Не повторять. Опасно

Да, в стихах возможно и допустимо всё; любые технические ошибки могут стать необходимыми средствами выражения. Но лишь у некоторых, у единиц. Поразительный пример этого: недавно обнаружила, что в стихотвореньи Лермонтова «Молитва» — «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...», 1837 года — особый, неповторимый ритм создан не чем иным, как смещением, «провалами» ударений. Прямо с ходу: второе слово, да какое — сакральное по значимости, а по контексту — обращение, и не с чем-нибудь, а с молитвой — это слово «провалено» в безударную часть дактилической стопы. Нет на нём ударения по ритму стиха /а первый слог, тот, на который ударение падает — «я»/.

Дальше больше, хлеще. В 3-й - 5-й строках в первой стопе ударения вообще нет. Сплыло. На эту ритмическую конструкцию попадает анафора: «Не...». В 3-й - 4-й строках во _второй_ стопе ударение нормальное, дактилическое, на первом слоге. А в 5-й строке, с этой же анафорой, вдруг раз! во второй стопе возникает ещё одно ударение, второе, лишнее. И в этом месте идёт ассонанс, повтор чередования гласных. Звучание напоминает то, что описывал Бадди Гласс, говоря о стихах Симора: посреди стихотворенья поэт вдруг взял и заиграл на рожке, будто открылась дверь и необычайно чисто прозвучало несколько тактов: «Не за свою молю душу пустынную...»

В начале следующей строки ударение попадает на второй слог стопы вместо первого. В начале 3-й строки этой строфы — опять такая же ритмическая фигура, как в первой: нет ударения в первой стопе, лишнее во второй: «Но я вручить хочу деву невинную...» /и снова ассонанс, но другой по рисунку/.
В начале третьей строфы, как и в начале 2-й строки стихотворенья, ударение перемещается на 3-й слог стопы, вместо дактиля — наоборот, анапест: «Пред Твоим образом...», «Окружи счастием...»

И в предпоследней строке в первой стопе снова пропадает ударение, а во второй стопе появляется лишнее. И снова повтор чередования гласных, только ударение на этот повтор не попадает. Это — в словах о смерти; в конце молитвы: «Ты восприять пошли к ложу печальному...»

Не художественный приём, а _почва и судьба_, настоящие перебои дыхания.


2012-13


Рецензии
Очень вдохновила Ваша рецензия! Спасибо за столь трепетное отношение к нашему наследию!

Яхьяев Джабраил   28.03.2015 22:50     Заявить о нарушении