И снова о рейтингах

   Вчера прочёл один текст, относящийся к рейтингам. Ссылки давать не буду, ибо не на
кого, автор заменил своё природное имя (или псевдоним) ником. Тем более, что он вёл
разговор о дутых рейтингах. Но пузырь и есть пузырь, быстро возникает и легко лопается.
   А вот,об искренних, естественных рейтингах стоит поговорить. Здесь на стихире в топ
попадают тексты, которые набирают большое число откликов с оценками. Администрация
сайта для откликов использует слово "рецензия". Право же, большинство таких текстов лучше
всего называть очпонами, но не рецензиями. Никакого вчитывания в исходные тексты в них
нет. Но числа - большие. И тут же вспоминается термин "теория больших чисел",
относящийся к теории вероятности и математической статистике.
   Автор сего текста одно время интересовался задачами статистической радиотехники.
Так вот, регулярные импульсы любой формы при  наложении на них шума начинают напоминать
синусоиду. И чем больше шум, тем больше сигнал похож на наиболее простую форму, форму
змеи. В конечном итоге при шуме, который энергетически больше сигнала мы видим шум,
но в нём, внутри сидит синус. Окончательно сигнал - сумма ровного, плоского шума и
синуса. А изначально был сложный или острый сигнал.
   Это общий природный процесс. Бросьте камушек с высоты в воду. При вхождении его в
водное зеркало появится всплеск с высотой, сравнимой с высотой бросания. И от этого
центра идут круги. Чем дальше, тем ниже. Не помню точно, увеличивается ли длина волны
(такое чувство, что - да), но даже в случае равномерных по длине волн, они становятся
ниже, тупее.
   Конечно, каждый думающий человек остр и глубок. Но чем дальше от личности, в толпу,
тем отклик тупее и площе. То есть, рейтинг - процесс уплощения и занижения отдельной
творческой личности.
   Имеет ли смысл рейтинг вообще? Да, в случае торговли - огромное. Так, рейтинг бренда
Электропупс очень важен и покупателю, и продавцу. Только какое это имеет отношение к
поэзии? Поэзия - не бизнес, если есть бизнес, то нет поэзии. Так же, как наше любование
природой. Продайте миллион путёвок в базы отдыха на берегах Усманки (каждый вправе
выбрать речку сам), и никакой радости, никакого великолепного ландшафта вы не увидите.
Останется мутный ручей с вытоптанными берегами.
   Поэзия же есть заповедник языка, где он сохраняется и развивается. Заповедник -
условно. Может быть, национальным парком, облесённым оврагом или дачей. Суть в том, что
каждый уголок уникален. У вас или у вашего друга есть дача. Дачник может выращивать
помидоры-огурцы, может строить красивые цветники, может и ничего не делать. Но тропинка
всегда будет выкошена, беседка доступна для посиделок с самоваром, дом крепок, крыльцо
будет ровным. Но идёшь мимо брошенной дачи - тропинка заросла, крыльцо покосилось, и
возникает такое ощущение, что дверь в домик заклинило. Это природа берёт своё, выращивает
то, что ей нужно и так, как ей нужно.
   То, что мы называем запустением, никакого отношения к пустыням не имеет, это -
возвращение эстафетной палочки. Природе. Опустынивание проявляется в других местах, при
сбросе неочищенных заводских стоков, выкапывании карьеров. Когда косная материя берёт
верх над живой по причине человеческой необдуманности. Это - результат больших чисел,
проявление общего природного закона.
   Развитие же уникально. Что тоже универсальный природный закон: у каждого дерева - свои
ветки. И каждый живой организм можно считать сообществом микроорганизмов, клеток. Эти
клетки биохимически договариваются между собой, и правила договоров записаны в геноме.
И каждое человеческое общество уникально. И тоже построено на договоре. И каждый язык
уникален, в каждой местности речь, хоть немного (диалект), но отличается.
   Каждый поэт (как личность) уникален. Думаю, что каждый из нас въяве или втайне мечтает
(иногда неосознанно) о том, что его кирпичик будет вложен в здание русского языка. Нам
всем не даёт покоя Пушкин, который метеором зажёг значительное количество звёзд. Мало
понимаемый в своё время, он обернул читателей (потомков) лицом к глубине и изяществу
родного языка. Но при этом стоит помнить не только о том, что у Александра Сергеевича
были прекрасные учителя от Арины Родионовны (крепостная с отчеством!) до Куницына
(условно) и Карамзина. Он жил в кругу образованнейших людей своего времени. Многие -
тонкие и глубокие поэты. Это сообщество выращивало новую фазу русского языка.
   И что же теперь делать, рейтинги же неизбежно упрощают стихосложение? Ничего не
делать, пусть существуют. Живое само пробьёт себе дорогу через сообщество думающих людей.
   А я лично предпочитаю читать своих избранных авторов. Ищу то, что могу оценить
жемчужинами современной русской словесности. Иногда рецензии избранных, по которым
нахожу новых.


Рецензии
Спасибо, понравилось...особенно про Александра Сергеевича...

Мартышев Эдуард   02.09.2013 11:55     Заявить о нарушении
Текст немного о другом. Об усреднении. А Пушкин - ссылка на то, как стоит жить.
Спасибо!

Владимир Емельяненко   03.09.2013 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.