Языческая ночь

Долго думал, и в голову пришла незатейливая мысль, как же легко мы, люди, расстаёмся со своим прошлым, со своими старыми богами, верой, убеждениями.
Год 988, привнесённая извне «Мировая» религия победно шагает по сожженным капищам, порубленным топорами идолам Древних. Днепр объявлен купелью всея Руси, греческий поп – паханом церковной группировки, а несчастный странник, пытавшийся привнести в мир каплю добра, разумом Каифы и слабостью Понтия казнён и объявлен светом в окне.
Род, Велес, Леля, Сварог, Стрибог, Перун и прочие объявляются демонами и исчадиями тьмы. Знакомо? Измазать в дерьме старое, навязать новое, не всегда своё и совсем не обязательно лучшее. Далее проходит тысяча лет, и вот уже нет веры иной, как вера в INRI.

Год 1991. Развал-распад СССР. Всё те же топоры, огонь и дерьмо, как средство ретуши.
Прошло всего 20 лет, и вот уже не было той эпохи красных стягов и свершений, воронков и беломорканалов, повального лицемерия и невероятной по своим масштабам ГОЭЛРации.
Быстро забываем, легко меняем, активно притворяемся. Закономерно, всё как у людей.
Но аукнется, уверен. Иваны, не помнящие родства, не достойны уважения. Да и жить им совсем не обязательно.

Языческая ночь

Я закрываю ставни звуков и открываю сердца поры.
Несу себя уснувшим лугом, суровым первозданным бором.
Пустынна ночь, струится воздух, изюмно-булочной ванилью,
змеёй вплетающейся в поддых молочно-ландышевой пылью.
На берегу реки бессонной, где вётлы моют босы ноги,
звучат сквозь время песни-стоны. Костёр. Языческие боги.
Перебирая звезды-чётки, плывут в тумане чьи-то руки.
Смеются ртов звериных глотки в беззвучном планетарном стуке.

Огонь! В нём будущего строки. Он потуг ждёт земного лона.
Гуляет шайка козлоногих, тех, кто объявлен вне закона.
Не помышлявших о награде, за Русь стоявших по-медвежьи,
таких, как Леля - "ведьма свадеб", и Сварог - "демон порубежья".
Летят забытые напевы под всплески белопенной браги,
тех, что пришли в сей мир до Евы, до рождества того сердяги.
Гуляйте, демоны, до срока! Пляшите, пойте у могилы!
Червям, забывшим об истоках, недолго мучить лик светила.

Разверзнутся всё те же хляби и погребут под толщей ила
помёт бесславного бродяги, что небесам хвалился силой.
Седую ночь в дырявом платье, богов вчерашней Ойкумены,
вплетая волосы галактик в тугие локоны вселенных.


Рецензии
Вы поднимаете очень важную тему, и в вашем стихотворении есть хорошие строки, скажем, как стоять за Русь по-медвежьи, и есть общее настроение, которое воспринимается подсознанием, т.е. смутные образы рождаются, но, честно, стихотворение немного грубовато. Я приглашаю вас к себе в раздел. Я написала по стихотворению с описанием каждого языческого праздника, на котором побывала. Хотя большая часть этих стихов написана в жанре лубка, возможно, смысл языческих праздников и традиций станет понятней - я их объясняю простым языком. В языческих обрядах нет грубости. Спасибо волхвам, что они эти обряды восстановили. А что до русского духа, то думаю, что наиболее ярко он воплотился в поморах - в потомках древних новгородцев, сбежавших на север от репрессий Ивана Грозного. На севере никогда не было крепостного права, там все-таки другой культурный уровень, во всяком случае, среди потомков древних поморов. Мое стихотворение "Тетя Люся" - это мое впечатление об общения с поморами и, в том числе, с конкретной тетей Люсей.
Вам нужно бы съездить на русский север за впечатлениями.

Ольга Славянка   24.09.2014 23:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга. Замечания приняты.
В поездке на север не вижу нужды, поскольку изъездил
весь Урал, лазил в самые дебри, где люди майонез не видали.
Слушал старух с их байками, рос у деда на заимке в Коми.
Не думаю что севера чем-то чище, просветлённее.
Да и возможности пока нет.
С уважением.

Евгений Староверов   25.09.2014 03:49   Заявить о нарушении
Конечно, когда будет возможность. Но у меня сложилось другое впечатление. Поморская культура стоит немножко особняком. Это своего рода уголок "Западной Европы" на территории России. В настоящее время поморы вымирают и вмести с ними умирает поморская культура. Главным образом, это связано с тем, что поморам запретили ловить рыбу, а испокон веков поморы жили рыболовством. Оно давало огромную прибыль по тем временам - поморы были самыми богатыми крестьянами России. Отдельным крестьянским семьям принадлежали двухэтажные, а иной раз, фактически и трехэтажные дома размером с современные бараки. Найдите где-нибудь в Интернете фотографии домов крестьян, перенесенных в Малые Карелы. У многих крестьян были собственные корабли. С другой стороны, Белое море коварно и многие тонули. Поэтому поморская культура развивалась на основе материального богатства и постоянной борьбы со стихией, т.е. ежедневного столкновения с крайней опасностью. И еще одним фактором являлись тесные торговые и культурные связи с Норвегией, не говоря о том, что многие русские поморы женились на норвежках. Сейчас там население делится на коренное поморское и "пришлое". Коренное - это те, чьи предки переселились туда много веков назад. Пришлое - это те, кто приезжает туда сейчас, причем туда приезжают, в первую очередь, неудачники, которые не могли найти себе жилья в другом месте - эти ничем не отличаются от прочего населения России.

Если говорить о коренных поморах, то я, со своей стороны, вижу у них специфические черты, которые редко встречаются у остальных. В первую очередь, это интерес к своей истории и своим родословным. Поморы считают своими родственниками тех, кто имеет ними общих предков в 4-ом или 5-ом колене. Время от времени они собираются родом вместе. Есть гордость своим происхождением, которая для других мест не типична. Далее, поморы вежливей и доброжелательней, чем, скажем, публика в Москве. И гораздо гостеприимнее. Видимо, традиции северного гостеприимства сложились исторически: из-за крушения кораблей их предки время от времени оказывались в одиночестве, без денег, без теплой одежды и не выжили бы без помощи других людей. И эта
традиция бескорыстной помощи незнакомым людям осталась, хотя она тоже гаснет. Традиции бескорыстной помощи держались и на том, что поморы были богаче остального населения России, им эта помощь не была так обременительна.

Поморы были образованней других крестьян России. И этот культурный уровень сохраняется в семьях. Поморы, в среднем, больше интересуются художественной литературой, чем население других областей. Та поморская крестьянка, которой я посвятила свое стихотворение, родилась и всю жизнь прожила в деревне, а в городах бывала лишь проездом. Она мне читала наизусть стихи Марины Цветаевой и Омара Хаяма.

Ольга Славянка   25.09.2014 11:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.