О вовлеченности автора в повествование

О вовлеченности автора в повествование на материале четырех стихотворений В.Кушнир

Одно из слагаемых поэтичности - субъективность или отражение авторского взгляда на мир в скрытой или явной форме, передача отношения автора к тому, о чем он пишет. Без этого присутствия поэта в стихотворении оно выглядит сухо, если и технически правильно, то все равно безжизненно, излишне академично. Читая стихи Веры Кушнир, я обратил внимание на один способ, с помощью которого она закладывала в свою лирику этот свой авторский взгляд - глаголы восприятия. Догадку свою я проверил на примерно 7-8 стихотворениях, в них я встретил очень частое повторение глагола "видеть", также несколько раз встретился глагол "слышать" и подобные им. Думаю, если расширить выборку и проанализировать несколько десятков произведений, в них обязательно повстречаются также и "ощущать", "чувствовать", что-нибудь вроде "наслаждаться запахом", "ощупывать" и т.п. Приведу несколько примеров. Стихотворение "Июнь", с.240 (номера страниц привожу по изданию "Стихотворения в двух томах", т.1, Titel-Verlag, 2006):

- И гор не видно с маленькой веранды
- А я не уследила за движеньем
- Я замечала (вам признаться можно)
- Через туман я вижу неба своды
- И вечность вижу со своей веранды

На пять строф пять упоминаний. Думаю, это значение превышает среднестатистическое. Что благодаря этому достигается? Автор передает первый слой восприятия мира, не "я думаю", а "я вижу". Это не рациональная аналитика, это спонтанная непосредственность. Стихотворение не безлично, здесь не "видно", "заметно", а "я вижу", "я замечаю". Что видит и замечает автор? Цветы, туманы, течение времени, морщины и седина, семья - это все составные его личного круга жизни и опыта, но не опыта другого человека или вообще какой-то группы людей. Непосредственность плюс субъективность плюс фиксирование моментов из потока своего собственного бытия равно лиричность. Запомним это. Приведу примеры из нескольких других стихотворений. Следующим в сборнике идет "Туман в саду", с.241, вот улов глаголов восприятия из него:

- Не видно солнца и сосна густая
- В ставочек глядя, в нем не отразилась
- Мне ничего не видно за туманом
- "Доверься Мне!" - я слышу утром рано
- И днем и ночью сердце это слышит

Здесь интересно то, что по сравнению с предыдущим стихотворением изменилось соотношение при прежнем количестве: глаголов восприятия по-прежнему пять на пять строф, но среди них затесались два глагола "слышу", "слышит". Объясняется это легко: описывается туман, в котором "не видно солнца" и "мне ничего не видно за туманом", поэтому на первый план выходит другой способ восприятия - слух. При этом сохраняется точка взгляда на мир "от автора". Следующее стихотворение "Две сцены", и снова в нем есть хотя бы парочка глаголов восприятия:

- Чей это властный слышит она голос?
- И я смотрю на пестроту костюмов
- И слышу грохот музыки народной

Иду далее по сборнику не перескакивая и не сворачивая, "День в октябре":

- Гляжу: нет-нет и воду клюнет
- И шишек треск в прохладе слушать
- И потому насытив взор

Здесь мы видим (это встречалось и в прошлых стихотворениях, но там я не отмечал этого), что автор употребляет не только глаголы, но и существительные восприятия - "взор".

Больше примеров приводить не буду, но поверьте, буквально в соседних стихотворениях подобная лексика встречается тоже. Отмечу, что наряду с упомянутыми глаголами "видеть", "слышать", "замечать", в них вкраплены также подобные им "мне вспомнилась", "мне кажется", "мне знаком", "мне говорят" и т.п. Вся эта лексика льет воду на мельницу субъективности, она привносит авторское присутствие между строк стихотворения. Попробую в качестве вывода сформулировать практический совет для себя и других поэтов: при написании лирики, в частности, пейзажной, лучше писать не отстраненно, беспристрастно и даже отчужденно на уровне "видно", "заметно", "слышно" (при этом эти слова могут отсутствовать), но вовлеченно, субъективно на уровне "я вижу", "я замечаю", "я слышу" (опять же, эти слова можно не использовать, но важно занять такую позицию повествования).

P.S. Предположение подтвердилось: буквально через пару страниц на с.246 в стихотворении "Следы и плоды" встретилось "на ощупь" (см. о моем предположении первый абзац заметки), а вместе с ним "разглядев", "куда глядят глаза" и т.п.

17.08.2013


Рецензии