Шпага
Признаться, давно хотел написать этот рассказ, но как только садился за него – меня разбирал такой смех, что пальцы категорически отказывались держать ручку.
Но сегодня особый день – День Военно-Воздушного Флота, к которому я имею самое непосредственное отношение, так как служил в Дальней Авиации Советского Союза, а затем и России. Поэтому беру себя в руки и начинаю свое повествование о моих веселых армейских буднях.
Должен сказать тебе, мой друг, что я не всегда был замполитом.
В начале восьмидесятых я служил техником по радиосвязному и навигационному оборудованию( РСНО) самолетов-ракетоносцев ТУ-22. в техническо-эксплуатационной части( ТЭЧ) гвардейского полка одного из белорусских гарнизонов.
Я отвечал за радиовысотомер больших ( РВ- 25) и малых высот (РВ-УМ). Проводил на них регламентные работы и занимался текущим ремонтом.
Надо отметить, что на каждом самолете ТУ-22 был довольно вместительный бак водо-спиртовой смеси емкостью около 450 литров, предназначенной для работы системы кондиционирования. Эту смесь в народе и прозвали ШПАГОЙ.
Название “шпага” – пошло от измерительной линейки с делениями, которая находилась в указанном баке и по длине примерно равнялась клинку шпаги.
Шпага была бичом многих гарнизонов. Многие спивались, семьи распадались, но таскали шпагу домой практически все: ее можно было не только пить, но и использовать в качестве твердой валюты - расплачиваться с сантехниками, обменивать на краску, стройматериалы и прочее.
Расход шпаги в полете регулировал оператор или командир корабля. Регулировать они научились настолько, что практический расход шпаги был в несколько раз меньше нормативного. Избыток шпаги, естественно, распределялся между экипажем и прочими заинтересованными лицами.
В ТЭЧ, где я служил, доступа к шпаге почти не было – самолеты приходили к нам на стоянку без водо-спиртовой смеси, зато в эскадрильях возможности были намного богаче.
Особенно лилась шпага рекой в эскадрильях зимой, когда надо было чехлить самолеты.
Обязанность чехловки возлагалась на экипаж самолета, но поскольку это была довольно трудоемкая операция, экипаж вербовал на данное мероприятие любых желающих лиц технического состава, а сам занимался только зачехлением двигателя.
За помощь в чехловке самолетов после полетов полагалась премия – грелка шпаги.
Что из себя представляла грелка? Это была обыкновенная резиновая медицинская грелка( обычно синего цвета) емкостью 2литра 750 грамм.
В эскадрильях часто требовались люди на обслуживание полетов для замещения заболевших или ушедших в отпуск техников.
Я с удовольствием оказывал помощь - особенно первой эскадрилье, где начальник группы РСНО подрядился зачехлять аж два самолета – под номером десять и восемнадцать.
Наша обязанность была – зачехлить правую плоскость самолета.
Бывало, полеты заканчивались в час ночи, а мы приходили домой только под утро, задерживаясь на чехловку ракетоносцев. Зато как приятно было уносить под курткой две грелки теплой шпаги! Крепость зимней шпаги составляла 45 градусов. Пилась она легко и приятно. Мои гражданские приятели были в восторге и постоянно спрашивали: “Когда шпагу будем пить”?
Зима 1983 года выдалась холодной. Техник из первой эскадрильи простудился и заболел, поэтому командование попросило временно подменить его меня. Я с радостью согласился.
В эскадрилье был техник – Боря Гельфман ( фамилия изменена), которому одному единственному(!!!) разрешили получать премию в виде шпаги в трехлитровых канистрах.
Боре не хватало 2 литров и 750 грамм грелки – ему нужно было три литра канистры.
Он до того замучил экипаж своими претензиями, что старший техник ( хозяин самолета) в сердцах махнул рукой и сказал: “Наливайте вы этому еврею канистру – черт с ним”!
Я как раз появился в эскадрилье в тот момент, когда Боря налил три пластмассовые канистры водой и выставил их на мороз. Дело в том, что начальник группы РСНО ему посоветовал: “Ты возьми свои канистры, налей туда воду и выстави на мороз – они замерзнут, разбухнут и станут вмещать шпаги еще больше”. Боря так и сделал.
В это время как раз поступил срочный приказ: "Отправить самолет из первой эскадрильи на регламентные работы в ТЭЧ". Ему уже давно надо было становиться на регламент, но все тянули:”Шпаги никто не хотел лишаться”. Поскольку проверять постановку ракетоносца на регламент должна была комиссия из вышестоящего штаба, времени на раздумья не было:” Шпагу ( около 350 литров!!!) срочно слили ( самолет должен был приходить в ТЭЧ без водо-спиртовой смеси) в две чистые двухсотлитровые канистры и разрешили брать всем желающим.
Что тут началось! Даже кисть Айвазовского вряд ли бы запечатлела все происходящее!
Буквально вся эскадрилья кинулась к бочкам и стала черпать дармовую шпагу. Набирали ее грелками, канистрами, стеклянными банками, чайниками и прочим емкостями.
Я быстро отоварил свои две грелки и даже успел наполнить литровую стеклянную банку.
Больше ничего найти не смог – все растащилось во мгновение ока.
Тут я обратил внимание на Борю, и меня согнуло пополам от смеха: “Бедняга с остервенением лупил свою канистру о дерево”. Вода в ней превратилась в лед, и Боря тщетно пытался выбить его из емкости. Он грел канистру на огне, лупил по ней молотком – ничего не помогало. Скоро возле него собралась толпа сочувствующих и наперебой давали советы, умирая со смеху. Боря стал у всех выпрашивать какую-то емкость, но ни у кого ничего не было. Тогда он побежал к бочкам. Там вырисовывалась следующая картина. Одна бочка была полностью опустошена, а возле другой стояла внушительная очередь из желающих отведать шпаги. Ее оставалось литров тридцать и никому уже в емкость не давали – зато пей – сколько хочешь. К бочке была привязана на металлическом тросике алюминиевая кружка, а возле нее лежало пять кусочков сахара для закуски.
Вид у Бори стал жалкий и смешной. Толпа уже была в курсе всего происходящего, посему раздался такой дружный хохот, какого я никогда не слышал и вряд ли когда-нибудь больше услышу.
На лице Бориса было такое неподдельное горе, что скоро все смолкли, а его начальник взял беднягу за руку и подвел без очереди к бочке. Никто не возмутился. Страдалец зачерпнул кружку до краев и выпил. Потом осторожно надкусил кусочек сахара и …заплакал…
Всех имевших и имеющих отношение к авиации, поздравляю с праздником Днем Военно-Воздушных Сил!
Свидетельство о публикации №113081807293
С улыбкой, Надежда.
Надежда Гуренко 07.10.2019 22:36 Заявить о нарушении