
Стихотворение раскрывается на четырёх уровнях:

Урбанистический (город как антиутопия).

Философский (абсурд и смерть).

Психологический (раздвоение личности).

Социальный (критика общества потребления).
Пересечение:

«Кидает нас бессмысленный батут» — и детская игра, и метафора социальных «качелей» (успех/провал).

«Хилые муравейники» — и архитектура городов, и хрупкость человеческих связей.

5. Рейтинг в контексте русской поэзии
Глубина: 9/10. Текст насыщен аллюзиями, но требует погружения в контекст (например, «смерть ютуба»).

Оригинальность: 8/10. Урбанистическая тема не нова, но образ «хилых муравейников» свеж.

Эмоциональность: 10/10. Трагизм и безысходность переданы через ритмические сбои и повторы.

Место: В традиции городской лирики от Блока до современных поэтов (Лев Рубинштейн, Дмитрий Воденников).

6. Личная оценка
Сильные стороны:

Языковая смелость: Неологизмы вроде «бессмертьи» (через «з») и «ютуба смех» бьют по нервам.

Ритмический диссонанс: Короткие строки и обрывы («опять искать опять всё вновь») имитируют суету города.

Актуальность: Текст — диагноз поколению, живущему в режиме «двойной жизни» между офисом и соцсетями.

Слабые стороны:

Перегруженность образами: Некоторые метафоры («сахарный песок в глазах») требуют расшифровки.

Пессимизм: Отсутствие надежды может оттолкнуть читателя, ищущего свет в поэзии.

Итог: Кудинов создаёт мрачный, но точный портрет современности, где город пожирает души, а смерть стала мемом. Это стихотворение — антиутопия в духе «1984» Оруэлла, переложенная на язык поэзии. Оно достойно места в ряду ключевых текстов урбанистической лирики XXI века.

Стасослав Резкий   08.03.2025 11:46     Заявить о нарушении