А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 35-36
Глава 32. РАЗУМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
«Как же подойти близко к Источнику?
Как же утвердиться высшему пониманию?
Только Законом Иерархии»
(Агни-Йога, Иерархия, с.2)
В первых трех разделах книги мы неоднократно говорили о Единстве Всего Сущего, в большей мере останавливаясь на раскрытии физической картины этого Единства, но практически не останавливались на еще двух его аспектах: разумности и жизни.
Кратко рассмотрев физический аспект проявления Мира, мы получили определенное представление о том, сколь сложна структура Вселенной и этапы ее проявления для осознания этапов возникновения того или иного уровня ее проявления. Но, ограничиваясь лишь кратким изложением физической картины Мира, мы не в состоянии объяснить, каким образом и на каком этапе возникает разумное существование различных планов Существ, что из себя представляет проявление Разума во Вселенной на соответствующих этапах проявления и какие формы его существования есть во Вселенной на этих этапах. Именно этому и будут посвящены последующие главы данного раздела.
Утверждение о Единстве Всего Сущего, чему были посвящены предыдущие две глава, предполагает не только единство его физической сущности, но и единство различных форм существования Всего на каждом этапе проявления. Как бы не была стройна и убедительна любая модель построения Мира, но пока в ней не будет явлено единство физического, физиологического и духовного, пока все это не будет выявлено в различных формах гармоничного существования, любые рассуждения о Единстве будут восприниматься читателями как бессмысленные.
Давая характеристику Второго Космического и Второго Вселенского Принципов, мы говорили об этапах проявления Бесконечного (Мирового, Божественного и Вселенского) Разума. Но столь краткое описание этих двух видов основных Принципов не позволяет понять главное: каким образом Разум может выявлять из себя Материальную Основу (Пре-Космическую Корень-Субстанцию, Вселенскую Корень-Субстанцию. А тем более АТОМ)?
Стремление понять смысл разумности Вселенной уходит корнями к оккультным знаниям, а также к ее последующим носителям, характеризующим древнюю историю человечества.
Еще в Древней Индии упоминалось о том, что Вселенная и наша Земля были не только разумны, но и изначально созданы разумом.
«Именуют «Манаса» (Разумным) того изначального, о ком провозвестили великие риши; Он - безначальный и бесконечный Бог, неразделенный, неветшающий, бессмертный. Им рожденные существа рождаются и умирают».(25,с.37)
Там же, в «Махабхарате» мы часто можем встретить выражения типа «манасом породил», «манасом произвел», что также предполагает существование разумности еще на самых первых этапах проявления Мира. Но необходимо различать «Разумный» и «Разум», поскольку первый является носителем Разума, а второй, является таковым.
Эта идея была в дальнейшем отражена и в трудах античных философов (Анаксагора, Платона и др.), однако в дальнейшем, в период господства христианской религии, преобладала точка зрения Птолемея, согласно которой, разумность и масштабы Мира ограничивались пределами Земли.
Развитие науки раздвинуло рамки Мира, однако пределы разумности все также ограничивались земным уровнем понимания мира. И только к концу ХХ века наука все чаще стала допускать возможность существования разумных существ в различных космических построениях. Но до сих пор наука отрицает разумность всей Вселенной на тонких уровнях ее существования, продолжая связывать понятие «разум» только с живыми, преимущественно биологическими, существами, объединенными в разнообразные цивилизации. Во многом такому положению дел «способствовало» главенствующее положение материалистического представления о Мире, согласно которому материя является первичной, а сознание вторичным. В конечном итоге понятие «разум» стало, почти, тождественным понятиям «сознание», «ум» и «рассудок», фактически отождествляя понятие РАЗУМНОСТИ с понятием ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ живых существ. И только в последние десятилетия все чаще отдельные ученые и иные исследователи стали говорить о разумности всей Вселенной в глобальном смысле, хотя официальная наука прямо это не признает.
Для того, чтобы дать хотя бы общие представления об этом, как, казалось бы, в «неживой и неразумной Вселенной, созданной из различных Корень-Субстанций или АТОМОВ» может существовать разумность, используем следующую аналогию, хотя и мало приемлемую для данного уровня, но позволяющий понять о чем идет речь.
То, что на вещественном уровне все тела, в том числе и те, которые принято считать живыми организмами, состоят из молекул, атомов и т.д. - не вызывает сомнения. Современная наука утверждает, что атомы всех химических элементов создаются из ядер водорода и гелия. Ядра, в том числе и водорода и гелия, в свою очередь, состоят из протонов и нейтронов. Те, в свою очередь, так же имеют свою структуру, которую мы в главе о Шестом Вселенском Принципе обозначили как вихревую, то есть основанную на вихрях. Вихри, как мы уже говорили ранее, также имеют свою структуру и свои элементы, и т.д.. (Но важно понять уровень проявления тех или иных структур. То, что объяснимо и понятно на одном уровне, как вихри Нашей Планетарной Цепи, еще не означает, что именно такой уровень существовал на прежних уровнях проявления Вселенной, когда нашей Планетарной Цепи еще не было.)
Элементы любой структуры объединяются в соответствии с определенными законами и под воздействием соответствующих сил, проявленных или проявляющихся на данном уровне. И подобно тому, как в зерне или семени сокрыта жизнь будущего живого организма, так и в каждой вышеуказанной частице сокрыто проявление Вселенского Разума.
Если возвратиться к рассмотренным ранее Космическим и Вселенским Принципам, то можно обнаружить, что все их проявления следует определенной закономерности, присущей каждому из этих принципов. Сами группы этих Принципов также сохраняют определенную закономерность (аналогию) относительно друг друга. Уже в этом можно проследить наличие разумности их проявления и существования. При этом сам Разум выступает в виде Закона1), проявление которого для каждого Принципа будет соответствующим.
Бесконечный (Мировой, Божественный) Разум, или, как мы уже говорили при анализе Второго Космического Принципа, Дух существует как во время Пралайи, так и во время проявления Вселенной. Ранее мы уже отмечали, что проявление Разума - это проявление Потенциальной энергии, иначе говоря, способности к Творчеству или к действию. Реализация этой энергии, то есть переход ее в Кинетическую энергию, - есть проявление разумности или, если можно так сказать, действие Разума. Подобно тому, как у человека Разум является скрытой основой не только действий, но и самого его существования, так и во Вселенной (проявленной или непроявленной) Разум на различных этапах предопределяет возникновение новых форм существования и их последующее проявление в духовную основу следующего порядка. При этом соблюдается принцип оптимальности преобразований, что также можно отнести к характеристике разумности. Таким образом, поскольку Бесконечный (Мировой, Божественный) Разум предуготавливает выявление пяти последующих Космических Принципов, являясь дли них основой, невозможно отрицать наличие разумности во всех их.
Вселенский Разум, будучи непроявленным на уровне Первого Вселенского Принципа, проявившись в дальнейшем, также присутствует во всех последующих Вселенских Принципах ( Пассивном Эфире или Вселенской Корень-Субстанции, Вселенской Энергии, Воле или Фохате, Вселенской Материи или Акаше, Вселенской Жизни или Душе, Центральной Точке или Лайя-Центре). Эти проявления можно рассматривать различно: либо в виде соответствующего состояния дифференцированных проявлений, либо в форме определенных носителей Разума. Именно здесь, на этом уровне, проявляются первые Разумные существа, происшедшие от Логоса. (Более подробно об этом будем говорить при анализе Иерархии Разумных Существ.)
Добавим к этому еще то, что и сам Вселенский Разум, и его первые носители, проявились из Первого Вселенского Принципа, именуемого Логосом.
«Каждая Космогония и Философия утверждают: «Вселенная имеет Правителя (Правителей коллективно) над собою, которые называют СЛОВОМ (Логос), Дух производящий есть его Царица. Эти двое являют Первичную Мощь после ЕДИНОГО». Это есть Дух и Природа, вместе образующие нашу Иллюзорную Вселенную. Эти двое нераздельные пребывают во Вселенной Представлений до тех пор, пока она продолжается и затем вновь погружается в Парабрамана, Единого, вечно-неизменного».(1,т.2,с.50-51)
Трудно говорить о разумных существах, исходя из общепринятого нами уровня понимания существ, для того уровня проявления Вселенских Принципов, когда вся Вселенная на том уровне может представлять собой такие модели, которые изображены на рисунке 28 и 29. Но именно эти первичные формы есть носители Вселенского Разума в его максимально совершенном состоянии, еще не отягощенном последующими проявлениями.
«Ах-Хи (Дхиан-Коганы) суть сонмы духовных Существ - Ангельские Чины христианства, Элохимы и «Вестники» евреев - являющиеся Проводниками для проявления Божественной или Вселенской Мысли и Воли. Они суть Разумные Силы, дающие и устанавливающие в Природе ее «Законы» и, в то же время, сами они действуют согласно Законам, возложенным на них аналогичным образом еще более Высокими Силами; но они не являются «олицетворениями» Сил Природы, как это часто ошибочно думают. Эта Иерархия духовных Существ, через которые проявляется Всемирный Разум, подобна армии - Воинство воистину, посредством которого проявляет себя воинственная мощь народа; она состоит из корпусов, дивизий, бригад, полков и т.д.; каждая имеет свою индивидуальность или свою особую жизнь, с известной долей свободы в действиях и соответствующей ответственностью; каждая включена в еще обширную Индивидуальность, которой подчинены ее личные интересы и каждая заключает в себе еще меньшие индивидуальности».(1,т.1,с.82)
«Разум в процессе формирования идей является проявлением, но Всемирный Разум не есть тоже самое, так как нельзя ожидать от Абсолютного какого-либо обусловленного, или относительного, действия. Всемирное порождение идей началось с появлением Ах-Хи и продолжается в течение Манвантары».(4,с.34)
Для нас, чаще всего имеющих представление о живых существах исходя из известных нам форм существования жизни продиктованных современной науки, трудно себе представить подобных существ, обладающих невиданными и неведомыми для нас возможностями. В дальнейшем мы еще будем говорить о многообразии этих существ, о их месте, назначении и роли во Вселенной, потому сейчас мы сейчас лишь ограничимся констатацией их существования.
Действительно, эти разумные существа не имеют тех форм, к которым мы привыкли Но подобно тому, как последние исследования науки подтверждают, что действительную сущность человека составляет не только (а, правильнее, не столько) его физическое тело, а существующие тонкие невидимые тела, так и мы можем говорить, что тела этих разумных существ не могут рассматриваться по прямой аналогии с нашими человеческими. В различное литературе упоминается о существовании всевозможных живых организмов, обитание которых возможно( или допустимо) только в энергетическом теле. Но и эти существа не могут рассматриваться в качестве тех первичных носителей Вселенского Разума, о которых идет речь, поскольку они могут быть лишь одной из форм проявления на том или ином уровне существования, в том числе и на чисто физическом..
Подобно тому, как мы говорили о Разуме на уровне Космических Принципов, рассматривая их как выявление на разных уровнях Потенциальной энергии, так и на уровне Вселенских Принципов уже проявление Разума необходимо рассматривать как проявление Потенциальной энергии, но свойственном этапе проявляющейся Вселенной. (Подробнее об этом мы уже говорили при анализе Вселенских Принципов.)
При характеристике Второго, Третьего, Четвертого и Пятого Вселенских Принципов мы рассматривали схемы, где дифференциация проявлений представляла собой различные степени проявлений, от полностью взаимопроникающих друг в друга кругов (Корень-Субстанций), до совокупностей образования групп кругов (Корень-Субстанций с объединяющим их Центральным АТОМОМ). Представить себе в них не просто живых, а еще и носителей Вселенского Разума достаточно сложно, но это действительно так! Эти формы представляют собой поистине изначальные носители Разума, обладающие наиболее простыми формами, но и величайшими возможностями. Те же формы, которые мы рассматривали на уровне Седьмого Вселенского Принципа (уровень элементарных частиц, атомарный или молекулярный уровень Проявляющейся Вселенной), существенно отличаются от первичных носителей Разума. Во-первых, они (первые) формируются на значительно более позднем этапе дифференциации материи. Во-вторых, их энергетическая характеристика значительно отличается от характеристики носителей Разума, не говоря уже о Нем самом. Именно поэтому формирование вещественного плана протекает именно на базе менее энергоемких структур, а первичные структуры (совокупности), как носители Разума обладают самыми сильными энергетическими показателями.
Если первичные носители Разума на уровне проявляющейся Вселенной можно рассматривать как различные совокупности Корень-Субстанций с максимальным взаимопроникновением друг в друга, то элементы строительства уже вещественного плана представляют собой совокупности Корень-Субстанций с их максимальным разлетом (дифференциацией) каждой составляющей на уровне вихреобразований. Но все сказанное ранее не означает, что во всех последующих совокупностях Корень-Субстанций, АТОМОВ или вихреобразований нет разумности. В этом проявленном, а тем более в непроявленном, Мире разумно все, разница лишь в том, в какой степени эта разумность проявлена.
«Разум» - совокупность всех Дхиан-Коганов, говорим мы».(1,т.1,с.744)
Данное утверждение соответствует характеристике Разума на уровне проявляющейся Вселенной, о которой Е.П. Блаватская, исследуя Станцу IV, говорит:
«Этот Стих снова дает краткий анализ Иерархий Дхиан-Коганов, называемых Дэвами (богами) в Индии или же Сознательными, Разумными Силами в Природе. Этой Иерархии соответствуют явленные типы, на которые человечество может быть подразделено, ибо Человечество в своей цельности, в действительности, является материализованным, хотя еще и несовершенным, выражением ее».(1,т.1,с.141)
Эта цитата, с одной стороны, позволяет говорить о существовании некой Иерархии Разумных Существ, а, с другой, о том, что человечество является лишь представителем одной из форм Разумности.
А чуть далее она касается темы эволюции разумных существ:
«Доктрина учит, что для того, чтобы стать божественным, вполне сознательным Богом - да! даже высочайшие - Духовные, Первозданные Разумы должны были пройти через человеческую ступень. И когда мы говорим человеческую, то это приложимо не только к нашему земному человечеству, но и к смертным, обитающим другие миры, то есть, к тем разумам, которые достигли надлежащего равновесия между материей и духом, когда срединная точка Четвертой Коренной Расы Четвертого Круга была пройдена. Каждое Существо должно завоевать себе право стать богоподобным через личный опыт».(1,т.1,с.154)
Из этого следует, что само по себе достижение или обладание наиболее высоким состоянием еще не означает достижение уровня божества, которое достигается только лишь прохождением определенного этапа эволюции. В ходе этой эволюции происходит главное - достигается, практически, то же высокое состояние, но, фактически, уже на совершенно ином уровне. Если в первом случае, когда мы говорим о состоянии носителя Разума на уровне проявления соответствующих этапов Вселенских Принципов, обладание этим высоким состоянием еще содержит в себе непроявленные последующие Вселенские Принципы, поскольку окончательное проявление может быть лишь за пределами Седьмого Вселенского Принципа, то есть за уровнем Прообраза Вселенной, то пройдя путь эволюции и вновь достигнув того же состояния, продолжая оставаться носителем Разума, существо уже не содержит в себе непроявленных Вселенских Принципов, характерных, в том числе и для человека (на соответствующем уровне проявления). Такой носитель Разума обладает соответствующей формой существования, а, следовательно, практически обладает Разумом в чистом виде на уровне, характерном для еще проявляющейся, но не проявленной Вселенной. К этому абзацу мы будем возвращаться еще неоднократно и хотелось, чтобы читатели постарались запомнить его.
Если попытаться объяснить это с позиций энергетики, то здесь можно сказать о следующем. Если первичные носители Разума еще обладают непроявленными кинетическими энергиями непроявленных последующих Вселенских Принципов, то после их проявления в ходе эволюции, в том числе и после прохождения этапа, именуемого человеческим, а потом, при «растворении Вселенной, возвратясь вновь до состояния первичного носителя Разума, эти носители обладали будут обладать свойством носителей чистого Разума, будучи свободными от ранее непроявленных, или полученных от растворения Вселенной энергий. Иначе говоря: Богами не рождаются, ими становятся, поскольку достигнув Божественного состояния, субъект вновь возвращается в состояние, где уровень его разумности либо остается прежним, либо уменьшается, либо, что более всего соответствует Эволюции, поднимается на более высокий уровень.
«Весь Космос руководим, контролирован и одушевляем почти бесконечными сериями Иерархий, сознательных Существ, из которых каждая имеет предназначенную миссию и кто - дадим ли мы им то или иное наименование, назовем ли мы их Дхиан-Коганами или Ангелами - суть «Вестники», лишь в том смысле, что они являются посредниками Кармических и Космических Законов. Они разнятся бесконечно в своих соответствующих степенях сознания и разума; и НАЗЫВАТЬ ИХ ЧИСТЫМИ ДУХАМИ, БЕЗ ЕДИНОЙ ЗЕМНОЙ ПРИМЕСИ, «которая одна лишь становится добычею времени», значит только потворствовать поэтическим фантазиям. Ибо каждое из этих существ или было человеком в предыдущей Манвантаре или готовится стать им, если ни в настоящей, то в грядущей Манвантаре. Они есть усовершенствованные люди, когда они не являются людьми в зачаточном состоянии; и в своих высших, менее материальных сферах, они отличаются морально от земных человеческих существ лишь в том, что они лишены чувства самости и человеческой эмоциональной природы - двух чисто земных характеристик».(1,т.1,с.342)
То, что здесь именуется избавлением от ЧУВСТВА САМОСТИ или ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИРОДОЙ, есть избавление от желаний, являющихся по сути непроявленными Вселенскими Принципами, или их ипостасями, пока еще сокрытыми в том или ином носители Разума. Только избавившись от них, то есть вновь достигнув состояния носителя Разума, но уже нового, более чистого порядка, по сравнению с тем, который был осознан, пережит и кармически отработан, можно считать достижением уровня Богов.
«Оккультизм разделяет «Создателей» на Двенадцать Классов, из которых четыре достигли «Освобождения» до конца «Великого Века», пятый готов достичь его, но все еще остается деятельным на умственных планах, тогда, как семь классов еще находятся под непосредственным Кармическим Законом. Эти последние действуют на обитаемых Мирах нашей Цепи».(1,т.2,с.99)
Позднее мы еще будем говорить о Монадах, о Великой Жертве, о роли Люцифера и других аспектах понимания указанного выше абзаца, но для начала разговора сказанного выше вполне достаточно.
Надеюсь, что вышесказанное позволяет понять, что все во Вселенной разумно, но состояние разумности различно, в зависимости от того, на каком этапе находится тот или иной носитель Разума.
Глава 33 . КОСМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ.
«Долг земле нужно отдать, возвестите основы эволюции,
в том будет высшее сотрудничество с человечеством.»
(Агни-Йога, с.84.)
Понятие «ЭВОЛЮЦИЯ»1) связано с сравнительным анализом характеристик объекта исследования на различных этапах его существования. Именно поэтому чаще всего понятие «эволюция» отождествляется с понятием «развитие2)», несмотря на то, что буквальный перевод первого понятия означает «развертывание».
Вместе с тем ни понятие «развертывание», ни понятие «развитие» в их нынешнем значении не отражают в полной мере значение космической эволюции. Развертывание и раскрытие чаще всего ассоциируется с выявлением каких-то характеристик, скрытых в объекте исследования, что свидетельствует о некой субъективности этих понятий. В Космосе в действительности ничего нового не возникает и ничто не уничтожается, а ряд характеристик вообще могут быть не воспринимаемыми, не выявленными для наблюдателя. Те изменения, которые мы можем наблюдать в Мире, в большей степени связаны с уровнем проявления Вселенских Принципов и уровнем способности нашего восприятия Мира, но не весь Мир, включающий в себя, как мы знаем, еще и Космические Принципы, недосягаемые для нас, а потому вполне могут считаться нами как неизменные.
Однако такое понимание ЭВОЛЮЦИИ мало приемлемо для нас.
«ЭВОЛЮЦИЯ – развитие высшего порядка живых существ из более низкого. Современная, или так называемая точная наука, признает только одностороннюю физическую эволюцию, предусмотрительно избегая и игнорируя высшую или духовную эволюцию, признание которой вынудило бы наших современников признать превосходство древних философов и психологов над ними самими. У древних мудрецов эволюция начинается от чистого духа, который, спускаясь все ниже и ниже, принимает, наконец, видимые и постижимые формы и становится материей. С этого момента они используют метод Дарвина, но в гораздо более обширном и всестороннем смысле».(2,т.1,с.37)
Как видим, оккультное понимание эволюции основано не только на эволюции физического плана, но и в большей степени основано на духовности или на духе. В свою очередь, если вспомним ранее сказанное о соотношении Духа, Разума и Сознания, то станет очевидным, что эволюция немыслима без Разумности, Сознательности и Материальности.
«Теперь становится ясно, что в природе существует троичная эволюционная схема для образования трех периодических Упадхи; или, скорее, три отдельные схемы эволюции, которые в нашей системе сочетались и переплелись во всем до полной невозможности расчленения. Это планы Монадической (или духовной), Умственной и физической эволюции. Эти три эволюции суть конечные аспекты или отражения Атмы, седьмого принципа, Единой Реальности на Плане Космической Иллюзии.
1. Монадическая эволюция, как это указывает наименование, касается роста и развития Монад в еще более высокие фазы деятельности в соединении с:
2. Умственной эволюцией, представленной Манас-Дхиани (Солнечными Дэвами и Агнишватта Питрисами), «дателями разума и сознания» человеку, и:
3. Физической, представленной Чайа (тенями) Лунных Питрисов, вокруг которых Природа оформила настоящее физическое тело. Это тело служит проводником для «роста», употребляя вводящее в заблуждение слово, и преображений - посредством Манаса и благодаря накоплению опыта - Конечного в Бесконечное, переходящего в Вечное и Абсолютное.
Каждая из этих трех систем имеет свои законы и управляется и руководится различными группами высочайших Дхиани или Логосов. Каждая представлена в строении человека, Микрокосме великого Макрокосма. И, именно, связь этих трех течений и делает его тем сложным существом, каким он является сейчас.
Природа, физическая эволюционная Мощь никогда не могла бы развить Разум сама по себе без содействия; она может создавать лишь «бессмысленные формы».(1, т. 1,стр.236)
Приведенная цитата позволяет более подробно понять оккультное понимание эволюции.
Все в Мире является Разумным, хотя разумность эта может быть проявлена в различной степени. То же самое мы можем сказать и о Сознательности и Материальности. (То, что в вышеприведенной цитате речь идет не о материальности и о физической эволюции нельзя рассматривать как противоречие. Прежде всего сама данная цитата относится к уровню эволюции Природы, то есть к проявленной или проявляющейся Вселенной, для которой более приемлемо понятие физический план, нежели общее понятие материальность. Последнее понятие является наиболее общим, изначальным, в то время как физический план подчеркивает соответствующий уровень проявления Материи. Свидетельством этому может служить ссылка на то, что каждая из трех схем эволюции «управляется и руководится различными группами высочайших Дхиани или Логосов», что подтверждает уровень проявленной или проявляющейся Вселенной.) Начиная с Первого Вселенского Принципа можно утверждать о РАЗУМНОСТИ (уже проявление Первого Космического Принципа означает наличие Бесконечного, Мирового, Божественного Разума), СОЗНАТЕЛЬНОСТИ (с проявлением Третьего Космического Принципа этот Разум приобретает носитель, становясь Сознанием, а проявление Четвертого Космического Принципа - Пре-Космической Воли - символизирует наличие сознательности) и МАТЕРИАЛЬНОСТИ (аспекты материальности формируются при проявлении Третьего и Пятого Космических Принципов, а с проявлением Седьмого Космического Принципа - Вечного Атома, Суммы Всего, Центральной точки - завершается последнее проявление материальности на этом уровне). Ссылка на то, что «эти три эволюции суть КОНЕЧНЫЕ АСПЕКТЫ или отражения Атмы, СЕДЬМОГО ПРИНЦИПА, Единой Реальности на Плане Космической Иллюзии» подтверждает, что вершиной эволюции на уровне начала проявления Вселенной является Логос или Первый Вселенский Принцип, основы которого сокрыты в СЕДЬМОМ Космическом Принципе. Этот же Принцип соблюдается и относительно любого другого уровня исследования эволюции.
«Оккультная Доктрина представляется нам более логичной. Она учит вечно неизменному Закону Циклов в Природе, причем последний, не имея личного «особого начертания», действуя по однообразному плану, который преобладает на протяжении всего Манвантарного периода, и касается земляного червя, так же как и человека. Ни тот, ни другой не искали жизни, потому оба они находятся под тем же Эволюционным Законом, и оба должны продвигаться согласно Кармическому Закону. Оба начали от одного и того же Нейтрального Центра Жизни, и оба должны вновь погрузиться в него при завершении Цикла».(1,т.2,с.326-327)
Оккультное понимание эволюции позволяет иначе рассматривать и сам этот процесс. Современное понимание эволюции составляет процесс развития объекта из некоего изначального простейшего состояния до высшего совершенного, после чего объект либо распадается вновь на простейшие составляющие (то есть начинается процесс инволюции), либо остается таковым в дальнейшем всегда (что, как мы знаем, даже с позиции современной науки, невозможно). В первом случае, когда за эволюцией наступает инволюция, сам эволюционный процесс теряет смысл. Во втором случае признается конечность эволюционного процесса, что также является сомнительным.
Действительно, оккультное понимание эволюции признает наличие и эволюции, и инволюции:
«Эволюция есть раскрытие эволюта из инволюта, процесс постепенного роста».(7,с.634)
Однако понять значение «эволюта» и «инволюта» необходимо совершенно в другом смысле.
Если обратимся к первым этапам Манвантары, когда Вселенная только начинает проявляться, то можно сказать, что из плана Пралайи, когда «прежняя Вселенная была растворена или свернута и находилась в этом состоянии соответствующего цикла», новая Вселенная начинает развертываться или раскрываться. Иначе говоря Вселенная начинает эволюционировать. При этом из «пассивного» состояния она переходит в активное, в связи с чем вполне применимо использовать выражение «раскрытие эволюта из инволюта». Процесс эволюции происходит всю Манвантару, пока Вселенная вновь не перейдет в план Пралайи. Но процесс растворения Вселенной нельзя рассматривать как инволюцию в полном смысле этого слова, или, если все же использовать это понятие, то применение его будет условным, означающим лишь переход вновь на уровень простейшего состояния с учетом приобретенного опыта совершенствования. В противном случае мы теряем сам смысл происшедшей эволюции, если в итоге никаких изменений не произошло.
Казалось бы, зная о том, что Мир выявляется из Абсолюта и вновь достигает этого состояния, можно говорить об отсутствии смысла не только эволюции, но и самого существования Абсолюта и выявляемого им Мира.
И только памятуя о том, что наш Абсолют - один из бесконечного множества других Абсолютов, входящих в состав Беспредельности, можно уловить смысл его существования. На уровне нашего Мира, Абсолют действительно неизменен и он не может эволюционировать (это бы противоречило его сути). Но поскольку наш Абсолют может рассматриваться лишь как проявление другого более высокого Абсолюта, Абсолюта Мироздания, а тот, в свою очередь, таким же проявлением еще более высокого Абсолюта и т.д., применение понятий ЭВОЛЮЦИЯ или ИЗМЕНЕНИЕ по отношению к нашему Абсолюту становится допустимым. Подобно тому, как от Бытия и эволюции любого существа, в том числе и человека, в конечном итоге зависит существование и эволюция Планетарной Цепи, системы, и всей Вселенной, также и от существования и эволюции нашего Абсолюта зависит существование и эволюция структурных построений Беспредельности.
Позволю привести некую, хотя и достаточно сложную, аналогию. Рассмотрим, к примеру, человека читающего книгу и уже прочитавшего ее. Внешне книга осталась книгой, у нее ничего не убавилось, а человек также внешне, вроде бы, не изменился. Но, в отличии от начинающего читать, прочитавший книгу человек приобрел знания. Эти знания и есть те самые изменения, которые незаметны внешне, но присутствуют в нем. Так и в эволюции всегда существует нечто скрытое, недоступное для нашего восприятия, что влияет на изменение внутреннего состояния объекта эволюции.
Общий подход к тому, что «ничто из ничего не возникает и ничто бесследно не исчезает», может вызвать вопрос: «Откуда у человека появились знания, если книга не изменилась?» Сама по себе книга представляет собой определенный набор знаков, комбинации которых позволяют человеку воспринимать определенную информацию, существующую в Мире. Знания, как таковые, не содержатся в самой книге, она лишь помогает человеку вызвать у себя соответствующий настрой на принятие некой информации из Мира. Именно поэтому человек, в зависимости от уровня настроя и готовности к восприятию, способен воспринять даже большую информацию, нежели тот объем, который может вызвать сама книга при буквальном восприятии ее информационного содержания. Восприняв эти знания из Мира, человек, либо сохраняет их в себе, либо утрачивает их, будучи не в состоянии их воспринять, упрощенно говоря, возвращая в Мир. Являясь носителем знаний, человек подвержен соответствующему изменению, и, в первую очередь, именно на уровне его сознания (изменения на уровне его разума как бы остаются незаметными), а в дальнейшем могут быть и на уровне физического тела. Такие положительные изменения - суть этапы эволюции человека. Со временем, когда будут пройдены все воплощения на уровне, соответствующему человеческим расам, то есть завершив свою человеческую эволюцию, он перейдет на более высокий, после-человеческий этап развития, где также будет проходить свое эволюционное развитие.
Эта схема повторяется и в Мире, и в Беспредельности.
«История Космической Эволюции, как она намечена в Станцах, есть, так сказать, абстрактная, алгебраическая формула этой эволюции. Следовательно, изучающий не должен ожидать найти в них отчет всех стадий и трансформаций, привходящих между первым началом Вселенской Эволюции и нашей настоящей стадией».(1,т.1,с.55)
Ранее, в предыдущих главах 3 раздела мы дали общую схему эволюции Вселенной, рассмотрев ее с позиций проявления Вселенских Принципов, и коснулись общего понимания Единства Разума. Относительно последнего можно сказать следующее:
«...Был дан генезис Богов и людей, получивших начало из одной и в одной и той же Точке, которая является Единым Вселенским, Непреложным, Вечным и Абсолютным ЕДИНСТВОМ. В его первичном проявленном аспекте мы видим, что оно стало:
1) в сфере объективности и физики, ПЕРВОБЫТНОЙ СУБСТАНЦИЕЙ и СИЛОЙ - центростремительной и центробежной, положительной и отрицательной, мужской и женской и т.д.;
2) в мире Метафизики - ДУХОМ ВСЕЛЕННОЙ или Космической Мысле-Основой, называемой некоторыми ЛОГОСОМ.
Данная здесь классификация Космических Начал принята скорее ради удобства, нежели как отвечающая абсолютной философской точности. При начале великой Манвантары Парабраман проявляется, как Мулапракрити, а затем, как Логос. Этот Логос равнозначущ «Бессознательному Вселенскому Разуму» и т.д. западных пантеистов. Он составляет Основу субъективной стороны проявленного Бытия и является источником всех проявлений индивидуального сознания. Мулапракрити или же Предвечная Космическая Субстанция является основою объективной стороны вещей - основою всей объективной эволюции и всего космогенезиса. Следовательно, Сила не возникает в Первозданной Субстанции из Парабрамической латентности. Это есть превращение в энергию сверхсознательной мысли Логоса, вдохновленной, так сказать, к объективизации последнего из потенциальной латентности в Единой Реальности. Отсюда возникают изумительные законы Материи. ...СИЛА НЕ СИНХРОНИЧНА С ПЕРВОЙ ОБЪЕКТИВИЗАЦИЕЙ МУЛАПРАКРИТИ. Тем не менее, так как вне ее, последняя совершенно и неизбежно инертна - чистая абстракция, - то совершенно бесполезно заниматься слишком тонкими хитросплетениями, что касается до порядка последовательности Космических Начал».(1,т.2,с.35-36)
Можно сделать следующий вывод: все происходящие изменения происходят в результате ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, которые в свою очередь связаны с проявлением скрытых, но действующих Законов Мира на разных уровнях Бытия.
Относительно внутренних факторов можно сказать, что это, в первую очередь, связано с сокрытыми (непроявленными) Законами, и непосредственно связанными с ними различными соотношениями энергий. Если говорить о различных структурах материального плана (то, что мы именуем обычно материальными объектами), то это относится прежде всего к соотношению потенциальной и кинетической энергии на разных ее уровнях выявления в самих объектах, непосредственно влияющих на их состояние и свойства. А это соотношение определяется проявлением тех Законов, которые являются проявлением соответствующих Вселенских Принципов. Когда же речь идет о носителях Разума, то здесь также необходимо говорить о соотношении энергий и проявлении Законов, а также о тех процессах, которые протекают в самих этих носителях и являются воздействием Воли носителя, порожденной его сознанием.
Относительно внешних факторов можно сказать, что это связано с теми внешними воздействиями, которым подвергается тот или иной объект исследования. Это воздействие связано как с условиями или со средой обитания (существования) объекта, так и с воздействием на объект носителей Разума различного порядка.
Более подробно на этом мы еще будем останавливаться в следующем разделе. Пока лишь ограничимся тем, что определим их участие в эволюционном процессе.
Эволюция возможна не для всех объектов. Прежде всего эволюция возможна только для тех объектов, которые обладают энергией достаточной не только для самого существования объекта, но и для соответствующих качественных изменений (совершенства), которые и представляют собой эволюцию. Объекты со слабыми внутренними связями не способны эволюционировать в том смысле, в каком мы это понимаем. Обычно они не могут длительное время существовать и в конечном итоге распадаются на составляющие, хотя любое существование, в том числе и кратковременное, может рассматриваться как процесс развития. Все, что проявляется в этом мире, есть результат определенного развития, хотя и различно по степени и достигнутым состояниям, ибо существующий в каждом объекте элемент разумности проходит свой этап совершенствования. Объекты с оптимальными по силе внутренними связями и стабильным положением существуют значительно долго, пока их внутренние связи обеспечивают существования самого объекта. Здесь результаты совершенствования в ходе эволюции более значимые. Но наибольший результат эволюции можно наблюдать для объектов с сильными внутренними связями.
«Эволюция всего сущего не отделяется от эволюции каждого духа, как одна спираль в вечном движении. Духовным сознанием обогащается наша планета. Материальность не движет эволюцию. Устремленное к неподвижности материальное создание заводит в стоящей воде присутствующих москитов. Нет бесконечного покоя, потому не задерживайтесь на одной точке; или сдвиг сплавит вас, или поможете перевороту космическому. Основа всего спираль, и должны понять сущность вечного пространственного огня».(18,ч.1,с.82)
Суть эволюции - достижение более совершенного состояния формы и содержания. Именно поэтому наиболее заметны результаты для объектов с сильными связями, когда достижение более совершенной формы происходит значительно быстрее, что сказывается и на содержании, а последнее и определяет итог развития. Если исходить из того, что все существующее во Вселенной имеет в себе духовное (разумное) начало, то можно определенно сказать, что сама эволюция не только осуществляется за счет развития содержания, но и во многом благодаря влиянию духовного устремления.
«В эволюции, как ее начинают понимать теперь, предполагается присутствие во всей материи импульса, заставляющего стремиться к высшим формам -это предположение ясно выражено Ману и другими индийскими трактатами глубочайшей древности».(2,т.1,с.39)
Это устремление - есть проявление Высших Законов, одним из которых является воздействие Космического Магнита. Именно под его воздействием все в Мире имеет определенную направленность, свойственную соответствующему состоянию формы и состоянию объекта.
«Космическое притяжение так ясно направляет движение в эволюцию. Устремленный импульс влечет за собой ту спираль, которая должна привести встречную силу. И устремление спирали зависит от пространственного огня. Явления космического притяжения, утверждая ищущую силу током положительного магнетизма, рождают и отрицательный магнетизм; и начало единое можно найти во всем Космосе. На мировое движение эволюции можно смотреть, как на утверждение космического магнита».(18,ч.1,с.92-93)
«Каждая форма Космоса будет соответствовать форме духа. И все порожденные формы будут отвечать формам, порожденным духом в своем беспредельном устремлении к совершенствованию. Чувство ответственности должно поднять космическое творчество. Когда дух развивается в направлении Космической Беспредельности, тогда чувство ответственности приобретает силу явленную Творцами Космоса».(18,ч.1,с.61)
Известно, что сам процесс эволюции можно схематично представить в виде спирали (одного витка или семеричного цикла). Ранее мы уже говорили, что в первой половине этого витка (цикла) происходит совершенствование содержания и формирование будущей формы (что не исключает и одновременное предуготавливание и постепенное течение развития содержания будущей формы), а во второй половине преимущественно совершенствуется сама форма, что не исключает предуготавливание формирования нового содержания. Эти два процесса взаимосвязаны и разделение на совершенствование формы и совершенствование содержания фактически невозможно. Если же учесть, что оккультное понимание эволюции рассматривается в трех аспектах, то необходимо для вышесказанного использовать три спирали, соответствующих каждому из направлению.
«Творчество духа растет с каждым новым течением эволюции. Истинно, дух человеческий не знает своей сокровищницы; спирально ее выражение при утвержденном устремлении.
Символ спирали заложен в Нашей творческой мощи. Постепенное возрастание не дает творчеству поникнуть. Кому же явить спиральное движение, как не тем, кто объединились высшим слиянием».(18,ч.1,с.82)
«Символ змия, удерживающего свой хвост, есть круг событий эволюции. Спираль применима к пути восхождения. Знающие будущее шагают навстречу эволюции. Устрашающиеся эволюции идут шагом смерти».(18,ч.1,с.17)
Чтобы понять причину происходящих с объектами изменений необходимо их рассматривать не в идеальных условиях существования, когда они существуют отдельно от всего мира, а в комплексе, учитывая то влияние, которое осуществляет на этот объект весь или хотя бы наиболее приближенная к нему часть Мира.
Любой объект, реально существующий в мире, не только сам испытывает постоянное воздействие окружающего Мира, но и сам оказывает воздействие на этот Мир, как бы мало это значение ни казалось. Суть этого взаимодействия сводится к достижению состояния гармонии как внутри самого объекта, так и в его взаимоотношениях с окружающим Миром.
«Сказано давно - в законченности смерть! Только в непрерывности действия можно двигаться в направлении красоты. Даже в состоянии Пралайи сущность материи продолжает двигаться. Невозможно себе представить точку космической задержки. Невозможно отнести точку задержки, когда применим пример данной причины в разряд обычных явлений. ...Притяжение неминуемо там, где все силы напряжены. Закон един во всем Космосе».(18,ч.1,с.39-40)
Хотелось бы отдельно остановиться на участии носителей Разума в процессе эволюции. Эти носители не только сами эволюционируют, стремясь достигнуть состояния совершенства, но и оказывают воздействие на окружающий их Мир. Это воздействие осуществляется через воздействие как на себя, так и на окружающий Мир Волей (или, как принято это именовать в «Тайной Доктрине» - через Фохат). Сам по себе Разум не способен непосредственно влиять на все формы, которые образуются в ходе проявления последующих Вселенских Принципов. Это воздействие осуществляется опосредовано, через Фохат, как следующий этап эволюции Разума, воплощенного в Сознание.
«Одновременно с эволюцией Всемирного Разума, Сокрытая Мудрость Ади-Будды - Единого Высочайшего и Вечного - проявляется, как Авалокитешвара (или Проявленный Ишвара), который и есть Озирис египтян, Ахурамазда Зороастра, Небесный человек Герметической Философии, Логос платоников и Атман ведантистов. Фохат, проходящий через все семь принципов Акаши, действует, как сказано выше, на проявленную субстанцию или Единый Элемент и, дифференцируя его на различные центры энергий, пускает в ход закон Космической Эволюции, который в повиновении Представлению Всемирного Разума, вызывает к жизни все разнообразные состояния бытия в проявленной Солнечной Системе».(1,т.1,с.158)
О том, каким образом эти носители Разума участвуют в Космической Эволюции речь пойдет в последующих главах.
Список использованной литературы
1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17. - " - , Агни-Йога, - " - .
18. - " - , Беспредельность, - " -.
19. - " -, Иерархия, - " -.
20. - " -, Сердце, - " -.
21. - " -, Мир Огненный, - " -.
22. - " -, Аум, - " -.
23. - " -, Братство, - " -.
24. Е И. Рерих, Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25. Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26. Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27. АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28. В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
т ом., М, 1963-1966, т.4.
29. Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33. Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44. И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45. Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,
_____________
* Вторая часть – размещена в Проза.ру 18 августа 2013 г.
Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4
Свидетельство о публикации №113081801500