О личности А. С. Пушкина -1. Анненков П. И

  ПРЕДИСЛОВИЕ.
 
  Рассматривать личность А.С.Пушкина как поэта и как человека необходимо с разных углов зрения, и этим занимаются не только пушкинисты - литературоведы, историки, критики, но и врачи, психологи и психотерапевты, и все их работы вызывают у нас  огромный интерес.

  В этом эссе мне хотелось собрать и показать разные, иногда диаметрально противоположные, мнения нескольких серьёзных исследователей ЛИЧНОСТИ поэта:
 
 - основоположников пушкинистики П.И.Анненкова (1813-1887) и
 П.И. Бартенева(1829-1912);
   
 - историка, писателя  и врача В.В.Вересаева (1867-1945);

 - русского учёного, психолога, психиатра и педагога, д-ра медицины профессора
 И.А.Сикорского (1842-1919);
 
 - известных патографов, изучавших поведение творческих людей: русского психофизиолога д-ра Г.В.Сегалина (1878-1960),
врачей-психиатров Я.В.Минца и современного психиатра-патографа А.В.Шувалова;

 - российского писателя, учёного, философа, геронтолога, педагога, художника и психолога А.Ю. Афанасьева (1950 – 2005), нашего современника, основоположника психософии.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

                П.И.АННЕНКОВ О ПУШКИНЕ.

  Первое научное истолкование жизни и творчества великого поэта, основанное на текстологическом изучении доступного ему в то время рукописного наследия, мы находим на страницах книги русского литературного критика, историка литературы и мемуариста  Павла Васильевича Анненкова (1813-1887)- «Материалы к биографии А.С.Пушкина» (1855).

  Этот труд заключает в себе опыт исследования внешней и внутренней биографии  писателя, истории его содержания и способов творчества.

  Наряду с В. Г. Белинским,  Анненков  является  первым учёным – пушкинистом, основоположником всей последующей исследовательской литературы о Пушкине.

  "Если за Белинским остаётся заслуга первой критической оценки Пушкина в связи с развитием новой русской литературы, то прекрасное  начало научному  истолкованию художнической деятельности поэта в связи с событиями его жизни положено было, без сомнения, П. В. Анненковым".
 
[Академик  Л.Н.Майков,  Пушкин.  СПб.,  1899, с. 319.].



           О РАБОТЕ АННЕНКОВА «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БИОГРАФИИ ПУШКИНА»

  Материалом для подробной биография Пушкина послужили бумаги самого поэта, письма о нём к разным лицам, записки о нём брата его Льва Сергеевича и других лиц,  близких Пушкину.

  Ходячие  представления современников о личности  Пушкина сводились, в общем, к тому, что это был "гуляка праздный", только поэт, птица певчая.   
«Тенденция видеть в Пушкине "прежде всего поэта", "преимущественно поэта", "только поэта" скрывала на самом деле недооценку и творчества, и ЛИЧНОСТИ Пушкина.
 
  Если при разборе пушкинских бумаг современники, наиболее близкие, могли  удивляться: "Пушкин - мыслитель, кто бы мог подумать!", то в книге  Анненкова,  написанной на основе тех самых бумаг, развёртывались труды и дни литературного  труженика, человека государственного ума, философских наклонностей, историка-исследователя...

  Для живого воссоздания наиболее полной и объективной внешней картины жизни   Анненков «в течение ряда лет посещал лиц, знавших Пушкина, и переписывался с ними, раздобывая от них часто буквально по крупицам тот биографический материал, которым они располагали».

  Анненков работал с рукописями и письмами Пушкина, опрашивал современников поэта, проводил обследование современной поэту прессы, а  также  анализировал произведения Пушкина в контексте историко-литературных, моральных и эстетических суждений, разбросанных в его статьях и черновиках.

  Рядом с фактами жизни прослежены многие любопытные особенности его творчества.  Присматриваясь к почерку поэта, к его портрету, к рисункам, которые он иногда рисовал на полях своих рукописей, читатель получил возможность как бы перенестись в мастерскую великого поэта, из которой вышли бессмертные создания его гения.
 
  Образ Пушкина - человека, поэта, историка, критика, полемиста, черты его житейского и литературного облика влились в единый, цельный портрет, заняли в книге своё место, не нарушая гармонии общего впечатления.

  Жизнь Пушкина впервые была показана в "Материалах" в сложном единстве семейно-родового и личного, исторически обусловленного и психологически-индивидуального,  общего и особенного.   

  Анализируя произведения поэта, Анненков доказывает, что «поэзия была для Пушкина страстью, свободным, органическим проявлением его натуры, делом, без которого он бы не мог жить и дышать. "Звуки, по собственному его выражению, - беспрестанно переливались и жили в нём, и он внимательно прислушивался к ним и наслаждался ими почти без перерыва. Это было важное дело его жизни…".

  Живое понимание глубокой уникальности поэзии Пушкина, её значения как нормы национального русского искусства сочетается в книге Анненкова со стремлением раскрыть для читателя как биографический подтекст произведений поэта - те "тонкие нити", которые связывают их с "воспоминаниями сердца", с "душой" самого автора, - так и их "историко-литературную подпочву", а также восприятие его современниками.

  Анненкову удалось тонко передать многие черты человеческого облика поэта - его внешнюю простоту, общительность, благородное прямодушие, свойственную ему постоянноую потребность в дружеском общении и откровенности, полное отсутствие зависти к таланту других, внимательное и отзывчивое отношение к современникам и младшим товарищам по перу: "В обхождении Пушкина была какая-то удивительная простота, выпрямлявшая человека и с первого раза установлявшая самые благородные отношения между собеседниками".
 
Способность Пушкина радоваться чужому дарованию, его внимательное отношение к младшим, начинающим писателям-современникам Анненков иллюстрирует на примере его  отношения к Дельвигу, Баратынскому, Языкову, Кольцову, Гоголю.


  Умение воссоздать живой образ Пушкина - поэта и человека - в его неповторимом обаянии, показать богатство и разнообразие предметов, постоянно занимавших его мысль, свойственную этой мысли кипучую энергию, щедрость и богатство натуры поэта - все эти особенности анненковских "Материалов" обеспечили им сочувственное внимание современников, высоко оценивших труд Анненкова.


  Вместе с тем, Анненков, как он сам многократно разъяснял, «проводил резкую разделительную черту между Пушкиным-поэтом и Пушкиным-человеком», причём, если  Пушкин-поэт вызывал безусловное восхищение и преклонение Анненкова, то многие   черты Пушкина-человека Анненкову были глубоко чужды.
 
  К таким чертам относятся его мятежные, непокорные, бурные, вольнолюбивые порывы, претившие Анненкову - умеренному западнику и либералу-просветителю, а также сама "ренессансная" стихия личности Пушкина, «свойственная ему глубокая страстность, чувственная откровенность, склонность к открытому, свободному проявлению своей натуры, могучая энергия выражения своих симпатий и антипатий, любви и ненависти без оглядки на принятые светские условности, на ходячую мораль и религиозные представления той эпохи».

  «Предприимчивое удальство и молодечество,- писал по этому поводу Анненков,- необыкновенная раздражительность, происходившая от ложного понимания своего достоинства и бывшая источником многих ссор; беззаботная растрата ума, времени и жизни на знакомства, похождения и связи всех родов - вот что составляло основной характер жизни Пушкина…» (!)

  Определяя жизнь поэта как "полную  контрастности", Анненков, при всём своём стремлении к полноте и объективности в изображении внутренней жизни поэта, ставил своей задачей очистить его образ от "проявлений раздражённого, буйного и скандалёзного творчества", которые, по мнению биографа, нарушали "непогрешимую  чистоту всех мыслей и поэтических замыслов" Пушкина, ибо они "не выражают ни  настоящей его природы, ни его развития, ни даже подлинного его настроения в минуту, когда писаны", но являются «детищами брожения и замашек его времени», «произведениями таланта, неверными самому себе».
    [П.  В.  Анненков  и  его  друзья, с. 437 - 438, 440.].
 
  У Анненкова, несмотря ни на что, поэт возвышен!
 
  Параллельно с Анненковым, одним из основателей пушкинистики был его современник, историк-археолог, библиограф и литературовед Бартенев П.И. (1829-1912).

  Он вёл записи рассказов современников поэта о Пушкине, писал статьи, монографии, посвящённые Пушкину, чем внёс неоценимый вклад в пушкинистику:

 - «Рассказы о Пушкине, записанные П.И.Бартеневым»
;

 - «Пушкин в южной России»-  

  Прочитайте эти работы!

  Оказаться рядом с великим поэтом в его жизни, погружаясь в воспоминания, переписку, дневники и рассказы его современников, которые мы находим в трудах  первых пушкинистов, - ни с чем не сравнимое удовольствие!


***
14.08.2013 г.


Продолжение во второй главе "Вересаев о Пушкине": http://stihi.ru/2013/08/15/2639


Рецензии
Любушка, начала читать данную "Пушкиниану" - с большим удовольствием м интресом. Вновь поражаюсь грандиозности личности Пушкина и... вдруг вспоминаю, что он ушёл из жизни совсем молодым (по нашим меркам) человеком! СКОЛЬКО ЖЕ ОН УСПЕЛ за свою короткую жизнь! Вот ты перечислила грани его таланта во фразе: "...Образ Пушкина - человека, поэта, историка, критика, полемиста...".
Между прочим, мы уже давно подметили, что люди прошлых веков, имея мЕьшую, в отличие от современных людей, продолжительность жизни, успевали совершить гораздо больше за свой короткий век. Взять того же Лермонтова, который прожил ещё меньше Пушкина, и столько оставил после себя прекрасных литературных произведений, а ещё он и рисовал прекрасно.
Конечно, я говорю о людях, наделённых Божьим даром.
Спасибо тебе, Люшенька! Ты делаешь большое дело (и когда только успеваешь?) С твоими работами следует специалистам-пушкинистам знакомиться! Такой труд колоссальный!
Люб, я пред тобой преклоняюсь!
С уважением и любовью,
Галя

Галина Сафиулина   05.09.2013 02:47     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Галочка, за прочтение этого материала и добрый отзыв!
Мне кажется, что нам, любителям русской словесности, графоманам, поэтам и писателям - всем нам время от времени нужно освежать наши знания и представления о наших гениях. Время диктует своё, наука идёт вперёд, защищаются новые диссертации, появляются новые работы психологов, психоаналитиков, историков, искусствоведов и литературоведов, развиваются прикладные направления и т.д.

Мне хотелось, прежде всего, пополнить свои знания и поделиться ими с желающими.

С теплом и добром,
Люба.


Серопова Любовь   06.09.2013 22:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.