И снова о рейтингах
кого, автор заменил своё природное имя (или псевдоним) ником. Тем более, что он вёл
разговор о дутых рейтингах. Но пузырь и есть пузырь, быстро возникает и легко лопается.
А вот,об искренних, естественных рейтингах стоит поговорить. Здесь на стихире в топ
попадают тексты, которые набирают большое число откликов с оценками. Администрация
сайта для откликов использует слово "рецензия". Право же, большинство таких текстов лучше
всего называть очпонами, но не рецензиями. Никакого вчитывания в исходные тексты в них
нет. Но числа - большие. И тут же вспоминается термин "теория больших чисел",
относящийся к теории вероятности и математической статистике.
Автор сего текста одно время интересовался задачами статистической радиотехники.
Так вот, регулярные импульсы любой формы при наложении на них шума начинают напоминать
синусоиду. И чем больше шум, тем больше сигнал похож на наиболее простую форму, форму
змеи. В конечном итоге при шуме, который энергетически больше сигнала мы видим шум,
но в нём, внутри сидит синус. Окончательно сигнал - сумма ровного, плоского шума и
синуса. А изначально был сложный или острый сигнал.
Это общий природный процесс. Бросьте камушек с высоты в воду. При вхождении его в
водное зеркало появится всплеск с высотой, сравнимой с высотой бросания. И от этого
центра идут круги. Чем дальше, тем ниже. Не помню точно, увеличивается ли длина волны
(такое чувство, что - да), но даже в случае равномерных по длине волн, они становятся
ниже, тупее.
Конечно, каждый думающий человек остр и глубок. Но чем дальше от личности, в толпу,
тем отклик тупее и площе. То есть, рейтинг - процесс уплощения и занижения отдельной
творческой личности.
Имеет ли смысл рейтинг вообще? Да, в случае торговли - огромное. Так, рейтинг бренда
Электропупс очень важен и покупателю, и продавцу. Только какое это имеет отношение к
поэзии? Поэзия - не бизнес, если есть бизнес, то нет поэзии. Так же, как наше любование
природой. Продайте миллион путёвок в базы отдыха на берегах Усманки (каждый вправе
выбрать речку сам), и никакой радости, никакого великолепного ландшафта вы не увидите.
Останется мутный ручей с вытоптанными берегами.
Поэзия же есть заповедник языка, где он сохраняется и развивается. Заповедник -
условно. Может быть, национальным парком, облесённым оврагом или дачей. Суть в том, что
каждый уголок уникален. У вас или у вашего друга есть дача. Дачник может выращивать
помидоры-огурцы, может строить красивые цветники, может и ничего не делать. Но тропинка
всегда будет выкошена, беседка доступна для посиделок с самоваром, дом крепок, крыльцо
будет ровным. Но идёшь мимо брошенной дачи - тропинка заросла, крыльцо покосилось, и
возникает такое ощущение, что дверь в домик заклинило. Это природа берёт своё, выращивает
то, что ей нужно и так, как ей нужно.
То, что мы называем запустением, никакого отношения к пустыням не имеет, это -
возвращение эстафетной палочки. Природе. Опустынивание проявляется в других местах, при
сбросе неочищенных заводских стоков, выкапывании карьеров. Когда косная материя берёт
верх над живой по причине человеческой необдуманности. Это - результат больших чисел,
проявление общего природного закона.
Развитие же уникально. Что тоже универсальный природный закон: у каждого дерева - свои
ветки. И каждый живой организм можно считать сообществом микроорганизмов, клеток. Эти
клетки биохимически договариваются между собой, и правила договоров записаны в геноме.
И каждое человеческое общество уникально. И тоже построено на договоре. И каждый язык
уникален, в каждой местности речь, хоть немного (диалект), но отличается.
Каждый поэт (как личность) уникален. Думаю, что каждый из нас въяве или втайне мечтает
(иногда неосознанно) о том, что его кирпичик будет вложен в здание русского языка. Нам
всем не даёт покоя Пушкин, который метеором зажёг значительное количество звёзд. Мало
понимаемый в своё время, он обернул читателей (потомков) лицом к глубине и изяществу
родного языка. Но при этом стоит помнить не только о том, что у Александра Сергеевича
были прекрасные учителя от Арины Родионовны (крепостная с отчеством!) до Куницына
(условно) и Карамзина. Он жил в кругу образованнейших людей своего времени. Многие -
тонкие и глубокие поэты. Это сообщество выращивало новую фазу русского языка.
И что же теперь делать, рейтинги же неизбежно упрощают стихосложение? Ничего не
делать, пусть существуют. Живое само пробьёт себе дорогу через сообщество думающих людей.
А я лично предпочитаю читать своих избранных авторов. Ищу то, что могу оценить
жемчужинами современной русской словесности. Иногда рецензии избранных, по которым
нахожу новых.
Свидетельство о публикации №113082102739
Мартышев Эдуард 02.09.2013 11:55 Заявить о нарушении
Спасибо!
Владимир Емельяненко 03.09.2013 20:32 Заявить о нарушении