Синдром
Я ТАК называю невозможность навещать могилы близких людей.
И эта невозможность имеет многие причины, одна из которых – ненавистные «конфликтные территориальные зоны».
И, боюсь, что этим «синдромом» теперь заражены не только армяне, ( он, синдром, в моем восприятии теперь будет называться НЕ «армянским», а «синдромом обезумевших», т.к. «конфликтные зоны» размножаются, увы(!), по всей Планете…)
Но я сейчас не о «зонах» хочу писать, а о простом человеческом качестве, благородстве и чувстве собственного достоинства, наличие которых обеспечивает качество не только личности, но и всего народа.
В одно из мгновений сильной тоски по своим близким, ушедшим в мир иной и, не имея возможность посещать их могилы, я отправляюсь на городское кладбище.
Там подхожу к первой, попавшей на глаза, «заброшенной» могиле, привожу её в порядок, рассыпаю на холмике принесенные с собой цветы, зажигаю свечи и ладан и… молчу…
Но молчание моё лишь внешнее. В это время я беседую со всеми теми, кто в «настоящем мире», а не в этой иллюзорной, где сейчас физически нахожусь я…
И наш материальный мир называю иллюзорным, т.к. всё, что имеет свойство кончаться, быть конечным – иллюзорно. И только мир, куда отправляются наши уставшие от конечного, и материального, Души, я называю н а с т о я щ и м…
Мои беседы тянутся недолго. Их время длится в зависимости от того, с кем я начинаю беседовать, какие вопросы задаю, какие ответы «получаю», что им рассказываю о тех событиях, которые происходят в их отсутствие в нашем, иллюзорном мире…
…И, вдруг, вижу похоронную процессию.
Хоронят кого-то…
Печальная реальность.
Вот оно, подтверждение моим размышлениям: кто-то уходит из мира нашего, иллюзорного… уходит в настоящий мир, в вечность…
Но что-то странным мне показалось в этой процессии.
Прекращаю свои «беседы» с «обитателями вечности» и внимательно смотрю в сторону процессии. ЧТО же привлекло мое внимание, и ЧТО показалось мне странным в ней?
Слишком много народа, провожающих «уходящего»…, вот ЧТО странно.
Сейчас ТАК не хоронят. Предать земле покойника пришли человек сто, не менее…
Но, не это самая главная странность.
А то, что впереди процессии несут крест, что значит - покойный христианин, о чем подтверждает и медленно идущий за покойником, христианский священник в рясе, но…
В процессии одни… мусульмане! Это НЕ трудно определить. Провожая покойников, мусульмане мужчины НЕ снимают головные уборы. Наоборот, даже те из них, кто никогда не носит головные уборы, в знак уважения к покойнику во время похорон накрывает свою голову.
И еще одна особенность; в мусульманских похоронах женщины на кладбище не ходят.
Хоронят одни мужчины. (Думаю, в этом есть большая мудрость: они оберегают своих женщин от душераздирающих сцен).
Но здесь, в этой процессии, немного иначе все происходило. Женщины были. Но они не подошли к месту захоронения, а тихо стояли поодаль.
Я не считаюсь любопытным человеком, но «нестандартность» похоронной процессии привлекла мое внимание, и я стала наблюдать за всем происходящим.
Священник начал читать молебен за упокой Души усопшего. Оказалось, это русская пожилая женщина. Затем мужчины поочередно говорили о качествах усопшей, которые она показала при жизни. Все говорили с большим уважением.
Когда процесс захоронения закончился и над холмиком стоял крест, все мужчины отошли в сторону и к холмику подошли женщины. Они поправляли многочисленные венки и цветы на могиле и тихо о чем-то говорили.
Никто не плакал, не «убивался». Все ритуальные действия делались спокойно, с достоинством.
Я «набралась смелости» и подошла к женщинам.
От них узнала незамысловатую историю: усопшая была русской женщиной. Прожила девяносто
лет. Во время Великой Отечественной была медицинской сестрой на фронте. Там и познакомилась с раненым солдатом адыгом. После войны, с ним, в качестве его жены приехала к нему на родину. Бог им детей не дал. А муж умер рано, еще в пятидесятых годах прошлого века. Молодая жена осталась в родном очаге мужа, с его родственниками. Так и жила с ними, выучив их язык, их обычаи и устои. Жила РОДНЫМ человеком, ухаживая и воспитывая многочисленных племянников мужа…
Не знаю, почему она НЕ уехала в свои края.
Может, никого из близких, не осталось….
А может быть, любовь к мужу и к его родне была столь велика, что она не смогла от них уехать… Но факт остается фактом: не имея никакого кровного родства с этими людьми другого этноса, она осталась жить с ними.
И не просто жить, а жить, как с родными!
А, ведь, с плохими людьми НЕ породнишься, как бы ты этого не захотел…
… Я уходила из кладбища с осветленной Душой…
Ибо, поняла: наш материальный мир НЕ иллюзорен! Он и есть самый настоящий и ВЕЧНЫЙ!
Пока в нем есть люди, честь и благородство, которые, ставят выше всяких материальных благ.
Пока есть люди хоронящие «чужаков», будут и люди, ухаживающие за «чужими» могилами…
Такие люди – качественные люди!
А качество народа определяется качеством его сыновей и дочерей.
«Синдром» отступает, люди! (КАК бы того не хотели НЕкачественные люди…)
Свидетельство о публикации №113081503980
ТОЛЬКО поэт,мудрость и человеколюбие которого неоспоримы.
Я под сильным впечатлением от прочитанного.Спасибо
Ефрем Гольдштейн 16.08.2013 07:50 Заявить о нарушении